Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья!". Викторина «Птицы наши верные друзья» для средней группы Сценарий викторины птицы наши друзья

Фатима Боджокова
Игра-викторина «Птицы - наши друзья»

Игра – викторина «Птицы – наши друзья »

Цель мероприятия : углубить и обобщить знания о птицах ; активизировать познавательный интерес детей к природе.

Вступительное слово воспитателя :

Ребята, каждый год, во время весенних каникул, мы отмечаем День птиц . В России его стали отмечать в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В 40 – е годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 году восстановлена. Птицы дороги нам как часть чудесной природы. Их мелодичные, звонкие, веселые песни, яркое оперение оживляют природу, украшают нашу жизнь, вселяют в нас бодрость и радость. А на сегодняшней игре – викторине, мы с вами проверим, что мы знаем про эти чудные создания. Для определения победителя викторины, я буду выдавать жетончики за каждый правильный ответ. У кого их окажется больше, тот и будет победителем.

Итак, 1 тур «Угадай птицу »

Какие птицы весной прилетают первыми? (Грачи.)

Какие птицы не умеют летать вообще? (Пингвин, страус.)

У каких птиц яйца высиживает самец? (У страусов.)

Какая птица умеет дразнится ? (Попугай.)

У какой птицы нет гнезда , а птенцы лежат прямо на голой земле? (У козодоя.)

Каких птиц – санитаров вы знаете? (Вороны, сороки, галки, коршуны – питаются на свалках и помойках, способствуя оздоровлению местности.)

Какую птицу называют символом чистоты и благородства? (Лебедь.)

Какая птица является символом мудрости? (Сова.)

У какой птицы гнездо с половину грецкого ореха? (У крошечного колибри.)

Пение какой птицы напоминает звук флейты? (Певчего дрозда.)

2 тур «Узнай по повадкам»

Очень подвижная и шумная птица , выдает себя характерным голосом (стрекотанием) . Часто ворует пищу у домашних животных. (Сорока.)

Эти птицы охотно поселяются вблизи человеческих жилищ. Одна из самых популярных птиц у охотников . (Кряква.)

Какие птицы способны собрать стаю и вместе напасть на обидчика одного из стаи? (Вороны. Они умеют распознавать и запоминать человеческие лица. К тому же, они довольно злопамятны.)

- Птица , важно шествующая за трактором по свежевспаханному полю, где много червей и другой мелкой живности. (Аист.)

- Птица с сильно развитым интеллектом, способная приспособится к любой среде обитания, защищает своих птенцов от врагов даже превосходящих его по размеру в несколько раз. (Серая ворона.)

Эта птица складывает за щеку запасы пищи : кашу из зерен и насекомых. Таким образом ему приходится реже вылетать из гнезда на поиски пищи. (Снегирь.)

Эта птица вьет самое большое гнездо из сучьев. (Американский белоголовый орел. Его гнездо может выдержать даже человека.)

3 тур «Загадки»

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник. (Дятел.)

Чернокрылый, красногрудый,

Он везде найдет приют.

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей.)

Кто там прыгает, шуршит,

«Клее – кле – кле» кричит со свистом? (Клест.)

Окраска сероватая,

Походка вороватая.

Известная персона,

Кто она? (Ворона.)

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит.

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (Жаворонок.)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится,

Не орел, а все же птица . (Воробей.)

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Как стемнеет, вылетает

И огромным ртом хватает

Над землей и над водой

Насекомых… (Козодой.)

Порхает над полем,

Над вольным раздольем,

Встает спозаранку

Весенняя птичка… (Зарянка.)

4 тур «Дополни приметы»

Бьющаяся в окно птица – (к доброму известию и к добрым гостям.)

Услышал кукушку – (тряси мелкие деньги к богатству.)

Ласточки летят низко – (будет дождь.)

Аист свивший гнездо на вашей крыше – (к семейному благополучию и счастью.)

Где-то неподалеку от дома кричит сова – (к прибавлению в семействе.)

Над головой невысоко пролетел орел – (к благополучию в делах.)

В дом залетел голубь – (к скорой свадьбе.)

Если человек увидел иволгу – (быть его жизни благополучной и богатой.)

Увидеть сороку на рыбалке – (к хорошему улову.)

Сорока прыгает на крыше, где болеет человек, - (к его излечению.)

5 тур «Сказочные персонажи»

Какие птицы унесли брата у сестрицы Аленушки? (Гуси-лебеди.)

Какая птица помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка.)

Волшебная птица с золотым оперением ? (Жар-птица .) Кем была жена князя Гвидона в сказке «О царе Салтане?» (Царевна- лебедь.)

- Птица , которая несла золотые яйца? (Курочка Ряба.)

Какая птица сидела на спице у царя Додона? (Петушок.)

Какие птицы несли на прутике лягушку-путешественницу? (Утки.)

В кого превратился «гадкий утенок» ? (В прекрасного лебедя.)

Про кого сказка «Серая шейка» ? (Про утку.)

