Что такое ямал спг. Проект «Ямал СПГ» – пример успешной международной кооперации РФ с европейскими государствами

Проект «Ямал СПГ»: значимое событие последних лет, сравнимое по своим масштабам и перспективам, разве что, с освоением полвека назад Западной Сибири

 

Справочная информация:

  • Название: Завод по сжижению газа «Ямал СПГ».
  • Назначение объекта: производство сжиженного природного газа.
  • Начало строительства: 2012 год.
  • Завершение: 2019 год.
  • Стоимость объекта: 27 млрд долларов.
  • Кто строит (основной генподрядчик/бенефициар): ПАО «НОВАТЭК»/Л. Михельсон.

Вахтовый поселок за Полярным Кругом под названием Сабетта, что на берегу полуострова Ямал, - далеко не курорт. И хоть самолеты сюда летают довольно часто, и сам аэропорт получше будет, чем во многих крупных городах России, билетов не купить. Сюда едут на работу, вахту. Только КамАЗ может спокойно проехать от воздушной гавани до поселка, где живут рабочие завода по сжижению газа «Ямал СПГ», что рядом с поселком Сабетта, а огромный факел, что рядом с заводом, сегодня считается местной достопримечательностью. От его мощи тает в округе снег, а вой пламени просто оглушает.

Всего лишь несколько лет тому назад Сабетта стала частью Северного морского пути. Морской порт здесь был построен в рамках государственно-частного партнерства. Атомные ледоколы Росатомфлота позволяют обслуживать морской путь в зоне Крайнего Севера. А это позволяет осуществлять круглый год доставку грузов в порт круглогодично. В зимнее время используется ледокольная проводка. Этот порт — одна из важнейших опорных точек Северного морского пути, кратчайшего маршрута, соединяющего Европу и Азию. Ему суждено стать основной базой для разработки ямальских месторождений и обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.

Рис. 1. Интегрированный проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа
Источник: сайт lightproduction.ru

Промежуточные итоги

Но в начале декабря 2017 года об этом маленьком поселке писали практически все информационные агентства. Именно сюда прибыл президент РФ с высокими гостями, среди которых:

  • Халид аль Фалих, министр энергетики Саудовской Аравии;
  • Патрик Пуянне, президент, председатель совета директоров энергетической компании Total;
  • Ван Яньчжи, главный управляющий Фонда «Шелковый путь»;

    «Шелковый путь» дотянулся до самого севера. Объединим его с Северным морским путем, и будет то, что нужно. И Северный морской путь сделаем шелковым» (В. Путин).

  • Saudi Aramco, шеф-директор мощнейшей национальной Саудовской нефтяной компании.

Высокие гости приглашены присутствовать на церемонии загрузки танкера «Кристоф де Маржери» - первого в мире торгового судна, совершившего переход в эти места без ледокольной проводки.

«Без участия и доверия иностранных партнеров этот проект не состоялся бы. Да и сам он назван именем нашего друга де Маржери (погибший в октябре 2014 президент Total). Очень жаль, что сегодня его нет с нами» (В. Путин).

В этот день с «Ямал СПГ» на танкер была отгружена первая партия сжиженного газа. В проект верили далеко не все. Но нашлись люди, которые не побоялись рискнуть и доказали всему миру, что риск этот был обоснованным.

Многочисленная делегация посетила «Ямал СПГ» - завод мирового класса, первое предприятие подобного уровня, построенное в Арктике. В его строительстве участвует 15 стран и сотни отечественных предприятий. Эта стройка обойдется в 27 млрд долларов.

Ни для кого не секрет, что стратегические нефтяные и газовые российские компании подвергнуты санкциям. Но даже включение в западные санкционные списки не стало препятствием для основного акционера ПАО «Новатэк» в привлечении внешнего финансирования. Первая очередь проекта была выполнена в установленные сроки, и это в таких жестких условиях. Более того, и это ценно особенно, первоначальная сметная стоимость не превышена.

Но это было лишь начало.

Проект «Ямал СПГ»

Реализуется на базе Южно-Тамбейского месторождения газа, доказанные и вероятные запасы которого оцениваются в объеме 1,3 трлн куб. метров газа и 60 млн тонн конденсата. Лицензия компании «Ямал СПГ» на разработку месторождения действует до 2045 года. Располагать такой ресурсной базой - значит, иметь гарантию уверенной работы как минимум на 25-30 лет.

«На строительстве завода работу получат около 14 тыс. человек, а после его завершения в 2018 году на предприятии будет создана 1 тысяча 400 рабочих мест» (Игорь Холманских, полномочный представитель Президента РФ в УрФО).

Предусматривает производство 16,5 млн тонн СПГ в год и до 1,2 млн тонн газового конденсата. Поставки готового продукта планируются на рынки Европы и преимущественно странам Азиатско-Тихоокеанского региона, для российского газа новые.

Рис. 2. Завод «Ямал СПГ»
Источник: сайт geostarspb.ru

Построен весь завод будет из 360 модулей, из них технологических - 111. Оборудование это производится на семи китайских и трех индонезийских верфях.

