Борьба за существование. Движущие силы эволюции.pptx - Презентация на тему "Движущие силы эволюции" (10 класс) Генофонд и движущие силы презентация

  • Биология 11 класс
  • Предметная линия «Живая природа»
  • МБОУ гимназия №44 им. Деева В.Н.
  • Учитель: Лавренюк Людмила Викторовна
  • Г.Ульяновск

Движущие силы эволюции. Борьба за существование. Естественный отбор.

Тема урока:


  • Убедить учащихся в том, что естественный отбор является основной движущей силой эволюции;
  • Изучить формы естественного отбора.
  • Познакомить учащихся с различными формами борьбы за существование;
  • Научить применять полученные знания при выполнении практических заданий.

Борьба за

существование

«Поражение» наименее

приспособленных

особей, имеющих

неблагоприятные

признаки

«Победа» наиболее

приспособленных

особей, имеющих

благоприятные

признаки

Выживание и

участие

в размножении

Гибель, устранение

от размножения

Благоприятные

признаки передаются

потомству и

усиливаются

Неблагоприятные

признаки

не передаются

потомству


Формы борьбы за существование:

Внутривидовая борьба

Межвидовая борьба

Борьба с неблагоприятными

условиями среды

Закрепление темы:

  • Задание:
  • Выпишите порядковые номера причин, приводящих к гибели особей одуванчика в три строчки:

А – Внутривидовая борьба

Б – Межвидовая борьба

В – Борьба с неблагоприятными условиями среды


Причины гибели особей одуванчика:

1-плодами питаются многие птицы;

2-семена погибают на скалах, в пустыне;

3-всходами питаются травоядные животные;

4-растения гибнут от сильных морозов;

5-одуванчики топчут люди;

6- растения затемняют пырей, крапива;

7-сами одуванчики вытесняют друг друга;

8-плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;

9-семена не прорастают от недостатка влаги;

10-растения погибают от болезнетворных бактерий и вирусов.


Б – 1, 3, 5, 6, 8,10


  • В гнёздах сов часто можно обнаружить разновозрастных птенцов. У полярной совы старшие появляются в июне, а младшие птенцы – в июле. У филина все птенцы старше один другого на 5-7 дней. Каково биологическое значение этого явления? Какими положениями эволюционного учения можно объяснить особенности размножения хищных птиц?

  • Мальки трески часто поселяются под колоколом некоторых видов медуз, щупальца которых ядовиты.
  • Как могло возникнуть такое явление?
  • С помощью каких положений эволюционной теории можно объяснить такую «странность» поведения мальков трески?

Формы естественного отбора.

  • Движущий отбор – обеспечивает приспособленность популяции и вида к однонаправленному изменению среды обитания.

Выживают и размножаются особи с крайним проявлением признака.



Результат движущего отбора:

Индустриальный меланизм березовой пяденицы, разнообразие в строении клюва у вьюрков .


Выживают и размножаются особи со средним проявлением признака.



Результат стабилизирующего отбора:

Соответствие строения тела насекомого-опылителя строению цветка.

Строение организма крокодила не изменилось за миллионы лет.


Выживают особи, имеющие любое из двух крайних проявлений признака.



Результат действия дизруптивного отбора:

Отличие в окраске различных

популяций лягушки озерной


  • Какая форма естественного отбора действует обычно в популяциях видов, обитающих в относительно неизменных условиях среды? Дайте ей характеристику.
  • Если в результате естественного отбора погибают особи, уклоняющиеся в своём строении от нормы, то какая форма отбора может иметь место в этом случае? Дайте ей характеристику.

Движущие силы эволюции:

Результатом

борьбы за

существование

является

естественный

отбор

Естественный

отбор

Борьба за

существование

Наследственная

изменчивость


  • Ответить на вопросы на странице
  • 375-376, 391.

Cлайд 1

Cлайд 2

Задачи урока: Познакомить учащихся с различными формами борьбы за существование; Научить правильно определять формы борьбы за существование; Убедить в том, что естественный отбор является основной движущей силой эволюции.

Cлайд 3

Проверка домашнего задания. Какая форма естественного отбора действует обычно в популяциях видов, обитающих в относительно неизменных условиях среды? Дайте ей характеристику. Если в результате естественного отбора погибают особи, уклоняющиеся в своём строении от нормы, то какая форма отбора может иметь место в этом случае? Дайте ей характеристику.

