Показатели эффективности логистической системы. Алесинская T.В. Основы логистики: Использование показателей логистической деятельности Показатели логистической деятельности помогают менеджерам

Для поддержания высокой конкурентоспособности логистическая цепь (ЛЦ) должна постоянно развиваться и совершенствоваться. Для этого необходимо иметь способ определения следующих моментов:

1) насколько хорошо ЛЦ работает в настоящее время;

2) в каком направлении следует усовершенствовать ЛЦ;

3) насколько успешно проходит процесс преобразований ЛЦ в выбранном направлении.

Ответы на все эти вопросы можно получить, анализируя показатели логистической деятельности, т.к. они отражают в сжатой форме состояние функционирования логистики. Показатели могут быть прямыми или косвенными, абсолютными или относительными. Косвенные показатели часто связаны с финансами, например, рентабельность или период окупаемости. С одной стороны финансовые показатели легко определяются, выглядят убедительно, позволяют производить сопоставление полученных результатов, дают общую картину текущего состояния ЛС, пользуются популярностью. Но при этом они имеют ряд существенных недостатков: они отражают прошлые результаты, медленно реагируют на изменения, зависят от ряда бухгалтерских приемов, не учитывают важных аспектов логистики, не показывают конкретные проблемы и способы их устранения. Прямые показатели больше подходят для анализа причин сложившейся ситуации и поиска управленческих решений. К ним относятся: вес доставленных грузов, скорость оборачиваемости запасов, расстояние перевозки груза, количество невыполненных заявок, количество нарушений условий поставки.

Абсолютные показатели включают единичные (например, объем сбыта или наличия) и суммарные (показатели баланса, цифры доходов и расходов) показатели. Относительные показатели делятся на удельные (отношения значений параметров к общему числу каких-либо объектов), взаимосвязанные (соотношения друг с другом разных величин), индексы (соотношения друг с другом однородных величин, в знаменателе находится базовая величина).

К наиболее общим показателям деятельности цепей поставки относятся показатели, характеризующие мощность ЛЦ и производительность.

Мощность ЛЦ и коэффициент использования мощности

Мощность ЛЦ не является заданной неизменной величиной, как это может показаться на первый взгляд, а действительно показывает эффективность организации использования ресурсов. Дело в том, что мощность, во-первых, зависит от способа использования ресурсов, а во-вторых, меняется со временем. Например, профессионализм или непрофессионализм менеджеров может соответственно увеличить или снизить пропускную способность предприятия при одних и тех же имеющихся ресурсах. Кроме того, в течение рабочего дня работоспособность сотрудников снижается, что приводит к снижению мощности. В связи с этим, выделяют проектную, эффективную и фактическую мощность.

Помимо абсолютного значения мощности для анализа эффективности логистической деятельности используется коэффициент использования мощности , показывающий долю проектной мощности, используемой фактически.

Производительность - один из наиболее широко используемых показателей. Выделяют несколько типов производительности:

общая производительность - отношение общей пропускной способности к общему количеству использованных ресурсов. Недостатки : использование денежных единиц измерения для сопоставления числителя и знаменателя, что приводит к зависимости от бухгалтерских приемов; трудности точного определения значений для всех используемых составляющих, особенно нематериальных, таких как квалификация сотрудников, состояние окружающей среды, репутация фирмы; невозможность выделения наиболее важных факторов;

частичная производительность - отношение общей пропускной способности к числу единиц конкретного использованного ресурса, а именно:

производительность оборудования : число рейсов фургона; вес груза, перевезенного грузоподъемником; расстояние, которое пролетел самолет;

производительность труда : число доставок продукции на одного сотрудника; число перевезенных тонн за одну смену; число заказов, отгруженных за час работы;

производительность капитала : число хранящейся продукции на каждую денежную единицу инвестиций; число доставок на каждую единицу капитала; пропускная способность на каждый рубль, инвестированный в оборудование;

энергетическая производительность : число доставок на литр топлива; объем хранимой продукции на киловатт-час электроэнергии; добавленная стоимость на каждую денежную единицу, затраченную на единицу энергии.

Логистические затраты (издержки) - это сумма всех затрат, связанных выполнением ЛО: размещением заказов на поставку продукции, закупку, складирование поступающей продукции, внутрипроизводственную транспортировку, промежуточное хранение, хранение ГП, отгрузку, внешнюю транспортировку, а также затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы, на передачу данных о заказах, запасах, поставках.

Классификация логистических затрат приведена на рис. 6.

Рис. 6.

Прямые затраты могут быть непосредственно отнесены на продукт, услугу, заказ или другой конкретный носитель.

Косвенные затраты могут быть непосредственно отнесены на носитель только с помощью выполнения вспомогательных расчетов.

Регулируемые издержки - издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответственности (подразделения).

Нерегулируемые издержки - издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя, поскольку эти издержки регулируются на уровне компании в целом или во внешнем звене (на другом предприятии) ЛЦ.

Продуктивные затраты - затраты на работу, направленную на создание добавленной ценности, которую хочет иметь потребитель и за которую он готов платить.

Затраты на поддержание логистической деятельности сами по себе не создают ценности, но они являются необходимыми, например, затраты на транспортировку, оформление заказов, проверку работы сотрудников, ведение учета продукции.

Затраты на контроль - затраты на мероприятия, направленные на предотвращение нежелательных результатов обслуживания потребителей.

Убыточные затраты - затраты на работы, которые не дают полезных результатов (простой, ожидание).

Вмененные затраты (затраты упущенных возможностей) характеризуют упущенную выгоду, потерю прибыли от того, что ресурсы были использованы определенным образом, что исключило применение другого возможного варианта.

Частичные затраты - это относимые на определенный продукт, заказ, сферу деятельности части затрат, выделенные по определенным признакам.

Фактические затраты - затраты, действительно приходящиеся на данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых заказов.

Нормальные затраты - средние затраты, приходящиеся на данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме обслуживания.

Плановые затраты - затраты, рассчитанные для определенного объекта и определенного периода при запланированной программе обслуживания и заданной технологии.

