Фонд как некоммерческое юридическое лицо. Создание фондов. Особенности фонда как некоммерческой организации

Поскольку фонды являются некоммерческими организациями, на них распространяется Закон о некоммерческих организациях, а на благотворительные фонды - Закон о благотворительной деятельности.

Фонд, как одна из форм существования некоммерческих организаций, отличается от прочих тем, что фонд является не объединением граждан и (или) юридических лиц, а объединением имущества граждан и (или) юридических лиц для достижения общественно полезных целей. В этом, наверное, самое существенное отличие фонда от любой другой некоммерческой организации. Для создания фонда объединяется или аккумулируется имущество, поэтому законодательство строго не ограничивает возможный состав учредителей. Учредить фонд может и одно лицо, как физическое, так и юридическое, как коммерческая, так и некоммерческая организация. Таково общее правило, определенное ГК РФ (ст. 118) и Законом.

Исходя из определения, можно выделить следующие характерные признаки фондов:

  • фонды относятся к некоммерческим организациям;
  • фонды не являются членскими организациями;
  • фонды могут учреждаться как физическими, так и (или) юридическими лицами;
  • фонды создаются на основе добровольных имущественных взносов;
  • фонды должны осуществлять социальные, благотворительные, культурные или иные общественно полезные цели.
Основным признаком фонда (хотя он не указан в ст. 118 ГК РФ) следует считать обязательное формирование имущества для реализации уставных целей. ГК РФ не дает классификацию фондов. Между тем, фонды можно различать, например, в зависимости от того, кто является их учредителями. Исходя из этого критерия, могут существовать:
  • частные фонды, учрежденные одним физическим лицом или членами одной семьи;
  • корпоративные фонды, учрежденные одним или несколькими юридическими лицами - коммерческими и (или) некоммерческими организациями;
  • общественные фонды, учрежденные физическими лицами, не являющимися членами одной семьи, и юридическими лицами - общественными объединениями;
  • государственные фонды, созданные решением представительных органов РФ или представительных органов субъектов РФ;
  • муниципальные фонды, созданные представительным органом местного самоуправления.
Кроме того, могут создаваться фонды, условно обозначенные как смешанные. К таким фондам следовало бы отнести, например, общественно-государственные и государственно-общественные фонды, создание которых предусмотрено в ст. 51 Закона об общественных объединениях.

Правовое положение фонда

Фонд является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”). Фонд считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке (п. 1 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”). Фонд создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено его учредительными документами. (п. 2 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Права фонда

Фонд имеет следующие права:
  • осуществлять деятельность, направленную на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целей, предусмотренных уставом фонда (п. 1 ст. 118 ГК РФ) (п.1 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям фонда и необходимую для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан (п. 2 ст. 118 ГК РФ, п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории (п. 3 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему (абз. 2 п. 4 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • создавать филиалы и открывать представительства территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 5 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • создавать хозяйственные общества для осуществления предпринимательской деятельности, или участвовать в них (п. 2 ст. 118 ГК РФ) (п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы для достижения указанных в его уставе целей (п. 4 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
Фонд имеет иные права, предусмотренные законодательством, а также предусмотренные уставом фонда и не противоречащие законодательству.

Обязанности фонда

Фонд имеет следующие обязанности:
  • иметь самостоятельный баланс или смету (абз. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • иметь печать с полным наименованием фонда на русском языке (п. 4 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • использовать свое имущество для целей, определенных уставом фонда (п. 2 ст. 118 ГК РФ) (п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (абз. 2 п. 2 ст. 118 ГК РФ) (абз. 2 п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • вести учет доходов и расходов по осуществляемой им предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством (п. 1 ст. 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях”);
  • предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством и учредительными документами фонда (абз. 2 п. 1 ст. 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).
При этом предметом коммерческой тайны фонда не могут быть: (п. 12 ст. 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях”)
  • размеры и структура доходов фонда;
  • сведения о размерах и составе имущества фонда;
  • сведения о расходах фонда;
  • сведения численности и составе работников фонда;
  • сведения об оплате труда работников фонда;
  • сведения об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности фонда.
Фонд имеет иные обязанности, предусмотренные законодательством и уставом фонда.

Виды деятельности фонда. Уставная деятельность фонда

Фонд может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям фонда, которые предусмотрены его уставом (п. 1 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, фонд может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы (п. 4 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Отдельные виды деятельности могут осуществляться фондом только на основании специальных разрешений (лицензий) (абз. 3 п. 1 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”) - см. Лицензируемые виды деятельности.

