Готовая презентация на тему программа предшкольная пора. Предшкола: новые приоритеты образования программа научно-методического обеспечения научно-методического обеспечения предшкольной подготовки детей руководитель. Результативный компонент модели

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предшкольная подготовка «Радуга»

ЦЕЛИ: помочь родителям обеспечить функциональную готовность ребенка к школе; обеспечить преемственность в обучении и воспитании дошкольников; создать условия для благоприятной адаптации дошкольников к школе; способствовать развитию у детей познавательной активности, индивидуальных интеллектуальных и творческих способностей.

основные линии предшкольной подготовки общее развитие ребёнка умение произвольно управлять собой Ф ормирование положительной учебной мотивации

выявление индивидуальных особенностей каждого ребёнка, формирование готовности к школьному обучению.

формирование положительной учебной мотивации; развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.); развитие элементарных математических представлений; развитие речи, фонематического слуха, ознакомление с основами грамоты; развитие мелкой моторики; формирование навыков ручного труда и изобразительной деятельности; развитие творчески активной личности.

Интеллектуальной готовности Социально-психологической готовности Речевой готовности Готовности детей к письму

Обучение грамоте. Подготовка руки к письму. Формирование математических представлений.

Основные задачи программы: Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития способностей ребенка. Развитие памяти, внимания, воображения, вариативности мышления. Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться.

Основные задачи курса: Обогащение сознания детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению понятий. Знакомство детей с конкретными знаками, символами, знаковыми системами; систематизация накопленной и полученной информации посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация). На основе опыта детей формировать у них личную заинтересованность, желание учиться.

Основные задачи программы: Развитие зрительной, слуховой и смысловой памяти; Развитие воображения и логического мышления; Формирование умения внимательно и точно выполнять указания взрослого, действовать по образцу; Расширение общего кругозора; формирование положительного отношения к школе.

Основные умения и навыки по окончанию курса предшкольной подготовки соблюдать правила поведения в школе, проявлять свои коммуникативные навыки; свободно считать в пределах 10 и обратно; сравнивать числа в пределах 10, называть «соседей» числа; решать простые задачи; выполнять графические диктанты; выделять на слух звуки в словах, давать им характеристику; составлять рассказ по картинке из 5 – 6 предложений; пересказывать небольшие тексты; правильно пользоваться карандашом, ручкой, другими графическими материалами; слушать и выполнять инструкцию для обучающегося; применять на практике простейшие представления об окружающем мире, использовать свои знания для охраны своего здоровья;

Образовательные программы Учебные предметы Ф.И.О. учителя Учебная нагрузка учителя в неделю «Преемственность» Обучение грамоте Подготовка руки к письму Формирование элементарных математических представлений 2 2 2 Ознакомление с окружающим миром Мир вокруг нас 1 Развивающие игры 1 Учебный план предшколы «Радуга»

Вторник, четверг 1. 17.00 - 17.25 2. 17.35 - 18.00 3. 18.10 - 18.35 4. 18. 45 - 19.10 Расписание звонков.

вторник четверг 1. Обучение грамоте Математика 2. Подготовка руки к письму Обучение грамоте 3. Математика Подготовка руки к письму 4. Развивающие игры Мир вокруг нас Расписание занятий


Центр развития ребенка - детский сад №13 «Золотой ключик» г. Сальск Руководитель МДОУ- Парасоцкая О.В. сайт

Слайд 2

Философия вопроса

за воспитание и образование детей несут ответственность именно родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность (Е.П. Арнаутова, Т.А. Куликова и другие).

Слайд 3

Серьезность проблемы

родители либо перекладывают подготовку детей к школе полностью на детский сад; либо не доверяют педагогам ДОУ и самостоятельно пытаются решить эту проблему. Таким образом, существуют расхождения в понимании роли взаимодействия детского сада и семьи в реализации единой цели – подготовки ребенка к школе.