Пуск первой линии состоялся в декабре 2017 года, когда был отгружен первого танкера с СПГ. На данный момент с первой очереди завода отгружено два миллиона тонн СПГ.

«Ямал СПГ» отгрузил второй миллион тонн СПГ с первой очереди завода. Поставки газа осуществляются с декабря прошлого года арктическими газовозами класса Arc-7 вместимостью около 74 тысяч тонн. Двухмиллионная тонна была отгружена в 27 партии. С апреля 2018 года начались поставки СПГ по долгосрочным контрактам, в рамках которых уже отгружено 4 партии. В апреле также выполнен первый розжиг газовых турбин компрессоров второй очереди завода мощностью 5,5 млн тонн, что является одним из важнейших этапов подготовки очереди к запуску» (сообщение компании 7 мая 2018).

В рамках проекта предусмотрено построить необходимую транспортную и социальную инфраструктуру с целью обеспечения эффективной и безопасной работы проекта.

Предстоит запуск второй (в 2018 г.) и третьей (в 2019 г.) очереди. Суммарный объем вложений на все I-III очереди комплекса составляет 27 млрд долларов.

«Думаю, что вторая линия будет введена месяца на три раньше [плана] и на 6-9 месяцев раньше будет введена третья линия» (Леонид Михельсон , председатель правления «НОВАТЭК»).

Как начиналось ОАО «Ямал СПГ»

Разведанные на Ямале и прилегающих к нему территориях запасы газа выводят этот регион на лидирующие позиции в России. Сегодня на Ямале находится более 20% российского газа, так что быть местным месторождениям основной территорией по добыче «голубого» топлива .

Акционерное общество было создано более десяти лет назад. Его акционерами стали «Новатэк» с 60% акций, Total - с 20% и CNPC - тоже с 20% акций. Недавно к акционерам присоединился Фонд «Шелковый путь», после того «Новатэк» продал ему 9,9% акций, сохранив у себя контрольный пакет.

В 2012 году развернулось основное строительство. Подход к нему был реализован комплексный. Первые вахтовики в Сабетта, тогда еще крохотном и никому не известном поселении ненцев, появились в 1980 г. Но только с освоением широкомасштабного проекта поселок получил развитие, а теперь и мировую славу.

Началось строительство морского порта, завода по сжижению газа, современного аэропорта Сабетта и самого поселка Сабетта, численность населения в котором возросла до 20 000 человек.

На завод газ поступает из скважин по трубам, проложенным над землей. Там из него отделяется газовый конденсат, метанол и прочие посторонние фракции. Полученный в результате очистки идеально сухой газ направляется на сжижение, а оттуда по трубам в резервуары хранилища. Их четыре, каждое по 160 тысяч куб. метров. Они построены в 2016 году в условиях вечной мерзлоты. В основании каждого по 948 свай, 24 метра глубиной каждая. Они прошли все необходимые гидроиспытания.

  • Морской порт компании "Ямал СПГ".

    Морской порт Сабетта выстроен специально для отгрузки сжиженного газа. Порт компании "Ямал СПГ" стал воротами в Арктику и ключевым звеном в строительстве завода. Причем, через него по Северному морскому пути будет транспортироваться не только сжиженный природный газ, но и другие грузы.

А меня опять потянуло на север, далеко-далеко, за Полярный круг на полуостров Ямал в Сабетту, где реализуется один из самых масштабных проектов в нефтегазовой сфере за последние годы - «Ямал СПГ». Для понимания, в него уже инвестировано 22 млрд $ (всего планируется порядка 27 млрд $). Сам завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) будет работать на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения, а его мощность составит 16,5 млн тонн в год. В мае прошлого года я уже был в этих краях , тогда общая готовность по всему проекту составляла где-то 51,3 %, а готовность по первому этапу - 64,4%. Как же обстоят дела сегодня, я всё покажу и расскажу, благо компания ПАО «НОВАТЭК», акционер проекта, в этом деле весьма открыта и меня не боится:).


2. Испытал на мгновенье дежавю. В качестве спикера и в этот раз был уже знакомый мне Дмитрий Монаков, первый заместитель директора проекта.

3. И сразу к цифрам. На данный момент общая готовность по всему проекту составляет 77-78 %, а по первой очереди завода уже - 88 %. Вот так, собственно, и должна выглядеть первая очередь к концу года.

Южно-Тамбейское месторождение расположено на Северо-Востоке полуострова Ямал и относится к Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Оно было открыто ещё в 1974 году. Месторождение состоит из 5 газовых пластов неглубокого залегания и 37 газоконденсатных пластов глубокого залегания. Глубина залежей варьируется от 900 до 2850 м. Размеры месторождения с юга на север где-то 70 км и с востока на запад - около 30-35 км. Всего на месторождении планируют пробурить 208 эксплуатационных скважин с горизонтальным окончанием на 19 кустовых площадках (для первой очереди уже пробурили необходимые 58 скважин, а всего на данный момент уже пробурено 78. При этом для второй очереди нужно всего 35 скважин, а для третей тоже порядка 35-38. Остальные должны будут поддерживать необходимый расход для полноценной работы завода). Доказанные и вероятные запасы составляют порядка 1,3 трлн кубических метров газа и 60 млн тонн конденсата. Лицензия на разработку месторождения принадлежит компании «Ямал СПГ» и действительна до 2045 года. Этой ресурсной базы должно хватить, как минимум на 25-30 лет уверенной работы.