Предпринимательская деятельность фонда

Фонд может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан (п. 2 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Предпринимательской деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Фонд ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Ответственность фонда. Ответственность фонда по своим обязательствам

Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (п. 1 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Ответственность фонда по обязательствам его учредителей

Фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей (абз. 2 п. 1 ст. 118 ГК РФ, абз. 2 п.1 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Ответственность учредителей по обязательствам фонда

Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда (абз. 2 п. 1 ст. 118 ГК РФ, абз. 2 п.1 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Исключение: если несостоятельность (банкротство) фонда вызвана действиями (бездействием) учредителей или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого фонда указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества фонда может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (абз. 2 п. 3 ст. 56 ГК РФ).

Учредительные документы фонда

Учредительным документом фонда является устав, который утверждается его учредителями (п. 1 ст. 14 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Требования устава фонда обязательны для исполнения самим фондом, его учредителями (п. 2 ст. 14 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Требования к содержанию устава

Устав фонда должен определять: (п.3, 4 ст. 118 ГК РФ, п. 3 ст. 14 Федерального закона “О некоммерческих организациях”)
  • наименование фонда, включающее слово "фонд" и содержащее указание на характер его деятельности;
  • место нахождения фонда;
  • предмет и цели деятельности фонда;
  • порядок управления деятельностью фонда;
  • сведения об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда;
  • сведения о порядке формирования органов фонда, назначения должностных лиц фонда и их освобождения;
  • сведения о филиалах и представительствах фонда;
  • источники формирования имущества фонда;
  • порядок внесения изменений в учредительные документы фонда;
  • сведения о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации;
  • иные положения, предусмотренные федеральными законами, а также не противоречащие им.

Учредители фонда

Учредителями фонда могут быть: (п. 1 ст. 15 Федерального закона “О некоммерческих организациях”):
  • граждане;
  • юридические лица.
Число учредителей фонда не ограничено (п. 2 ст. 15 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Фонд может быть учрежден одним лицом (абз. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Изменить состав учредителей путем привлечения новых или замены уже существующих нельзя после регистрации фонда в качестве некоммерческой организации, когда процесс его создания уже завершен. Состав учредителей фонда может измениться только в сторону уменьшения при выходе учредителя из числа учредителей по не зависящим от фонда причинам, повлекшим либо ликвидацию учредителя - юридического лица, либо смерть учредителя - физического лица.

Органы управления фонда

Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями (п. 3 ст. 118 ГК РФ, п. 1 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Уставом фонда может быть предусмотрено наличие следующих органов:

  • высшего органа управления;
  • постоянно действующего коллегиального органа управления;
  • коллегиального и/или единоличного исполнительного органа, и др.
Обязательным органом фонда является попечительский совет (п.3 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Уставом фонда определяются следующие сведения о его органах управления: (ст. 28 Федерального закона “О некоммерческих организациях”):

  • структура;
  • компетенция;
  • порядок формирования;
  • срок полномочий;
  • порядок принятия органами решений;
  • порядок выступления органов от имени фонда.

Высший орган управления фондом

Основная функция высшего органа управления фонда - обеспечение соблюдения фондом целей, в интересах которых он был создан (п. 2 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

К компетенции высшего органа управления относится решение следующих вопросов: (п.3 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”):

  • изменение устава фонда, если возможность такого изменения предусмотрена самим уставом;
  • определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов формирования и использования его имущества;
  • образование исполнительных органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;
  • утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса фонда;
  • участие фонда в других организациях;
  • реорганизация фонда.
Вопросы об изменении устава фонда, определении приоритетных направлений деятельности фонда, принципов формирования и использования его имущества, образовании исполнительных органов фонда и досрочном прекращении их полномочий, а также вопросы о реорганизации фонда относятся к исключительной компетенции высшего органа управления фондом (абз. 3 п. 3 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Заседание коллегиального высшего органа управления фондом правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов (п. 4 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании (абз. 2 п. 4 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления фондом принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с федеральными законами и уставом фонда (абз. 2 п. 4 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Фонд не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам его высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления (абз. 2 п. 5 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Постоянно действующий коллегиальный орган управления фондом

Уставом фонда может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления. К ведению постоянно действующего коллегиального органа управления может быть отнесено решение следующих вопросов: (абз. 2 п. 3 ст. 29 Федерального закона “О некоммерческих организациях”):
  • утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
  • утверждение финансового плана фонда и внесение в него изменений;
  • создание филиалов и открытие представительств фонда;
  • участие в других организациях.

Исполнительный орган фонда

Исполнительный орган фонда может быть коллегиальным и (или) единоличным.

Исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью фонда и подотчетен высшему органу управления фондом (п. 1 ст. 30 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

К компетенции исполнительного органа фонда относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления фондом, определенную федеральными законами и учредительными документами фонда (п. 2 ст. 30 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Попечительский совет фонда является его обязательным органом.

Функции попечительского совета фонда: (п.3 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”):

  • надзор за деятельностью фонда;
  • надзор за принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения;
  • надзор за использованием средств фонда;
  • надзор за соблюдением фондом законодательства.
Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах (абз. 2 п.3 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями (абз. 3 п.3 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Имущество фонда

Фонд имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом (п. 1 ст. 3 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда (абз. 2 п.1 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Фонд может иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.

Фонд может иметь в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки (п. 1 ст. 25 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Имущественная ответственность фонда

В качестве юридического лица фонд отвечает по своим обязательствам созданным и обособленным у него имуществом. Учредители (участники) фонда не отвечают по обязательствам созданного ими фонда.

В свою очередь, фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей (участников).

Формирование имущества фонда

Источники формирования имущества фонда: (п. 1 ст. 26 Федерального закона “О некоммерческих организациях”):
  • регулярные и единовременные поступления от учредителей;
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие не запрещенные законом поступления.
Порядок регулярных поступлений от учредителей определяется уставом фонда (п. 2 ст. 26 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Полученная фондом прибыль не подлежит распределению между учредителями фонда (п.3 ст. 26 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Использование имущества фонда

Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда (п. 2 ст. 118 ГК РФ, п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан (п. 2 ст. 118 ГК РФ, п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Для осуществления предпринимательской деятельности фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них (п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”). Для фондов законами не предусмотрено право участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (абз. 2 п. 2 ст. 118 ГК РФ, абз. 2 п.2 ст. 7 Федерального закона “О некоммерческих организациях”).

Создание фонда. Учреждение фонда

Создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя).

Вариант 1: фонд создается несколькими учредителями. чредители фонда проводят собрание, на котором принимают решение об учреждении фонда, а также утверждают устав фонда (абз. 2 п. 1 ст. 52 ГК РФ).

Вариант 2: фонд создается одним учредителем Учредитель фонда единолично принимает решение об учреждении фонда и утверждении его устава (абз. 3 п. 1 ст. 52 ГК РФ).

Документы при учреждении фонда

Документами, необходимыми при учреждении фонда являются:

1. Решение учредителей (учредителя) об учреждении фонда.Решение учредителей (учредителя) об учреждении юридического лица оформляется:

  • если учредителей несколько: в форме протокола собрания учредителей (учредительного собрания);
  • если учредитель один: в форме решения единственного учредителя.
Вопросы, которые должны быть отражены в решении:
  • вопрос об учреждении юридического лица;
  • утверждение устава юридического лица (в случае, если в соответствии с законодательством устав является учредительным документом данного юридического лица);
  • избрание органов управления юридического лица;
  • иные вопросы, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
2. Устав фонда.

Ликвидация фонда

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной (по решению суда).

В качестве обязательного правила п. 2 ст. 119 ГК РФ предусматривает судебный порядок ликвидации фондов. Это правило исключает возможность ликвидации общественных фондов в добровольном порядке (по решению съезда, конференции или общего собрания), предусмотренную Законом об общественных объединениях.

В п. 2 данной статьи перечисляются три случая, когда фонд может быть ликвидирован. Однако ст. 119 ГК РФ не ограничивает возможность ликвидации фондов в судебном порядке только перечисленными случаями, поскольку признает и наличие других случаев такой ликвидации, если они будут предусмотрены отдельными законами.

Помимо перечисленных в ст. 119 ГК РФ оснований для ликвидации фондов ГК РФ установил ликвидацию фондов в случае признания в судебном порядке фонда несостоятельным, то есть банкротом. Таким образом, ГК РФ расширил применение банкротства. Если ранее банкротство применялось только к коммерческим организациям, прежде всего к предприятиям, то ГК РФ предоставил право признания банкротами и некоторых некоммерческих организаций, в частности фондов.

В соответствии с п. 1 ст. 65 ГК РФ наряду с юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и юридические лица, действующие в форме благотворительного и иного фонда, если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Данное положение подтверждает и п. 2 ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)".

П. 2 ст. 65 ГК РФ допускает ликвидацию фонда и в добровольном порядке на основании совместного с кредиторами решения об объявлении банкротства. Возможность добровольного объявления о банкротстве фонда и его ликвидации без решения суда предусматривается и в ст. 181 Закона о банкротстве.