Слайд 4

Цель

Организация управленческой деятельности, ориентированной на создание пространства взаимодействия педагогов и родителей в аспекте предшкольной подготовки воспитанников

Слайд 5

Задачи:

Осуществить мониторинг представлений родителей о готовности ребенка к школьному обучению Разработать модель взаимодействия педагогов и родителей в аспекте предшкольной подготовки воспитанников.

Слайд 6

Методологические основы взаимодействия

Концепция субъект-субъектного взаимодействия (А.А.Бодалев, Н.Ф.Радионова и др.). Взаимодействие рассматривается как согласованная деятельность субъектов по достижению совместных целей при решении значимых для нее проблем. При таком подходе активизируются процессы саморазвития и самоактуализации субъектов образования. Концепция особого влияния семьи как социально-воспитательного института на становление и развитие личности ребенка в дошкольном возрасте. Концепция преемственности содержания образования дошкольного и начального образования (Н.Ф. Виноградова).

Слайд 7

Концептуальная идея опыта

Семья и детское дошкольное учреждение - имеют решающее значение для социализации дошкольника, формирования его личности и подготовки к обучению в школе. Педагоги и специалисты ДОУ осуществляют интегративное взаимодействие и сотрудничество, которое строится на основе: установления доверительных отношений с родителями; открытия перед родителями неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке; совместного вхождения педагогов и родителей в проблемы общения с ребенком; организации совместного исследования и формирования личности ребенка дома и в детском саду; обеспечения общей готовности ребенка к школьному обучению

Слайд 8

Мониторинг представлений родителей о готовности ребенка к школьному обучению

Слайд 9

Компоненты модели взаимодействия с родителями

Целевой Структурно –организационный Содержательный Результативный

Слайд 10

Целевой компонент моделивзаимодействия

Создание оптимальных условий для взаимодействия с родителями, в аспекте предшкольной подготовки воспитанников, на основе интеграции педагогов и специалистов

Слайд 11

Структурно- организационный компонент модели взаимодействия

Педагог- психолог Руководитель МДОУ Инструктор по ф.к. Медсестра Родители, дети которых посещают группу предшкольной подготовки Учитель- логопед Творческий совет Педагог по предшкольной подготовке

Слайд 12

Структурно-организационный компонент модели ориентирован на:

Поиск и апробирование организационных форм взаимодействия педагогов и специалистов ДОУ с родителями, в аспекте предшкольной подготовки воспитанников

Слайд 13

Формы сотрудничества

Индивидуальные консультации Родительская газета Родительские тренинги Тематические консультации «Горячая линия» Родительские вечера Родительские ринги Тестовые задания Форум

Слайд 14

Родительская газета-рубрика

«Пора ли в школу?» - включает доступные диагностические материалы, позволяющие научиться родителям и педагогам оценивать готовность к школе и определять задачи развития школьно значимых качеств для каждого ребенка.

Слайд 15

Родительская газета- рубрика

«Правовое поле» - включает нормативно-правовые документы, регламентирующие прием в школу, образовательный процесс в первые школьные дни, взаимодействие родителей с социальными институтами и т.п

Слайд 16

«Трудности первых школьных дней» - включает материалы о протекании адаптационного периода, проблемах адаптации и путях их решения. Рубрика интересна и полезна родителям и воспитателям.

Слайд 17

«Готовимся к школе» - включает материалы по подготовке ребенка к школе в условиях семьи, образовательных учреждений (детский сад, группы развития при школе, учреждения дополнительного образования). Главное внимание уделено материалам по развитию произвольности, коммуникабельности, децентрации, рефлексии. Также большой блок материалов направлен на создание образа ближайшего будущего: какие школьные образовательные программы есть и как их выбирать; как выбирать школу, учителя; какие школьные принадлежности будут необходимы в первый год обучения; какой должна быть среда ребенка, идущего в школу.

