Общая модель оказания адресной социальной поддержки населения. Особенности межведомственного взаимодействия при оказании социальных и образовательных услуг с учетом требования профстандартов Шульга Татьяна Ивановна. К ним относятся

Определенным этапом в предоставлении социальных услуг называют 60-е годы XX века, когда эта сфера развивалась особенно бурно. Именно этот период характеризовался интенсификацией промышленного развития, ускоренным процессом урбанизации и перемещением населения. Во многих странах Европы и Америки значительно были расширены возможности предоставления социальных услуг, расширена сеть лечебно-реабилитационных и образовательных учреждений.

своей сути вся сфера предоставление услуг в социальной сфере превратилась в институт, действующий в системе общественных отношений - удовлетворение коллективных интересов, то есть защиту интересов всего общества в целом, одновременно не ущемляет интересов отдельного индивида. Предоставление социальных услуг тесно связана с таким понятием, как благосостояние человека и общества. Это понятие в наиболее общей форме может быть сформулирована как попытка создать общество, каждый член которого имел бы возможность реализовать свои потребности, развивался бы в соответствии с принятым этим обществом ценностей и был бы защищенным этим обществом от социальных и природных катаклизмов. Любая современная индустриально развитое государство имеет социально ориентированную экономическую политику, которая реализуется государственными, общественными, частными учреждениями.

В конце 80-х годов в связи с экономическим кризисом, подход по развитию сферы социальных услуг несколько меняются. Ставка делается на социально-идеологически модель, которая была предложена либерально-консервативными политиками, в частности переход к смешанной формы предоставления социальных услуг, большую часть из которых должны оплачивать сами граждане. Несмотря на критику в отношении неэффективности и убыточности для рыночной экономики, никто из современных официальных политиков как на Западе, так и на Востоке не собирается (а точнее не в состоянии изменить мнение о том, что развитие социальных услуг является фактически стабилизатором общественной жизни, а их развитие - залог повышения качества жизни людей. В противном же случае современное общество потеряет признаки цивилизованности, условия для стабильного социального развития. Решение актуальных проблем, удовлетворения потребностей как личностных, так и общественных порождает новые потребности, новые проблемы, причем, как правило, более сложные и менее решаемые традиционными методами.

Сфера предоставления социальных услуг внутренне противоречива: с одной стороны, она ориентирована экзистенциально помочь личности, стимулирует ее индивидуализацию, а с другой - не противоречить социальной политике государства, поддерживать социальный порядок в обществе.

В научной литературе, освещая зарубежный опыт, выделяют различные экономические модели (их можно считать маркетинговыми) удовлетворение социальных потребностей - англосаксонская (или неоамериканская) и рейнская. Для обеих моделей социальные нормативы уровня и качества жизни человека и общества в целом являются ориентирами социально-экономического развития. Рыночность же экономики с ее определенными преимуществами - лишь путь к удовлетворению социальных потребностей человека. Такой подход был разработан немецкими учеными в середине XX века и реализован в Германии в виде "немецкого экономического чуда". Потом к такому пониманию экономических процессов присоединились другие государства. Преимущества такого подхода заключались в его основных принципах: опора на право и гарантии соблюдения прав для всех субъектов хозяйствования и всех слоев населения; равная возможность свободной занятости, реализация трудового и интеллектуального потенциала, и обеспечение на этой основе своих социальных потребностей; общая ответственность всех членов общества за его благополучие с солидарной заботой всех членов общества о тех, кто еще или уже не работает, на основе развитой системы социальной защиты; ответственность государства за выработку и соблюдение правил поведения на рынке, недопущения разрушительных действий рыночных сил (безработица, кризис, инфляция, противостояние богатых и бедных); признание системы социального партнерства как главного механизма достижения социального согласования и мира; ориентация на сохранение и развитие культурного, морального и духовного наследия народа.

Однако эти принципы, реализуемые в различных регионах и странах, приобрели своих особих форм. При таких обстоятельствах появилась потребность в понятии, которое бы смогло вместить в себя своеобразие, и не потерять при этом всеобщность принципов, которые реализуются. Таким стало понятие "маркетинговой модели".

Маркетинговая модель отражает различные исторические, географические, демографические, этнические ценности и другие особенности разных стран, но критериями отношение к такой модели является приоритетность в общей государственной политике социальных задач, обеспечивающих: социальную устойчивость и отсутствие социальных конфликтов в стране (регионе); доля населения, находящегося за чертой бедности, и не превышает уровень безработицы; уровень безработицы, не превышающий "естественной" уровень (до 5 %); дифференциацию населения по доходности на уровне природноекономічної (децильний коэффициент дифференциации на уровне не выше 1:10); продолжительность жизни в стране превышает среднемировой уровень. Учитывая эти аспекты, к первой модели относятся государства Северной Америки и Великобритания, а ко второй - "рейнской" - Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария, Швеция и другие страны. К тому же следует заметить, что социальное направление сферы услуг не столько дань гуманизму, социуму и его проблемам, сколько объективная и более острая необходимость. Эта необходимость на этапе индустриального развития обуславливалась тем, что главные действующие лица экономического процесса - работодатели (собственники средств производства) вынуждены были понять и признать, что без удовлетворения социальных потребностей в полной мере, без предоставления высококачественных социальных услуг другим субъектам - наемными работникам - они не просто не в состоянии реализовать свой главный интерес - максимизация прибыли.

Кроме того, экономика ХХ-ХХІ вв. - это экономика интеллекта и интеллектуальных технологий. Богатство от ума, а не от станков - такова новая парадигма и новая реальность экономики, такой есть "соль" новой экономики. В связи с этим, становится все более очевидным, что работодателям необходимо искать и умножувати, в первую очередь, интеллектуальной ресурс своего предприятия, "компании" и экономики в целом. А этот ресурс формируется, в отличие от станков, не экономикой, а социумом. Вся экономика, таким образом, становится зависимой от качества, интеллектуальности человеческого ресурса (к тому же главного!), а следовательно, становится заинтересованным в развитии сферы предоставления социальных услуг.

Разделение на неамериканську и рейнскую модели предоставления социальных услуг является достаточно условным, потому что речь должна идти о модели инструментовки социальной политики, различных формах реализации концепций общественного и социального благосостояния. И природные циклы экономических колебаний вносят свои коррективы в состояние предоставления социальных услуг населению. За последние десятилетия социальная политика большинства европейских стран, начиная с Г. Рейгана в США и М. Тэтчер в Великобритании, имеет целью или поддержать на прежнем уровне или даже увеличить разрыв между бедными и богатыми. Особенно остро стала проблема занятости и ее соотношение с социальным обслуживанием в Швеции, Канаде, Испании, Индии и США.

Экономический кризис стал причиной возвращения многих стран Западной Европы к консервативной социальной политики; концепция "государства всеобщего благоденствия" фактически была отброшена в Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Израиле и других странах. Новая социальная политика свела к минимуму ответственность общества за существование социальных проблем отдельного человека и была нацелена скорее на удовлетворение отдельных потребностей "ослабленных" групп населения, а не повышение качества жизни всех своих граждан.

Направленность социальных услуг в значительной степени зависит от традиций. Например, традиция индивидуализма и ее антипод - традиция сотрудничества породила различные восприятия моделей удовлетворение социальных потребностей в США и Швеции. Традиции родства и родственных связей являются характерными для большинства систем снабжения социальных услуг, но в некоторых странах, особенно в тех странах (Иран, Китай, Индия), они являются базовыми в их организации. Например, социальные услуги в частных стационарах, санаториях и частное обслуживание на дому людей пожилого возраста является распространенной практикой в развитых странах Запада и пока не является показательной в азиатских странах, где люди преклонного возраста имеют традиционно высокий авторитет в системе родственных связей и забота о них - дело исключительно семьи, а не отдельных организаций или учреждений.