Воспитатель : наша игра -викторина подошла к концу. Спасибо всем за участие. А пока подсчитываются жетончики, просмотрите слайды с птицами .

Игра «Птицы – наши друзья».

Цель: 1. расширить знания учащихся о многообразии птиц;

2. систематизировать знания о жизнедеятельности птиц, их взаимоотношениях с окружающей средой, о роли их в жизни человека;

3. научить школьников осознать необходимость чуткого и бережного отношения к природе.

Оборудование: загадки, ребусы, рисунки, птичий крик, записанный на пленку.

Ход игры:

В одной из замечательных песен нас призывают остановиться и оглядеться вокруг. Да, мир действительно прекрасен, он полон чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Но мы часто спешим и проходим мимо, не замечая их. Порой, пытаясь отгадать какую-нибудь из загадок природы, мы удивляемся сделанному вдруг открытию. К таким открытиям можно отнести и удивительный мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас своим пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен. Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям.

1 конкурс. Народ всегда подмечал признаки тех или иных явлений, предметов живой и неживой природы и метко отражал их в загадках, немало из которых посвящено птицам. Отгадайте некоторые из них.

1. Бела, как снег, черна, как уголь,

Вертится, поет, как бес и дорога в лес. (сорока)

2. Кто ни разу шага не сделал. (воробей)

3. Черный, проворный, кричит «крак»,

Червякам враг. (грач)

4. Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона. (ворона)

5. В болоте плачет, из болота не идет. (кулик)

6. Днем молчит, ночью кричит. (филин)

7. Аккуратный дом для деток

Из сухих построен веток.

С той поры над нашей хатой

«Та-та-та» летит крылато. (аист)

8. Мать, отца не знаю, но часто называю.

Детей знать не буду, чужим сбуду. (кукушка)

2 конкурс. Составить радиальную схему понятий о птицах.

Птицы: хордовые, яйцекладущие, позвоночные, легкий скелет, перья, киль, теплокровные, клюв, 2 желудка, 4 камерное сердце, легкие, воздушный мешок.

3 конкурс. Вопрос – ответ:

1. Самые лучшие певцы. (в роще – соловей, в поле – жаворонок, в лесу – дрозд).

2. Самые искусные строители гнезд. (синица, иволга, ласточка).

3. Самые лучшие летуны. (ласточки, сокол, орлы, грифы).

4. Самые лучшие пловцы и ныряльщики. (гагара, кайра, семга)

5. Самые лучшие бегуны и скороходы. (дергач, бегунок, сойка, перепел)

6. Самые дружные. (чайки, ласточки, береговушки, скворцы)

7. Птица – символ мира и чистоты. (голубь)

8. Существует ли птичье молоко? (у голубей, пингвинов)

4 конкурс. «Филворд».

Даны картинки с изображением птиц. Каждой команде раздаются филворды, на которых нужно найти название птиц, изображение которых есть на картинке. Это задание на скорость, на правильное определение названий птиц и нахождение их на «филворде».

5 конкурс. «Птичий концерт».

Все знают, что птицы – прекрасные певцы и музыканты. Слушая певчих птиц можно написать оперу. Русский композитор Н.А.Римский-Корсаков чаще других использовал голоса птиц в музыке. В опере «Снегурочка» в хоре и пляске птиц есть голоса кукушки и дрозда, в речитативе Весны – высвистывание снегиря. Сейчас вы прослушаете записи голосов птиц, определите, кому из пернатых принадлежат данные песни.

6 конкурс. «Играем в прятки».

Если вы правильно расположите буквы в данных сочетаниях, то у вас получатся названия всем известных птиц.

7 конкурс. «Разминка».

1. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи)

2. Какие птицы выводят птенцов зимой? (клесты)

3. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерев, рябчик)

4. Какая птица наших знойных лесов самая маленькая? (королек)

5. Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (сорокопут)

6. У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? (у клестов)

7. Какая птица к зиме белеет? (куропатка)

8. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (сорочье гнездо плоское, а воронье – круглое с крышкой)

9. Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (береговая ласточка, зимородок)

10. Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (стрижи)

11. Какая птица самая большая в мире? (африканский страус)

12. Какая из наших птиц быстрее всех летает? (стриж)

13. Какая птица самая маленькая в мире? (колибри)

14. Почему глухаря называют так: глухарь? (во время токования птица ничего не слышит)

15. Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (зимородок)

8 конкурс. «Почтовый ящик».

Ребята, на наш адрес пришло три письма. Угадайте, кто их написал.

«У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка – ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадайтесь, кто я?» (синица)

«Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?» (поползень)

«Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего можно меня увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где я кормлюсь. Я изумительно пою. Мои звонкие трели преображают лес. Кто же я?» (щегол)

9 конкурс. «Птичьи разговоры».

Гуси крякают

Соловьи кричат

Журавли гогочут

Утки свистят

Вороны ухают

Ласточки воркуют

Голуби каркают

Синицы щебечут

Совы пищат

Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает. (на скорость)

10 конкурс. «Птичьи профессии».

