Регулирования малого и среднего бизнеса. Правовое регулирование малого и среднего предпринимательства. Единый сельскохозяйственный налог

на тему: Государственное регулирование малого и среднего бизнеса


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИНЕСА

1.1 Объективная необходимость и теоретические основы государственного регулирования малого и среднего бизнеса

1.2 Влияние государства на предпринимательскую деятельность в разные периоды времени

1.3 Цели, задачи, направления и методы государственного регулирования малого и среднего бизнеса

1.4 Государственная поддержка конкуренции хозяйствующих субъектов

1.5 Государственный контроль малого и среднего бизнеса

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРОГРАММ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

2.1 Роль государственного регулирования малого и среднего бизнеса в современных условиях

2.2 Состояние и динамика развития малого и среднего бизнеса

2.3 Проблемы малого и среднего бизнеса в РФ

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ

3.1 Меры по поддержанию и содействию развития малого и среднего бизнеса в России, реализуемые в кризисный период

3.2 Развитие небанковских институтов финансирования малого и среднего бизнеса

3.3 Предложения по развитию малого и среднего бизнеса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшим экономическим вызовом. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

Возрождение экономики России в кризисное время невозможно осуществить без соответствующего регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса, так как именно малый и средний бизнес признан экономической базой рыночных отношений. Развитие бизнеса возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать необходимые для этого социальные, экономические, правовые, политические и другие условия. Решение этой задачи невозможно без создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях специализированной, целостной инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего бизнеса и выделения адекватных этой задаче финансовых, организационных и иных ресурсов.

В этой связи государство предпринимает ряд правовых, организационных и других мер, стимулирующих всестороннюю поддержку и развитие малых предприятий в направлениях, соответствующих интересам общества.

Цель данного дипломного проекта состоит в том, чтобы проанализировать меры предпринятые государством для поддержки и развития малого и среднего бизнеса, и разработать конкретные алгоритмы для обеспечения эффективных моделей такой поддержки.

Для достижения этой цели мною были обозначены следующие задачи:

· раскрыть теоретические основы необходимости государственного регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса;

· анализировать нормативные правовые основы государственной поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса в РФ;

· выявить основные направления и перспективы государственной поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса в РФ.

· предложить программные мероприятия, в которых должны быть предусмотрены основные направления государственной поддержки

Объектом в дипломном проекте выступают субъекты малого и среднего бизнеса, а предметом – характеристики взаимоотношений государства и малого и среднего бизнеса с позиций их поддержки и регулирования органами государственного управления.

В работе использованы труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, законодательные и нормативные документы, данные государственной статистики, экономических и социологических исследований по проблеме малого и среднего бизнеса, опубликованные в экономической литературе.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

1.1 Объективная необходимость и теоретические основы государственного регулирования малого и среднего бизнеса

Малый бизнес (или малое предпринимательство) - сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, условное название совокупности малых и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.

К субъектам малого и среднего бизнеса относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

1. Ограничение по статусу

Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %

Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего бизнеса, не должна превышать 25% (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2. Ограничение по численности работников

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий;

в) среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3. Ограничение по выручке

С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего бизнеса:

а) микропредприятия - 60 млн. рублей;

б) малые предприятия - 400 млн. рублей;

в) средние предприятия - 1000 млн. рублей.

Предпринимательской называется самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В содержание понятия «предпринимательство» обыкновенно включают и «бизнес». Бизнес – дело, деловая активность по осуществлению операций обмена товарами и услугами между экономическими участниками рыночных отношений. В определенном отношении бизнес – более широкое явление, чем предпринимательство, поскольку охватывает собой, в том числе и совершение разовых коммерческих сделок. Законодательство всех государств регулирует деятельность бизнесменов (коммерсантов), устанавливая для них ряд исходных позиций и параметров, без которых невозможна коммерческая деятельность.

Отличительные признаки предпринимательской деятельности:

· осуществление определенной деятельности - продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, - а также извлечение дохода от использования имущества;

· целевая направленность, т.е. получение прибыли;

· систематичность осуществления определенной деятельности;

· самостоятельность и инициативность в ее осуществлении;

· осуществление определенной деятельности на свой риск и под ответственность всем своим имуществом.

Малым и средним бизнесом вправе заниматься лишь лица, зарегистрированные в качестве предпринимателя без образования юридического лица, и юридические лица, которые создаются, функционируют и прекращаются в особом порядке, установленном законодательством. Организации - участники рынка различаются по форме собственности, способам создания, характеру деятельности и т.д. Однако они характеризуются наличием общих признаков, которые позволяют отнести их к числу юридических лиц :

· организационное единство;

· имущественная обособленность;

· самостоятельная имущественная ответственность;

· выступление в гражданском обороте от собственного имени.