Во всех странах мира, за исключением (Швеции, Финляндии, Исландии), система социальных услуг финансируется практически по остаточному принципу. В настоящее время в странах мира является распространенной смешанная модель предоставления таких услуг: в Германии, Франции, Швеции, Канаде, Бразилии функционируют дополняя друг друга государственные, неправительственные, некоммерческие и частные социальные службы; в США и Великобритании приоритет в области социального обслуживания принадлежит общественным, частным и коммерческим службам, количество которых постоянно увеличивается.

Как уже отмечалось, социальная политика государства определяет приоритетные сферы социальных услуг и является фактической реализацией социальных устремлений и социальных интересов групп и отдельного индивида. Эти приоритеты меняются в зависимости от конкретных условий социально-экономического развития того или иного государства.

Так, в Германии стержнем в понимании и предоставлении социальных услуг является социальность государства, концепция которого возникла после Второй мировой войны и которая понимается как забота государства о том, чтобы "предоставить экономической реальности человеческое лицо и социальную справедливость". Следует отметить, что социальная политика в Конституции воссоздана "не в милосердной популярности определенного подояння, а выступает как результат заботы социального государства". Кстати, это означало коренное возвращение в понимании социальной политики в целом в истории различных стран мира.

Забота государства по удовлетворению потребностей человека отразилась в представлении о конкуренции как добросовестное рыночное соперничество. Такая политика закрепилась целым рядом законов: антикартельним, о товарном знаке, о патентах, о недопущении недобросовестной конкуренции, гарантии качества товара и т.д. Составной частью германской модели социальной политики является прочный правовой защите сотрудников. И, прежде всего, это тарифная автономия. Конституция Германии содержит общие положения о свободе выбора профессии и рабочего места также гарантирует свободу заключения тарифных соглашений. Это означает тарифную автономию, которая связана с отсутствием прямого государственного вмешательства в договоренности по поводу хозяйствования и условий труда. В соответствии с Законом о тарифах и некоторым другим законодательным актам, субъектами тарифных договоренностей являются профсоюзы и работодатели или их объединения. В случае, когда отсутствуют такие договоренности, федеральное министерство труда и социального обеспечения определяет обязательные для всех тарифные условия, на основе этого всем работникам в отрасли определяется обязательная "зарплата по тарифу".

Закон о труде предусматривает предоставление государством услуг по переподготовке и повышению квалификации. Такие меры означают участие государства в формировании и накоплению человеческого капитала, а через него - способствуют росту жизненного уровня рабочего.

Гарантией получения необходимых социальных услуг является обязательное социальное страхование. В немецкой модели в него входят: пенсионное страхование, страхование в случае болезни, страхование по безработице, а также минимум социальной помощи.

По принципам "рейнской" модели предоставляются социальные услуги в Австрии.

В этой стране была основана одна из самых прогрессивных социальных систем. Все работающие и их семьи застрахованы от рисков, социальный баланс между бездетными и семьями с детьми осуществляется за счет единого страхования и по сей день.

Общий закон о социальном страховании закрепил социальные права трудящихся. С принятием закона были выполнены три важнейших задачи: кодификация социального права, его "австрифікація" после периода национал-социалистского господства и оккупации и, наконец, ряд улучшений уже достигнутых условий, например, появилась свобода выбора врача, тринадцатая зарплата и надбавка к заработной плате пенсионеров.

В 50-х годах происходит срочном реформировании социальных услуг для людей пожилого возраста. Это означало, что для этих учреждений необходимо найти новую модель при обслуживании таких людей. Примерами для реорганизации послужили датские и шведские дома престарелых, где проживающие получали свое собственное жилье. В 1960 г. основана попечительский совет венских домов для пенсионеров. В 1997 г. дома для пенсионеров были переименованы в жилые дома для пенсионеров. При участии социальных служб люди преклонного возраста имеют возможность дольше оставаться в доме. Кроме того, в этих учреждениях появились пункты помощи.

Прогрессивный маркетинговый подход в удовлетворении социальной потребности в жилье превратили столицу Австрии - Вену - в крупнейшего и самого успешного коммунального хозяина в Европе.

К концу XIX века рабочие слои населения жили в казармах временем в абсолютно неприемлемых условиях. Для решения проблемы на рубеже столетий предпринимались попытки строительства первых жилых домов для рабочих. Для того, чтобы покончить с нищетой в перенаселенных кварталах, местный совет 21 сентября 1923 г. впервые принял пятилетнюю программу строительства жилья, что предусматривает строительство 25 тыс. квартир за счет налоговых отчислений.

В современных условиях приоритет отдан строительству так называемых "суперблоків" с такими интегрированными сооружениями коллективного пользования, как централизованные прачечные, детские сады, женские консультации, народные библиотеки, залы для проведения мероприятий и собраний, мастерские, торговые помещения и потребительские кооперативы. Все это имело, конечно, сильны политические мотивы, что позволило в течение десяти лет построить около 65 тыс. новых квартир.

На сегодняшний день ежегодно ведется строительство 5 тыс. новых квартир, проводится санация старых. Данные меры не столько направлены на повышение качества жизни, сколько представляют собой важный фактор, что позволяет решить проблему занятости населения: строительные работы, проведенные в Вене, позволяют дополнительно создать более 20 тыс. рабочих мест в год.

В одном другом крупном городе Европы не существует такого соотношения между предложением квартир и количеством жителей, как в Вене и, наверное, именно по этой причине арендная плата за жилье в Вене не превышает среднеевропейские показатели. Ввод общих государственных пособий для покрытия расходов по найму жилых помещений позволило городу сделать важный шаг в направлении к социальной справедливости. Семьи, проживающие в арендованных квартирах и домах, могут получать государственную помощь. В целом около 62 тыс. венских семей получают помощь на аренду жилья и помощь молодым семьям.

Из 1,6 миллиона жителей, проживающих в Вене, каждый четвертый живет в коммунальных домах. Всего в столице насчитывается около 220.000 коммунальных квартир. Таким образом, город является крупнейшим "домоуправлінням" в Европе. Ежегодно в Вене распределяются около 10 тыс. коммунальных квартир. С 1994 г. была заново отстроена примерно треть квартир (68.842 квартиры). Больше половины этих коммунальных зданий в период с 1994 по 2005 гг. были отремонтированы и благоустроены, если говорить цифрами, то речь идет о 2522 домах с 122 тыс. квартирами. Расходы на санацию составили € 2,9 млрд. В целом в Вене в период с 1994 года в современное строительство жилья вложено почти € 5 млрд (4,829 миллиарда).

В будущем Вена также предложит помощь всем нуждающимся.

В 2000 г. в Вене социальную помощь получили около 41700 человек. Через четыре года помощь получили уже более 75700 человек, то есть на 82 % больше! Это количество продолжает расти, причем непропорционально увеличивается количество людей, что, помимо низкого дохода (пособие по безработице, пенсия и т. д.) получают социальную помощь. Такая ситуация прежде всего связана с ростом безработицы (особенно длительного) и обострением социальной ситуации в федеральной сфере.

Переломным моментом в сфере социального обеспечения в Вене можно считать включение в "Социального фонда Вены" таких сфер, как уход за престарелыми, помощь инвалидам, бездомным, что было реализовано во время пребывания на посту советника по здравоохранению и социальному обеспечению Ренате Браунер.

С помощью "Социального фонда Вены" и отделений магистрата были созданы оптимальные организационные структуры с мстою поддержки в Вене в ближайшие годы высоких социальных стандартов.