Судебное решение о ликвидации фонда должно направляться в орган, зарегистрировавший фонд, для исключения его из государственного реестра юридических лиц.

Вопрос об использовании имущества фонда, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, в случае его ликвидации должен решаться в уставе фонда с учетом реализации целей фонда. Если в уставе отсутствуют соответствующие статьи, то этот вопрос решает высший орган управления фонда, а в спорных случаях - суд. Ликвидация фонда осуществляется в порядке, установленном ст.ст. 61-64 ГК РФ.

В последнее время активно развивается такой вид деятельности, как оказание помощи. Самым оптимальным способом ее осуществления является регистрация В России существует немало таких организаций с разными целями.

Как правило, их создают для оказания помощи людям, находящимся в трудном положении, бездомным животным и проч. Достигаются цели деятельности путем сбора средств. Однако далеко не все желающие оказывать помощь знают, как создать такую организацию. Далее в статье будет представлена инструкция по регистрации благотворительного фонда.

Нормативная база

Перед созданием благотворительной организации необходимо внимательно изучить законодательство.

Регистрация благотворительного фонда осуществляется на основании положений:

  • Конституции.
  • ФЗ "О благотворительных организациях" и "Об

Будущий фонд должен открыть счет в банке, вести бухучет. Одним из обязательных условий работы организации - предоставление ежегодных отчетов о расходовании средств.

Важный момент

Следует понимать, что после регистрации благотворительный фонд не может осуществлять деятельность, направленную на получение прибыли. Работа организации должна быть связана исключительно с достижением некоммерческих целей.

Реклама и маркетинг

Успех деятельности во многом зависит от квалификации сотрудников, маркетинговой стратегии учредителей. Важно также найти волонтеров, меценатов, спонсоров.

На начальном этапе необходимо, чтобы о фонде узнало как можно больше людей. Для этого обычно создаются официальный сайт, тематические группы в соцсетях. Эффективными способами распространения информации считаются раздача флаеров, флеш-мобы, акции, аукционы и проч.

Финансирование

Перед регистрацией благотворительного фонда нужно продумать систему получения взносов. Это могут быть специальные коробки для пожертвований; на сайте или в группах в соцсетях можно создать специальную форму, через которую неравнодушные люди будут перечислять средства, в том числе и электронные деньги.

Имущество фонда не может быть использовано в личных целях ни учредителем, ни членами совета директоров. Оно создается из взносов в натуральной или денежной форме.

Организационные вопросы

Чтобы создать благотворительную организацию, необходимо определить направление ее деятельности, цели, придумать ей название.

Особое внимание следует уделить уставу. Он должен соответствовать законодательным требованиям. После этого все документы, необходимые для регистрации благотворительного фонда, нужно подать в территориальное подразделение Минюста. Получив одобрение от этого ведомства, учредители ставят организацию на учет в ИФНС, ФФОМС.

Регистрация благотворительного фонда: пошаговая схема действий

Коротко можно обозначить следующие этапы:

  • Определение задач, целей, области деятельности будущей организации.
  • Составление устава, назначение учредителя, членов совета.
  • Обращение в Минюст.
  • Постановка на учет в ФФОМС, ИФНС.
  • Открытие счета в банке.
  • Получение свидетельства о госрегистрации, получение выписки из ЕГРЮЛ.

Необходимо сказать, что за регистрацию благотворительного фонда нужно будет заплатить пошлину. Ее размер на сегодня 4 тыс. руб. Воспользоваться приведенной выше пошаговой инструкцией по регистрации благотворительного фондаможет как гражданин, так и организация.

Ответственное лицо

В благотворительном фонде не предусматривается членство. Все участники вносят средства на добровольной основе по своим возможностям.

На подготовительном этапе нужно определить лицо, которое будет ответственным за принятие решений и контроль их исполнения. Как правило, таким субъектом выступает инициатор открытия благотворительной организации.

Пакет документов для регистрации благотворительного фонда

В него входят:

  • Заявление по ф. РН0001.
  • Учредительная документация.
  • Квитанция об оплате пошлины.

В заявлении указываются:

  • Ф. И. О. заявителя.
  • Адрес проживания.
  • Контактные телефоны.

Документ предоставляется в двух экземплярах. Один из них должен быть нотариально заверен. К заявлению прилагаются дополнительные листы, в которых приводятся данные об учредителе, видах экономической деятельности.

В состав для регистрации благотворительного фонда входят:

  • Устав. Он предоставляется в 3 экземплярах.
  • Учредительный договор.
  • Протокол, составленный на первом собрании организации.