А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?

Птица – рыболов. Соловей

Птица – плотник. Ласточка

Лесная кошка. Поползень

Птица – строитель. Баклан

Птица – акробат. Иволга

Пернатый солист. Кукушка

Ночной хищник. Дятел

Легкомысленная мамаша. Сова

Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя. Каким скучным и неинтересным был бы мир без наших пернатых друзей. И сегодняшняя игра является подтверждением этих слов. Интересных и незабываемых всем встреч с миром пернатых.

(Исполнение песни «Как прекрасен этот мир»).

Конспект игры – викторины по ознакомлению детей с природным окружением в старшей группе на тему: «Наши пернатые друзья».

: Закрепить знания детей о птицах родного края; упражнять в умении загадывать описательные загадки о птицах; узнавать птиц по голосам, на слайдах; упражнять количественному счёту в пределах 10.
Развивать логическое мышление, быстроту реакции.
Упражнять в умении согласовывать свои действия с действиями игроков своей команды, соблюдать правила викторины.
Учить правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей; формировать экологическое осознанное отношение к природе к её обитателям, воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам – нашим друзьям.
Словарная работа: пернатые, перелётные, зимующие, гнездо, скворечник, фишки, край, область, слайд, экран.
Материал: карта Самарской области; макет дерева, плоскостные изображения птиц к нему; магнитофон, аудиозапись с голосами птиц; аудиозапись музыки М.Глинки «Жаворонок»; экран, проектор, подборка слайдов на компьютере с изображением: сороки, павлина, аиста, щегла, пеликана, страуса, соловья, клёста, стрижа, пингвина; 2 набора бумажных деталей скворечника, магнитная доска, магниты; медали - золотые и серебряные по количеству игроков в командах; костюм сороки; фишки; шапочки птиц (сова, синица, воробей, ласточка).
Предварительная работа: наблюдение за птицами; беседы о жизни пер-натых; экскурсии к месту гнездования птиц; рассматривание карты Самарской области; изготовление родителями воспитанников кормушек и скворечников; участие в акциях «Покормите птиц зимой», «Встречаем скворцов»; разучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок о птицах; изготовление атрибутов к викторине; создание слайдов по теме занятий; дидактические игры о птицах.

Ход викторины:

Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Дорогие друзья! Посмотрите, мы с вами живём в удивительном, замечательном крае (показывает на карте). Скажите, как называется область, в которой мы живём?
Дети: Самарская область.
Воспитатель: Молодцы! Правильно. Как вы думаете, чем богат наш край?
Дети: Лесами, животным миром, реками, озёрами.
Воспитатель: Умницы! Да, у нас очень богатый растительный и животный мир. Много озёр, рек, лесов, лугов, к которым нужно бережно, заботливо относиться. А ещё в нашей области живёт много птиц. Скажите, почему мы называем птиц нашими друзьями?
Дети: Птицы уничтожают вредных насекомых и гусениц, сохраняя листву деревьев и кустарников. Они радуют нас своим чудесным пением.
Воспитатель: Почему птиц зовут пернатыми?
Дети: Потому что их тело покрыто перьями.
Воспитатель: Молодцы! Правильно ответили. Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в игре – викторине «Наши пернатые друзья» и проверить, насколько хорошо вы знаете птиц родного края. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Сначала давайте вспомним правила, которые необходимо соблюдать во время проведения викторины.
Дети:
- Слушать вопрос до конца.
- Поднимать руку, не выкрикивать с места.
- Не перебивать товарищей.
- Не подсказывать.
- Можно дополнить того, кто отвечает.
- Фишки подсчитывать в конце игры.
Воспитатель: Пожалуйста, разделитесь на две команды и придумайте название им. Название должно быть связано с названием нашей викторины
«Наши пернатые друзья». Не забудьте выбрать капитанов команды.
Дети делятся на команды и рассаживаются друг против друга. Затем представляют свои команды и капитанов.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам на дерево прилетели птицы, живущие в Самарской области. Каждая птичка принесла с собой конкурсное задание. Один игрок от команды называет птицу и снимает её с дерева, а я читаю задание. За победу в конкурсе команде вручается фишка. Выигрывает та команда, которая наберёт больше фишек. Начинаем.
Птица поползень. Конкурсное задание «Отгадалки». Каждой команде предлагается отгадать по 3 загадки о птицах. Победителем становится команда, которая отгадает все загадки.
-Всех перелётных птиц черней,
Чистит поле от червей. (Грач)
-На одной ноге стоит,
На всё болото кричит. (Цапля)
-Всё вертится, суетится,
Ей на месте не сидится,
Это бойкая…(Синица).
-Целый день на суку,
На весь лес кричит ку-ку. (Кукушка)
-Старательный работник,
Лесной носатый плотник. (Дятел)
-Звонкие трели весной прилетели. (Соловей)

Птица чайка. Конкурсное задание «Назови пословицы, поговорки о птицах». Команды по очереди называют пословицы, поговорки. Выигрывает та команда, которая назовёт их больше.


