Как оформить и отразить в учете формирование резервного капитала. Резервный фонд компании Создание резервного фонда связано с

  • 6.Функции федеральной службы по финансовому мониторингу
  • 7.Федеральная таможенная служба, ее функции
  • 8.Функции федерального казначейства
  • 9.Финансовая система России: ее сферы и звенья
  • 10. Финансовая политика государства: понятие, сфера, рычаги, цели, задачи
  • 11.Типы финансовой политики
  • 12.Современные проблемы финансовой политики
  • 13.Необходимость, задачи и принципы финансового контроля
  • 14.Виды, формы и методы проведения финансового контроля
  • Методы финансового контроля
  • 15.Система органов государственного финансового контроля
  • 16.Счетная палата рф и ее функция
  • 17.Сущность и экономическая роль государственного бюджета
  • 18.Бюджет – центральный финансовый план страны
  • 20.Бюджетное устройство рф
  • 21.Прниципы построения бюджетной системы
  • 22.Бюджетная классификация
  • 23.Межбюджетные отношения. Формы бюджетного регулирования
  • 24.Бюджетный федерализм: сущность, проблемы, пути реформирования
  • Принципы бюджетного федерализма
  • Проблемы и направления развития бюджетного федерализма в Российской Федерации
  • 25.Доходы федерального бюджета
  • 26.Расходы федерального бюджета, пути их оптимизации
  • 28.Профицит бюджета: проблемы
  • 29.Государственные финансовые резервы и резервные фонды
  • 30.Государственные внебюджетные фонды, их социально-экономическая роль
  • 32.Реформирования пенсионного обеспечения в России: возможные варианты
  • 35.Сущность и необходимость государственного кредита, его формы
  • 36.Государственные долг: состояние, тенденции
  • 37.Совокупный национальный долг России
  • 38.Управление государственным долгом: принципы и методы
  • 39.Долговая политика Росси на современном этапе
  • 40.Экономическая сущность и роль страхования в рыночной экономике
  • 41.Основные термины и понятия страхового бизнеса
  • 43.Формы и виды страхования
  • 44.Страхование вкладов населения
  • 45.Экономическое содержание и функции финансов хозяйствующих субьектов
  • 46.Финансовый ресурсы хозяйствующих субьектов
  • 47.Доходы и расходы коммерческих организаций (предприятий)
  • 48.Прибыль-главная цель предпринимательской деятельности коммерческих организаций
  • 49.Основной капитал хозяйствующего субьекта
  • 50.Оборотный капитал хозяйствующего субьекта
  • 51.Банкротство хозяйствующего субьекта: суть процесса, типы процедур
  • 52.Финансовый рынок: роль в экономике, функции, состояние
  • 53.Инструменты фондового рынка
  • Акция как финансовый инструмент
  • 55.Платежный баланс рф
  • 56.Международные кредитно-финансовые организации
  • 57.Международные валютные отношения
  • 58.Роль финансов в развитии международных экономических отношений
  • 59.Налоговая система рф
  • 60.Налоговая политика рф
  • 29.Государственные финансовые резервы и резервные фонды

    Резервные фонды бюджетов - это обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней, получившая форму целевых бюджетных фондов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер.

    Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

    Резервный фонд выполняет две функции. Во-первых, его средства могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной конъюнктуры. Во-вторых, в период высоких цен на сырьё фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие голландской болезни экономики.

    Порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

    Резервные фонды призваны:

    Обеспечивать бесперебойное финансирование предусмотренное по бюджету мероприятий даже в тех случаях, когда бюджетные поступления оказываются ниже запланированной величины;

    Способствовать сохранению баланса между доходами и расходами бюджета, непосредственно влияя на его устойчивость;

    Выступать одним из источников возмещения ущерба, причиняемого государственной и муниципальной собственности стихийными силами природы;

    Маневрировать денежными средствами в целях устранения внутригодовых кассовых разрывов;

    Удовлетворять вновь появляющиеся неотложные нужды, устранять возникающие в ходе исполнения бюджета диспропорции.

    Будучи разновидностью финансовых резервов, резервные фонды бюджетов характеризуются специфическими чертами:

    Они относятся к централизованным резервам общества и имеют широкую сферу применения;

    Их отличает масштабность влияния на процесс воспроизводства, поскольку они способствуют устойчивости экономики страны в целом, поддержанию стабильного функционирования ее отраслей при наступлении чрезвычайных и непредвиденных событий;

    Их образование всегда носит обязательный, законодательно оформленный характер;

    Они универсальны по направлениям использования, т.к. призваны обеспечивать любую дополнительную потребность в средствах, возникающую в бюджете любого уровня в связи с наступлением чрезвычайных и непредвиденных событий событий.