Другие показатели . Для каждой функциональной области логистики выделяют конкретные показатели, например:

· для закупочной логистики - затраты на осуществление заказа, стоимость закупленных материалов, размер полученных скидок, число операций на одного сотрудника, число ошибок, количество постоянных поставщиков, надежность поставщика, возможность внеплановых поставок, условия оплаты поставок, рейтинги поставщиков, качество поставляемой продукции;

· для транспортной логистики - надежность доставки, общее время и общее расстояние доставки, затраты на доставку, степень удовлетворенности заказчиков, частота обслуживания, количество убытков и повреждений, время на погрузку и разгрузку, общий перемещенный вес, число ошибочных доставок, размеры и грузоподъемность подвижного состава, профессионализм водителей;

· для логистики складирования - оборачиваемость запасов, средний объем запасов, загрузка складской площади, доля заказов, удовлетворяемых из запасов, доля общего спроса, удовлетворяемого из запасов, время выполнения заказа, ошибки при комплектации заказов; возможность специальных условий хранения.

Институт транспорта и связи
ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ
«Показатели логистической деятельности »
Составитель: Баранова Людмила Владимировна,
Mg.oec
11. Виды показателей логистической деятельности
2. Использование показателей логистической
деятельности
2.1. Выбор показателей логистической деятельности
2.2. Сравнение показателей логистической
деятельности
3. Методы оценки логистических затрат и пути их
оптимизации
3.1. Особенности учета издержек в логистике
3.2. Методы анализа и пути снижения уровня
логистических затрат
2

1. Виды показателей логистической деятельности

Для поддержания высокой конкурентоспособности ЛЦ должна постоянно
развиваться и совершенствоваться. Для этого необходимо иметь способ
определения следующих моментов:
насколько хорошо ЛЦ работает в
настоящее время
в каком направлении следует
усовершенствовать ЛЦ
насколько успешно проходит
процесс преобразований ЛЦ в
выбранном направлении
Рис.1. Направления анализа ЛЦ
Ответы на все эти вопросы можно получить, анализируя показатели
логистической деятельности, т.к. они отражают в сжатой форме
состояние функционирования логистики. Показатели могут быть
прямыми или косвенными, абсолютными или относительными.
3

Абсолютные
Прямые
единичные
суммарные
Косвенные
удельные
Относительные
взаимосвязанные
индексы
Рис.2. Виды показателей
4

Косвенные показатели часто связаны с финансами, например,
рентабельность или период окупаемости. С одной стороны финансовые
показатели легко определяются, выглядят убедительно, позволяют
производить сопоставление полученных результатов, дают общую
картину текущего состояния ЛС, пользуются популярностью. Но при этом
они имеют ряд существенных недостатков: они отражают прошлые
результаты, медленно реагируют на изменения, зависят от ряда
бухгалтерских приемов, не учитывают важных аспектов логистики, не
показывают конкретные проблемы и способы их устранения.
Прямые показатели больше подходят для анализа причин сложившейся
ситуации и поиска управленческих решений. К ним относятся: вес
доставленных грузов, скорость оборачиваемости запасов, расстояние
перевозки груза, количество невыполненных заявок, количество
нарушений условий поставки и т.п.
Абсолютные показатели включают единичные (например, объем сбыта
или наличия) и суммарные (показатели баланса, цифры доходов и
расходов) показатели.
Относительные показатели делятся на удельные (отношения значений
параметров к общему числу каких-либо объектов), взаимосвязанные
(соотношения друг с другом разных величин), индексы (соотношения
друг с другом однородных величин, в знаменателе находится базовая
величина).
5

К наиболее общим показателям деятельности цепей поставки относятся
показатели, характеризующие мощность ЛЦ и производительность.
Мощность ЛЦ не является заданной неизменной величиной, как это
может показаться на первый взгляд, а действительно показывает
эффективность организации использования ресурсов. Дело в том, что
мощность, во-первых, зависит от способа использования ресурсов, а вовторых, меняется со временем. Например, профессионализм или
непрофессионализм менеджеров может соответственно увеличить или
снизить пропускную способность предприятия при одних и тех же
имеющихся ресурсах. Кроме того, в течение рабочего дня
работоспособность сотрудников снижается, что приводит к снижению
мощности. В связи с этим, как указывалось ранее, выделяют проектную,
эффективную и фактическую мощность.
Помимо абсолютного значения мощности для анализа эффективности
логистической деятельности используется коэффициент
использования мощности, показывающий долю проектной мощности,
используемой фактически. Например, если парк транспортных средств
спроектирован на доставку 100 т материалов в неделю, но реально
доставляет только 60 т, то коэффициент использования его мощности
составляет 60%.
6

Производительность
Этот показатель - один из наиболее широко используемых.
Выделяют несколько типов производительности (рис.3).
Производительность
общая
производительность
частичная
производительность
производительность
оборудования
производительность
труда
производительность
капитала
Рис.3. Типы производительности
энергетическая
производительность
7

Общая производительность - отношение общей пропускной
способности к общему количеству использованных ресурсов.
Недостатки: использование денежных единиц измерения для
сопоставления числителя и знаменателя, что приводит к зависимости от
бухгалтерских приемов; трудности точного определения значений для
всех используемых составляющих, особенно нематериальных, таких как
квалификация сотрудников, состояние окружающей среды, репутация
фирмы и т.д.; невозможность выделения наиболее важных факторов.
Частичная производительность - отношение общей пропускной
способности к числу единиц конкретного использованного ресурса.
8

Примеры:
Производительность оборудования:
число рейсов фургона;
вес груза, перевезенного грузоподъемником;
расстояние, которое пролетел самолет.
Производительность труда:
число доставок продукции на одного сотрудника;
число перевезенных тонн за одну смену;
число заказов, отгруженных за час работы.
Производительность капитала:
число хранящейся продукции на каждую денежную единицу
инвестиций;
число доставок на каждую единицу капитала;
пропускная способность на каждый рубль, инвестированный в
оборудование.
Энергетическая производительность:
число доставок на литр топлива;
объем хранимой продукции на киловатт-час электроэнергии;
добавленная стоимость на каждую денежную единицу,
затраченную на единицу энергии.
9

10.