Все юридические лица разделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются коммерческими организациями; юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками, - некоммерческими организациями. В дальнейшем мы будем рассматривать только коммерческие организации, так как именно они призваны заниматься предпринимательской деятельностью, в отличие от некоммерческих, которые ставят перед собой иные, нежели извлечение прибыли, цели.

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран.

Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Государственные органы, учитывая значимость развития малого бизнеса в системе предпринимательства, должны проводить последовательную стратегическую политику в сфере производственного малого бизнеса, опираясь на мировой опыт и российские традиции промышленного предпринимательства. Основами функционирования производственного малого бизнеса являются как рыночные отношения, так и стабильный источник инвестирования; непротиворечивое законодательство; подготовка квалифицированных предпринимательских кадров; финансово-инвестиционная политика, стимулирующая повышение эффективности предпринимательской деятельности.

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ был принят Государственной Думой 6 июля 2007 г.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1)развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике российской Федерации;

2)обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3)обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4)оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;

5)увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6)обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7)увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме ВВП;

8)увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Выбор средств и рычагов воздействия на развитие малого бизнеса определяется его реальным состоянием и структурой, конкретно поставленной задачей, наличием ресурсов в распоряжении соответствующих общегосударственных, региональных и местных органов власти. Эффективное регулирование производственного малого бизнеса должно осуществляться на многоуровневой основе в соответствии с иерархией его подсистем. На уровне государственного регулирования это:

установление приоритетных на данный период целей и задач для развития производственного малого бизнеса;

распределение финансовых ресурсов между регионами с учетом приоритетов и ограниченности ресурсов;

создание на всех уровнях государственного управления благоприятных условий для развития производственного малого бизнеса.

Регулирование на уровне субъектов Федерации вытекает из концепции государственного регулирования, конкретизация требований которого происходит под влиянием полномочий и компетенции субъекта Федерации, специфики его законодательства и существующих региональных особенностей. Последовательность основных параметров регулирования производственного малого бизнеса на региональном уровне должна быть следующей:

конкретизация общегосударственных целей применительно к региону;

установление приоритетных целей и задач для развития регионального производственного малого бизнеса;

активное формирование потенциала развития производственного малого бизнеса путем мобилизации всех ресурсов региона;

распределение ресурсов (государственных и собственных) между отдельными предпринимательскими подсистемами региона (отраслевыми, территориальными) с учетом приоритетов и ресурсных ограничений;

создание благоприятных региональных условий с учетом использования ресурсов и факторов, определяющих эффективность функционирования производственных структур малого бизнеса.

Регулирование на местном уровне имеет ряд особенностей, обусловленных природой местного самоуправления, составом и структурой муниципального образования, а также степенью урбанизации территории. Это:

установление приоритетных целей и задач развития муниципальной экономики в сфере производственного малого бизнеса;

распределение ресурсов между субъектами малого бизнеса через муниципальный заказ и другие механизмы, учитывающие существующие приоритеты и ограничения;

стимулирование деловой и инвестиционной активности с целью развития муниципальных предприятий и территориально-производственных комплексов;

создание благоприятных условий для развития структур производственного малого бизнеса.

В условиях государственного регулирования многоуровневая система развития производственных структур малого бизнеса ориентирована на создание условий для повышения темпов социально-экономического развития. Модернизация и инновационный процесс в системе структур малого бизнеса являются основой стратегии прогрессивной промышленной политики, формирование которой должно идти с учетом имеющегося исторического опыта индустриального развития и реалий современности. Исследование существующей системы малого бизнеса позволяет реально оценить сложившиеся социально-экономические условия его функционирования, что обеспечивает возможность формирования стратегии развития структур малого бизнеса.

Государственная поддержка малого предпринимательства заключается, по сути, в принятии нормативных документов, которыми регулируется деятельность малых предприятий.

Государственное управление - это целенаправленное органи- зующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей с помощью различных методов и средств регулирования. Система управления рыночной экономикой показана на рис. 2.

Осуществляя свои функции, государство воздействует на экономическую систему путем использования прямых и косвенных методов регулирования. Методы прямого воздействия основаны не на самостоятельном выборе субъектов экономической системы, а на предписаниях государства. Они часто имеют высокую эффективность, однако не лишены недостатков, так как оказывают непосредственное воздействие не только на целевых агентов рынка, но и на связанных с ними рыночными отношениями субъектов, что нарушает естественное развитие рыночных процессов. Методы косвенного воздействия создают предпосылки для самостоятельного выбора субъектами экономических отношений предпочтительных вариантов развития, соответствующих целям экономической политики.

Недостатками прямых методов регулирования является наличие временного лага между моментами принятия государством мер, направленных на развитие экономической системы и ее реакцией на предпринятое воздействие.

Рис. 2.