При регистрации благотворительного фонда протокол (образец этого документа заполняется по общим правилам) является подтверждением намерений учредителей. В нем отражаются сведения о направлении деятельности организации, составе совета директоров, ответственных лицах, целях и задачах фонда. Эти же сведения должны присутствовать в Уставе. Кроме того, в этом документе отражают информацию об исполнительных органах, месте их нахождении, юридическом адресе организации, порядке назначения ответственны лиц, а также действия при ликвидации НКО.

В состав документов для регистрации благотворительного фонда включается также бумага, подтверждающая права на помещение, в котором он располагается. Если объект в собственности, то прилагается свидетельство. Если недвижимость в аренде, нужно предоставить гарантийное письмо от собственника и копии правоустанавливающих документов.

Если в наименовании используется символика, защищенная законодательством, в том числе об авторском праве, необходимо иметь разрешительные документы от правообладателя.

Сроки

В соответствии с порядком регистрации благотворительных фондов, проверка документов осуществляется в Минюсте в течение месяца. В случае выявления несоответствий заявителю будет отказано. При этом госпошлина, уплаченная за регистрацию, не возвращается.

Подать документы учредителям необходимо в трехмесячный срок со дня принятия решения о создании фонда.

Особенности деятельности

Может вести только такую деятельность, которая не направлена на извлечение личной выгоды его участниками. При этом организация может использовать прибыль, полученную в ходе разнообразных акций, в том числе связанных с предпринимательством, если она будет направляться на некоммерческие нужды. К примеру, средства от проведения благотворительного концерта должны пойти на помощь бездомным животным.

Ключевым отличием благотворительного фонда от обычного является то, что организация должна направлять на некоммерческие цели не меньше 80 % от пожертвований.

После госрегистрации выдается свидетельство. Оно подтверждает правосубъектность фонда. При нарушении участниками установленных законодательством требований организация может быть ликвидирована.

Персонал

Набор сотрудников осуществляется в соответствии со спецификой деятельности организации. Как правило, участниками благотворительного фонда являются:

  • Волонтеры. Они не состоят в штате организации, однако оказывают безвозмездную помощь. К примеру, волонтеры организуют сбор денег, раздают листовки и проч.
  • Юристы. Среди участников фонда должен быть хотя бы один человек, разбирающийся в правовых вопросах. Юрист может сопровождать процесс регистрации, получения документов, выступать от имени организации в различных госорганах.
  • Сотрудники, принимающие заявки.
  • Специалисты, отвечающие за обеспечение необходимыми ресурсами. К примеру, если фонд занимается помощью бездомным животным, эти сотрудники осуществляют закупку корма, расходных материалов и проч.
  • Сотрудники, занятые привлечением спонсоров.

Как показывает практика, штат благотворительных фондов небольшой. Обычно достаточно пяти человек, ориентированных на достижение поставленных целей. Увеличивать численность сотрудников целесообразно при расширении сфер деятельности.

Поиск источников средств

Привлечение спонсоров - самая сложная задача, стоящая перед благотворительным фондом. Как правило, источниками средств являются:

  • Взносы участников организации.
  • Пожертвования посторонних лиц. При этом они могут выражаться не только в деньгах, но и в натуральной форме (вещи, инструменты, предметы быта, корм для животных).
  • Гранты.
  • Средства от деятельности волонтеров.
  • Прибыль от ценных бумаг.
  • Средства от благотворительных мероприятий (аукционов, концертов, акций и проч.).

Сайт по сбору средств

Существенно повысить эффективность благотворительного фонда можно, создав официальный портал в Интернете. Для этого нужно:

  • Выбрать хостинг. В настоящее время множество ресурсов предлагают его бесплатно. При этом функционала таких версий вполне достаточно для достижения поставленной цели.
  • В доменном имени можно прописать слова, по которым сайт можно будет найти на просторах Интернета.
  • Выбрать шаблон, откорректировать интерфейс. Как правило, на сайтах, предоставляющих хостинг, предоставляется большой выбор шаблонов. Понравившийся вариант можно без особого труда адаптировать под цели благотворительного фонда.
  • Наполнить сайт статьями, фотографиями и прочим контентом, отражающим суть деятельности фонда.

На сайте нужно создать специальную форму, с помощью которой люди будут перечислять средства. Можно заключить соглашение с платежным оператором. С его помощью проводить платежи можно будет с использованием разных систем (банковской карты, электронных кошельков).

Особое внимание следует уделить продвижению сайта в Интернете. Для этого ссылки на него размещаются в тематических группах в соцсетях, запускается реклама в СМИ и пр.