Cлайд 4

Формы борьбы за существование Внутривидовая борьба Межвидовая борьба Борьба с неблагоприятными Условиями среды

Cлайд 5

Внутривидовая борьба Приводит к сохранению популяции и вида за счёт гибели или неучастия в размножении наименее приспособленных особей данного вида.

Cлайд 6

Примеры внутривидовой борьбы: Борьба за территорию; Состязание за добычу; Внутривидовой каннибализм; Борьба за главенство в стае; Борьба за обладание самкой

Cлайд 7

Межвидовая борьба Приводит к победе более жизнеспособной особи или популяции одного вида над менее жизнеспособной особью или популяцией другого вида.

Cлайд 8

Cлайд 9

Борьба с неблагоприятными условиями среды Приводит к выживанию в изменившихся условиях неживой природы наиболее приспособленных особей, популяций и видов.

Cлайд 10

Примеры борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды: Сезонная линька; Летняя и зимняя спячка; Сезонные перелёты и кочёвки птиц; Сильно развитая корневая система и видоизменённые листья у пустынных растений; Низкорослость берёзы и ивы в условиях тундры.

Cлайд 11

Закрепление темы: Выпишите порядковые номера причин, приводящих к гибели особей одуванчика в три строчки: А – Внутривидовая борьба Б – Межвидовая борьба В – Борьба с неблагоприятными условиями среды

Cлайд 12

Причины гибели особей одуванчика: 1-плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы; 2-плодами питаются многие птицы; 3-всходами питаются травоядные животные; 4-одуванчики топчут люди; 5- растения затемняют пырей, крапива; 6-сами одуванчики вытесняют друг друга; 7-семена погибают на скалах, в пустыне; 8-семена не прорастают от недостатка влаги; 9-растения гибнут от сильных морозов; 10-растения погибают от болезнетворных бактерий и вирусов.

Cлайд 13

Ответьте на вопросы: В гнёздах сов часто можно обнаружить разновозрастных птенцов. У полярной совы старшие появляются в июне, а младшие птенцы – в июле. У филина все птенцы старше один другого на 5-7 дней. Каково биологическое значение этого явления? Какими положениями эволюционного учения можно объяснить особенности размножения хищных птиц?

Cлайд 14

Мальки трески часто поселяются под колоколом некоторых видов медуз, щупальца которых ядовиты. Как могло возникнуть такое явление? С помощью каких положений эволюционной теории можно объяснить такую «странность» поведения мальков трески? краткое содержание других презентаций

«Естественный отбор по Дарвину» - Формы естественного отбора. Виды борьбы за существование. Существует наследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Дизруптивный отбор. Стабилизирующий отбор. Наследственность. Движущий отбор. Естественный отбор. Результаты наблюдений. 1831г - Ч. Дарвин отправляется в кругосветное путешествие. Борьба с неблагоприятными условиями. Межвидовая борьба. Внутривидовая борьба. Борьба за существование.

«Биология «Естественный отбор»» - Итоговая схема. Естественный отбор – результат борьбы за существование. Задачи. Дизруптивная форма отбора. Движущая форма отбора. Этапы урока. Формы естественного отбора. Закрепление знаний. Закрепление умений различать и характеризовать отдельные формы. Земля. Цель урока. Вопросы по Ч. Дарвину. Естественный отбор. Проверка знаний. Проблемный вопрос. Стабилизирующая форма отбора.

«Естественный отбор» - Стабилизирующий. В результате наиболее приспособленными оказываются особи со средней плодовитостью. Отбор в пользу средних значений был обнаружен по множеству признаков. Половой. Описано множество примеров действия стабилизующего отбора в природе. В результате образуются две расы погремка – ранне- и позднецветущая. Движущий. Естественный отбор. В результате может появиться несколько новых форм из одной исходной.

«Борьба за существование, естественный отбор» - В территории. Движущей силой изменения видов является естественный отбор. Презентация на тему: Естественный отбор. Первое положение теории. Щелочная среда кишечника. Засуха в саванне. Внутривидовая борьба за существование. Второе положение теории. Борьба с неблагоприятными условиями среды. В размножении. В природе происходит непрерывная борьба за существование. Основные положения теории Ч. Дарвина о естественном отборе.