Логистические затраты (издержки) - это сумма всех затрат,
связанных выполнением ЛО:
размещением заказов на поставку продукции,
закупкой,
складированием поступающей продукции,
внутрипроизводственной транспортировкой, промежуточным
хранением,
хранением ГП,
отгрузкой,
внешней транспортировкой,
затратами на персонал, оборудование, помещение, складские запасы,
на передачу данных о заказах, запасах, поставках.
10

11. Рис.4.Классификация логистических издержек

11

12.

Прямые затраты могут быть непосредственно отнесены на продукт,
услугу, заказ или другой конкретный носитель.
Косвенные затраты могут быть непосредственно отнесены на
носитель только с помощью выполнения вспомогательных расчетов.
Регулируемые издержки - издержки, которыми можно управлять на
уровне центра ответственности (подразделения).
Нерегулируемые издержки - издержки, на которые из центра
ответственности повлиять нельзя, поскольку эти издержки
регулируются на уровне компании в целом или во внешнем звене (на
другом предприятии) ЛЦ.
Продуктивные затраты - затраты на работу, направленную на
создание добавленной ценности, которую хочет иметь потребитель и
за которую он готов платить.
Затраты на поддержание логистической деятельности сами по
себе не создают ценности, но они являются необходимыми,
например, затраты на транспортировку, оформление заказов,
проверку работы сотрудников, ведение учета продукции.
Затраты на контроль - затраты на мероприятия, направленные на
предотвращение нежелательных результатов обслуживания
потребителей.
12

13.

Убыточные затраты - затраты на работы, которые не дают
полезных результатов (простой, ожидание).
Вмененные затраты (затраты упущенных возможностей)
характеризуют упущенную выгоду, потерю прибыли от того, что
ресурсы были использованы определенным образом, что исключило
применение другого возможного варианта.
Частичные затраты - это относимые на определенный продукт,
заказ, сферу деятельности части затрат, выделенные по
определенным признакам.
Фактические затраты - затраты, действительно приходящиеся на
данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме
выполняемых заказов.
Нормальные затраты - средние затраты, приходящиеся на данный
объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме
обслуживания.
Плановые затраты - затраты, рассчитанные для определенного
объекта и определенного периода при запланированной программе
обслуживания и заданной технологии.
13

14.

Для каждой функциональной области логистики выделяют конкретные
показатели, например:
для закупочной логистики: затраты на осуществление заказа,
стоимость закупленных материалов, размер полученных скидок,
число операций на одного сотрудника, число ошибок, количество
постоянных поставщиков, надежность поставщика, возможность
внеплановых поставок, условия оплаты поставок, рейтинги
поставщиков, качество поставляемой продукции и др.;
Классификация
логистических
затрат
для транспортной
логистики:
надежность доставки,
общее время и
общее расстояние
доставки,
затраты
приведена
на рис.
8.1. на доставку, степень
удовлетворенности заказчиков, частота обслуживания, количество
убытков и повреждений, время на погрузку и разгрузку, общий
перемещенный вес, число ошибочных доставок, размеры и
грузоподъемность подвижного состава, профессионализм водителей
и др.;
для логистики складирования: оборачиваемость запасов, средний
объем запасов, загрузка складской площади, доля заказов,
удовлетворяемых из запасов, доля общего спроса, удовлетворяемого
из запасов, время выполнения заказа, ошибки при комплектации
заказов; возможность специальных условий хранения др.
14

15. 2. Использование показателей логистической деятельности 2.1. Выбор показателей логистической деятельности

Существует огромное разнообразие и количество показателей, которые
не обязательно использовать все сразу. При использовании показателей
для оценки эффективности логистической деятельности возникает
проблема несогласованности разных показателей, которые могут давать
разнонаправленные результаты. Например, если грузовик едет быстрее,
чем обычно, то число километров на час поездки увеличивается, но
число километров на литр горючего снижается; увеличение степени
автоматизации склада увеличивает производительность труда, но
уменьшает производительность капитала; увеличение числа сотрудников
приводит к увеличению эффективной мощности, но может снизить
коэффициент использования мощности и т.п.
Для решения этой проблемы надо помнить, что измерения показателей
деятельности - это не окончательная задача. Измерения только
предоставляют важную для менеджера информацию, на основании
которой он должен сделать вывод о том, насколько цепь поставок
хорошо решает поставленные перед ней задачи. Таким образом,
необходимо выбирать показатели на основании целей и задач, которые
поставила перед собой организация.
Например, поставили задачу в сжатые сроки максимально повысить
скорость продвижения МП по ЛЦ, то менеджерам следует измерять
скорость МП и не сильно беспокоиться о производительности; если
поставили задачу - минимизировать затраты, то надо использовать
различные показатели затрат и в меньшей степени волноваться по
15
поводу загруженности.

16.

Иногда менеджеры игнорируют этот подход, используя те показатели,
которые легче получить или удобней использовать, которые
применялись раньше или те, которые представляют работу менеджера в
выгодном свете.
Такой подход может привести:
к торопливому, некачественному обслуживанию клиентов, если
работа оценивается по числу клиентов, а не по качеству услуг;
к большим очередям и безразличию к клиентам, если оценка работы
не ставится в зависимость от общего количество обслуженных
клиентов;
к мчащемуся на большой скорости грузовому или пассажирскому
транспорту, если работа водителей соответственно оценивается по
числу доставок в день или поставлена в жесткую зависимость от
графика.
16

17. 2.2. Сравнение показателей логистической деятельности

Показатели логистической деятельности помогают
менеджерам:
понять, насколько хорошо достигаются установленные
цели
сравнивать текущие показатели логистики с прошлыми
сравнивать логистику в разных организациях;
сравнивать показатели работы различных частей ЛЦ
принимать решения об инвестициях и предлагаемых
изменениях
измерять влияние изменений на цепь поставок
выявлять участки, требующие усовершенствования
Рис.5. Назначение показателей логистической деятельности
17

18.