-Грач, на горе – весна на дворе.
-Лес без птиц и птицы без леса не живут.
-Птицы – украшение леса.
-Птиц мы будем беречь от губительных встреч.
-Давайте с птицами дружить и дружбой этой дорожить!

Птица сова. Конкурсное задание «Угадай птицу по голосу». Каждой команде предлагается угадать трёх птиц, прослушав аудиозапись их голосов. Выигрывает та команда, которая правильно назовет всех птиц.
Птица кукушка. Поэтический антракт. Дети из каждой команды читают 2-3 стихотворения о птицах.
Соловей.
Прилетевший соловей
С каждым часом веселей,
Льются трели без конца…
Чуть-чуть обидно,
Что крылатого певца
В зарослях не видно.
В.Мусатов.
Люблю птиц.
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю
Ни ловушками, ни в сети
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Не обидел в жизни я.
А. Ладонщиков
Синица.
Ты с модницей с этой,
Конечно, знаком:
Вертушке
На месте
Никак не сидится-
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится синица.
Е.Ильина.
Снегирь.
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далёкий, знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок,
И пустырь-
Рад красавиц красногрудый
Житель севера- снегирь.
Е.Ильина.
Птица скворец . Конкурс капитанов «Сделай скворечник». На магнитной доске из готовых бумажных деталей капитаны выкладывают скворечники. Выигрывает тот, кто быстро и точно справится с заданием.
Птица снегирь. Конкурсное задание «Не ошибись». Каждой команде предлагается на экране с помощью проектора изображения 5 птиц. Надо выбрать из них, птиц Самарской области. Выигрывает команда, которая правильно назовет птиц Самарской области.
Примерный перечень птиц:
-сорока, павлин, аист, снегирь, пеликан;
-страус, соловей, клёст, стриж, пингвин.
Физминутка. Игра «Раз, два, три птицу покажи». Под музыку М.Глинки «Жаворонок», дети «летают» врассыпную. Музыка останавливается, дети замирают, изображая птиц нашего края. Ведущий спрашивает, какую птицу дети изображают. Игра повторяется три раза.
Птица ворона. Конкурсное задание «Назови приметы связанные с птицами». Команды по очереди называют приметы. Выигрывает та ко-манда, которая назовёт их больше.
-Вороны садятся на снег – к оттепели.
-Вороны садятся на вершины деревьев- к морозу.
-Ласточки летают низко- пере дождём.
-Вороны и галки садятся на низкие ветки- к ветру.
-Увидел грача – весну встречай.
Птица ласточка. Конкурсное задание «Как человек заботится о пти-цах». Игроки каждой команды перечисляют действия людей, обозначающих их заботу о птицах. Победителем становится команда, которая назовёт больше действий. (Оберегают гнёзда, заготавливают корм на зиму, подкармливают птиц зимой, изготавливают и вывешивают кормушки, скворечники).
Птица галка. Конкурсное задание «Объяснялки». По два игрока от команды заходят за ширму, надевают шапочки птиц (сова, воробей, синица, ласточка) и загадывают описательные загадки про этих птиц игрокам другой команды. После того, как команда дала ответ, ребёнок выходит из-за ширмы. Выигрывает команда, которая отгадает загадки.
Птица кукушка. Конкурсное задание « Отвечай быстро». Каждой команде предлагается быстро ответить на 5 вопросов. Выигрывает команда, которая даст правильные ответы.
Вопросы для первой команды:
-чем птица рулит? (Хвостом);
-какая птица приносит весну? (Грач);
-как зовут детёныша птицы? (Птенец);
-как называется домик скворца? (Скворечник);
-как называют птиц, которые остаются зимовать в наших краях? (Зимую-щие).
Вопросы для второй команды:
-как называют птиц, которые улетают осенью в тёплые края? (Перелёт-ные);
-какую птицу называют лесным доктором? (Дятел);
-как называется дом ласточки? (Гнездо);
-какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка);
-чем покрыто тело птицы? (Перьями).
Воспитатель : Посмотрите, ребята, все птички с нашего дерева улетели. Наша викторина подошла к концу. Со всеми заданиями вы справились отлично, молодцы! Вы много знаете о птицах нашего края. Давайте посчитаем, сколько фишек набрала каждая команда. Дети считают фишки, в этот момент влетает сорока (подготовленный ребёнок).
Сорока: Я тут мимо пролетала
Вас, ребятки, увидала.
Очень рада я за вас
Много знаете про нас.
Я хочу вам дать совет
Береги природу с малых лет!
Где гнездимся, не шумите,
Гнёзда наши берегите!
Птиц, зверей оберегайте
И всегда им помогайте!
Ребята, пожалуйста, запомните правила.
Не подходите близко к гнёздам птиц, не трогайте их, не разоряйте. Не ловите и не уносите домой птенцов, в природе о них заботятся птицы.
Воспитатель: Спасибо тебе, сорока – белобока за полезные советы. Кто же у нас стал победителем? Капитан каждой команды объявляет количество фишек. Называется победитель викторины.
Сорока: Я поздравляю команду победительницу и вручаю им золотые медали. А другой команде – серебряные, они тоже блестят.
Воспитатель : Давайте с птицами дружить и дружбой этой дорожить!