Косвенные методы ориентированы на создание условий для развития предпринимательства, предоставляют выбор приоритетов деятельности, снижают возможности принятия коррумпированных решений, требуют меньших административных расходов. Прямые методы носят, как правило, адресный характер, ориентированы прежде всего на осуществление приоритетных направлений развития экономической системы и дают больше возможностей осуществлять контроль за бюджетными финансовыми потоками. Однако для таких методов характерны высокие сопутствующие риски и административные расходы.

Устойчивость и успешность развития малого и среднего предпринимательства зависит от осуществляемого государством комплекса мер. Выбор оптимальных инструментов и методов регулирования является сложным процессом и зависит, во-первых, от поставленных целей (достижение одних и тех же целей возможно посредством использования различных методов воздействия), во-вторых, от среды приложения (например, развитие культурной, научной и образовательной сфер в большей степени зависит от бюджетного финансирования (прямое государственное регулирование), нежели экономических объектов), в-третьих, от потребностей объектов регулирования (например, малые и крупные предприятия обладают специфическими преимуществами и недостатками, а следовательно, имеют различные потребности).

Воздействие государства на предпринимательскую деятельность должно осуществляться таким образом, чтобы не разрушить рыночную основу и не усугубить кризисные явления в экономике путем использования системы государственного регулирования, включающей совокупность органов, методов, средств и инструментов. Содействуя развитию субъектов малого предпринимательства, государство через свои институты контролирует их деятельность, посредством административных и экономических механизмов способствует формированию конкурентной среды, ориентирует на наиболее перспективные общественно значимые направления.

Влияние государства на систему малого предпринимательства ограничено требованиями общества и рынка. Можно выделить следующие факторы:

  • 1) политические - решения политических партий, которые определяются экономическими отношениями, общественными настроениями, политической ориентацией партии, находящейся у власти, политическими институтами, решениями местных органов власти;
  • 2) правовые - законодательство, регламентирующее материальную, административную и судебную ответственность субъектов взаимодействия;
  • 3) экономические - ограниченность ресурсов (финансовых, материальных, информационных (недостаточная информированность; ограниченный контроль над ответной реакцией частного сектора) и др.);
  • 4) административные - уровень регулирования. Высокие уровни налогообложения и регулирования, которые являются продолжением государственного контроля, в конечном итоге приводят к ограничению власти государства из-за того, что экономическая деятельность начинает осуществляться в обход закона и перемещается в неофициальный, или «черный», сектор экономики. Наличие теневого сектора в экономике является результатом неспособности института государственной власти защитить и обеспечить эффективную работу рыночной экономики и не дает предпринимателям возможности и необходимых стимулов для участия в политической и экономической деятельности.

Все эти факторы взаимосвязаны и взаимозависимы, пренебрежение ими со стороны органов государственной власти ведет к возникновению негативных последствий: ослаблению конкурентоспособности национальной экономики; росту безработицы и инфляции; расстройству денежной системы и системы государственных финансов.

Политические факторы отражают стабильность преобразований в стране: при каждой смене правительства принимаются новые законы, которые часто противоречат старым, в результате число бю-

зз

рократических препонов растет (регистрация, лицензирование, сертификация и т.д.), а надежная правовая база отсутствует. В области правовых факторов, например, неопределенность правового поля и быстрое изменение законодательства приводят к значительным сложностям осуществления предпринимательской деятельности . Для малых предприятий данное обстоятельство создает трудности при планировании будущих налоговых платежей, дополнительные затраты в виде оплаты консультационных услуг для осуществления своей деятельности в рамках законодательства. Ограниченность ресурсов сказывается на недостатке бюджетных средств на развитие предпринимательства и оказывает влияние на качество деятельности инфраструктуры поддержки малого бизнеса, основной целью которой становится не развитие, а выживание. Высокий уровень государственного регулирования заставляет предприятия уходить в тень, что, с одной стороны, позволяет экономить средства от легализации деятельности (регистрация, лицензирование, налогообложение, преодоление бюрократических барьеров), а с другой - повышает риск возникновения дополнительных издержек в результате обнаружения теневых операций контролирующими органами.

В зарубежных странах широко практикуется организованное движение в пользу конкретных узких интересов - лоббизм. Массовый процесс становления организаций предпринимателей в России начался с 1990-х гг. Именно тогда создавались торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей, некоммерческие объединения предпринимателей малого и среднего бизнеса. Ставились следующие цели: выработка единого мнения по тем или иным вопросам общественной жизни, привлечение государства к их решению, оказание воздействия на власть.

  • Шеховцов Л. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах //Вопросы экономики. - 2001. - № 4. - С. 84-91.

Государственное регулирование малого и среднего бизнеса - это комплекс мероприятий форм и методов государственного влияния на деятельность субъектов предпринимательства с целю создания нормальных условий их функционирования и развития, ослабления отрицательных тенденций, вызываемых коммерческой деятельностью осуществляемых предприятиями в условиях рыночных отношений. Комплекс форм и методов государственного регулирования, либо влияния на малый и средний бизнес.