Использование показателей, как правило, имеет смысл только в
случае их сравнения с аналогичными показателями других
предприятий или с этими же показателями, полученными за
другой период времени.
сравнение с абсолютными стандартами, т.е.
идеальными результатами, которые вообще можно
достичь
сравнение с целевыми показателями использует
труднореализуемые, но реальные цели по
достижению определенных значений показателей
сравнение с прошлыми достижениями анализирует
результаты, полученные в прошлом
сравнение со стандартами конкурентов
(бенчмаркинг) основывается на показателях лучших
в отрасли конкурентов (может быть внешним
(сравнение показателей конкурентов) и внутренним
(сравнение показателей отдельных подразделений
одной организации)).
Рис.6 Существуют следующие способы сравнения
18

19.

Помимо анализа показателей логистической деятельности существует
неформальный способ выявления участков, где необходимы улучшения:
опрос сотрудников, наиболее тесно связанных с логистикой,
взаимный обмен идеями.
В этой ситуации можно получить ценные идеи и конкретные
предложения.
19

20. 3. Методы оценки логистических затрат и пути их оптимизации 3.1. Особенности учета издержек в логистике

Сквозной МП проходит через множество различных подразделений, но
традиционные методы учета осуществляют калькуляцию расходов по
отдельным функциональным областям, т.е. известно лишь, во что
обходится реализация той или иной функции (рис.7., a).
Это не позволяет выделять затраты по отдельным логистическим
процессам, формировать информацию о наиболее значимых затратах и
о характере их взаимодействия друг с другом.
Например, для выполнения заказа клиента необходимо осуществить
следующие операции: прием заказа, обработка заказа, проверка
кредита, оформление документов, комплектация заказа, отгрузка,
доставка, выставление счета. Т.е. расходы, связанные с процессом
выполнения заказа, складываются из множества издержек, возникающих
в разных сферах, и интегрировать их в единую статью расходов в
рамках функционального учета сложно. Кроме того, традиционно
издержки объединяются в крупные агрегаты, что не позволяет провести
детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть в
деталях все последствия принятых управленческих решений. В
результате решения, принятые в одной функциональной области, могут
привести к непредвиденным результатам в других смежных с ней
областях.
20

21.

Рис.7. Подходы к учету издержек
21

22.

В отличие от традиционного подхода к учету издержек логистика
предусматривает введение пооперационного учета издержек на всем
пути движения МП.
В логистике ключевым событием, объектом анализа является заказ
потребителя и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция
издержек должна позволять определять, приносит ли конкретный заказ
прибыль и каким образом можно сократить издержки на его
выполнение. Учет издержек по процессам дает наглядную картину того,
как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова
доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по
горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным
процессом, заказом, услугой, продуктом и т.д. (рис.7., b).
Основное внимание должно уделяться сокращению издержек,
занимающих наибольшие доли в сумме всех логистических издержек.
Как показывает практика, основными составляющими логистических
издержек являются транспортно-заготовительные расходы (до
60%) и затраты на содержание запасов (до 35%).
22

23. Рис.8.Зависимость логистических издержек от качества работы ЛС

Еще одной особенностью логистических издержек является резкий рост их
чувствительности к изменению качества работы ЛС (рис.8)
Рис.8.Зависимость логистических издержек от качества работы
ЛС
23

24.

При повышении качества работы ЛС до определенного уровня
логистические издержки растут линейно, а затем экспоненциально.
Например, если мы хотим повысить готовность сбытовой системы к
поставкам с 78 до 79%, издержки на содержание страхового запаса
придется увеличить примерно на 5%. Если же мы решим увеличить
готовность к поставкам с 98 до 99% (также на 1%, но в области высокого
качества работы), то это потребует увеличения издержек на 13%.
Таким образом, специфика учета издержек в логистике
заключается:
1. в необходимости выявления всех затрат, связанных с конкретными
логистическими процессами (принцип тотальных затрат);
2. в группировке расходов не вокруг подразделений предприятия, а
вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы.
24

25. Сравнение логистической и финансовой отчетности

Система оценки логистических издержек нужна лишь менеджерам по
логистике, которые берут ее за основу ПР. Никакие правила или законы не
требуют представлять учет затрат по процессам в финансовых отчетах.
Различия финансовых отчетов и отчетов по логистическим издержкам
представлены в таблице.
Сравнение логистической и финансовой отчетности
25

26. Требования к системе учета логистических издержек

Необходимо выделять затраты, возникающие в процессе
реализации каждой логистической функции.
Необходимо вести учет издержек по логистическим процессам для
выявления специфических издержек, связанных с одним процессом,
но возникающих в разных подразделениях.
Необходимо формировать информацию о наиболее значимых
затратах.
Необходимо формировать информацию о характере
взаимодействия наиболее значимых затрат друг с другом.
Необходимо определять изменения затрат, расходы, вызванные
отказом от данного процесса.
В соответствии с принципом тотальных затрат недостаточно
контролировать только те затраты, которые образуются в пределах
одного предприятия, необходимо выявлять затраты всех участников
ЛЦ и выяснять механизм их образования и взаимную
обусловленность.
26

27. 3.2. Методы анализа и пути снижения уровня логистических затрат

Правила анализа логистических затрат:
Необходимо четко определять и обосновывать конкретные виды затрат,
которые следует включать в схему анализа.
Определяются центры сосредоточения затрат, т. е. функциональные
области бизнеса, где концентрируются значительные затраты и где
снижение их уровня может обеспечить повышение добавленной ценности
для потребителя.
Выявляются важные пункты сосредоточения затрат в пределах каждого
центра их концентрации, т. е. отдельные участки в рамках одного центра
затрат.
Затраты необходимо отнести на конкретные факторы, имеющие отношение
к оценке альтернативных действий, и установить критерий принятия
решений.
Все затраты рассматриваются в виде единого потока, сопровождающего
конкретный бизнес-процесс.
Стоимость следует рассматривать как сумму, которую платит потребитель, а
не как сумму затрат, возникающую в пределах предприятия как
юридического лица.
Затраты классифицируют по признакам и анализируют каким-либо методом,
производят диагностику затрат.
Процесс оценки логистических затрат зависит от субъективных суждений и
решений, т. к. нет однозначных правил определения того, какие затраты
включать в анализ и как их распределять по разным носителям.
27

28.