В будущем повсеместные социальные центры вполне заменят нынешние социальные отделения и представительства по социальной работе. Новые учреждения предлагают как материальную помощь (социальную помощь), так и личную помощь (консультация, социальное обслуживание и социальная работа). На данный момент социальные центры Вены помогают около 48000 гражданам, это 31,5 тыс. домашних хозяйств. Дополнительно собственно "Сервисное отделение социальной службы" предлагает оперативную помощь и предоставление информации по вопросам получения социальной помощи для всех людей, имеющих финансовые проблемы.

Ежегодно около 22 тыс. жителей Вены обращаются к услугам амбулаторных социальных служб. Вид и объем социальных услуг зависит от индивидуальных потребностей. На основании амбулаторного подхода в городе существует активная поддержка людей пожилого возраста, что позволяет им как можно дольше оставаться в ближайшем для них окружении, жить в собственной квартире.

Чтобы нуждающиеся люди или их близкие могли без препятствий получить информацию об условиях обслуживания, в Вене существует восемь центров здоровья и социальной поддержки. Ежегодно выявляется около 30 тыс. информационных и консультационных услуг, а также около 4,5 млн. индивидуальных услуг, начиная от ухода за больными на дому и заканчивая доставкой еды.

Компетентным центром, где сосредоточены все предложения по предоставлению социальных услуг в Вене, есть новая центральная сервисная служба "Прием в дома для проживания и ухода" на Гульгассе. С помощью данной сервисной службы обеспечивается легкий доступ ко всем частным и городским учреждениям по уходу и социальном обслуживании населения.

Семь государственных центров и восемь частных центров является важной составной частью социального обслуживания людей пожилого возраста в Вене, для того чтобы они как можно дольше смогли находиться в привычном для них окружении. Таким образом снимается и чрезмерная нагрузка из близких, занимающихся уходом за ними. В дневных центрах ежедневно обслуживаются около 350 жителей Вены.

Дипломированные специалисты в области здравоохранения и ухода за больными оказывают услуги на дому больными людям и инвалидам различных возрастных категорий. Такая услуга является бесплатной в течение 28 дней с момента предписания врача. Если есть необходимость в уходе за больным на время, что выходит за рамки данного срока, то финансирование происходит не за счет социального страхования, а согласно закрепленных тарифов. На основании новых правил все жители Вены имеют одинаковые критерии доступа к услугам по уходу на дому, и, кроме того, гарантируется высокое качество предоставления такого вида услуг.

Международный опыт предоставления социальных услуг убедительно свидетельствует о том, что для всех стран характерны общие стратегические проблемы социального развития, которые решаются в каждой стране по-разному, а действующая система маркетинга социальных услуг является залогом социального благополучия, высоких жизненных стандартов социума. Социальный институт маркетинга социальных услуг является необходимой, неотъемлемой частью общественного устройства современного общества, на каком бы уровне социально-экономического развития оно не находилось.

С 1 января 2015 года, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», происходит глубокая реорганизация системы социального обслуживания населения в РФ.

Основные новшества, вводимые Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»:

  • из применения уходит понятие видов социального обслуживания, являющееся на сегодняшний день основой, формирующей структуру системы нормативно-правовых актов на региональном уровне;
  • привязка права на социальное обслуживание к социальным категориям, например, «граждане пожилого возраста и инвалиды», в новом законе полностью заменена на новое универсальное основание — признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании при наличии конкретных обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности;
  • новый закон вводит в применение понятие профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, как системы мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
  • вводится целостная правовая модель организации региональной системы обеспечения потребности населения в социальном обслуживании, открывающая возможность формирования негосударственного сектора социального обслуживания на основе равного доступа на рынок социальных услуг хозяйствующих субъектов различной организационно-правовой формы.

В соответствии с законом, региональная система обеспечения потребности населения в социальном обслуживании, опирается на комплекс норм в рамках следующей правовой модели:

Описание этапа Примечание
Утверждение субъектом РФ перечня социальных услуг (далее – «перечень») Формируется перечень конкретных социальных услуг, являющихся гарантией и расходным обязательством государства перед гражданином (при наличии у последнего индивидуальной нуждаемости)
Принятие стандарта на каждую услугу, включенную в перечень социальных услуг Стандарт в составе порядка предоставления услуги определит гарантированный объем каждой услуги, входящий в перечень социальных услуг, то есть что из себя представляет конкретная услуга как «ресурс-процесс-результат» или как лот, который может быть выставлен на свободные торги и подвергнут последующему контролю исполнения
Включение социального обслуживания в региональные программы социального обслуживания Объем ресурсов, включаемых в региональные программы, формируется исходя из прогнозируемой потребности в услугах и подушевых нормативов финансирования на каждую услугу, включенную в перечень, которые исчисляются на основании государственного стандарта на услуги
Доведение государственного задания, либо открытое конкурсное размещение заказа на исполнение мероприятий региональной программы (на оказание государственных социальных услуг), либо предоставление компенсации поставщикам Перечнем закупаемых услуг станет перечень социальных услуг, а техническим заданием по каждой услуге государственный стандарт.Исполнителем на конкурсной основе может стать организация любой формы собственности

Поставщиком социальных услуг, в соответствии с новым законом, может быть юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание. Последнее открывает возможность формирования негосударственного сектора в сфере социального обслуживания населения.

Соответственно, основным элементом новой модели является не учреждение социального обслуживания, а социальная услуга.

К услуге привязаны финансирование, а также показатели эффективности и качества. Более того, для социальных услуг показатели эффективности здесь могут носить не только экономический, но и социальный характер.

Данный подход формирует технологию обеспечения эффективности системы социального обслуживания, основанную на новых принципах — через управление процессом оказания государственных услуг.

Ключевым элементом модели являются государственные стандарты на социальные услуги, формирующие основные требования по объему, качеству, порядку и условиям предоставления социальных услуг, включая связанные с оказанием конкретной услуги нормы и нормативы.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», стандарт социальной услуги включает в себя:

  • описание социальной услуги, в том числе ее объем;
  • сроки предоставления социальной услуги;
  • подушевой норматив финансирования социальной услуги;
  • показатели качества и оценку результатов предоставления социальной услуги;
  • условия предоставления социальной услуги, в том числе условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности;
  • иные необходимые для предоставления социальной услуги положения.

Также в сфере социального обслуживания населения действует комплекс национальных стандартов. В том числе стандарты, содержащие перечни услуг для определенных категорий населения, например:

  • ГОСТ Р 52885-2007. Социальные услуги семье;
  • ГОСТ Р 52886-2007. Социальные услуги женщинам;
  • ГОСТ Р 52888-2007. Социальные услуги детям;
  • ГОСТ Р 53059-2008. Социальные услуги инвалидам;
  • ГОСТ Р 53058-2008. Социальные услуги гражданам пожилого возраста;
  • ГОСТ Р 53064-2008. Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги гражданам без определенного места жительства и занятий;
  • ГОСТ Р 53349-2009. Реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста.

Однако данные стандарты не имеют единого принципа применения приведенных в них наборов услуг, а также отнесения их к гарантированным, либо предоставляемым дополнительно на условиях полной оплаты. Также национальные стандарты не содержат требований к объемам социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

Отдельно следует отметить Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг», формулирует основные требования, определяющие качество социальных услуг. Качество социальных услуг и критерии, которые его характеризуют, рассмотрены в данном стандарте применительно к объему и формам предоставления услуг. В этом нормативном документе определены необходимые организационно – технические условия, профессионально-квалификационные требования к персоналу и иные условия, обеспечение которых в учреждениях социального обслуживания населения является необходимым и достаточным для осуществления профильной деятельности:

  • наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;
  • условия размещения учреждения;
  • укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;
  • специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и так далее);
  • состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам социальной службы;
  • наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью учреждения.