Слайд 18

Тестовые задания для родителей

«Золотой пеликан», по результатам которых родитель определяет свою компетентность в вопросах подготовки ребенка к школе. Предполагается три (как минимум) номинации. Например, «Почти Дока», «Дока», «Супер Дока». Режим тестирования – интерактивный. Возможен и официальный, серьезный вариант проверки компетентности (через выявление знаний и умений решать педагогические задачи и ситуации)

Слайд 19

Слайд 20

Этапы плана- программы «Содружество»

Практико- ориентированный Проектно- аналитический Результативно- рефлексивный

Слайд 26

Подведем итоги

Анализ исследований и опыта работы по проблеме показывает, что в современном обществе педагогическое взаимодействие между детским садом и родителями целесообразно строить: ориентируя цели и содержание взаимодействия на актуальные проблемы воспитания и развития ребенка; используя вариативные формы и методы образования родителей; развивая родительскую рефлексию, делая акцент на эмоциональной стороне взаимодействия; учитывая личностный опыт родителей, аппелируя к нему в процессе взаимодействия; объединяя, консолидируя родителей в процессе образования; используя возможности параллельного образовательного процесса «родители-дети».

Слайд 27

Да приумножатся плоды трудов Ваших!

Посмотреть все слайды

Актуальность программы: Компилятивный курс развивающих занятий «Росток», для детей 6-7 лет, направленный на комплексную подготовку детей к школе предполагает не только развитие и наличие определенных знаний, умений учиться, но и не менее важные личностные показатели, которыми и являются универсальные учебно-важные качества (УУВК) будущего первоклассника - это умение взаимодействовать в детском коллективе и с педагогом, понимание и выполнение правил и норм поведения в школе, умение регулировать и контролировать свои эмоции на уроке и вне его, и главное желание, мотивация к обучению.




Личностно – мотивационная готовность: включает в себя овладение навыками и способностями войти в контакт, умение взаимодействовать с другими людьми; различение социального статуса (соответственно и отношения): родитель, ребенок, взрослый, учитель; мотивационная же готовность заключается, прежде всего в том, что к приходу в школу главенствующее желание ребенка играть должно «перерастать» в желание узнавать новое, научиться чему-либо, желание принимать учебные задачи, выполнять задания педагога т.е. учиться.


Эмоционально – волевая готовность: в школе ребенка ждет напряженный учебный труд, от него потребуется выполнение не только того, что ему хочется и интересно, но и того, что требует учитель, условия школьного режима, программа обучения. Особенно важно осознание ребенком понятий «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя»; понимание уместности тех или иных действий в различных ситуациях, сформированная произвольность, то есть умение действовать по правилу, образцу, указанию учителя это – являются составляющими эмоционально- волевой готовности.


Интеллектуальная готовность: важно, чтобы ребенок к началу школьного обучения имел определенный уровень умственного развития, соответствующий возрастной норме развития дошкольника (гармоничное развитие высших психических функций памяти, внимания, мышления).








Задачи программы: Развивать пространственные представления дошкольников и моторику. Расширить представления дошкольников о требованиях, предъявляемых школой к ученику, прививать навыки саморегуляции и самоконтроля. Развивать у учащихся умения конструктивного общения с будущими одноклассниками и учителями.






Формы обучения: 32 занятия в год(1 раз в неделю); Длительность занятий (25 минут); человек в подгруппе в возрасте 6-7 лет.






Формы контроля: Метод тестирования. - Экспресс-диагностика готовности к школьному обучению Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. - Экспресс-диагностика готовности к школе: практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2003).



ПРЕДШКОЛА: НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ОБРАЗОВАНИЯ Программа научно-методического обеспечения научно-методического обеспечения предшкольной подготовки детей Руководитель программы: Король Л.Г., директор МОУ Методический центр образования г. Ростова-на-Дону Координатор программы: Иванова Л.Г., методист МБОУ методический центр образования города Ростова-на-Дону МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ г. РОСТОВА-НА-ДОНУ


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Раздел Теоретическое обоснование вопроса «Предшкола: новые приоритеты образования». – Концептуальные основы и Федеральная нормативно-правовая база предшкольного образования. – Отечественный и зарубежный опыт – Что такое предшкольное образование? – Что такое «Предшкольная подготовка»? Цели, задачи, особенности. – Чему и как учить детей предшкольного возраста? – Формирование необходимых знаний педагогов, организующих предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста. 2. Раздел Информационно-аналитическая справка по организации предшкольного образования в ОУ города Ростова-на-Дону 3. Раздел Цель и задачи программы. 4. Раздел Мероприятия программы. Ожидаемые результаты. 5. Раздел Мониторинг профессиональной компетентности педагогов, реализующих предшкольное образование Индикаторы уровня профессиональной компетентности педагогов Индикаторы уровня педагогической компетентности родителей воспитанников. 6. Раздел Библиография 7. Раздел Интернет ресурсы 8. Раздел Глоссарий программы