Бенчмаркинг
Стоимостной
анализ
Функциональностоимостной
анализ
Рис.9 Методы анализа логистических затрат
Бенчмаркинг выявляет структуру логистических затрат, который еще
называют стратегическим анализом логистических затрат.
Стоимостной анализ основан на изучении элементов затрат и
направленный на снижение затрат.
Функционально-стоимостной анализ основан на тщательном
изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов
потребителей и выяснении возможности их стандартизации для
перехода к более дешевым технологиям.
28

29.

Пути снижения уровня логистических затрат
Поиск и сокращение тех видов деятельности (процедур, работ, операций),
которые не создают добавленной ценности, путем анализа и пересмотра
цепи поставок.
Проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению
более низких отпускных и розничных цен, торговых надбавок.
Оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более
низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары
для торговых посредников).
Интеграция прямая и обратная для обеспечения контроля над общими
затратами.
Поиск более дешевых заменителей ресурсов.
Улучшение координации деятельности предприятия с поставщиками и
потребителями в ЛЦ, например, в области своевременной доставки
продукции, что уменьшает затраты на управление запасами, хранение,
складирование, доставку.
Компенсация роста затрат в одном звене ЛЦ за счет сокращения затрат в
другом звене.
Использование прогрессивных методов работы для повышения
производительности труда сотрудников.
Улучшение использования ресурсов предприятия и более эффективное
управление факторами, влияющими на уровень общих затрат.
Обновление наиболее затратных звеньев ЛЦ при осуществлении
инвестиций в бизнес.
29

30. Контрольные вопросы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Ответы на какие вопросы дает анализ показателей логистической деятельности?
Классификация показателей, примеры.
Коэффициент использования мощности.
Производительность и ее виды.
Логистические затраты.
Классификация логистических издержек.
Примеры показателей для функциональных областей логистического управления.
Основной принцип выбора показателей для анализа деятельности, примеры
неудачного выбора показателей логистической деятельности.
Основные требования к показателям логистической деятельности.
Охарактеризуйте способы сравнения показателей.
Отличия традиционного и логистического подхода к учету логистических издержек,
специфика учета издержек в логистике.
Чем различаются финансовые отчеты и отчеты по логистическим издержкам?
Сокращению каких логистических издержек должно уделяться основное внимание?
Охарактеризуйте зависимость величины логистических издержек от изменения
качества работы ЛС.
Требования к системе учета логистических издержек.
Методы анализа логистических затрат.
Пути снижения уровня логистических затрат.

УДК 338

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шамис Виталий Александрович

магистрант 2 курса,

Сибирская автомобильно-дорожная академия, г. Омск, Россия

E-mail: [email protected]

Бокарева Юлия Николаевна

магистрант 1 курса,

Сибирская автомобильно-дорожная академия, г. Омск, Россия

E - mail : solovevaun @ mail . ru

Научный руководитель - Мочалин Сергей Михайлович

д.т.н., профессор, зав. кафедрой «Логистика»

Сибирская автомобильно-дорожная академия, г. Омск, Россия

E-mail:[email protected]

SOME ASPECTS OF LOGISTIC ACTIVITY

Shamis Vitaly Aleksandrovich

2st grade master-student,

Omsk, Russia

Bokareva Yulia Nikolaevna

1st grade master-student,

Siberian state automobile and road academy Omsk, Russia

Scientific adviser - Mochalin Sergei Michailovich

doctor of technical Sciences, professor, head of Logistics department,

Siberian state automobile and road academy, Omsk, Russia

Данная статья посвящена рассмотрению показателей логистической деятельности. Представлен анализ показателей. Предлагаются направления повышения эффективности логистической деятельности посредством рассмотренных показателей.

Ключевые слова: логистическая деятельность, показатели, б енчмаркинг, логистическая цепь, логистическая система, эффективность

This article is devoted to consideration of indicators of logistic activity. The analysis of indicators is submitted. The directions of increase of efficiency of logistic activity by means of the considered indicators are offered.

Key words: logistic activity, indicators, benchmarking, logistic chain, logistic system, efficiency

Осуществление логистической деятельности тесно переплетается с другими видами деятельности предприятия. Зачастую логистическая функция «растаскивается» по различным службам. Например, одно подразделение производственного предприятия занимается закупками материалов, другое - содержанием запасов, третье - сбытом готовой продукции. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие. Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной службы, которая должна управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиками и кончая доставкой покупателю готовой продукции. Для поддержания высокой конкурентоспособности логистическая цепь (ЛЦ) должна постоянно развиваться и совершенствоваться. Для этого необходимо иметь способ определения следующих моментов :

- насколько хорошо логистическая цепь работает в настоящее время;

- в каком направлении следует усовершенствовать логистическую цепь;

- насколько успешно проходит процесс преобразований цепи в выбранном направлении.

Ответы на все эти вопросы можно получить, анализируя показатели деятельности, так как они отражают в сжатой форме состояние функционирования логистики. Показатели могут быть прямыми или косвенными, абсолютными или относительными. Косвенные показатели часто связаны с финансами, например, рентабельность или период окупаемости. С одной стороны финансовые показатели легко определяются, выглядят убедительно, позволяют производить сопоставление полученных результатов, дают общую картину текущего состояния ЛС, пользуются популярностью.

Но при этом они имеют ряд существенных недостатков :

- они отражают прошлые результаты;

- медленно реагируют на изменения;

- зависят от ряда бухгалтерских приемов;

- не учитывают важных аспектов логистики;

- не показывают конкретные проблемы и способы их устранения.

Прямые показатели больше подходят для анализа причин сложившейся ситуации и поиска управленческих решений. К ним относятся :

- вес доставленных грузов;

- скорость оборачиваемости запасов;

- расстояние перевозки груза;

- количество невыполненных заявок;

- количество нарушений условий поставки и т.п. .

Абсолютные показатели включают единичные (например, объем сбыта или наличия) и суммарные (показатели баланса, цифры доходов и расходов) показатели. Относительные показатели делятся на удельные (отношения значений параметров к общему числу каких-либо объектов), взаимосвязанные (соотношения друг с другом разных величин), индексы (соотношения друг с другом однородных величин, в знаменателе находится базовая величина). К наиболее общим показателям деятельности цепей поставки относятся показатели, характеризующие мощность ЛЦ и производительность. Мощность цепи и коэффициент использования мощности .