Исходя из вышеизложенного, Министерством социальной политики Свердловской области сформулирована форма описания социальной услуги в рамках государственного стандарта, позволяющая реализовать модель негосударственной системы социального обслуживания:

1. Общие положения

2. Показатели качества и оценка результатов предоставления социальной услуги

3. Общие условия предоставления социальных услуг, в том числе условия доступности предоставления социальных услуг для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности

4. Описание социальных услуг, в том числе их объем, сроки и условия предоставления

Форма социального обслуживания: …

Наименование социальной услуги: …

А также выработана технология разработки и внедрения региональных стандартов социального обслуживания:

Этап Мероприятия
I этап«Подготовительный» Разработка формата описания услуги (формы государственного стандарта)Формирование и предварительное обучение рабочих групп по созданию проектов стандартов из числа практиков социальной работы (далее – «рабочие группы»)Формирование и предварительное обучение группы экспертов из числа специалистов МСП и представителей научных кругов, в задачи которой входит координация и методическая поддержка деятельности рабочих групп (далее – «эксперты»)
II этап«Разработка проектов стандартов» Формирование рабочими группами (за каждой группой закрепляется 1-3 вида социального обслуживания) проектов стандартов на социальные услугиПриемка экспертами проектов стандартов, сформированных рабочими группами и размещение проектов стандартов на открытом интернет-ресурсе (uralsocinform.ru)
III этап«Обсуждение проектов стандартов в профессиональной среде» Организация обсуждения размещенных проектов в среде организаций-поставщиков социальных услугОбработка экспертами и рабочими группами поступающих в ходе обсуждения замечаний и предложений к проектам стандартов
IV этап«Научная проработка проектов стандартов» Научная проработка проектов государственных стандартов по направлениям:
  • экономика труда и натуральные нормативы (уточнение позиций затрат рабочего времени, материалов, потребности в оборудовании и т.д.);
  • правовая экспертиза (корректность и полнота применения норм из смежных отраслей правового регулирования – САНПиНы, СНиПы и т.д.);
  • определение нормативов подушевого финансирования на государственные социальные услуги
V этап«Общественное обсуждение проектов стандартов» Общественное обсуждение проектов государственных стандартов в ходе серии встреч с представителями актива общественных организаций, объединяющих граждан, являющихся потребителями социальных услуг
VI этап«Внедрение государственных стандартов» Утверждение государственных стандартов правительством Свердловской области, организация работы по их внедрению

На сегодняшний день стандарты разработаны и приняты, ознакомиться с ними можно по ссылке .

По этому же адресу продолжается консультирование поставщиков социальных по вопросам применения стандартов и отслеживание «обратной связи» в целях дальнейшей доработки и развития стандартов.

Также важным новшеством является законодательное закрепление понятия «информационные системы в сфере социального обслуживания», более того, закон напрямую предусматривает роль и место таких информационных систем, как реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг в обеспечении функционирования приведенной выше модели. Данный подход применен впервые в истории отрасли и закладывает основы для региональной автоматизации в сфере организации социального обслуживания, в том числе на основе унифицированных решений.

При выработке подобных решений, стандарты социальных услуг также являются необходимым исходным элементом всех применяемых информационных систем, поскольку формируют один из основных справочников – справочник социальных услуг, на основе которого осуществляется сборка и синхронизация всех возможных элементов архитектуры региональной информационной системы, решающей задачи автоматизации процессов организации оказания социальных услуг в региональной системе социального обслуживания граждан:

Таким образом, организация разработки и применения региональных стандартов социальных услуг является одним из основных элементов, обеспечивающих:

  • формирование устойчивой системы обеспечения потребности населения региона в социальных услугах;
  • создание эффективной автоматизированной модели организации деятельности региональной системы социального обслуживания населения в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Форум для обсуждения 442-ФЗ открыт по адресу:


Об авторе: Илья Илларионов, начальник отдела технологий социального обслуживания граждан Министерства социальной политики Свердловской области.


МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 1. Межведомственное взаимодействие осуществляется как комплексное сопровождение семьи с детьми или семьи, оказавшейся в ТЖС, ОЖС, кризисной ситуации, нуждающейся в государственной помощи разными специалистами различных социальных практик 2. Комплексное сопровождение ФЗ 442 (психологические услуги, социальные услуги, педагогические, материальные, медицинские и т.д.) осуществляется по разработанному индивидуальному плану куратора по работе с семьей Центра помощи семье и детям. 3. Индивидуальный план сопровождения семьи осуществляется специалистами: специалист по работе с семьей, психолог в социальной сфере, социальный работник, социальный педагог, реабилитолог и т.д. 4. Выявление сложных ситуаций, требующих вмешательства различных специалистов, помощь в разрешении этих ситуаций; 5. Помощь в создании или актуализации социально-поддерживающей сети. 6. Сопровождение замещающих семей


О с о б е н н о с т и Особенности межведомственного взаимодействия: Принцип построения межведомственного взаимодействия у каждого ведомства по-прежнему остается своим, несмотря ни на какие ФЗ и Постановления!! Оказание социальных и образовательных услуг межведомственного взаимодействия должно проводиться специалистами в соответствии с требованиями Профстандартов Новые специальности по межведомственным проф стандартам Минтрудом введены не все Организации, которые должны оказывать услуги, провели назначение специалистов на новые должности на свой страх и риск (проверяет прокуратура). Произошло значительное снижение зарплаты именно этих специалистов в социальной сфере. Педагога-психолога заменили на психолога в социальной сфере и резко изменилась их деятельность –часы, зарплата, должностные инструкции к которым их не подготовили!!! Проведение курсов повышения квалификации в связи с назначением на новые должности отстает от потребностей практики, т.к. нет утвержденных программ повышения и переподготовки и недостаточно специалистов, которые могут обучать по данным направлениям


Трудности межведомственного сопровождения: 1. Кто выявляет и определяет нуждающихся в государственной помощи? 2. Кто назначает услуги? 3. Сопровождение и предоставление комплексной помощи - используется три основные модели командной работы: мультидисциплинарная, междисциплинарная (межпрофессиональная) и трансдисциплинарная. Все эти три модели являются как бы эволюционным продолжением друг друга, но в то же время, каждая из них выступает как отдельная и содержательная модель командной работы. Понятие «команда» не является традиционным для отечественной социальной сферы. Под понятием «команда» подразумевается небольшая группа профессионалов с комплементарными навыками, объединенная общей целью, общим подходом и взаимной ответственностью для реализации общих задач. Следует заметить, что простое объединение людей с различными профессиональными знаниями и навыками не дает в результате команды. Чтобы сформировать команду, необходимо внутри каждой группы добиться согласия относительно целей (приоритетов), средств (методов и подходов), а также роли и ответственности каждого члена будущей команды.


Истоки помощи (врожденное и приобретенное) Деятельность команды характеризуется следующими особенностями: · общее видение проблем клиента (ребенка, его семьи и т д); · наличие общей цели деятельности; · согласованность действий членов команды; · взаимодополнение членов команды по функциям и ролям; · наличие единых протоколов действий; · групповая ответственность членов команды за результаты воздействий; · способность быстрого реагирования на ситуацию, в которой оказался ребенок. Основными факторами успешной деятельности в команде специалистов являются координация и постоянная связь, четкое планирование и гибкость в совместной работе, постоянные контакты между специалистами, как в организационном, так и в содержательном аспектах.