Главное условие деятельности

Чтобы благотворительный фонд работал эффективно, важно не только соблюсти все формальности. Главным условием является достижение целей, ради которых организация была создана. Если фон организован для оказания помощи людям или животным, то она должна действительно оказываться.

Благотворительные организации создаются для реализации общественно-полезных проектов, содействия региональным и муниципальным сообществам.

Образование фонда - оптимальное средство решения социально значимых проблем. А их, как известно, достаточно много. Проблемы есть практически во всех сферах жизни: образовании, здравоохранении, природопользовании и проч.

Заключение

Безусловно, без веры людей в свою работу, без любви к ней ни один благотворительный фонд долго не проработает. Перед созданием организации нужно оценить свои силы и возможности. Любой фонд сталкивается с проблемами, как правило, финансового характера. Сегодня довольно сложно найти спонсоров, людей, готовых бескорыстно помогать кому-то другому.

Тем не менее сегодня действует достаточно много благотворительных организаций, занимающихся оказанием помощи по самым разным направлениям. Зачастую такие фонды создаются на голом энтузиазме целеустремленными активными людьми. Многие благотворительные организации оказывают поддержку малообеспеченным семьям, нарко- и алкозависимым лицам, людям, освободившимся из мест заключения. Некоторые активисты создают объединение для защиты окружающей среды. Они не только призывают людей соблюдать чистоту и беречь природу, но и сами участвуют в уборке городских территорий, парков, пляжей, зон отдыха.

Любая благотворительная деятельность сопряжена со сложностями. Она требует времени, сил, средств. Однако помощь другим людям позволяет сохранить человечность, проявить гуманность и сострадание к ближнему. Никто не знает, в какой жизненной ситуации может оказаться человек через год или несколько лет. Возможно, те, кто помогает сегодня, будут нуждаться сами в помощи завтра.

Различия между формами некоммерческих организаций определяются в Российском законодательствеболее широким набором признаков по сравнению с коммерческими организациями. К числу этих признаклв относится характер

    целей деятельности организации,

    имущественные права учредителей,

    состав учредителей,

    наличие или отсутствие членства в организации.

Запрет на распределение прибыли является единым для всех форм некоммерческих организаций. Вместе с тем законодательство в странах с рыночной экономикой обычно содержит позитивные характеристики возможных целей создания и деятельности данного предприятия. В европейском и американском законодательстве проводятся различия между тремя типами целей, а именно принесение пользы обществу и обеспечения общественых интересов, принесение пользы своим членам и одеспечение взаимной выгоды, религиозные цели.

К числу целей или направлений деятельности , которые рассматриваются в качестве приносящих пользу обществу, как правило, относят следующие: здравоохранение, образование, наука, культура, искусство, просветительство, защита оруж.среды, защита прав человека.

Организации, цели создания которых связанны с обеспечением интересов членов этих организаций являются следующие: профессиональные союзы и общества, ассоциации предпринимателей, торговые ассоциации и палаты, клубы, союзы ветеранов и т.д.

Согласно Российскому законодательству некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, а также образовательных, научных и управленческих целей, целях охраны здоровья, развития физкультуры и спорта. Удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, напрвленных на достижение общественной пользы. К некоммерческим организациям отнрсятся следующие:

    потребительский кооператив

    общественная или религиозная организация

    Некоммерческое партнерство

    автономные некоммерческие организации

    учреждения

    Гос. корпорация

    объединения юридических лиц в ассоциации или союзы.

Данный перечень форм некоммерческих организаций не является исчерпывающим и может дополняться федеральными законами.

Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих участников. Создание потребительского кооператива осуществлятся путем объединения имущественных паевых взносов его членов. Члены данного кооператива несут субсидарную ответственность по его обязательствам.

Общественные и религиозные организации являются добровольными объединениями граждан на основе общности их интересов и для удовлетворения духовных или иных материальных потребностей. Члены общественых и религиозных организаций не сохраняют прав на имущество, передаваемое этим организациям, в том числе и на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качествеих членов. В свою очередь организации не отвечают по обязательствам своих членов.

Некоммерческое партнерство - это организация, созданная для содействия ее членам в достижении целей, не связанных с извлечением прибыли. Имущество, передаваемое некоммерческому партнерству его членами является собственнгстью партнерства. Слены партнерства не отвечают по его обязательствам, а партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. Главной особенностью этой формы по сравнению с другими формами некоммерческих организаций состоит в том, что при выходе из партнерства или ликвидации организации бывший ее член может получить часть имущества в пределах стоимости имущества, внесенного им при вступлении в данное партнерство.