Мощность ЛЦ не является заданной неизменной величиной, как это может показаться на первый взгляд, а действительно показывает эффективность организации использования ресурсов. Дело в том, что мощность, во-первых, зависит от способа использования ресурсов, а во-вторых, меняется со временем. Помимо абсолютного значения мощности для анализа эффективности деятельности используется коэффициент использования мощности, показывающий долю проектной мощности, используемой фактически. Существует огромное разнообразие и количество показателей, которые не обязательно использовать все сразу. При использовании показателей для оценки эффективности деятельности возникает проблема несогласованности разных показателей, которые могут давать разнонаправленные результаты. Например, если грузовик едет быстрее, чем обычно, то число километров на час поездки увеличивается, но число километров на литр горючего снижается; увеличение степени автоматизации склада увеличивает производительность труда, но уменьшает производительность капитала; увеличение числа сотрудников приводит к увеличению эффективной мощности, но может снизить коэффициент использования мощности и т.п.

Для решения этой проблемы надо помнить, что измерения показателей деятельности - это не окончательная задача. Измерения только предоставляют важную для менеджера информацию, на основании которой он должен сделать вывод о том, насколько цепь поставок хорошо решает поставленные перед ней задачи . Таким образом, необходимо выбирать показатели на основании целей и задач, которые поставила перед собой организация .

Если, например, поставили задачу в сжатые сроки максимально повысить скорость продвижения материального потока по ЛЦ, то менеджерам следует измерять скорость материального потока и не сильно беспокоиться о производительности; если поставили задачу - оптимизировать затраты, то надо использовать различные показатели затрат и в меньшей степени волноваться по поводу загруженности. Иногда менеджеры игнорируют этот подход, используя те показатели, которые легче получить или удобней использовать, которые применялись раньше или те, которые представляют работу менеджера в выгодном свете.

Такой подход может привести: к торопливому, некачественному обслуживанию клиентов, если работа оценивается по числу клиентов, а не по качеству услуг или, наоборот, к большим очередям и безразличию к клиентам, если оценка работы не ставится в зависимость от общего количество обслуженных клиентов; к мчащемуся на большой скорости грузовому или пассажирскому транспорту, если работа водителей соответственно оценивается по числу доставок в день или поставлена в жесткую зависимость от графика .

Для того чтобы реально отображать ситуацию в цепи поставок, показатель должен :

- быть связанным с целями цепи поставок;

- фокусироваться на существенных факторах;

- быть реально измеряемым;

- быть объективным;

- быть связанным с текущими, а не прошлыми результатами;

- быть сравнимым с другими организациями и другими временными срезами;

- быть понятным всем заинтересованным лицам;

- затруднять манипулирование в целях получения искаженных данных.

Показатели процесса логистической деятельности процесса помогают менеджерам :

- понять, насколько хорошо достигаются установленные цели;

- сравнивать текущие показатели логистики с прошлыми;

- сравнивать логистику в разных организациях;

- сравнивать показатели работы различных частей ЛЦ;

- принимать решения об инвестициях и предлагаемых изменениях;

- измерять влияние изменений на цепь поставок;

- выявлять участки, требующие усовершенствования.

Использование показателей, как правило, имеет смысл только в случае их сравнения с аналогичными показателями других предприятий или с этими же показателями, полученными за другой период времени.

Существуют следующие способы сравнения [ 5 ]:

· сравнение с абсолютными стандартами, т.е. идеальными результатами, которые вообще можно достичь;

· сравнение с целевыми показателями использует труднореализуемые, но реальные цели по достижению определенных значений показателей;

· сравнение с прошлыми достижениями анализирует результаты, полученные в прошлом;

· сравнение с стандартами конкурентов (бенчмаркинг) основывается на показателях лучших в отрасли конкурентов. Бенчмаркинг может быть внешним (сравнение показателей конкурентов) и внутренним (сравнение показателей отдельных подразделений одной организации).

Помимо анализа показателей деятельности существует неформальный способ выявления участков, где необходимы улучшения: опрос сотрудников, наиболее тесно связанных с логистикой, взаимный обмен идеями. В этой ситуации можно получить ценные идеи и конкретные предложения .

Таким образом, анализ показателей оценки эффективности логистики и бенчмаркинг практики деятельности необходим для поддержания высокой конкурентоспособности предприятия.

Библиографический список:

1. Алесинская Т.В, Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учебное пособие.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. 121 с.

2. Аникин Б.А, Логистика / Б.А. Аникин. - М.: Проспект, 2013. - 406 с.

3. Аникин Б.А, Основы логистики: учебник [по специальности 080506 "Логистика и управление цепями поставок" / Б. А. Аникин и др.]. - Москва: Проспект, 2012. - 339 с.

4. Мочалин С.М., Заруднев Д.И., О критериях эффективности функционирования логистических цепей поставок при выборе автотранспортных средств / Автомобильная промышленность. 2009. № 3. С. 3-5.

Усиление конкуренции в сочетании с медленным экономическим ростом практически во всех отраслях вынуждает фирмы сосредотачивать больше усилий на логистической деятельности предприятия. Как результат, появляется все большее количество подходов к логистическому контролю по средствам оценки показателей логистической деятельности. Применение систем оценки логистических показателей в компании решает такие основные задачи, как мониторинг и контроль логистических операций и их оперативное управление.

Показатели мониторинга дают возможность проследить динамику работы логистических систем в прошлом. К таким показателям относятся показатели уровня сервиса, элементы структуры логиситических издержек и многие другие.

Показатели контроля предоставляют данные о текущих результатах деятельности. Данные показатели необходимы для корректировки логистического процесса, в случае отклонения от установленных нормативов. Примером таких показателей может служить отслеживание повреждения грузов при их доставке.

Целью управляющих показателей является улучшение качества работы персонала. Примером использования таких показателей является введение на предприятии сдельной оплаты труда.

Ключевые показатели эффективности (KPI) - это показатели деятельности компании, помогающие в достижении стратегических и тактических целей. Использование данных показателей даёт компании возможность оценить свое состояние и помочь в оценке реализации стратегий.