  • * устойчивый экономический рост;
  • * высокий уровень занятости;
  • * низкий уровень инфляции;
  • * устойчивое финансовое положение;
  • * справедливое распределение доходов;
  • * стабильность внешнеэкономической деятельности.

Реализация целей государственного регулирования малого и среднего бизнеса осуществляется постановкой и решением конкретных задач:

  • * создание правовых основ функционирования рыночного хозяйства;
  • * обеспечение развития предпринимательской инфраструктуры;
  • * обеспечение соблюдения правил конкуренции;
  • * оказание содействия предпринимательской деятельности.

Исходя из целей и задач государственного регулирования малого и среднего бизнеса можно предложить следующую классификацию его направлений :

  • 1) формирование правовой базы предпринимательской деятельности;
  • 2) защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
  • 3) защита прав потребителей;
  • 4) регламентирование трудовых отношений и поддержание социального партнерства;
  • 5) формирование налоговой системы и перераспределение доходов;
  • 6) перераспределение ресурсов;
  • 7) регулирование цен и тарифов;
  • 8) государственная поддержка отдельных видов бизнеса;
  • 9) государственное регламентирование внешнеторговой деятельности;
  • 10) регулирование валютного курса.

Формирование правовой базы малого и среднего бизнеса включает в себя гарантирование государством права частной собственности, регламентацию организационно-правовых форм субъектов малого и среднего бизнеса, регулирование договорных отношений между субъектами рынка, выполнение государством роли арбитра при разрешении хозяйственных споров.

Защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности предполагает контроль государственных органов за деятельностью естественных монополий путем регламентирования цен, тарифов, качества предоставляемых услуг и введение запретительных мер в отношении действий любых монополий, направленных на ограничение конкуренции или злоупотребление доминирующим положением.

Защита прав потребителей со стороны государства осуществляется через систему нормативно-правовых актов, определяющих порядок защиты прав потребителей, ответственность предпринимателей, систему государственной и общественной защиты потребителей.

Регламентирование трудовых отношений и поддержание социального партнерства включает в себя формирование трудового законодательства, системы социального партнерства представителей работников и работодателей, охрану труда и систему мер по разрешению трудовых споров.

Формирование налоговой системы и перераспределение доходов осуществляется посредством бюджетного планирования, принятия ставок подоходного налога, налога на прибыль и других налоговых изъятий, а также установления системы социального обеспечения.

Перераспределение ресурсов реализуется в целях финансирования природоохранных мероприятий, содержания органов государственного управления, обеспечения внутренней и внешней безопасности страны.

Регулирование цен и тарифов проводится государством в основном в отношении продукции и услуг естественных монополий. Эти цены и тарифы регулируются для того, чтобы защитить интересы потребителей и не допустить использования монопольного положения в целях извлечения необоснованной прибыли.

Государственная поддержка отдельных видов бизнеса осуществляется исходя из принципов системности, протекционизма и селективности. В зависимости от целей, которые государство ставит при поддержке того или иного вида бизнеса, определяется и объем помощи, который способен оказать воздействие на положительную динамику.

Государственное регламентирование внешнеторговой деятельности нацелено на гармоничное сочетание частных предпринимательских интересов с общегосударственными интересами и реализуется через таможенно-тарифную систему и систему мер по содействию и стимулированию внешнеторговой деятельности, к которым относятся разработка программ развития внешней торговли, кредитование и страхование, обеспечение гарантий, организация ярмарок и выставок и др.

Регулирование валютного курса осуществляется с целью защиты интересов отечественных товаропроизводителей от действий, которые могут привести к негативному изменению платежного баланса. Валютное регулирование представляет собой комплекс нормативно-правовых актов (валютное законодательство), определяющих порядок операций с валютой и порядок проведения валютного контроля. Крашенинников В.М. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой: Учебник. М.: Экономика, 2003. - С. 101.

Методы государственного регулирования малого и среднего бизнеса разделяются на косвенные (экономические) и прямые (административные). В ряде случаев деление методов на косвенные и прямые оказывается условным, а иногда его трудно провести, однако такое деление является целесообразным для целей анализа и классификации.

Косвенные (экономические) методы воздействуют на субъекты малого и среднего бизнеса не прямо, а посредством влияния на их экономические интересы. Эти методы прямо не запрещают, не ограничивают деятельность, но позволяют предпринимателя принимать решение о целесообразности расширения, сохранения или прекращения своего бизнеса в изменяющихся под воздействием государства экономических условиях.

К косвенным методам регулирования относятся денежно-кредитная, бюджетная, налоговая и внешнеэкономическая политика.