Социальное партнерство Мультидисциплинарная команда представляет собой группу независимых специалистов (экспертов) различных дисциплинарных областей, каждый из которых самостоятельно разрабатывает план работы по сопровождению и выполняет только свои, конкретные задания. Работа может вестись как различными специалистами, не обязательно входящими в рабочую группу, так и командой, состоящей из специалистов одного профиля. Организационным недостатком такой команды считается низкий уровень координации. Трансдисциплинарная команда рассматривается как адепт наиболее действенного и новейшего направления, в рамках которого осуществляется координированный обмен информацией, профессиональными знаниями и навыками между представителями различных дисциплин. Система по предоставлению социальной помощи и услуг самого разного свойства. В команду входят несколько профессиональных специалистов, представителей других специальностей. Путем интеграции и координации совместных действий команда достигает поставленные цели, энергично вводя элементы запланированного взаимодействия, организуя обучение персонала по методике работы. В ходе совместной деятельности все специалисты обмениваются не только информацией обо всем, что предстоит делать или уже сделано, но и планируемыми и реализуемыми «действиями», из которых складывается их общность. Данное направление предполагает формирование у членов команды профессионального универсализма.


Истоки помощи (врожденное и приобретенное) Междисциплинарная / межпрофессиональная команда характеризуется более высоким уровнем согласованности и координированности действий, определение плана работы осуществляются коллективно. Это наиболее перспективное направление, используемое в работе по сопровождению. Междисциплинарная команда акцентирует внимание на определенном порядке взаимодействий, а регулярные встречи, организуемые ею, позволяют подробнее и тщательнее обсуждать каждый случай и план. В зависимости от поставленных целей получатель услуг (ребенок-инвалид или семья) встречаются или со всей командой (всеми членами рабочей группы), или с отдельными ее представителями. Наличие специалистов разного профиля не только гарантирует максимально точную экспертную оценку имеющихся трудностей, но и позволяет предлагать большой выбор социальных услуг и успешно преодолевать возникающие межведомственные барьеры. Члены междисциплинарной команды могут быть высокопрофессиональными специалистами, однако, в ряде случаев ни один из них не имеет достаточно знаний или умений для успешного решения задачи в одиночку.


Истоки помощи (врожденное и приобретенное) Междисциплинарная команда, аккумулируя и интегрируя интеллектуальный и профессиональный потенциал всех своих членов, в результате обладает более обширными знаниями, умениями и навыками, чем отдельный специалист или группа специалистов определенной отрасли. Для решения задач, требующих нестандартных подходов, творческих идей или привлечения более обширной информации из разных областей, междисциплинарная команда, оказывается более продуктивной за счет использования знаний и опыта из разных областей, которыми обладают ее члены. Совместная работа представителей разных профессий – это эффективный инструмент преодоления сопротивления «чужим» идеям, которое может возникать при «параллельной» работе специалистов, когда они работают над решением одной и той же проблемы, каждый на своем месте. Привлечение высокопрофессиональных специалистов из разных областей к разработке стратегии и тактики решения проблемы способно существенно снизить сопротивление, которое могут встретить действия специалиста или группы в любом «своем» ведомстве. 11

«Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов...»

Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации

и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы

Проблемы и перспективы внедрения профессиональных

стандартов работников социальной сферы в организациях

поддержки семьи и детства социальной сферы г. Москвы

Евстешина О.И.

ГБУ «Городской ресурсный центр поддержки семьи и детства

«Отрадное», Москва, Россия

Рассмотрены практические аспекты внедрения профессиональных стандартов в организациях поддержки семьи и детства Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, осуществляющих социальную профилактическую и реабилитационную работу с семьями и детьми.

Отмечены основные проблемы в области внедрения профессиональных стандартов и обозначены направления их возможного решения.

Ключевые понятия: профессиональные стандарты, социальная сфера, социальное обслуживание, организации поддержки семьи и детства, социальная профилактическая и реабилитационная работа с семьями и детьми.

Разработка, апробация и внедрение профессиональных стандартов является одной из приоритетных задач кадровой политики организаций социального обслуживания населения. В настоящее время в г. Москве процесс перехода на новые профессиональные стандарты осуществляется поэтапно, с учетом действующих нормативно-правовых оснований, а также социальных гарантий для работников.

Однако остается ряд нерешенных проблем и противоречий, затрудняющий процесс перехода и создающий определенные препятствия для их внедрения в организациях социального обслуживания.



Нормативно-правовые основания деятельности организаций социального обслуживания В основу создания новой системы поддержки семьи и детства в г.

Москве легли следующие правовые документы:

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы (Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761);

Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. (Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р);

Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

ЧАСТЬ II

Федеральный закон №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и Закон г. Москвы № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве»;

Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Закон г. Москвы № 34 «О социальном обслуживании граждан в городе Москве»;

Стратегия Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 гг., утвержденная постановлением Правительства Москвы от 25 марта 2008 г. № 195-ПП;

Постановление Правительства города Москвы № 829-ПП «О социальном обслуживании в городе Москве».

После введения Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» была определена задача разрешения существующих и возможных противоречий, возникающих в результате правоприменительной практики.

Для решения этой задачи была создана рабочая группа, в состав которой вошли специалисты-практики, преподаватели ГАУ ИДПО и АНО «Совет по вопросам управления и развития». В каждом административном округе проведены фокус-группы среди специалистов, сформулированы актуальные вопросы, которые легли в основу разработки методических рекомендаций по организации практической работы с семьями и детьми в условиях реализации Федерального закона от 28.12.2014 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Тем самым, в Москве созданы условия для регулирования разных правовых форм поддержки семьи и детства.

Одновременно с этим существует проблема организации деятельности по социальному сопровождению семей, которое является одной из важных составляющих профилактической работы. Статья 22 Федерального закона № 442-ФЗ трактует социальное сопровождение как только содействие в получении помощи, не относящейся к социальным услугам, что создает значительные помехи в деятельности организаций. В связи с этим был разработан новый пакет предложений, касающийся социального сопровождения семей с детьми, для внесения поправок в федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»».

Данные положения непосредственно касаются специалистов, осуществляющих свою деятельность в организациях социального обслуживания и диктуют непосредственные действия по уточнению их трудовых функций.

Структура организаций

В рамках одной организации социального обслуживания, относящейся к сфере поддержки семьи и детства, могут осуществляться различные направлеМежведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы ния деятельности. Последние, в свою очередь, позволяют учреждать структуру организации. В такого рода организациях представлен весь спектр видов социального обслуживания и видов профилактической работы, исключая обслуживание на дому, которые регламентированы действующим законодательством (ФЗ-442, ФЗ-120, Закон города Москвы № 12).

В соответствии с этим в структуре организаций сферы поддержки семьи и детства могут быть созданы подразделения, деятельность которых отражает все этапы работы с детьми и семьями и учитывает основные категории.

Возможные наименования такого рода подразделений.

1. Отделение социальной поддержки семьи и детей (ранней профилактики семейного неблагополучия) - обеспечивает такое направление деятельности, как работа с семьи на стадии возникновения потенциального риска семейного неблагополучия.

2. Отделение социальной профилактики (отделение дневного пребывания) - обеспечивает индивидуальную профилактическую работу несовершеннолетних получателей социальных услуг и их семей (дети и семьи в трудной жизненной ситуации).

3. Отделение социальной реабилитации (где имеется стационар) - обеспечивает комплексную социальную реабилитацию несовершеннолетних, относящихся к категориям беспризорные, безнадзорные, дети в социально опасном положении.

4. Отделение социальной реабилитации детей-инвалидов - обеспечивает комплексную социальную реабилитацию, направленную на повышение социальной компетентности получателей социальных услуг.

5. Отделение социальной диагностики (отделение выявления детского и семейного неблагополучия) - обеспечивает работу на территории с целью раннего выявления детского и семейного неблагополучия.

6. Отделение сопровождения замещающих семей (при наличии статуса уполномоченной организации по данному направлению деятельности) - обеспечивает подготовку замещающих родителей и последующее социальное сопровождение детей, находящихся под опекой/попечительством.