Хорошо разработанная система KPI даст компании возможность:

  • - Осуществлять стратегическое планирование логистики и контролировать достижение её целей.
  • - Комплексно оценивать деятельность логистики, основываясь на постоянном контроле управленческого анализа наиболее значимых аспектов (общие логистические затраты, отношения с клиентами, производительность, качество продукции и другие).
  • - Проводить анализ внутренних бизнес-процессов компании.
  • - Сравнивать динамику логистических показателей и оценивать достигнутые результаты.
  • - Определять важнейшие факторы успеха логистической деятельности компании и концентрироваться на них.
  • - Увеличивать скорость принятия логистических решений на основе сформулированных приоритетов.

При разработке и внедрении системы логистических показателей каждой компании стоит определить области применения данных показателей и их диапазон. Диапазон может варьироваться от общего процесса в целом до отдельных логистических операций.

Оценочные показатели в логистике подразделяются на внешние и внутренние. Система оценки по внутренним показателям помогает сравнить друг с другом прошлые и текущие результаты деятельности, а так же с намеченными целевыми нормативами. Данные показатели внутренней оценки часто используются предприятиями, так как хорошо известны источники информации и их легко собрать. Внутренние логистические показатели подразделяются на:

а) Издержки.

Основное отражение результатов логистической деятельности находится в фактической величине издержек, связанным с выполнением фактических задач. О эффективности логистической деятельности можно судить сравнивая фактические издержки компании с прошлыми и с ожидаемыми. Величина логистических издержек в компании, как правило, представлена общей суммой затрат или затрат на единицу продукции (удельные издержки). Основными показателями логистических издержек, применяемых на предприятиях, являются показатели, приведённые в таблице 1 (см. таблицу 1)

Таблица 1 - КПЭ издержек компании

Наименование показателя

Методика расчета

Общие логистические затраты

Сумма затрат, связанных с выполнением логистических операций

Удельные логистические затраты

Общие затраты / количество произведённой продукции

Доля издержек в продажах

(Общие затраты / выручка) * 100

Затраты на входящие и исходящие поставки на долю продаж

(Сумма затрат на поставки / Выручка) * 100%

Складские расходы на долю продаж

(Расходы на складирование / Выручка) * 100%

Административные расходы на долю продаж

(Административные расходы / Выручка) * 100%

Затраты на оплату труда на долю продаж

(Заработная плата всех сотрудников компании / Выручка) * 100%

Прибыльность продукта

(Прибыль / Выручку) * 100%

*Рассчитано по Казарина Л.А. Логистические издержки: проблемы учета и оценки // Вестник ТГПУ, № 9 (72),2007:

б) Обслуживание потребителей.

Данные внутренние показатели можно охарактеризовать как сервисные показатели. Они дают возможность проследить способность фирмы удовлетворять запросы и нужды потребителей. К таким показателям относятся: (см. таблицу 2)

Таблица 2 - КПЭ обслуживания потребителей компании

Наименование показателя

Методика расчета

Упущенные продажи

Предъявленный клиентами платежеспособный спрос / фактические продажи в периоде

Уровень сервиса по ассортименту товара

Количество наименований товаров/Количество максимально возможных наименований

Ошибки при отгрузке

Количество ошибок при отгрузке в год

Своевременность доставки, %

(Количество товара доставленного в срок/Общее количество доставленного товара)*100%

Продолжительность цикла исполнения заказа

Срок исполнения одного заказа

Количество претензий от потребителя

Количество претензий в год

*Рассчитано по Казарина Л.А. Логистические издержки: проблемы учета и оценки // Вестник ТГПУ, № 9 (72),2007

в) Управление активами.

Предметом оценки управления активов является эффективность использования капитала компании. Данный капитал подразделяется на вложенный в оборудования и сооружения и оборотный (вложенный в запасы). Оценка управления активами дает возможность проследить скорость оборачиваемости ликвидных активов, а так же успешность, с которые основные средства окупают вложенные инвестиции. К основным таким показателям относятся: (см. таблицу 3)

Таблица 3 - КПЭ управления активами компании

Наименование показателя

Методика расчета

Оборачиваемость запасов

Расход / Средний остаток

Затраты на создание и поддержание запасов

Затраты на хранение +Стоимость размещения заказа + Стоимость заказа

Запас товарной продукции

Запас на конец периода / Прогноз продаж на следующий период / Число дней в периоде

Срок обращения запасов

Объем продаж в периоде / Средний объём запасов

Запасоёмкость

Остаток запасов на начало периода учёта / товарооборот

Рентабельность основных средств

(Чистая прибыль / Величина основных средств) * 100%

Рентабельность инвестиций

(Прибыль за год / капитал в работе) * 100%

*Рассчитано по Кальницкий А.А. Логистические затраты в системе отчетности предприятий // Контроллинг. 2012.№ 5

г) Производительность.

Внутренние показатели производительности очень важны для любой компании. Производительность определяется как отношение между конечным результатом работы компании и объёмом ресурсов, потребляемых для выполнения заказа. К показателям логистической производительности относятся показатели, представленные в таблице 4 (см. таблицу 4).

Таблица 4 - КПЭ производительности продукции

д) Качество.

Качественные показатели определяют эффективность не отдельных операций, а их набора. Измерить качественные показатели трудно из-за неоднородности оцениваемых операций. К логистическим показателям качества относятся: (см. таблицу 5)

Таблица 5 - КПЭ качества продукции

Таким образом, можно сделать вывод, что внутренние оценочные показатели характеризуют результативность операций, необходимых для обслуживания покупателей. Оценка данных показателей и сопоставление их с нормативами, а так же результатами прошлых лет, необходима для повышения эффективности работы компании.

Внешние оценочные показатели применяются чаще всего только крупными логистическими компаниями. Данные показатели необходимы для исследования и выявления потребительских ожиданий, а так же освоения передового опыта других отраслей.

Так как ключевые показатели эффективности являются измерениями результата и затрат, в компании они успешно могут применяться для планирования и контроля деятельности логистики. Перед началом деятельности компания разрабатывает плановые показатели KPI. После осуществления деятельности компания должна измерить и фактическое отклонение показателей эффективности от планового. Если компанией будут выявлены серьёзные отклонения, стоит провести анализ деятельности и разработать комплекс корректирующих мероприятий.