    Источник формирования резервных фондов - средства, аккумулированные в бюджетах всех уровней.

    Образование бюджетных резервов отражается в расходной части бюджета, в отдельных случаях показывается за балансом доходов и расходов бюджета. Однако включение бюджетных резервов в расходную часть бюджета не означает, что они являются обычным бюджетным расходом, поскольку представляют собой своеобразный запас бюджетных ресурсов, которые мобилизованы в бюджет, но зарезервированы на случай необходимости в дополнительном финансировании, связанном с возникновением в процессе исполнения бюджета незапланированных расходов.

    В отличие от обычных расходов бюджета, постепенно и непрерывно осуществляемых в течение бюджетного года, используются только в период наступления определенного рода событий и обстоятельств. Если же в течение бюджетного года таких событий не возникает, то эти фонды остаются невостребованными и должны переходить на следующий год как элемент национального богатства.

    В федеральном и региональном бюджетах создаются резервные фонды органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, в местных бюджетах - резервные фонды органов местного самоуправления.

    Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

    Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ при утверждении региональных бюджетов на очередной финансовый год.

    Использование средств резервных фондов происходит на основе решений тех органов государственной власти и органов местного самоуправления, в распоряжении которых они были созданы. Средства направляются на финансирование непредвиденных затрат.

    Форма расходования средств резервных фондов определяется функциональным назначением выделяемых ресурсов. Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативно-правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Они обязаны ежеквартально информировать соответствующие органы законодательной (представительной) власти и местного самоуправления о расходовании средств резервных фондов.

    Функционирование резервных фондов в бюджетах всех уровней бюджетной системы, многофункциональность их назначения требуют создания разнообразных видов резервных фондов. Это объясняется различными по составу полномочиями, возложенными на каждый уровень власти, от которых зависит потребность в резервах и с чем связана дифференциация видов и целей использования. Кроме того, существование множества видов бюджетных резервов вызвано большим количеством непредвиденных событий и обстоятельств, обслуживание которых на них возложено.

    В России в состав резервных фондов бюджетов входят: Резервный фонд Президента РФ, резервные фонды президентов республик в составе РФ, резервные фонды органов исполнительной власти. В качестве резерва может использоваться также превышение доходов над расходами, образовавшееся в процессе исполнения бюджета.

    Резервные фонды по функциональному назначению подразделяют на: стратегические, страховые и оперативные.

    Стратегические бюджетные резервы предназначены для финансирования расходов крупномасштабного характера, рассчитанные на перспективу: развития перспективных наукоемких производств, освоения вновь открытых месторождений полезных ископаемых, укрепления обороноспособности страны. На эти цели частично используются средства резервного фонда Президента РФ и резервного фонда Правительства РФ.

    Страховые бюджетные резервы позволяют обеспечить бесперебойное развитие экономики и жизнедеятельность населения при возникновении крупномасштабных стихийных бедствий и катастроф, восполняют ущерб, нанес, такими чрезвычайными событиями. К ним, прежде всего, относится Резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, который выполняет функции централизованного страхового фонда. Аналогичные фонды могут создаваться в бюджетах субъектов РФ.

    Оперативные бюджетные резервы формируются с целью финансирования непредусмотренных мероприятий неотложного характера, ликвидации внутригодовых кассовых разрывов и т.п. Для решения этих задач в бюджетах создаются фонды непредвиденных расходов, оборотная кассовая наличность и др.

    Резервный фонд Российской Федерации

    Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на резервный фонд и Фонд национального благосостояния России.

    Стабилизационный фонд Российской Федерации , основанный 1 января 2004 года, являясь частью федерального бюджета, создавался государством с целью отчисления в него сверхдоходов от экспорта нефти и стабилизации экономики страны. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс (Urals); первоначально «цена отсечения» была установлена на уровне $20 за баррель).

    Резервный фонд, в отличие от Стабилизационного фонда, помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

    Резервный фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

    Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

    Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

    Резервный фонд Российской Федерации формируется за счет:

    Нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

    Доходов от управления средствами Резервного фонда.

    Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета.

    Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

    Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

    Вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

    Вывозных таможенных пошлин на газ природный;

    Вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

    Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

    Максимальная величина резервного фонда

    После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния России .