  • 1. Денежно-кредитная политика основывается на регулировании реального предложения денег в экономике, т.е. денежной массы. Основными инструментами, которыми оперирует Центральный банк, являются учетная ставка, норма обязательных резервов и операции по покупке-продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке.
  • 2. Проведение бюджетной политики позволяет реализовать три основные функции -- фискальную, регулирующую и распределительную. Фискальная функция позволяет государству создавать денежную базу функционирования государственного аппарата; функция регулирования предусматривает проведение определенной политики в экономической сфере; распределительная функция несет в себе возможность активного государственного регулирования в социальной сфере.
  • 3. Налоговая политика является важнейшей составляющей в системе методов государственного регулирования и определяет возможности бюджетной политики. Экономическая и фискальная функции налогов связывают воедино обязанности предпринимателей и государства. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:
    • * налоговых проверок;
    • * получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
    • * проверки данных учета и отчетности;
    • * осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
    • * других форм, предусмотренных НК РФ.

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. Биншток Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие. М.:ИНФРА-М, 2003. - С. 25.

Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на развитие экономики являются льготы, которые могут быть региональными, селективными, общефедеральными. Формы налоговых льгот -- налоговые кредиты, пониженные ставки, отсрочка уплаты, особенности определения налоговой базы.

4. Внешнеэкономическая политика как косвенный метод государственного регулирования малого и среднего бизнеса включает в себя три основные группы инструментов: общие, направленные на усиление позиций в мировой экономике; специальные, направленные на развитие определенных видов деятельности; стимулирующие, направленные на прямую поддержку государством экспорта.

Суть прямых административных методов состоит в том, что через комплекс обязательных для исполнения субъектами хозяйственной деятельности требований и распоряжений государство проводит необходимую для него политику в той или иной области экономики. Субъекты экономики принимают решения не на основании самостоятельного экономического выбора, а под воздействием предписаний органов власти.

К прямым методам регулирования относятся правовые методы, система ценообразования, режим квотирования, политика доходов, лицензирования.

1. Правовые методы распространяются на государственное регулирование организационно-правовых форм малого и среднего бизнеса. В соответствии с Конституцией РФ организации в зависимости от форм собственности могут быть государственными, муниципальными, частными, общественными или организациями со смешанной формой собственности. Юридические лица подлежат государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Для регламентации отношений организаций со своими контрагентами, гражданами и государством законодательством предусмотрены организационно-правовые формы, определяющие вид и способ построения организации в зависимости от формы собственности, способа формирования капитала, масштабов организации. Основополагающим документом, регламентирующим организационно-правовые формы, является ГК РФ, содержащий подробно разработанную систему норм о юридических лицах и следующие организационно-правовые формы организаций: Биншток Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие. М.:ИНФРА-М, 2003. - С. 25.

  • 2. Система ценообразования используется наиболее часто, особенно в области регулирования монополистических рынков.
  • 3. Применение режима квотирования характерно для внешнеторговой деятельности и реализации некоторых товаров на внутреннем рынке.
  • 4. Политика доходов находит свое выражение в установлении минимального уровня оплаты труда, прожиточного минимума, уровня оплаты нетрудоспособности работника и других выплат социального характера.
  • 5. Лицензирование относится к наиболее действенным методам поддержки и регулирования государством отдельных видов деятельности, связанных с потенциальной угрозой жизни, здоровью населения и безопасности государства. Процесс лицензирования в Российской Федерации регулируется в настоящее время: Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ. Гущин А.В. Лицензирование в Российской Федерации: Правовые и организационные основы. М.: Дашков и К, 2004. - С. 62.

государство регулирование бизнес предпринимательский

Учебно-методический комплекс представляет собой систематизированное учебное пособие по теме «Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства», изучаемой в рамках учебной дисциплины «Предпринимательское право Российской Федерации». Содержит лекционный и практический материал, в том числе задания по изучению проблемных вопросов, нормативных правовых актов и судебной практики, задачи, тесты, список рекомендуемой литературы и т. д. Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, научных и практических работников, работников органов государственной власти, а также для всех, кто интересуется предпринимательским правом.

* * *

компанией ЛитРес .

Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (лекция в рамках учебной дисциплины «Предпринимательское право Российской Федерации»)

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1.1. Основные понятия.

1.2. Введение.

1.3. Основные принципы правового регулирования в сфере МСП, закрепленные в Стратегии 2030.

1.4. Нормативная правовая основа регулирования и развития субъектов МСП.

1.5. Понятие субъекта малого и среднего предпринимательства.

1.6. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

1.7. Порядок приобретения и подтверждения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства. Реестры.

1.8. Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.

1.9. Инфраструктура, формы и условия поддержки субъектов МСП.

1.10. Меры и виды государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

1.10.1. Перечень мер государственной поддержки субъектов МСП (таблица).

1.11. Порядок оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

1.12. Корпорация развития малого и среднего предпринимательства.

1.13. Краткие выводы.

1.1. Основные понятия

Малое и среднее предпринимательство («малый и средний бизнес») (далее – МСП ) – вид предпринимательства, основанный на деятельности индивидуальных предпринимателей, а также небольших и средних организаций (малых и средних предприятий).