1.1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОРМАТИВНО- ПРАВОВАЯ БАЗА ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Концептуальные основы и Федеральная нормативно- правовая база предшкольного образования Постановлением Правительства Российской Федерации от г. была утверждена Федеральная целевая программа развития образования на годы, которая определила предшкольное образование как приоритетное направление его развития.


Нормативно-правовая база: - Конвенция о правах ребенка - Конституция РФ, ст Семейный кодекс РФ - Федеральный закон от ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Закон РФ от «Об образовании» - Федеральная целевая программа развития образования на годы (утверждена постановлением Правительства РФ от). - Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от р). - Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666) - Письмо Министерства образования РФ от /14-15 «О подготовке детей к школе» - Письмо Министерства образования РФ от /23-16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы».


Отечественный и зарубежный опыт С 1994 г. ЮНИСЕФ начал совместную работу с правительствами различных стран по созданию системы программ развития детей дошкольного и предшкольного возраста на семейном и коммуникативном уровне в качестве альтернативы обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Турции - программа по обучению матерей. По турецкому национальному каналу телевидения демонстрировалась серия фильмов по развитию детей от рождения до 8 лет «Инициатива по обучению родителей». С 1965 года в США функционирует национальная программа Head Start, в которой участвуют примерно 1,3 млн. добровольцев и 1400 некоммерческих организаций. С 1959 года на Кубе реализуется национальная система программ образования детей дошкольного и предшкольного возраста в дневных группах «Учи своего ребенка». В 90-х годах в России проходил эксперимент по организации групп кратковременного пребывания детей в ДОУ.


«Предшкольное образование» В ходе эксперимента выяснилось, что шестилетние дети не готовы к обучению. Вместе с тем проблема охвата дошкольным образованием оставалась нерешенной. Именно поэтому в 2004 году Министерством образования РФ было предложено обсудить пути выравнивания стартовых возможностей завтрашних первоклассников. Так и появился термин «Предшкольное образование».


Что такое предшкольное образование «Предшкольное образование – термин, который распространен во всем мире. Но для российского уха он не совсем понятен. Нашим традициям ближе понятие – образование детей старшего дошкольного возраста». «Предшкольное образование есть старшая ступень дошкольного, обычно длящаяся два года и призванная смягчить переход ребенка из детсада (а также какого-либо другого дошкольного учреждения или из семьи) в школу. Но это вовсе не должно превратиться во все то же натаскивание ребятишек на материал первого класса».


От уровня предшкольного образования зависит успешность жизни ребенка. Предшкольное образование занимает третье место (после высшего и начального) по степени важности. По мнению экспертов, из-за неразвитого дошкольного образования экономика недополучает млрд рублей ежегодно.


Аргументы против несозревшая мотивация шестилеток к обучению ухудшение здоровья детей преимущество программ дошкольного образования для сохранения здоровья и эмоционального благополучия детей Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков: по сравнению с 1980-ми годами процент детей 6-летнего возраста, не готовых к систематическому обучению, увеличился в 5 раз % шестилеток являются зрелыми, более 49 % среднезрелыми, а 32,2 % незрелыми в плане функциональной готовности к обучению.