    Формирование резервного фонда

    Резервный фонд формируется за счет:

    • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
    • доходов от управления средствами Резервного фонда.

    Источники

    Совокупный объем средств Резервного фонда

    Дата в млрд. рублей в млрд. долларов США
    01.05.2009 3 551,47 106,81
    01.04.2009 4 117,67 121,06
    01.03.2009 4 869,74 136,33
    01.02.2009 4 863,80 137,34
    01.01.2009 4 027,64 137,09
    01.12.2008 3 661,37 132,63
    01.11.2008 3 572,78 134,60
    01.10.2008 3 559,19 140,98
    01.09.2008 3 504,62 142,60
    01.08.2008 3 040,37 129,68
    01.07.2008 3 056,52 130,30
    01.06.2008 3 069,94 129,32
    01.05.2008 3 069,47 129,80
    01.04.2008 3 068,43 130,48
    01.03.2008 3 082,28 127,81
    01.02.2008 3 057,85 125,19

    Ссылки и источники


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Резервный фонд России" в других словарях:

      Сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. Содержание 1 Описание 2 Максимальная величина Резервног … Википедия

      РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД ПРЕЗИДЕНТА РФ - один из видов бюджетных резервов, предусматриваемый в федеральном бюджете на очередной финансовый год для финансирования непредвиденных, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента. Согласно Бюджетному кодексу РФ размер… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

      Сформирован 1 февраля 2008 года после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. 1 июля 2012 года по данным Минфина в Резервном Фонде Российской Федерации 2 трлн 810,45 млрд руб.. Содержание… … Википедия

      - (от сл. резерв). Запасный, на случай нужды. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕЗЕРВНЫЙ запасной. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

      Государственный резервный накопительный фонд специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения государственных доходов и/или для государственных нужд в долгосрочной перспективе.… … Википедия

      Международный валютный фонд - (International Monetary Fund) МВФ это финансовое учреждение ООН, деятельность которого направленна на содействие и регулирование валютного обмена между странами, а так же выдачу займов государствам членам История развития МВФ, его организационная … Энциклопедия инвестора

      Запрос «Стабилизационный фонд» перенаправляется сюда; также см. Стабилизационный фонд Российской Федерации. Государственный резервный накопительный фонд специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в… … Википедия

      Размер Стабилизационного фонда РФ Стабилизационный фонд (СФ) специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики. Стабилизационный фонд выполняет следующие функции: является… … Википедия

      Бюджетные послания президента России Федеральному собранию - Согласно Бюджетному кодексу РФ, бюджетное послание президента Федеральному собранию неотъемлемый элемент процедуры подготовки федерального бюджета. В этом документе определяются ориентиры бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый… … Энциклопедия ньюсмейкеров

      Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    ‑ часть средств федерального бюджета. Он был призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

    Идея создания государственной "подушки безопасности" на случай падения цен на нефть . Разработанный механизм с одной стороны аккумулировал в резервах дополнительные нефтегазовые доходы, с другой ‑ был страховкой от чрезмерного укрепления рубля в условиях быстрого роста цен на нефть и притока валюты в страну. Для этих целей в 2004 году был создан Стабилизационный фонд РФ.

    а) нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта, направляемого на финансирование расходов федерального бюджета, при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышал его нормативной величины;

    б) доходов от управления средствами Резервного фонда.

    Нормативная величина фонда утверждалась федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. Если величина Резервного фонда превышала 10% ВВП, то нефтегазовые доходы направлялись в Фонд национального благосостояния.

    Управление средствами Резервного фонда осуществляло министерство финансов РФ в порядке, установленном правительством России. Отдельные полномочия по управлению средствами фонда могли осуществляться Центральным банком РФ. Целями управления средствами Резервного фонда являлось обеспечение сохранности средств фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. В указанных целях допускалась возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

    Управление средствами фонда осуществлялось путем приобретения на них иностранной валюты и размещения ее на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке РФ (при этом за пользование денежными средствами ЦБ РФ уплачивал проценты), а также путем размещения средств фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте. К таким финансовым активам относились — долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков; долговые обязательства международных финансовых организаций; депозиты в иностранных банках и кредитных организациях. При этом рейтинг долгосрочной кредитоспособности выбранного актива должен был не ниже "АА-" по стандартам ведущих рейтинговых агентств.

    Средства Резервного фонда РФ были вложены в облигации США , Великобритании и некоторых стран Европы с наивысшим кредитным рейтингом.