Фонд используется для различных значений. Фонд как форма некоммерческой организации создается на основе добровольных имущественных взносов и преследует социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, спортивные и иные общественно-полезные цели. Фонд - это организация, не имеющая членства. Учредители фонда утрачивают свои права на переданное имуществ и имущество принадлежит самому фонду. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своихучредителей. В целях конроля за деятельностью фонда в нем должен быть создан попечительский совет, осуществляющий надзор за его деятельностью, пинятие другими орагнами фонда различных решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда и соблюдением фондом законодательства. При этом попечительский совет осуществляет свою деятельность на общественных началах, т.е. безвоздмездно.

Автономная некоммерческая организация учреждается гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущеатвенных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физкультуры и спорта, а также иных услуг. Данная организация не имеет членства. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданные ими в собственность данной организации. Учредители не отвечают по обязательствам автономной некомперческой организации, она же в свое время не отвечает по обязательствам своих учредителей. Виесте с тем, учредители осуществляют надзор за деятельностью данной организации в порядке предусмотренном уставными документами. При этом такая организация должна иметь высший коллегиальный орган управления. Формв фонда и автономной неклммерческой организаци очень близки. Различие состоит в целях создания и в порядке управления. Автономная некоммерческая организация создается с целью предоставления услуг в области образования, здравоохранения, науки и т.д. Цели создания фонда являются более общими: социальные, благотворительные, культурные и иныз общественно полезные цели. Функциональнвя роль фондов в странах с рыночной экномикой состоит в том, чтобы аккомулировать денежные средства и распределять их, предоставляя субсидии, шранты, пособия и т.д.

Учереждения представляют собой некоммерческую организацию, находящуюся в собственности своего учредителя. Учреждения могут быть гос, муниципальными и частными. Собственник полностью или чстично финансирует учреждение и несет субсидарную ответственность по его обязательствам. Учреждение использует имущество собственника в соответствии с целями его создания. Соответствено, учреждение обладает меньшей самостоятельностью чем некоммерческие организации других форм.

Государственная корпорация - это некоммерческая организация, не имеющая членства, созданная на основании федерального закона федеральным органом власти для осуществления социальных управленческих и иных общественно- полезных функций. Имущество переданное гос. корпорации становится его собственностью и гос-во не отвечает по обязательствам корпорации.

Объединения юридических лиц создаются для координации предпринимательской деятельности своих членов, а также представления и защиты их общих интересов. Эти организации не вправе заниматься деятельностью, приносящей прибыль.

Благотворительная организация - это особый вид некоммерческих организаций, которые могут создаваться в формах общественной организации, фондов или учреждения. Деятельность таких организаций регулируется федеральным законом о благотворительной деятельности и благотворительных организациях. Закон предъявляет к благотворительным организациям более жесткие требования, чем к прочим некоммерческим организациям. Но при этом гос-во предоставляет благотворительным организациям дополнительные преимущества в виде налоговых льгот. Благотворительной деятельностью называется добровольная деятельность граждан или юридических лиц по бескорыстной или на льготных условиях передаче другим гражданам или юридическим лицам имущества в том числе денежных средств, бескорыстного выполнения работ, оказания услуг или предоставления иной поддержки.

Не государственная некоммерческая организация, создаваемая для осуществления благотворительной деятельности регестрируется как благотворительная организация, при этом имеет коллегиальный высший орган управления, члены которого выполняют свои обязанности безвозмездно. При этом имеется ряд ограничений на использование имущества благотворительных организаций.

    не допускается участие благотворительной организации в хоз. обществах с другими лицами.

на оплату труда административно-управленческого персонала организация может затрачивать не более 20% от общей суммы средств, расходуемых ею за финансовый год.

  • на финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80%, поступивших за финансовый доход от нерелизационных операций,поступления от учреждений иного характера, хоз. обществ и доходов, от разрешенных законом доходов предпринимательской деятельности.

    Не менее 80%сумммы каждого благотворительного пожертвования должны быть израсходовано организацией на ее основные цели в срок не более одного года с момента получения данного пожертвования в случае, если не оговорено иного порядка расходования переданных средств.

    Учредитель благотворительной организации не может приобрести у нее или продать ей какие-либо товары, услуги или работы на условиях более выгодных, чем в сделках с другими лицами. Также благотворительные организации не имеют права использовать свои средства для поддержки политических партий, движений, групп и компаний. Закон устанавливает требования к прозрачности деятельности благотворительной организации, а именно сведения о размерах и структуре доходов, имущества, расходов, оплате труда работников, все это не является коммерческой тайной, а информация об осуществляемой деятельности должна быть доступна для общественности. При рассмотрении различных форм некоммерческих организаций в бюджетном кодексе используется понятие бюджетного учреждения.