Субъекты малого и среднего предпринимательства – хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, осуществляемая в целях развития МСП в соответствии с государственными программами и муниципальными программами, содержащими особые мероприятия, непосредственно направленные на развитие МСП, а также деятельность АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в качестве института развития в сфере МСП.

1.2. Введение

«В хозяйственном строе, основанном на принципе частной инициативы, предприниматель является той центральной фигурой, энергией, находчивостью, способностями которой в значительной степени обусловливается благосостояние страны», писал известный российский юрист А.И. Каминка. И подчеркивал, что развитие предпринимательского строя находится в прямой зависимости от степени развития в стране индивидуальной инициативы и энергии. Поэтому малое и среднее предпринимательство является неотъемлемым и необходимым элементом рыночной экономики. Оно создает разнообразные рабочие места, обеспечивает конкурентную среду, легко адаптируется к изменяющейся стихии рынка и оперативно реагирует на конъюнктуру, способно к быстрым структурным и техническим изменениям, особо восприимчиво к внедрению инноваций.

По данным ФНС России в едином государственном реестре на 1 января 2017 г. было зарегистрировано 3,73 млн. индивидуальных предпринимателей, в т. ч. фермерских хозяйств. По наблюдениям Росстата на 1 октября 2016 года в РФ фактически действовало около 173 тыс. малых предприятий (без учета микропредприятий) со средней численностью работников около 5 млн. человек А в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 января 2017 года отражено 5,86 млн. малых и средних предприятий, на которых занято 15,9 млн. человек. При этом по информации Статкомитета СНГ на малых и средних предприятиях России работает около 25 % общей численности занятых в экономике, а доля субъектов МСП в ВВП страны составляет 20–21 %. Для сравнения, в США доля малого бизнеса в ВВП составляет 50–52 %, в Италии – около 60 %, а Испании и Норвегии достигает 65–75 %. В ЕС малый бизнес составляет 90 % общего числа предприятий.

Огромное значение малого и среднего бизнеса для рыночной экономики привело к тому, что в развитых странах поддержка МСП является одним из основных направлений государственной экономической политики. Не стала исключением и Россия. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) предусмотрено осуществление ряда мер институционального характера для содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Они включают развитие инфраструктуры поддержки новых предприятий в рамках бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков, упрощение для малых предприятий доступа к покупке и аренде недвижимости, расширение системы микрокредитования, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса, снижение издержек бизнеса, связанных с этими мероприятиями, ужесточение санкций в отношении сотрудников контрольных и надзорных органов, допускающих нарушения порядка проведения проверок, признание недействительными результатов проверок в случае грубых нарушений при их проведении, значительное сокращение внепроцессуальных проверок со стороны правоохранительных органов. А в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанного Минэкономразвития России, имеется специальный раздел, посвященный развитию малого предпринимательства и содержащий основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013–2030 годы.

Распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия 2030). Этот документ содержит долгосрочную позитивную программу деятельности органов государственной власти в сфере развития МСП. Стратегию 2030 можно рассматривать как политико-правовой документ, который обеспечивает координацию действий органов власти всех уровней, представителей предпринимательского сообщества и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в целях создания благоприятных и комфортных условий для развития бизнеса.

1.3. Основные принципы правового регулирования в сфере МСП, закрепленные в Стратегии 2030

Стратегия 2030 базируется на организационных и нормативных правовых основах государственной поддержки МСП, которые сложились к настоящему времени в России. Основная цель Стратегии 2030 – развитие сферы МСП как одного из факторов инновационного развития страны и улучшения отраслевой структуры экономики. Исходя из этого, предполагается, что ее реализация к 2030 году позволит увеличить долю малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40 %), оборот малых и средних предприятий – в 2,5 раза, а производительность труда в этом секторе – в два раза. Конечно, с учетом текущего состояния МСП такие задачи представляются сверхсложными и потребуют огромных усилий для их решения. В Стратегии 2030 достаточно тщательно проработаны правовые механизмы, обеспечивающие повышение качества государственного регулирования в сфере МСП.

Реализация Стратегии основывается на следующих принципах:

1) Малый бизнес прежде всего . Суть этого принципа заключается в том, что при принятии государственных решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности в первую очередь должны учитываться интересы представителей малых и средних предприятий. При этом основной вектор государственного регулирования предпринимательской деятельности должен состоять во всемерном упрощении и сокращении норм регулирования предпринимательской деятельности.

2) Работать легально выгодно . Данный принцип нацелен на обеспечение минимального взаимодействия МСП с регулирующими органами. Вместе с тем, фактическая реализация данного принципа затруднена, поскольку действующая правовая система основана на непосредственном и всеобъемлющем контроле (надзоре) органов государственной власти за деятельностью МСП.

3) Содействовать ускоренному развитию . Этот принцип весьма важен для поддержки инновационных и перспективных предприятий. Он предусматривает нацеленность на оказание приоритетной поддержки малым и средним предприятиям, которые обладают потенциалом для роста и стремятся расти дальше.