Внеклассное мероприятие на тему: «Птицы - наши друзья»

Цель: познакомить учащихся младших классов с многообразием мира птиц;

способствовать закреплению знаний младших школьников о птицах, расширять кругозор детей;

содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, познавательной активности, реакции учащихся;

воспитанию любви к природе, интереса к миру птиц.

Задачи:

Повысить образовательный уровень;

Формировать у младших школьников интерес к изучению окружающего мира;

Осуществлять экологическое воспитание, воспитывать любовь к родной природе,

бережному отношению к ней;

Повторить и закрепить знания учащихся об отличительных особенностях птиц;

Учить доброте, отзывчивости, помогать друг другу;

Развивать речь и умение представлять информацию перед слушателями;

Развивать память, мышление.

Оборудование:

    Компьютер, проектор, экран

    Плакаты с изображением птиц,

    жетоны с изображением птиц,

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Викторина с использованием презентации проводят для обучающихся 3-4 классов в рамках недели начальных классов. В викторине собран материал по знанию птиц. В викторине одна из категорий вопросов посвящена птицам, находящимся на грани вымирания или уже утерянным видам.

Правила проведения викторины:

Викторина может проводиться двумя способами:

    Между двумя участниками. Остальные учащиеся отвечают и дополняют ответы участников, зарабатывая баллы. Набравших наибольшее количество баллов награждают памятными сувенирами;

    Между двумя командами, где участники совещаются перед тем, как дать правильный ответ. Порядок выступления поочередный. Победившая команда получает памятные сувениры. Но самый главный подарок – это совместная деятельность обучающихся, их взаимопомощь и взаимовыручка.

Викторина «Птицы – наши друзья!»

Вопросы викторины:

Во время викторины звучат мелодии птиц.

Воспитатель:

Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, отгадав загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это … (птица).

Значит, мы будем говорить о птицах. Многие из них могут нас удивить, поверьте мне. Мы рады приветствовать всех кто собрался на наш праздник, посвященный птицам. Сегодня мы проводим экологическую викторину “Птицы – наши друзья».

Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете наших друзей - птиц.

Согласны? Тогда начнем.

Вам нужно разбиться на 2 команды. Давайте сделаем так: команду первого стола назовем «Ласточками», второго стола - «Снегирями».

На слайде представлены категории вопросов: «Угадай-ка», «Знаете ли вы?», «Что служит кормом для птиц?», «Когда так говорят?»», «Дополни пословицы и поговорки», «Народная мудрость. Приметы».

УГАДАЙ-КА

Кто два раза родился: в первый раз гладкий, во второй раз мягкий?

(Яйцо, птенец)

В воде купался – сухим остался.

(Гусь)

Мать-отца не знаю, но часто называю.

(Кукушка)

Днём слепа, ночью зряча, ловит мышей, а не кот.

(Сова)

На шесте дворец, во дворце певец.

(Скворец)

Он серенький на вид, но пеньем знаменит.

(Соловей)

Это старый наш знакомый, он живёт на крыше дома.

(Аист)

Не страшны ему метели, гнёзда вьёт зимой на ели.

(Клёст)

Алый низ и чёрный хвост,

Воробья побольше рост.

(Снегирь)

Кого называют лесным доктором?

(Дятел)

Хоть я птичка-невеличка,

У меня друзья привычка:

Как начнутся холода,

Прилетаю я сюда.

(Синица)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает.

(Воробей)

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

1. Какая птица подкладывает свои яйца в гнёзда других птиц?

(Кукушка)

2.Какая птица выводит птенцов зимой?

(Клёст)

Какую птицу называют лесной газетой?

(Сорока)

У какой птицы самый красивый хвост?

(У павлина)

Какая птица живёт среди вечных льдов и снегов, умеет хорошо плавать и нырять?

(Пингвин)

1.У какой птицы самый длинный язык?

(У дятла)

2.Какая птица имеет длинный хвост?

(Сорока)

Какая птица слаба на слух?

(Глухарь)

Какая птица никогда не садится на землю?

(Стриж)

Какая птица может бегать по дну реки?

(Оляпка)

Какая птица складывает свой улов в клюв?

(Пеликан)

Какие птицы ночуют в снегу?

(Куропатка, тетерев)

Какая птица строит своё гнездо из костей рыб.

(Зимородок)

Какая самая маленькая птица России?

(Королёк)

Что служит кормом для птиц?

Семена сорняков: конского щавеля, мышиного горошка, лебеды, репейника.

Ягоды калины, бузины, рябины, семена ольхи и берёзы.

Лучший корм – подсолнухи.

Семена тыквы, арбузов и дыни тоже хороший корм для птиц.

Любимый корм синиц – несолёное сало.

Когда так говорят?