    Они могли использоваться на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности для этих целей нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших за соответствующий финансовый год, а также досрочное погашение государственного внешнего долга. Предельный объем использования средств фонда для финансового обеспечения нефтегазового трансферта утверждалось федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

    Объем средств Резервного фонда с начала его образования немного рос и на 1 сентября 2008 года достиг своей наибольшей величины в долларовом эквиваленте — 142,6 миллиарда долларов (3,504 триллиона рублей). Затем цены на нефть сократились , в результате чего фонд перестал пополняться.

    С 1 января 2010 года до 1 января 2015 года средства фонда направлялись на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

    По оценкам большинства экспертов, накопленные резервы помогли России не только пережить мировой кризис 2008 года без серьезных социальных и финансовых потрясений, но и не раз выручали в последующие годы. Резервный фонд способствовал стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

    Резервный фонд РФ

    Резервный фонд РФ был создан в начале 2008 года путем разделения Стабилизационного фонда на фонд национального благосостояния и резервный фонд. Задачей создания нового стало размещение нефтегазовых доходов в ликвидных иностранных валютах или иных активах, выраженных в инвалюте.

    Часть средств Резервного фонда являлись частью золотовалютных резервов России. За счет резкого скачка валюты в 2015 году, средства Фонда подскочили с 300 до 400 млрд.долларов. При этом часть ЗВР в Резервном Фонде упала с 70 до 16 млрд.р.

    Что такое Резервный фонд РФ?

    В результате огромных потоков от нефтегазового сектора в 2008 году было принято решение разделить Стабфонд на ФНБ и Резервный Фонд. В последний фонд направлялись потоки доходов от роста цен на углеводороды. В случае резкого падения прибыли казны и увеличения дефицита бюджета, Резервный Фонд должен быть источником финансирования. Таким образом, в Резервном Фонде хранилась часть федеральных бюджетных денег. Их учет проводился обособленно. В июле 2017 года был одобрен законопроект, согласно которому все средства резервного фонда должны быть переведены в собственность Фонда Благосостояния до конца 2017 года.

    С 1 января 2018 года Резервный Фонд присоединился к ФНБ и все дополнительные доходы теперь будут направляться именно сюда. В этом году ФНБ пополнится валютой, которая была закуплена Минфином на валютообменных операциях в течение 2017 года на сумму, свыше 800 млрд.руб. По расчетам властей, этот год также станет последним годом, когда дефицит бюджета будет финансироваться из фонда благосостояния.

    На эти цели, а также на софинансирование пенсионных накоплений, будет выделено в 2018 году колоссальная сумма – свыше 1 трлн.руб. С 2019 года на эти цели из ФНБ планируется направлять не более 4 млрд.р. При этом пополнение фонда будет идти также – Минфин ежегодно будет направлять сюда валюту, приобретенную по бюджетным правилам.

    Управление резервным Фондом РФ.

    Управлением дел Фонда занимается министерство финансов России, согласно установленному порядку. Отдельные полномочия могут осуществляться Банком России. Основной целью управления средства Фонда является обеспечение сохранности бюджетных средств и получение стабильного дохода от размещения в долгосрочной перспективе. На краткосрочных периодах допускается получение отрицательных результатов вложения, поскольку размещение денег идет в инвалюте.

    Размещение средств Фонд идет также в иностранных активах. При этом рейтинг долгосрочной кредитоспособности выбранного актива должен быть не ниже АА- по стандартам ведущих рейтинговых агентств, например, S&P.

    Откуда поступают деньги в Резервный Фонд?

    Формирование фонда идет за счет доходов нефтегазового сектора, а также доходов, полученных от управления деньгами фонда. В ФЗ №245 «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс РФ…» с 1 января 2010 года отменена нормативная величина Резервного фонда. Средства фонда направляются только на обеспечение бюджетных расходов. Ранее норматив составлял 7% от прогнозируемого ВВП на следующий год. При наполнении фонда резервов, деньги направлялись в ФНБ.

    Сколько составляет резервный фонд РФ?