4) Создавать условия для развития малых и средних предприятий выгодно . Предусматривается формирование системы стимулов для вовлечения органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность по развитию малого и среднего предпринимательства. Суть принципа не совсем ясна, поскольку стимулы в первую очередь связаны с перераспределением бюджетных средств от налоговых и иных поступлений, связанных с развитием предпринимательской деятельности, и последующим стимулированием чиновников, непосредственно влияющих на поддержку МСП. Реализация этого принципа потребует изменения бюджетной и налоговой системы, а возможно и системы стимулирования чиновников. Вряд ли в качестве стимулов может выступать лишь общее стремление к процветанию МСП и развитию территорий.

5) Обеспечить гарантированные и стабильные правила игры . Весьма важный принцип, который нацелен на обеспечение предсказуемости и прозрачности фискальных и регулирующих условий, позволяющих формулировать инвестиционные планы и планы по развитию бизнеса на среднесрочную и долгосрочную перспективу. К сожалению, в условиях хаотичного и значительного нормотворчества реализация этого принципа будет постоянно тормозиться практикой принятия нормативных правовых актов органами власти для решения сиюминутных задач.

1.4. Нормативная правовая основа регулирования и развития субъектов МСП

Законодательной основой регулирования деятельности субъектов МСП является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о развитии МСП), который закрепляет основные принципы государственной политики содействия развитию МСП и разграничивает компетенцию органов исполнительной власти в данной сфере. В законе определены понятия субъектов МСП и инфраструктуры их поддержки, виды и формы такой поддержки.

Нормы, детализирующие правовое положение и государственную поддержку субъектов МСП содержатся и в иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актах.

К федеральным законам, в частности, можно отнести ГК РФ (в части регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей), НК РФ (устанавливает льготные режимы налогообложения для субъектов МСП), Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (допускает упрощенные способы ведения бухгалтерского учета), Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (устанавливает преимущества для субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок), Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (устанавливает особенности организации и проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства), Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (закрепляет возможность государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов МСП), Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (регулирует особенности участия субъектов МСП в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества), и др. Имеется большое количество постановлений Правительства РФ, регулирующих отдельные вопросы деятельности субъектов МСП (в сфере закупок товаров, торговой деятельности, имущественной поддержки, ведения реестров субъектов МСП, статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП и т. д.). В ряде отраслей приняты ведомственные целевые программы развития МСП, созданы специальные координирующие органы, действует нормативная база для функционирования особой инфраструктуры поддержки МСП.

Значительную роль в правовом регулировании деятельности субъектов МСП играют нормативные правовые акты субъектов РФ и правовые акты муниципальных образований. В Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской области, Кемеровской области и некоторых других субъектах РФ приняты специальные законы о развитии МСП (к примеру, Закон Санкт-Петербурга от 17 апреля 2008 г. № 194-32 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге», Закон Краснодарского края от 4 апреля 2008 г. № 1448-КЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» и др.), а также подзаконные акты, обеспечивающие их реализацию, в том числе различные программы поддержки МСП (Подпрограмма III «Развитие малого и среднего предпринимательства в Московской области» государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья на 2017–2021 годы «, утв. постановление Правительства Московской области от 25 октября 2016 № 788/39, и др.). Во многих муниципальных образованиях действуют программы развития МСП (например, Постановлением главы городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области от 16 октября 2015 № 130 была утверждена муниципальная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на территории городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области на 2016–2020 годы»).

Правовое значение также имеют международные соглашения и иные документы, относящиеся к сфере МСП, в частности, акты, принимаемые в рамках СНГ и Евразийского экономического союза. Так, в Модельный закон о государственной поддержке малого предпринимательства (принят 8 июня 1997 г. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ) определил общие принципы государственной поддержки малого предпринимательства в государствах-членах, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. В «Модельном налоговом кодексе для государств-участников СНГ. Общая часть» (новая редакция) (принят 29 ноября 2013 г. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ) имеется глава 15, устанавливающая особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства. Имеются международные соглашения, направленные на сотрудничество в сфере МСП, например, Соглашение между Государственным комитетом Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства и Секретариатом малого и среднего предпринимательства Республики Аргентина о сотрудничестве в сфере малого и среднего предпринимательства (заключено 25 июня 1998 г.). Аналогичное соглашение было заключено с Экспортно-импортным банком США в отношении оказания поддержки экспортным поставкам из США для малых предприятий в РФ (заключено 11 марта 1998 г.). Развитие сотрудничества между субъектами МСП России и государств-членов АСЕАН основывается на Соглашении между Правительством РФ и правительствами государств-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии о сотрудничестве в области экономики и развития (заключено 10 декабря 2005 г.).