В качестве бюджетного учреждения понимается организация, созданная органами государственной власти или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и подобных функций, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или гос. внебюджетного фонда. Бюджетными учреждениями признаются также организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления и не имеющие статуса федерального казенного предприятия. Таким образом, все государственные и муниципальные учреждения являются бюджетными учреждениями. Бюджетный кодекс требует, чтобы финансирование деятельности бюджетного учреждения из соответствующего бюджета проводилось на основе сметы доходов и расходов, в которой должны быть отражены все виды доходов и расходов учреждения. Использование бюджетных средств должно осуществляться на основании данной сметы(на соответствии), при этом за учреждением сохраняется право самостоятельно расходовать лишь те средства, которые были получены за счет внебюджетных источников. В настоящее время для предоставления населению различных видов услуг, ответственность за которые взяло на себя государство, необходимо использовать организацию, имеющей разные экономические формы. В данный момент имеются 2 правовые формы, в которых могут быть созданы государственные некоммерческие организации: гос. корпорации и учреждения. Гос. корпорация может быть использована лишь для создания единичных федеральных организаций. Гос. или муниципальные учреждения относятся к типу государственно-административно-контролируемой некоммерческой организации.

Т. об. в настоящее время отсутствует правовая форма государственной некоммерческой организацией, которая может быть отнесена к типу общественно-контролируемой некоммерческой организацией.

Это обуславливает необходимость создания новой организационно-правовой формы, которая бы имела соответствующие характеристики и отвечала бы следующим требованиям:

    Основная цель деятельности не связана с излечением прибыли, а предмет и цель деятельности должны быть определены в уставе.

    Допускается создание организаций, как одним, так и несколькими учредителями.

    Учредители наделяют организацию имуществом, которое сохраняется в их собственности, при этом прямых заданий собственников переданного имущества организации не предусматривается.

    Ключевую роль в управлении организации выполняет коллективной орган или наблюдательный совет, формируемый учредителями с привлечением общественности. Он контролирует направления и масштабы деятельности данной организации и утверждает ее финансовый план.

    Финансирование деятельности организации со стороны учредителей и покупателей осуществляется на основе договоров.

    Прибыль направляется на развитие организаций и не может быть распределена между учредителями.

Такая форма организации обеспечивает большую ее автономность по отношению к учредителям нежели организация, созданная в форме учреждения. Но при этом используется механизм контроля, который осуществляется наблюдательным советом, назначаемым учредителем. Введение новой организационно-правовой формы позволит обеспечить эффективное функционирование государственных и муниципальных организаций, вместе с тем для ряда организаций как то больницы, школы, высшие учебные заведения, клубы, музеи и детские дома целесообразно сохранения статуса учреждения, поскольку важно обеспечить административный контроль за расходованием выделяемых государством средств.

Организационно- экономические формы предпринимательской деятельности .

Классификация предприятий по формам собственности на капитал.

В зависимости от характера собственности на капитал все предприятия и фирмы подразделяются на государственные и частные. На государственном предприятии в качестве организатора производства выступают федеральные или местные органы власти. Как правило, государственная предпринимательская деятельность охватывает те сферы экономики, которые не привлекательны для частного бизнеса и государство вынуждено заполнить эту брешь, чтобы обеспечить более равномерное развитие экономики государства. Государственное предприятие находится в неравных условиях по сравнению с частными хозяйствами и в процессе функционирования отставание государственных предприятий от частных, как правило, усугубляется.

Что касается частных фирм, то к их формам относятся:

    Единоличные фирмы. Собственник один человек.

    Товарищество. Собственники несколько человек.

    Акционерное общество. Общество, где пай подтвержден пакетом акций.

    Кооперативы. Представляют собой общество, объединение людей, деятельность которых направлена не столько на получение прибыли, сколько на оказание помощи и содействия членам кооперативов в их общей деятельности. Как правило, такие организации распадаются после осуществления своих функций или превращаются в иные общества.

    Народные предприятия-это производственные кооперативы, собственники которых также являются их работниками. Данная форма привлекательна тем, что соединяет экономические интересы тружеников и собственников, упрощает процесс принятия решений и снижает бюрократизацию процесса управления.

В современной экономике ведущую роль играет акционерное общество, деятельность которых направлена как на национальный, так и на мировой рынки. АО связано в основном с серийным и массовым производством или оказанием услуг в торговой, финансовой и иных сферах.