    Динамику средств Резервного Фонда можно увидеть из приложенной таблицы:

    Дата в млрд. долл. США в млрд. рублей в %% к ВВП
    01.02.2008 125,19 3 057,85 7,4 % ▬
    01.01.2009 137,09 4 027,64 9,8 % ▲
    01.01.2010 60,52 1 830,51 4,7 % ▼
    01.01.2011 25,44 775,21 1,7 % ▼
    01.01.2012 25,21 811,52 1,4 % ▬
    01.01.2013 62,08 1 885,68 3,0 % ▼
    01.01.2014 87,38 2 859,72 4,3 % ▼
    01.01.2015 87,91 4 945,49 6,8 % ▲
    01.01.2016 49,95 3 640,57 6,0 % к ВВП-2015
    01.01.2017 16,03 972,13 1,1 % ▼
    01.12.2017 17,05 994,64 1,1 % ▬

    Как видно, год от года резервы менялись. Отношение к ВВП также менялось от положительного до отрицательного. Объем денег, выраженный в долларах и рублях, соответствует остаткам на счетах Казначейства в ЦБ. С ноября 2008 года по 2011 год в резервы фонда включались средства, размещенные в МВФ.

    Куда используются деньги с Резервного Фонда РФ?

    Их основная цель – восполнять дефицит бюджета страны на случай резкого падения доходов казны, а также досрочно погашать внешний долг страны и обеспечивать нефтегазовый трансферт. Лимиты утверждаются каждый финансовый год. Использование денег Резервного фонда на трансферт во времена неблагоприятных колебаний мировых цен на энергоносители позволяет вести благоприятную бюджетную политику и обеспечивать социальное и экономическое развитие страны. Также это снижает зависимость от нестабильности на мировых сырьевых рынках.

    Погашение внешнего госдолга России средствами Фонда позволяет снизить долговую нагрузку на бюджет и сократить расходы на обслуживание долговых обязательств России.

    Тем не менее, Счетная палата объявила, что средства Резервного Фонда используются нерационально. Много миллиардов потерялось на курсовой разнице при размещении денег Фонда на валютных счетах ЦБ.

    После обвала цен на нефть, Резервный фонд пополняться перестал, поэтому было принято решение об расходовании остатков средств и передать Резервный фонд на баланс ФНБ. За счет объединения, объем ФНБ на начало 2018 года составит 3,7 трлн.р., а свободные остатки, не вложенные в какие-либо активы, составят 2,3 трлн.р.
    По итогам прошедшего года, дефицит бюджета по предварительной оценке не должен превысить 2%. Объединение двух фондов закончится не позднее 1 февраля 2018 года. Такое решение было принято в условиях резкого снижения цен на нефть за последние 2 года. Новый объединенный фонд будет по-прежнему формироваться за счет дополнительных нефтегазовых доходов.

    Финансовое положение человека – величина непостоянная: на него влияет множество факторов. И если такие события, как повышение зарплаты, получение наследства или годовая премия положительно сказываются на семейном бюджете, то потеря работы, порча имущества или проблемы со здоровьем могут стать причиной дополнительных трат.

    И где в короткий срок достать нужную сумму?

    Большинство людей в таких случаях обращаются за кредитом в банк, используют кредитную карту или прибегают к помощи знакомых и родных. Эти варианты в первую очередь приходят на ум, но являются ли они при этом оптимальными?

    Это главный совет относительно размера резервного фонда. Формируя его, нельзя также забывать о ежегодных расходах на выполнение текущих обязательств. Так, при внесении страховых выплат, взносов по , оплате планового ТО машины, возникает вопрос: где взять деньги, если на ежегодные взносы не хватает средств? В таком случае следует просто увеличить размер резервного фонда на необходимую для покрытия таких расходов сумму.

    Создавая резервный фонд, каждая семья самостоятельно определяет для себя наиболее комфортный его размер. Некоторым достаточно иметь фонд, равный трехмесячным расходам, а другие предпочитают иметь двухлетний запас.

    3. Каким образом формируется резервный фонд?

    Формировать резерв можно в любой ситуации, даже когда точный учет доходов и расходов отсутствует. В этом случае откладывается сумма, исключение которой из бюджета не окажет сильного влияния на образ жизни семьи. Считается, что практически любой человек может без особого дискомфорта откладывать не менее 10% своего заработка.

    Но лучше все-таки вести регулярный учет своих поступлений и трат. Это поможет не только в формировании резервного фонда, но и в понимании своего текущего финансового положения.

    Если кажется, что на создание резервного фонда не хватает средств, это не что иное как самообман. Как уже говорилось, практически каждый может без вреда для себя откладывать ежемесячно 10%. Здесь важно правильно расставить приоритеты. При любом денежном поступлении, будь это зарплата, премия иди , следует в первую очередь заплатить себе, а уж потом оплачивать чужие счета. Начав откладывать 10% ежемесячно, независимо от количества трат, можно создать надежный защитный резерв. Если получится отказаться от большей суммы в пользу резервного фонда, эта цель будет достигнута быстрее.