1.5. Понятие субъекта малого и среднего предпринимательства

Понятие малого предпринимательства появилось в России в 90-е годы с началом рыночных реформ. Впервые этот термин официально был использован в постановлении Совмина СССР от 8 августа 1990 г. № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий», а затем в постановлении Совмина РСФСР от 18 июля 1991 г. 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Переход к рыночным отношениям потребовал ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места. В научной литературе развернулась дискуссия о необходимости придания малому и среднему предприятию статуса специального хозяйствующего субъекта, квалификации его в качестве самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица. Следует отметить, что правовые категории малых и средних предприятий применялись и в советское время, однако не связывались с понятием предпринимательства.

В современной российской правовой системе понятие «малого и среднего предпринимательства» («малого и среднего бизнеса») используется для обозначения вида предпринимательства, основанного на деятельности индивидуальных предпринимателей, а также небольших и средних организаций (малых и средних предприятий). В то же время в формально юридическом смысле в законодательстве используются термины «субъекты малого и среднего предпринимательства», «малое предприятие», «среднее предприятие», под которыми обобщенно понимаются различные субъекты предпринимательской деятельности (индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, кооперативы, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства), соответствующие предусмотренным в законе критериям их отнесения к категории малых и средних предприятий. Поэтому малое и среднее предприятие не является самостоятельной организационно-правовой формой предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели также могут быть отнесены к числу малых предприятий, но лишь при условии соответствия установленным критериям.

В Федеральном законе о развитии МСП содержится определение субъектов малого и среднего предпринимательства: это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. Из этого определения следует, что законодательство выделяет три категории субъектов МСП: микропредприятия, малые и средние предприятия. При этом такой субъект предпринимательства как микропредприятие отнесен к разновидности малого предприятия.

Федеральный закон о развитии МСП раскрывает содержание понятия субъектов МСП. К ним относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и соответствующие условиям, установленным данным законом, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

1.6. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

Хозяйствующие субъекты для отнесения к категориям субъектов МСП должны соответствовать условиям (критериям, ограничениям), определенным в статье 4 Федерального закона о МСП: (1) иметь определенную структуру уставного капитала (соответствовать ограничениям при формировании имущества) или инновационную направленность деятельности; (2) не превышать предельного значения среднесписочной численности работников; (3) иметь определенные финансовые показатели. В отношении индивидуальных предпринимателей применяются только второй и третий критерий.

а) Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале ООО не превышает 25 %, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами МСП не превышает 49 %. При этом последнее ограничение не распространяется на ООО, соответствующие требованиям, указанным в нижеприведенных подпунктах «в» – «д».

б) Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики. Из этого следует, что АО, акции которых не относятся к инновационному сектору экономики, либо вообще не торгуются на организованном рынке, не могут быть отнесены к субъектам МСП.

в) Деятельность хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат их учредителям (участникам) – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.

г) Хозяйственные общества или хозяйственные партнерства получили статус участника проекта «Сколково» в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ;

д) Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2014 г. № 1335 перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Рассмотренный критерий в литературе называется «критерием независимости» и основан на необходимости обеспечения экономической и иной независимости субъекта МСП от влияния крупного бизнеса. Он также содержит в себе условия, ориентирующие предпринимательство на инновационную деятельность.

2. Второй критерий учитывает количество работников субъекта МСП. Среднесписочная численность таких работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

– от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

– до 100 человек включительно для малых предприятий;

– до 15 человек для микропредприятий.

Среднесписочная численность работников субъекта МСП определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

3. Третий критерий связан с финансовыми показателями деятельности хозяйствующего субъекта. У субъекта МСП доход за предшествующий календарный год не должен превышать предельные значения, установленные постановлением Правительством РФ от от 4 апреля 2016 г. № 265 для каждой категории субъектов МСП: микропредприятия – 120 млн. рублей; малые предприятия – 800 млн. рублей; средние предприятия – 2 млрд. рублей.

Доход определяется в порядке, установленном НК РФ, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам.

Сочетание различных показателей из предусмотренных законом критериев применительно к хозяйствующему субъекту позволяет отнести его к одной из категорий субъектов МСП – микропредприятию, малому или среднему предпринимательству. При этом данная категория определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным вторым и третьим критерием. Категория субъекта МСП изменяется только в том случае, если предельные значения выше или ниже установленных законом предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

1.7. Порядок приобретения и подтверждения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства. Реестры

Законодательство не предусматривает особой процедуры регистрации хозяйствующих субъектов в качестве субъектов МСП. В то же время на основании ст.8 Федерального закона об МСП органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам МСП, а также корпорация развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерние общества, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов МСП обязаны вести специальные реестры субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей такой поддержки. В законе имеется подробный перечень сведений, которые должны отражаться в указанных реестрах. Информация, содержащаяся в реестрах, является открытой для ознакомления с ней любых лиц.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Учебно-методический комплекс (В. А. Вайпан, 2017) предоставлен нашим книжным партнёром -