Изменение подходов к формированию кадровой политики организаций социального обслуживания в связи с введением профессиональных стандартов Профессиональный стандарт представляет собой документ, содержащий в соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) характеристику профессиональных навыков, опыта, умений и знаний, необходимых для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, описывающих в соответствии с макетом содержание конкретных трудовых функций, ранжированных по уровням квалификации в зависимости от сложности и ответственности выполняемой работы, в соответствии с которой работнику устанавливается трудовая функция.

ЧАСТЬ II

В случаях, предусмотренных федеральными законами, применение профессиональных стандартов обязательно.

В социальной сфере с 01 января 2015 г. вступили в силу профессиональные стандарты в социальной сфере, которые могут быть применены в области работы с семьями и детьми.

К ним относятся:

- «Руководитель организации социального обслуживания»;

- «Социальный работник»;

- «Специалист по социальной работ»;

- «Специалист по работе с семьей»;

- «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере»;

- «Психолог в социальной сфере».

В ТК РФ внесены поправки, согласно которым в части предъявления требований к квалификации работников подлежат применению профессиональные стандарты с 01 июля 2016 г.

Данные должности относятся к основному персоналу организаций социального обслуживания, который оказывает социальные услуги и осуществляет индивидуальную профилактическую работу. Эти должности соответствуют ОКВЭД 85.30 (предоставление социальных услуг).

Помимо данных специалистов функции по оказанию социальных услуг могут быть возложены на следующих работников.

1 Воспитатель На данный момент воспитатель относится к номенклатуре должностей педагогических работников, т.е. может быть в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В настоящее время создана рабочая группа по разработке, апробации и внедрению нового профессионального стандарта «Воспитатель в социальной сфере». Предполагаемая новая должность не имеет права на социальные льготу, трудовые права и гарантии, связанные со статусом педагогического работника (режим рабочего времени, отпуск), а также, согласно новым системам оплаты труда, данная должность не входит в квалификационную профессиональную группу по оплате труда, в которую ранее входили педагогические работники 2 Руководитель Данные должности относятся к разделу Единого квалификационкружка, куль- ного справочника «Должности специалистов в области культуры, торганизатор, искусства и кинематографии». При этом, учитывая наличие в аккомпаниа- перечне социальных услуг культурно-досуговой деятельности, тор возможно введение в штатное расписание данных должностей.

В перспективе предполагается организация сотрудничества организаций социальной сферы с организациями культуры для осуществления данной деятельности как соответствующей виду экономической деятельности в данной области (аутсорсинг) Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы

–  –  –

Для обслуживания деятельности организаций социального сервиса необходимо наличие специалистов, служащих, относящихся к общеотраслевым должностям, как, например: бухгалтер, специалист по кадрам, юрисконсульт, специалист по охране труда, специалист гражданской обороны, секретарь и т. д.

Наличие медицинской службы, включающей медицинских работников, необходимо при наличии в организации стационара и лицензии на медицинскую деятельность.

В связи с новыми требованиями к профессиональной деятельности специалистов социальной сферы возникают вопросы о необходимости специальных мер для приведения должностного функционала сотрудников в соответствие с профессиональными стандартами и другими нормативно-правовыми документами.

В 2015 г. начат процесс перехода на новые профессиональные стандарты, при этом возникло противоречие: с одной стороны, социально-педагогическая услуга входит в перечень ведомственных услуг и является востребованной, а с другой стороны, педагогические должности исключены из штатного расписания организаций поддержки семьи и детства, а также Центров содействия семейному воспитанию (табл. 1). Данное противоречие создает ограничение в получении социально-педагогических услуг детьми. При этом у специалистовпрофессионалов изменяется продолжительность рабочей недели, которая стала для всех сотрудников одинаковой - 40 часов (ранее: логопед - 18 часов, воспитатель - 30 часов, педагог-психолог - 36 часов) и продолжительность отпуска (вместо 56 дней - 28). В то же время они выполняют самую сложную социально-педагогическую работу, особенно в стационарах.

Вопрос о педагогических должностях в социальной сфере и о новых профессиональных стандартах является открытым и требует детального рассмотрения.

Возникающие в связи с переходом на новые профессиональные стандарты вопросы рассматриваются руководителями организаций социального обслуживания последовательно и с учетом требований к образованию работников организаций социального обслуживания. Основные из них представлены в табл. 2, а требования - в табл. 3.

ЧАСТЬ II

–  –  –

Однако далеко не все организации располагают средствами для обучения или профессиональной переподготовки своих работников, что является препятствием для планомерного и успешного перехода на новые профессиональные стандарты.

Комментарии в части отдельных профессиональных стандартов в связи с их внедрением в организациях поддержки семьи и детства В соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области реабилитационной работы в социальной сфере» трудовая функция работника предполагает предоставление комплексной реабилитационной помощи уязвимым категориям населения. В организациях социальной сферы для несовершеннолетних такая функция предполагает социально-психологическую и социально-педагогическую реабилитация несовершеннолетних получателей социальных услуг, куда входят: дети с ограниченными возможностями здоровья и (или) с инвалидностью, психическими расстройствами, пострадавшие вследствие участия в военных конфликтах, террористических актах, после различных типов аварий и катастроф, ставшие жертвами домашнего, сексуального и физического насилия; дети и подростки - сироты; дети и подростки, не имеющие постоянного места жительства, с различными видами тяжелой зависимости (алкоголизм, наркомания и другие зависимости); несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом, условно осужденные или находящиеся в пенитенциарной системе.

Данная целевая группа и трудовая функция специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере полностью соответствует виду экономической деятельности социальных учреждений и действующему законодательству, а также обеспечивает потребности несовершеннолетних получателей социальЧАСТЬ II ных услуг, составляющих контингент социальных организаций. Требования к образованию специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере предполагают наличие образования по специальностям: клиническая психология, специальная психология, социальная педагогика, специальная дошкольная психология и педагогика, а также наличие специального (дефектологического) образования. В связи с этим логопеды (дефектологи) социальных организаций могут быть переведены на должность специалиста по реабилитационной работе без прохождения программ дополнительного профессионального образования.

В связи с приведением в соответствие с действующим законодательством кадровой политики социальных организаций возникла проблема сохранения в штатном расписании организаций со стационарными формами обслуживания должности «воспитатель», при безусловной необходимости выполнения данной трудовой функции в организациях, обеспечивающих стационарные формы обслуживания детей и подростков.

Трудовая функция воспитателя предполагает социально-педагогическую поддержку, социальное воспитание и социальную адаптацию детей и подростков, а также обеспечение жизнедеятельности детей и подростков, направленное на их воспитание и социализацию. Без выполнения такой функции реабилитационная работа в учреждениях, оказывающих стационарные услуги детям и подросткам, становится лишенной важной составляющей, стационар становится преимущественно местом проживания детей в ситуации разлучения с семьей. Профессиональные стандарты специалиста по социальной работе, специалиста по реабилитационной работе, специалиста по работе с семьей и психолога в социальной сфере не предполагают выполнение этой функции.

Разрешение данного противоречия возможно в случае разработки проекта нового профессионального стандарта «Специалист в области воспитания в социальной сфере» («Воспитатель в социальной сфере») с подачей заявки в Министерство труда и социальной защиты РФ.

С учетом актуальной ситуации обсуждения данного вопроса в настоящее время предлагается оставить без изменения наименование должности «воспитатель» в социальных организациях, обеспечивающих стационарные формы обслуживания, до конца 2016 года, до урегулирования вопроса о соответствии трудовой функции воспитателя действующим профессиональным стандартам.