«Основные движущие силы эволюции» - Примеры борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды. Движущие силы эволюции. Результат действия дизруптивного отбора. Примеры межвидовой борьбы. Примеры внутривидовой борьбы. Борьба с неблагоприятными условиями среды. Формы естественного отбора. Результат стабилизирующего отбора. Обеспечивает адаптацию различных группировок особей. Формы борьбы за существование. Межвидовая борьба. Результат движущего отбора.

«Виды естественного отбора» - Творческая роль естественного отбора. Распределение веса при рождении у английских младенцев. Понятие естественного отбора. Пример стабилизирующего отбора. Полиморфизм. Естественный отбор. Пример движущего или направленного отбора. Адаптации - пример действия естественного отбора. Пример дизруптивного отбора. Запас генетической изменчивости. Движущий или направленный отбор. Принцип естественного отбора.

Слайд 2

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с различными формами борьбы за существование;
  • Научить правильно определять формы борьбы за существование;
  • Убедить в том, что естественный отбор является основной движущей силой эволюции.
  • Слайд 3

    Проверка домашнего задания.

    • Какая форма естественного отбора действует обычно в популяциях видов, обитающих в относительно неизменных условиях среды? Дайте ей характеристику.
    • Если в результате естественного отбора погибают особи, уклоняющиеся в своём строении от нормы, то какая форма отбора может иметь место в этом случае? Дайте ей характеристику.
  • Слайд 4

    Формы борьбы за существование

    • Внутривидовая борьба
    • Межвидовая борьба
    • Борьба с неблагоприятными
    • Условиями среды
  • Слайд 5

    Внутривидовая борьба

    Приводит к сохранению популяции и вида за счёт гибели или неучастия в размножении наименее приспособленных особей данного вида.

    Слайд 6

    Примеры внутривидовой борьбы:

    • Борьба за территорию;
    • Состязание за добычу;
    • Внутривидовой каннибализм;
    • Борьба за главенство в стае;
    • Борьба за обладание самкой
  • Слайд 7

    Межвидовая борьба

    Приводит к победе более жизнеспособной особи или популяции одного вида над менее жизнеспособной особью или популяцией другого вида.

    Слайд 9

    Борьба с неблагоприятными условиями среды

    Приводит к выживанию в изменившихся условиях неживой природы наиболее приспособленных особей, популяций и видов.

    Слайд 10

    Примеры борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды:

    • Сезонная линька;
    • Летняя и зимняя спячка;
    • Сезонные перелёты и кочёвки птиц;
    • Сильно развитая корневая система и видоизменённые листья у пустынных растений;
    • Низкорослость берёзы и ивы в условиях тундры.
  • Слайд 11

    Закрепление темы:

    Выпишите порядковые номера причин, приводящих к гибели особей одуванчика в три строчки:

    А – Внутривидовая борьба

    Б – Межвидовая борьба

    В – Борьба с неблагоприятными условиями среды

    Слайд 12

    Причины гибели особей одуванчика:

    1-плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;

    2-плодами питаются многие птицы;

    3-всходами питаются травоядные животные;

    4-одуванчики топчут люди;

    5- растения затемняют пырей, крапива;

    6-сами одуванчики вытесняют друг друга;

    7-семена погибают на скалах, в пустыне;

    8-семена не прорастают от недостатка влаги;

    9-растения гибнут от сильных морозов;

    10-растения погибают от болезнетворных бактерий и вирусов.

    Слайд 13

    Ответьте на вопросы:

    В гнёздах сов часто можно обнаружить разновозрастных птенцов. У полярной совы старшие появляются в июне, а младшие птенцы – в июле. У филина все птенцы старше один другого на 5-7 дней. Каково биологическое значение этого явления? Какими положениями эволюционного учения можно объяснить особенности размножения хищных птиц?

    Слайд 14

    Мальки трески часто поселяются под колоколом некоторых видов медуз, щупальца которых ядовиты. Как могло возникнуть такое явление? С помощью каких положений эволюционной теории можно объяснить такую «странность» поведения мальков трески?