1.Короче воробьиного носа (Очень маленький)

2.Как с гуся вода (Безразлично, всё нипочём)

3.Курица лапой (Неразборчиво, неряшливо)

4.Стреляный воробей (Опытный, бывалый человек)

5.Стрелять из пушки по воробьям. (Тратить много сил по пустякам)

1.Вылететь из гнезда. (Покинуть родной дом)

2.Ворона в павлиньих перьях. (Зря старается казаться лучше, чем он есть)

4.Белая ворона. (Сильно отличаться от других)

5.С гулькин нос. (Небольшой по размерам, по величине)

Дополни пословицы и поговорки

1. Слово не воробей, вылетит… не поймаешь.

2.Лучше синица в руке, чем… журавль в небе.

3.Ласточка день начинает, соловей… кончает.

4.Плакала кукушка, что детей отдала… в люди.

1.От худой курицы худые и … яйца.

2.Павлин красив, да ногами… несчастлив.

3.Вольному воробью и соловей в клетке не… завидует.

4.Время не воробей, упустишь… не поймаешь.

Народная мудрость. Приметы .

Соединить стрелками начало и конец.

1.Перелётная птица летит стаями - весну встречай.

2.Гуси высоко летят - морозу больше не бывать.

3.ранний прилёт грачей и жаворонков - к дружной весне.

4.Увидел грача - к тёплой весне.

5.Кукушка стала куковать – воды будет много.

1.Воробьи в пыли купаются - к дождливому лету.

2. Мелкие птички собираются в кучу - к дождю.

3.Болотные птицы вьют гнёзда на высоком месте – скоро гром загремит.

4.Ласточки прилетают - к дождю.

Подведение итогов:

Награждение. Подсчёт числа жетонов у участников викторины. Самые активные участники, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются медалями или сувенирами.

Награждение ребят, изготовивших лучшую кормушку, нарисовавших лучший рисунок.

Воспитатель:

Итак, подведем итоги. Со счетом... победила команда...

Но другая команда тоже играла весело, дружно, показала хорошие знания. Мир птиц увлекателен, общение с ним расширяет наши знания о природе, позволяет лучше ее понять. Мне хотелось бы, чтобы сегодня, возвращаясь, домой из школы, вы, увидев птиц, понаблюдали бы за их поведением и в будущем никогда не забывали, что птицы нуждаются в нашей помощи и защите. Я думаю, что у каждого из вас, ребята, около дома, у окна висит своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и становятся частыми гостями в ней. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней, богатым урожаем.

Дети исполняют хором песню. «Мы хотим, чтоб птицы пели»

Чтобы были голубыми небеса.

А теперь награды нашим победителям.

Я надеюсь, этот праздник открыл для вас что-то новое и интересное и крепче станет дружба между людьми и птицами!

Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса.

Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась

И на ягодах сверкала хрусталем роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий ёж,

Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый золотистый дождь.

Мы хотим, чтоб на планете были счастливы все дети.

Ах, как хочется со всеми нам дружить!

Будем в школах мы учиться, будем к звездам мы стремиться

И сады в краю любимом будем мы растить!

Литературная игра - викторина "В мире пернатых друзей"

Игра – викторина о птицах с ответами для 5-6 классов

Автор :Пуханова Наталия Владимировна, педагог дополнительного образования, ОКУ «Железногорский центр соцпомощи», г. Железногорск Курской области.
Описание материала:
Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.
Литературная игра - викторина «В мире пернатых друзей» может быть использована учителем по окружающему миру, классным руководителем, педагогом - организатором, педагогом дополнительного образования, для учащихся 5-6 классов.

Цель:
развивать интерес и любовь детей к природе; расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц.

Задачи:
- обобщить и закрепить знания детей о птицах;
- развивать интерес, наблюдательность, расширить кругозор детей, вызвать
интерес к миру природы;
- воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям;
- активизировать внимание и память.

Ход викторины

Педагог:
Добрый день дорогие друзья!
Сегодня мы проводим литературную игру – викторину. Послушайте внимательно загадку и отгадав её вы узнаете о чем в нашей викторине пойдет речь.
Снится ночью пауку
Чудо - юдо на суку:
Длинный клюв и 2 крыла
Прилетит – плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица)

Педагог:
Сегодня мы будем говорить о птицах. Люди всегда восхищались птицами. Птицы – источник вдохновения многих писателей и поэтов, художников и музыкантов. Знаете ли Вы, что не только поэтам, героям ставят памятники, но и самым обычным для нас птицам?
Кто скажет, какой птице поставили памятник? (ответы детей)
В Риме стоит памятник гусю. Говорят: «Гуси спасли Рим». Они разбудили защитников крепости, когда на крепость напали враги. Гуси стали громко гоготать и защитники проснулись. Вот такие обыкновенные птицы, как гуси, тоже способны совершать героические поступки.

Наша игра – викторина называется «В мире пернатых друзей». Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего пения и щебета мир был бы скучен.
Итак, мы начинаем нашу игру - викторину.