В качестве иллюстрации актуального положения в области кадровой работы приводим примерное штатное расписание центра поддержки семьи и детства с указанием структурных подразделений и должностей (табл. 4).

Одним из самых актуальных является вопрос об оценке квалификации специалистов организаций социального обслуживания, их аттестации или сертификации, а также об образовательных программах, необходимых для формирования соответствующих компетенций специалистов в рамках существующих профессиональных стандартов. Остается ряд вопросов, требующих дополнительного рассмотрения в рамках специальных межведомственных рабочих групп.

Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы

–  –  –

Примечание. Директор учреждения, исходя из производственной необходимости и по согласованию с Департаментом, может в пределах установленного фонда заработной платы вводить в штат учреждения должности, не предусмотренные примерным штатным расписанием, или вводить дополнительные должности за счет ассигнований, выделенных из соответствующего бюджета на эти цели.

«*» отделение дневного пребывания «*» отделение ранней профилактики семейного неблагополучия.

Литература

1. Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/onlne.cgi?req=doc&base=LAW&n=196694&div=LAW&dst=0%2C0&r nd=224476.5162589413920124 (дата обращения: 26 августа 2016 г.).

№ 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собМежведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы ственности или муниципальной собственности» // Собрание законодательства РФ, № 27 (часть III), ст. 4484, 04.07.2016.

3. Приказ Минтруда России от 18.11.2014 № 889н «Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении)».

4. Трудовой кодекс Российской Федерации, 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 2001. 31 дек. № 256.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 2012. 31 дек. № 303.

Организация перехода на профессиональный стандарт педагога: опыт и перспективы (на материале стажировочной площадки Республики Мордовия)

–  –  –

Представлено описание основных результатов апробации модели экспериментального внедрения профессионального стандарта педагога в условиях деятельности федеральной стажировочной площадки Республики Мордовия, созданной на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Мордовский республиканский институт образования» с целью реализации в 2014-2015 гг. Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Раскрыты особенности применения квалификационных требований, заявленных в профессиональном стандарте педагога.

Рассматриваются механизмы привлечения представителей системы государственно-общественного управления образованием (представители работодателей, потребителей профессиональных ассоциаций, профсоюзов, педагогических коллективов, экспертов и др.) к процедурам независимой оценки компетенций педагогов. Показаны предварительные результаты применения требований профессионального стандарта педагога к содержанию профессиональной педагогической деятельности в системе управления образованием Республики Мордовия.

Ключевые слова: педагог, профессиональный стандарт, сертификация, дополнительная профессиональная программа, компетенция, аудит.

Похожие работы:

2002. – 368 с.11. Солсо, Р. Л. Когнитивная психология:...»

«Положение о проведении Всероссийской заочной теоретической олимпиады "Музыкальная регата" (по предмету "Музыкальная литература") для учащихся детских школ искусств 1. Общие положения Всероссийская заочная теоретическая олимпиада по предмету "Музыкальная литература" для учащихся детских школ искусств (далее...»

« государственного педагогического университета, году учителя посв...»

«СОДЕРЖАНИЕ Наименование раздела Страница ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка 1.1 3 Цели и задачи реализации программы, сроки реализации. 1.2 3 Возрастные и индивидуальные особенности детей 1.3 4 подготовительного к школе возраста. Ожидаемые результаты освоения...»

«Государственно бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования центр повышения квалификации специалистов "Информационно-методический центр" Колпинского района Санкт-Петербурга Рассмотрено Утверждаю на Методическом Советом директор ГБОУ ДППО ЦПКС ИМЦ ГБОУ ДППО ЦПКС ИМЦ...»

«Аналитическая справка о результатах инновационной деятельности школы – городских педагогических гостиных

Социальная защита пожилых людей и модели

Социальная зашита пожилых людей в современных соци­ально-экономических условиях осуществляется по двум основ­ным направлениям - социальное обеспечение и социальная по­мощь.

В соответствии с действующим законодательством, соци­альное обеспечение престарелых граждан направлено на защиту материального положения, оказание денежной и натуральной помощи, укрепление системы социального обслуживания пожи­лых людей. В Российской Федерации сложились и действуют несколь­ко моделей социального обслуживания пожилых людей. Соци­альное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в специализированных государствен­ных и муниципальных учреждениях.

Основными принципами деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста являются:

Предоставление государственных гарантий;

Обеспечение равных возможностей при получении со­циальных услуг и их доступность;

Преемственность всех видов социального обслужива­ния;

Ориентация социального обслуживания на индивиду­альные потребности граждан;

Приоритет мер по социальной адаптации и др.
Важнейшими моделями социального обслуживания сталитакие, как:

Социальное обслуживание на дому;

Полустационарное обслуживание в отделениях дневного
(ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

Стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и др.;

Срочное социальное обслуживание;

Социально-консультативная помощь;

Предоставление жилой площади в специальных домах для престарелых и т.д.

Несмотря на разнообразие форм социальной работы на местах, уже можно выделить основные принципы и формы ста­новления социальных служб, занимающихся решением проблем пожилых людей. Это создание и развитие центров социального обслуживания различного типа (дневного, недельного, времен­ного пребывания); организация надомного обслуживания, плат­ного и бесплатного (платного для тех, кто живет в семьях и кому понадобилась временная помощь); создание на основе различ­ных форм собственности центров социально-психологической помощи, столовых для бесплатного питания, сети магазинов для продажи товаров по социально низким ценам; предоставление льгот по социально-бытовому обслуживанию и обеспечению занятости пожилых людей. Начали открываться дома ночного пребывания, социальные гостиницы и т.д.

Преобладающей моделью нестационарных социальных служб становятся центры социального обслуживания и реаби­литации инвалидов и престарелых. Центры могут иметь в своей структуре различные под­разделения социального обслуживания: отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и др. В задачи центра входит:


Выявление престарелых и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке;

Определение конкретных видов и форм помощи, пре­доставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера;

Анализ социально-бытового обслуживания населения;

Привлечение различных государственных и негосудар­ственных структур к решению вопросов оказания социально- бытовой, медико-социальной, психологической, юридической помощи пожилым людям и другим нуждающимся лицам.

Важнейшей частью работы центра является социальное обслуживание на дому одиноких пожилых людей: закупка и доставка продуктов, обеспечение лекарствами, организация уборки в квартире, различные социально-бытовые услуги и их оплата (сдача белья в прачечную, одежды в чистку, утепление оконных рам и дверей и т.п.), информирование и консультиро­вание и др.

Социальные работники поддерживают связь с трудовыми коллективами, где раньше работали их подопечные, добиваются, чтобы они не забывали своих бывших работников, оказывали помощь и проявляли к ним внимание.

Анализ основных направлений деятельности центров со­циального обслуживания свидетельствует о том, что данная мо­дель социальной службы, ориентированной на работу с пожи­лыми людьми, получила наибольшее распространение и призна­ние и является наиболее типичной. Однако она еще не охваты­вает многие категории пожилых людей, которые испытывают потребность в социально-психологической помощи, в общении, социально-правовых консультациях, в адаптации к новым усло­виям.

В подобных центрах работают врачи, социальные работ­ники, психологи, юристы, специалисты по социальной реабили­тации и др.

Социальное обслуживание на дому это один из основных видов социальной работы. Его основная цель - максимально продлить нахождение граждан в привычной для них среде оби­тания, поддержать их личностный и социальный статус, защи­тить их права и законные интересы.

К числу основных надомных услуг, гарантированных го­сударством, относятся:

Организация питания и доставка продуктов на дом;

Помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости;

Содействие в получении медицинской помощи и сопро­вождение в медицинские учреждения;

Помощь в поддержании условий проживания в соответ­ствии с гигиеническими требованиями;

Содействие в организации ритуальных услуг и погребе­нии одиноких умерших;

Организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.);

Помощь в оформлении документов, в том числе для ус­тановления опеки и попечительства, обмена жилья, помещения в стационарные учреждения органов социальной защиты населе­ния.