Что такое «Предшкольная подготовка»? Цели, задачи, особенности. Что такое «Предшкольная подготовка»? Цели, задачи, особенности. Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы (декабрь, 2004 г.). А. Фурсенко






Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы; ЗАДАЧИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ






Таким образом, готовность ребенка к школе предполагает развитие системы деятельности ребенка (выбор средств, способов, умение ставить перед собой цель и добиваться ее); расширение его кругозора и стимулирование познавательной активности; формирование произвольности и свободы поведения; самостоятельности, умения обслуживать себя, умения общаться со сверстниками и взрослыми. А.А. Леонтьев: С пяти до семи лет, как правило, происходит «выравнивание» резервов здоровья. Главное же в появлении личностных новообразований, таких, как воображение, овладение своими эмоциями, наглядно-образное мышление (формируются в настоящей полноценной игре). Д.Б. Эльконин: «Готовность ребенка к школьному обучению определяется по четырем линиям его развития: 1 линия – формирование произвольного поведения; 2 линия – познавательная деятельность (овладение средствами и эталонами); 3 линия – переход от эгоцентризма к децентрации; 4 линия – мотивационная готовность». Л.С. Выготский: во второй половине дошкольного детства ребенок уже психологически готов, если не к школе, то, во всяком случае, к «деятельности учения».


Чему и как учить детей предшкольного возраста. ИЗУЧИТЬ психологические и психофизиологические особенности детей, готовых к обучению в школе; ОПРЕДЕЛИТЬ основы организации успешного обучения и воспитания дошкольников и младших школьников ВЫДЕЛИТЬ качества личности будущего первоклассника НЕОБХОДИМО НЕОБХОДИМО:


Психологические и психофизиологические особенности детей, готовых к обучению в школе. школьной зрелостью под школьной зрелостью подразумевается уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными.


Физическая готовность это состояние здоровья, определенный уровень морфо- функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.


Активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе. это определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); Личностная готовность


Развитие образного мышления, воображения и творчества, основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование); родным языком и основными формами речи (диалог, монолог); элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, различных игр) Интеллектуальная готовность


Возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации);возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации); выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.


Формирование необходимых знаний у педагогов, организующих предшкольную подготовку психолого-физиологических особенности детей старшего дошкольного возраста последовательность в формировании представлений детей дошкольного возраста о себе, о мире, о предметах, о людях, т. е. по всем разделам программы дошкольной подготовки диагностические методик по выявлению уровня развития и сформированности представлений дошкольников, их психофизиологической готовности к школе;


Формирование необходимых умений у педагогов, организующих предшкольную подготовку проводить диагностику и выявлять проблемы развития ребенка; проводить коррекционную работу с детьми по решению выявленных проблем; использовать различные методические приемы в работе с конкретным ребенком, чтобы обеспечить успешное продвижение ребенка по пути его индивидуального развития; проектировать индивидуальные занятия по достижению конкретных целей, т.е. подбирать игры, материалы, создавать среду, продумывая начало занятия, ход и итог занятия, а также возможные ситуации; проводить индивидуальные занятия, интересные для конкретного ребенка. проектировать групповые занятия под конкретную группу детей, подбирать игры, доступные и интересные и быть готовым менять ее по ходу проведения; контактировать с любым ребенком без конфликтов, уметь быстро устанавливать отношения сотрудничества, так как время предшкольной подготовки коротко, а задачи, которые необходимо решить весьма объемны.


Данная программа рекомендована ДОУ, учителям начальной школы, родителям, детям старшего дошкольного возраста. В содержание комплексной программы включены сказки разнообразной тематики. Использование сказок, как основного познавательного и развивающего материала в процессе предшкольной подготовки обусловлено особенностями психологии возраста будущих первоклассников. Именно сказки способствуют формированию учебных мотивов у будущих первоклассников, так как хорошо знакомы и понятны детям. Содержание каждой сказки позволяет решать задачи: развитие высших психических функций и произвольности познавательных процессов, обучение грамоте, развитие фонематического слуха, развитие речи, развитие элементарных математических представлений, развитие мелкой моторики рук, развитие воображения и творческих способностей. Содержание комплексной программы и структура интегрированных учебных занятий предусматривают разноуровневую подготовку дошкольников.




Формировать личность ребенка- дошкольника Развивать высшие психические функции и познавательные процессы Обучать грамоте Развивать фонематический слух Развивать речь Развивать элементарные математические представления Развивать мелкую моторику рук Развитие творческих способностей