1.Конкурс «Разминка»
Русский народ всегда подмечал признаки тех или иных явлений, предметов живой и неживой природы и метко отражал их в загадках. Немало загадок у русского народа о птицах. О каких птицах говорится в этих загадках?
1.С буквой «с» живу в пруду,
Все рыболовы меня знают.
С буквой «ф» за красоту
Меня жар – птицей называют.
(сазан – фазан)

2.Простая буква я, ну что же?
Коль сорок раз меня повторишь.
Так сразу птицей стану я,
Всем вам известною, друзья.
(сорок – А)

3.Сероспинный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
С первым снегом прилетает.
(снегирь)

4.Меня ты увидишь лишь только в музее,
Крестьяне мной землю пахали всегда.
Но букву одну измени поскорее –
Я очень полезная птица тогда.
(соха – сова)

5.Мой девиз – людей лечить
И на помощь к ним спешить.
Черной птицей мне вдруг быть.
(врач – грач)

6.Скажи ты мне,
Какой чудак и днем
И ночью носит фрак?
(пингвин)

7.Она черна. Она шумна, Стоит – галдит,
Летит – галдит: «Галл – гал –гал»
Кто –угадал?
(галка)

8. Кто дважды родится, один раз умирает?
(птица)

Педагог:
В 50-е годы китайцы стали уничтожать воробьев из-за того, что те склевывали много зерен риса. К чему это привело? (Ответы ребят)
(К массовому размножению вредителей, которых раньше уничтожали воробьи. В результате вредные насекомые нанесли ущерб во много раз больше, чем воробьи).
2. Конкурс «Загадки»
(показ иллюстраций)
-Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли,на ходули
Им с ходулей не сойти ….. (журавль)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ….. (снегири)

Он по-рабочему одет-
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка….. (дятел)

Днем спит, ночью летает
Прохожих пугает ….. (филин)

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет ….. (сорока)

По над полем. Над болотом
Начинаю рано петь
И люблю я вертолетом
В синем воздухе висеть ….. (жаворонок)

Он верен морю, как матрос,
Предвестник бури ….. (альбатрос)

На шесте- дворец,
Во дворце- певец.
А зовут его ….. (скворец)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней
Кто же это…. (соловей)

Какой чудак и днем и ночью
Носит фрак? (пингвин)

3. Игра «Добавь птичку»

Педагог:
Сало, зернышки, хлеба горбушка - птиц угощает зимою…(кормушка)
Не забудет никогда птица первого …. (гнезда)
Ей зерна насыпь скорей - ка, кушать просит …(канарейка)
Песен звонких не жалей нам весною …(соловей)
Грозных бурь морских предвестник, над волнами … (буревестник)
Птица большая – большая трусиха: голову прячет в песок … (страусиха)

4.Конкурс «Узнай птицу по голосу»
Звучит фонограмма голосов птиц.
Дети угадывают, что это за птица.
- кукушка
- дятел
- синица
- скворец
- соловей
- альбатрос
- сова
- снегирь

5. Игра «Поэты»

Педагог:
Задание: подберите рифму, так чтобы прозвучало название птицы.
Макушки - … (кукушки)
Капля - … (цапля)
Париж - … (чиж, стриж)
Птица - … (синица)
Врач - … (грач)
Корона - … (ворона)
Гол - … (щегол)
Палка - … (галка)

6. Викторина «Все о птицах»
1. Какая птица может лететь хвостом вперед? (Колибри)
2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - 15 см.)
3. У каких птиц крылья покрыты чешуей? (У пингвина)
4. Птица, истребляющая грызунов? (Сова)
5. Птица с абсолютно черным оперением? (Ворон)
6. Какая птица не умеет летать? (Страус)
7. Сколько видов птиц на земле? (8500)
8. Птица – рыболов? (Баклан, чайка, гагара, пеликан, цапля, зимородок, кайра, орлан)
9. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушка)
10. Какая птичка кричит спать пора? (Перепел)
11. Ползающие птицы? (Поползень)
12. Назовите пять певчих птиц? (Соловей, зяблик, жаворонок, синица, дрозд)
13. Назовите птицу, которую используют для охоты на лис, зайцев, волков? (Беркут)
14. Каких птиц больше всего на свете? (Кур)
15. Птицы-певцы утренней зари? (Петухи)
16. Какая птица обладает способностью спать в полете? (Аист)
17. Назовите самый крупный отряд пернатых? (Воробьи - 63%)
18. Какая птица откладывает самые большие яйца? (Страус длина 15-17 см.)
19. Какая птица в нашей стране самая большая? (Пеликан)
20. Какова температура большинства птиц? (Около 41 грамм)
21. Назовите любимое лакомство аистов? (Лягушки)
22. Какая птица поет хвостом? (Бекас)
23. У каких птиц самцы красные, а самки-зеленые? (У клестов)
24. Какая птица подорожает голосам многих птиц? (Скворец)
25. Прилет каких птиц означает приход весны? (Грачей)
26. Какая птица подорожает человеческой речи? (Попугай)
Определяется победитель среди участников викторины.