Отделения социальной помощи на дому, как правило, ор­ганизуются при муниципальных центрах социального обслужи­вания или местных органах социальной защиты населения.

Социальное обслуживание на дому может осуществляться на постоянной или временной основе (до 6 месяцев). Отделение создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров и инвали­дов, проживающих в сельской местности, а также в городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоуст­ройства, а в городской местности - не менее 120 пенсионеров и инвалидов.

Социальное обслуживание на дому производится бесплат­но, с частичной оплатой или за полную плату. Бесплатно обслу­живаются, например, одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход или имеющие трудоспособных родственников, которые обязаны со­держать их по закону, но проживают отдельно, а также прожи­вающие в семьях, подушевой доход которых ниже установлен­ного для данного региона минимального уровня.

Таким образом, основными направлениями деятельности отделения социальной помощи на дому являются: выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании; оказание социально-бытовой и другой необходимой помощи на дому; содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законода­тельством.

Все более широкое развитие получают и отделения днев­ного пребывания, создаваемые также на базе центров социально­го обслуживания населения. Они предназначены для бытового, медицинского, культурного обслуживания пенсионеров и инва­лидов, организации их отдыха, привлечения к посильному тру­ду, поддержания активного образа жизни. Эти отделения создаются в соответствии с законодательст­вом и обслуживают не менее 30 человек. В них зачисляются пожилые люди и инвалиды независимо от своего семейного поло­жения, но сохранившие способность к самообслуживанию и ак­тивному передвижению, на основании личного желания и меди­цинского заключения.

В отделениях дневного пребывания обычно выделяются помещения для кабинета медицинской помощи, культурной ра­боты, мастерских, библиотеки. Оборудуются спальные помеще­ния для организации отдыха, столовая и др. Пенсионеры и инва­лиды, как правило, обслуживаются отделением социальной по­мощи бесплатно.

Посильная трудовая деятельность в специально оборудо­ванных мастерских или подсобных хозяйствах осуществляется под руководством инструктора по трудовой терапии и под на­блюдением медицинского работника. Продукция подсобных хо­зяйств обычно направляется на обеспечение питания, а излишки могут быть реализованы для получения дополнительных финан­совых средств и зачисления их на счета ЦСО.

По решению руководства центра и местной администра­ции в отделении дневного пребывания могут предоставляться и отдельные платные услуги: посещение культурно-зрелищных мероприятий, массаж, мануальная терапия, обслуживание па­рикмахером и др. Денежные средства, получаемые за счет этих дополнительных услуг, также перечисляются на счет ЦСО и на­правляются на его развитие, улучшение питания и обслужива­ния пенсионеров и инвалидов.

Таким образом, отделения дневного (ночного) пребывания являются формой полустационарного социального обслужива­ния и играют важную роль в оказании эффективной социальной поддержки одиноким пожилым людям и инвалидам.

В последние годы все большее развитие получает служба срочной социальной помощи, основной целью которой является оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в соци­альной поддержке.

Срочное социальное обслуживание включает в себя сле­дующие гарантированные государством услуги:

Разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

Обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости;

Разовое оказание материальной помощи;

Содействие в получении временного жилья;

Оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»;

Оказание юридической помощи в пределах своей компе­тенции;

Оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными особенностями.

Деятельность службы основывается на сотрудничестве с другими государственными, общественными организациями и учреждениями, благотворительными фондами и отдельными гражданами. Срочное социальное обслуживание осуществляется этими службами на базе Центра социального обслуживания.

Как отмечается в Положении, утвержденном Министерст­вом социальной защиты населения РФ, эта служба предназначена, прежде всего, для оказания безотлагательных мер, направлен­ных на временное поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке.

Развивая и совершенствуя деятельность нестационарных учреждений и служб социальной помощи престарелым и инва­лидам, органы социальной защиты проявляют постоянную забо­ту о создании более комфортных условий для жизнедеятельно­сти пожилых людей и в стационарных учреждениях. Дома-интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно (не­дельное и дневное пребывание). В дома-интернаты поступают в основном люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться. Здесь они обес­печиваются медицинской помощью, рядом мероприятий реаби­литационного характера, с ними проводится работа по социаль­но-психологической адаптации к новым условиям, изучаются особенности их характера, привычки, интересы, потребности в посильной трудовой занятости, пожелания в организации досуга и т.п. Вес это имеет важное значение для создания нормального морально-психологического климата, особенно при поселении людей на постоянное местожительства, для предотвращения возможных конфликтных ситуаций.

Однако функционирование домов-интернатов как одной из основных стационарных форм социального обслуживания пре­старелых связано с целым рядом серьезных проблем. Среди них: степень удовлетворения потребности в домах-интернатах, каче­ство обслуживания в них, создание сопутствующих условий для проживания и др. С одной стороны, в целом ряде регионов РФ сохраняется очередь престарелых граждан, желающих посту­пил, в стационарные учреждения социального обслуживания, с другой же стороны, пожилые люди все больше проявляют жела­ние жить в привычной для них домашней обстановке.

Одной из новых форм социального обслуживания является развитие сети специальных жилых домов для одиноких пожи­лых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения.

В соответствии с примерным Положением о специальном доме для одиноких пожилых людей, утвержденном Министер­ством социальной защиты населения 7 апреля 1994 года, такой дом предназначен для постоянного проживания одиноких граж­дан, а также супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей.

Основная цель создания таких домов - обеспечение благо­приятных условий проживания и самообслуживания; предостав­ление проживающим престарелым гражданам социально-бытовой и медицинской помощи; создание условий для актив­ного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельно­сти.

Специальные дома для одиноких престарелых могут быть построены как по типовому проекту, так и располагаться в пере­оборудованных отдельных зданиях или в части многоэтажного здания. Они состоят из одно- и двухкомнатных квартир и вклю­чают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную или хим­чистку, помещения для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности. Они должны быть оснащены средства­ми малой механизации для облегчения самообслуживания про­живающих граждан. При таких домах организуются круглосу­точно действующие диспетчерские пункты, обеспеченные внут­ренней связью с жилыми помещениями и внешней телефонной связью.

Медицинское обслуживание проживающих в этих домах граждан осуществляется в соответствии с Положением меди­цинским персоналом территориальных лечебно-профилак­тических учреждений, а организация социально-бытового, тор­гового и культурного обслуживания - соответствующими тер­риториальными органами и службами. В Положении четко определены основные правила, требо­вания и условия строительства и предоставления жилья в специ­альных жилых домах для одиноких пожилых людей, прожива­ния, оплаты и т.д. Следует подчеркнуть, что на основе действующего зако­нодательства гражданам, проживающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном размере. Они имеют право на перво­очередное направление в стационарные учреждения органов со­циальной защиты населения.

Специальные жилые дома для одиноких пожилых людей и супружеских пар - это один из путей решения сложной задачи по оказанию социальной помощи, а также целого комплекса со­циальных проблем престарелых граждан. Таких домов в России пока еще мало, но они получают все большее признание и раз­витие.

Одной из серьезных проблем домов-интернатов общего типа, пансионатов и домов ветеранов войны и труда является то, что среди престарелых значительную часть составляют люди с кратковременными или стойкими психическими нарушениями и слабоумием. Они осложняют жизнь проживающих в учрежде­нии, провоцируют возникновение конфликтных ситуаций, на­рушают спокойствие в коллективе. Решить эту проблему можно введением в штат дома-интерната психиатра.