    4. Нужно ли откладывать деньги, если имеются незакрытые кредиты?

    Такой вопрос возникает у многих людей. Генеральный директор инвестиционной компании Ellevest Салли Краучег в статье, опубликованной на сайте Yahoo Finance, предлагает следующее решение: «подушка безопасности» может быть сформирована и при наличии недорогих кредитов. К ним можно отнести автокредитование и ипотеку. Если же кредит достаточно дорогой, вроде потребительского или овердрафта, следует сначала погасить его, а уж потом начать откладывать деньги.

    Пример: у человека имеется кредит на сумму 700.000 руб., ставка по которому составляет 25% годовых. В его распоряжение попадает 350.000 руб. Поделив эту сумму пополам и отправив одну половину в резервный фонд, а другую на закрытие кредита, он получит доход по депозиту меньше, чем выплатит процентов по оставшейся сумме кредита. Таким образом, 175.000 руб. со ставкой 25% обойдется заемщику в 43.750 руб. ежегодно, в то время как резервный фонд принесет ему намного меньшую сумму дохода.

    Отправив всю сумму дохода на закрытие кредита, этот человек сможет потратить 43.750 руб. на свои нужды, а не отдавать их банку.

    5. Какую валюту выбрать для резервного фонда?

    Как правило, «подушку безопасности» формируют в валюте той страны, в которой живут. Россиянам имеет смысл хранить отложенные деньги в рублях, американцам – в долларах, жителям Европы – в евро. Но нельзя забывать и о рисках. Так, жителю Зимбабве вряд ли стоит хранить все средства в местной валюте. В России в последние годы наблюдается существенное падение рубля относительно других мировых валют. Высокая не лучшим образом сказывается на покупательной способности местной валюты. Поэтому россиянам можно предложить следующий валютный состав резервного фонда: так как большинство трат производится ими в России, большая часть фонда должна храниться в рублях. Оставшиеся деньги рекомендуется вложить в твердую валюту, например, в доллары США.

    Можно поделить сумму на 2 равные части, оставив половину в рублях, а другую половину перевести в доллары. Или усилить , распределив его на 3 валюты: 40% рублей, 30% долларов и 30% евро. Каждый должен сам решить, как лучше распределить средства резервного фонда в зависимости от личных целей. Самое главное – не хранить все средства в валюте страны, колебания курса которой доходят до 8-27% в год. Например, курс доллара в начале прошлого года был равен 61 рублю, затем он снизился до 49,6 рублей, а ещё позже он составил 77,5 рублей. Таким образом, за один год колебания рубля достигли 27%. А как вела себя в 2015 году валюта развивающейся страны Индонезии – рупия? В начале года ее курс составлял 12650 рупий за доллар, затем он упал до отметки 14650, а к финалу года поднялся до 13700 рупий. Таким образом, годовое колебание этой валюты составило 8%.

    Стоит задуматься: пойдут ли на пользу семейному бюджету подобные скачки курса.

    6. Где лучше всего хранить резервный фонд?

    Главная цель создания финансового резерва – сохранность средств, а не получение дохода. Лучше всего для этой цели походят депозиты в крупных банках. Следует выбирать банки, имеющие статус «системно-значимых». Может возникнуть закономерный вопрос: а как же быть с инфляцией? Ведь вряд ли ее покроет. Это так. Но выбор депозита связан, в первую очередь, с гарантией сохранности накопленного капитала для обеспечения финансовой безопасности семьи. Крупные банки также не застрахованы от рисков, но возможность их банкротства все же крайне мала.

    И напоследок ещё один совет по созданию резервного фонда. Чтобы процесс накопления средств был максимально комфортным, его нужно автоматизировать. Банки сегодня предлагают много возможностей для этого. Можно поручить кредитной организации переводить ежемесячно часть суммы с текущего (зарплатного) счета на депозитный. Соответствующее указание банку дается через личный кабинет или при обращении к сотруднику непосредственно в офисе финансовой компании.

    Исследовательский холдинг «Ромир» приводит неутешительные цифры: у 73% российских семей отсутствуют какие-либо сбережения. Не откладывая денег в резервный фонд, они лишают себя надежной финансовой защиты. Создание «подушки безопасности» поможет чувствовать себя более уверенно в стабильные периоды жизни, а в трудные времена такой резерв станет надежным помощником в решении финансовых проблем.