(показ иллюстраций)

7.Пословицы и поговорки о птицах

Педагог:
Молодцы ребята! Существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте их вспомним. Я буду называть первую часть пословицы, а вы заканчивать.

На чужой сторонушке - (рад своей воронушке)
- Лучше синица в руке - (чем журавль в небе)
- У каждой птицы своя – (песня)
- Цыплят по осени - (считают)
- Слово не воробей - (вылетит не поймаешь)
- Старого воробья на мякине - (не проведешь)
- Всякий кулик свое болото - (хвалит)

8. Конкурс капитанов
Капитанам предлагается произнести скороговорку (дается карточка с надписью скороговорки «Три свиристели еле-еле свистели на ели» ).

9.Познавательная игра «Самая, самая, самая!»

Педагог:
(показ иллюстраций)
- Самая крупная птица в мире? (Страус. Его вес 150 кг.)

Самая маленькая птица в мире? (Колибри. Размер - шмеля, вес 1,5 грамм)

Самая крупная птица в нашей стране? (Дрофа)

Самая маленькая птица в нашей стране? (Королек. Длина от клюва до хвоста 9 см.)

Самую большую скорость развивает кто? (Стрижи-189 км/ч)

Самый большой размах крыльев. У кого? (Альбатроса 320 см.)

Самая выносливая птица? (Крачка. Она может лететь без отдыха 20 000 км.)

Самый долгожитель из птиц? (Ворон 118 лет)

Педагог:
… Все короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо,
Что нам кормушки
Сделал добрый человек. (Ю. Синицын)

10. Игра «птицы растерялись»

Педагог:
В этих хаусно - расположенных буквах скрываются названия птиц. Отгадайте их.
-Йбеорво (воробей)
-Олейсов (соловей)
-Укшуакк (кукушка)
-Онкжвоаро (жаворонок)
- Акгла (галка)
- Аинсци (синица)
- Аргааг (гагара)
- Евтерте (тетерев)
- Уатокрпак (куропатка)
- Тслаьбаро (альботрос)
- Акчйа (чайка)
- Раново (ворона)
- Ингвипн (пигвин)
- Ялдет (дятел)

11.Игра «Птичий концерт»

Педагог:
На мотив песни «В траве сидел кузнечик» Группе ребят дается название птицы и каждая «птица» (ребенок) поет эту песню своим щебетом.
- Воробьи (чирик-чирик)
- Синицы (тинь-тинь)
- Ворона (кар-кар)
- Дятел (тррр-тррр)
- Снегирь (дю-дю)
- Клест (цок-цок)
- Свирель (тюр-тюр-тюр)

(показ иллюстраций)

Славный у нас концерт получился, ребята!

Педагог:
Ребята, а как Вы думаете, если бы люди понимали язык птиц и зверей, смогли бы они их обидеть? (ответы детей).
Многие птицы занесены в Красную книгу, а это значит их осталось мало и они находятся на грани исчезновения.

12.Литературный конкурс «Птицы - персонажи»

Педагог:
Следующий наш конкурс литературный «Птицы – персонажи». Сколько художественных произведений написано о птицах.
Ваша задача назвать книги тех авторов, где литературными героями являются птицы.

Галчонок – Э. Успенский «Дядя Федор кот и пёс»
Сова – Милн А. «Винни Пух и все - все- все»
Воробей – К. Чудовского « Тараканище»
Попуга й – Г. Остера «Зарядка для хвоста»
Ворон - Г. х. Андерсена «Снежная королева»
Соловей – Г. Х. Андерсена «Соловей»
Утенок – Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»
Петушок – А. С. Пушкин « Сказка о золотом петушке»
Соловей – И. А. Крылова «Осёл и соловей».

13. Конкурс «Ну-ка, прочитай!»

Педагог:
Необходимо прочитать название птиц.
Чтобы их прочесть, в каждом ряду зачеркните одинаковые буквы. Кто быстрее.

Ж, М, К, У, Е, Я, С, М, К, Р, Е, А, Я, В, С, Л, Ь (журавль)
П, Б, Д, А, К, М, К, В, Л, О, М, Д, И, О, Б, Н (павлин)
К, Л, Т, У, В, Б, Р, Ы, В, И, Б, Ц, Ы, Т, А, Л (курица)
Р, З, Т, Я, С, Т, Ю, Б, Д, Л, Ю, С, И, Д, Р, К (зяблик)
Г, В, Б, Д, М, У, С, Я, Т, Е, М, С, Б, В, Л, Г,У (дятел)
(показ иллюстраций)

14. Викторина “Что ты знаешь о зимующих птицах?”

Педагог:
Каждый правильный ответ оценивается одним жетоном.
1.Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) – желуди, орехи).
2.Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень).
3.Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха).
4.Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод).
5.Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка).
6.Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла).
7.Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их).
8.Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая).
9.Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки).
10.Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая).
11.Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными).
Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ).
12.Какой отряд птиц включает наибольшее число видов? (Воробьиные).