Таким образом, можно сделать вывод, что логистическая деятельность очень важна для любой компании. Как было выявлено, логистика для компании это инструмент повышения конкурентоспособности, возможность снижения затрат компании, повышения качества обеспечивающих процессов, а так же повышение доходности активов организации.

Выбор показателей работы логистической деятельности

Существует огромное разнообразие и количество показателей работы , которые не обязательно использовать все сразу. При использовании показателей работы для оценки эффективности логистической деятельности возникает проблема несогласованности разных показателей работы , которые могут давать разнонаправленные результаты. Например, если грузовик едет быстрее, чем обычно, то число километров на час поездки увеличивается, но число километров на литр горючего снижается; увеличение степени автоматизации склада увеличивает производительность труда, но уменьшает производительность капитала; увеличение числа сотрудников приводит к увеличению эффективной мощности, но может снизить коэффициент использования мощности и т.п.

Для решения этой проблемы надо помнить, что измерения показателей работы – это не окончательная задача. Измерения только предоставляют важную для менеджера информацию, на основании которой он должен сделать вывод о том, насколько цепь поставок хорошо решает поставленные перед ней задачи. Таким образом, необходимо выбирать показатели работы на основании целей и задач, которые поставила перед собой организация. Если, например, поставили задачу в сжатые сроки максимально повысить скорость продвижения МП по ЛЦ, то менеджерам следует измерять скорость МП и не сильно беспокоиться о производительности; если поставили задачу – минимизировать затраты, то надо использовать различные показатели работы, например затра, и в меньшей степени волноваться по поводу загруженности. Иногда менеджеры игнорируют этот подход, используя те показатели работы , которые легче получить или удобней использовать, которые применялись раньше или те, которые представляют работу менеджера в выгодном свете. Такой подход может привести: к торопливому, некачественному обслуживанию клиентов, если работа оценивается по числу клиентов, а не по качеству услуг или, наоборот, к большим очередям и безразличию к клиентам, если оценка работы не ставится в зависимость от общего количество обслуженных клиентов; к мчащемуся на большой скорости грузовому или пассажирскому транспорту, если работа водителей соответственно оценивается по числу доставок в день или поставлена в жесткую зависимость от графика.

Для того чтобы реально отображать ситуацию в цепи поставок, показатель работы должен:


· быть связанным с целями цепи поставок;
· фокусироваться на существенных факторах;
· быть реально измеряемым;
· быть объективным;
· быть связанным с текущими, а не прошлыми результатами;
· быть сравнимым с другими организациями и другими временными срезами;
· быть понятным всем заинтересованным лицам;
· затруднять манипулирование в целях получения искаженных данных.

Сравнение показателей работы логистической деятельности

Показатели работы логистической деятельности помогают менеджерам:
· понять, насколько хорошо достигаются установленные цели;
· сравнивать текущие показатели логистики с прошлыми;
· сравнивать логистику в разных организациях;
· сравнивать показатели работы различных частей ЛЦ;
· принимать решения об инвестициях и предлагаемых изменениях;
· измерять влияние изменений на цепь поставок;
· выявлять участки, требующие усовершенствования.

Использование показателей работы , как правило, имеет смысл только в случае их сравнения с аналогичными показателями других предприятий или с этими же показателями, полученными за другой период времени. Существуют следующие способы сравнения:


1) сравнение с абсолютными стандартами , т.е. идеальными результатами, которые вообще можно достичь;
2) сравнение с целевыми показателями использует труднореализуемые, но реальные цели по достижению определенных значений показателей;
3) сравнение с прошлыми достижениями анализирует результаты, полученные в прошлом;
4) сравнение со стандартами конкурентов (бенчмаркинг ) основывается на показателях лучших в отрасли конкурентов. Бенчмаркинг может быть внешним (сравнение показателей работы конкурентов) и внутренним (сравнение показателей работы отдельных подразделений одной организации).
во-первых, в необходимости выявления всех затрат, связанных с конкретными логистическими процессами (принцип тотальных затрат);
во-вторых, в группировке расходов не вокруг подразделений предприятия, а вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы.

Система оценки логистических издержек нужна лишь менеджерам по логистике, которые берут ее за основу ПР. Никакие правила или законы не требуют представлять учет затрат по процессам в финансовых отчетах . Различия финансовых отчетов и отчетов по логистическим издержкам представлены в табл. 9.1.

Таблица 9.1

Сравнение логистической и финансовой отчетности


Характеристика

Отчет по логистическим издержкам

Финансовый отчет

Пользователи

Менеджмент компании

Сторонние пользователи

Цели

Оптимизация МП, потока услуг и сопутствующих потоков

Контроль администрации, предоставление базы для налогообложения

Критерии качества

Соответствие процессам, пригодность решений в области логистики

Пригодность для аудита, соответствие инструкциям

Временной аспект

Прошлое, настоящее и будущее

Прошлое и настоящее

Структура и содержание

Индивидуальные, подобранные к каждой конкретной компании, решениям, коммуникациям

Нормированные законом и профессиональными организациями

Степень подробности

Бóльшая

Меньшая

Гласность

Может содержать информацию, не разглашаемую сторонним организациям

Содержит открытую для сторонних организаций информацию

Требования к системе учета логистических издержек

1. Необходимо выделять затраты, возникающие в процессе реализации каждой логистической функции (см. рис. 9.2, а).


2. Необходимо вести учет логистических издержек по логистическим процессам для выявления специфических логистических издержек, связанных с одним процессом , но возникающих в разных подразделениях (см. рис. 9.2, b).
3. Необходимо формировать информацию о наиболее значимых затратах .
4. Необходимо формировать информацию о характере взаимодействия наиболее значимых затрат друг с другом.
5. Необходимо определять изменения затрат, расходы, вызванные отказом от данного процесса.
6. В соответствии с принципом тотальных затрат недостаточно контролировать только те затраты, которые образуются в пределах одного предприятия, необходимо выявлять затраты всех участников ЛЦ и выяснять механизм их образования и взаимную обусловленность.