Завод «Ямал СПГ» будет состоять из трёх технологических линий сжижения газа производительностью 5,5 млн тонн в год каждая, т.е. общая мощность составит 16,5 млн тонн. Кроме этого производственный комплекс будет включать установки фракционирования сжиженных углеводородных газов, парки хранения стабильного конденсата и хладагентов, а также другие общезаводские инженерные системы и факельные установки.

Весь завод будет построен из 360 модулей, из них технологических модулей будет 111 штук. Первый подобный модуль был доставлен на стройплощадку 21 сентября 2015 года. Это основное оборудование производится на 7 китайских и 3 индонезийских верфях. Общий вес СПГ-завода составляет 650 тыс. тонн, из них 150 тыс. тонн - это эстакады, и 500 тыс. тонн - сами технологические модули.

Осенью 2016 года все необходимые для первой очереди 78 модулей, включая центральную операторную, были доставлены в Сабетту. Тем не менее на территорию завода осталось ещё зависти 57 модулей (для второй и третей очереди), которые здесь появятся по плану до конца 2017 года.

8. В этот день здесь было под минус 30, а на высоте ещё очень сильный ветер, но разве это может остановить меня, влюбленного в нашу промышленность? Поэтому почти вслепую, так как все очки запотели, покоряю и покоряю все злачные высоты завода:-)

9. Да, ну за год и натворили тут делов, чего только не понастроили, молодцы, так держать, удивили одназначно!

11. Стесняться не стали, погуляли и внутри...

Начало производства СПГ на первой линии запланировано на 2017 год, при этом первые поставки сжиженного природного газа отсюда должны состоятся уже до конца текущего года.

16. Резервуары для хранения сжиженного газа, всего их тут четыре таких (4х160 000 м3). В условиях вечной мерзлоты каждый резервуар построен на основании из 948 свай глубиной 24 метра каждая, рядом с каждой установлен термостабилизатор. В 2016 году все они были построены и прошли необходимые гидроиспытания. На двух первых резервуарах установлены главные платформы насосного оборудования.

18. На один из резервуаров мы и поднялись. Их высота 54 метра. Кстати, в прошлом году я и внутри него был, а сейчас уже туда путь заказан.

20. Важной составляющей проекта является и собственная генерация. Здесь будет построена новая ГТЭС мощностью 376 МВт, тепловая составит - 160,0 МВт. Видите, справа виднеется оранжево-сине-белое здание с трубами, это она и есть. Первую газовую турбину, мощностью 47 МВт должны запустить уже весной этого года. Тем самым она создаст энергетический фундамент для запуска первой очереди завода. Не секрет, что к энергетике я неравнодушен, поэтому про неё напишу отдельный пост.

Что касается производственного процесса вкратце его можно описать следующим образом. От скважин газ транспортируется к заводу по системе трубопроводов. Они здесь надземные. Попадая на территорию СПГ завода, газ слегка подготавливают, чтобы процесс сжижения происходил наилучшим образом. Для этого из газа отделяют конденсат (это жидкие фракции, которые при давлении в пласте в газе просто растворены и находятся в состоянии, как пар), метанол (используется для добычи, типа смазки) и другие ненужные примеси. Кстати, конденсат тоже остаётся при деле, он по системе трубопроводов идёт в специальные резервуары (здесь для этого предусмотрены 3 ёмкости по 50 000 м3) и когда приходит специальный танкер, его отгружают тоже потребителям. Чистый (подготовленный) идеально сухой газ поступает на сжижение и далее на хранение в резервуары. Кроме этого, чтобы получить качественный конечный продукт, убирается выделившийся в процессе очистки углекислый газ и ртуть.

13 ноября 2016 года в Саббету были доставлены криогенные теплообменники для второй и третьей очереди завода, а вот для первой линии подобный теплообменник уже установлен на нужном месте. Главный криогенный теплообменик считается "сердцем" завода СПГ, ведь именно внутри него и осуществляется окончательное охлаждение природного газа до жидкого состояния. Сам теплообменник изготовлен из алюминевого сплава и состоит из нескольких трубных пучков, навитых на центральный сердечник. Общая длина трубок превышает 43 км.

35. Сейчас на стройке работает около 27 500 человек.

41. Между прочим, благодаря Ямал СПГ, грузопоток по Северному Морскому Пути увеличился вдвое. А всего в морской порт Сабетта с 2012 года уже было доставлено более 10 млн. тонн грузов.

44. На данный момент полностью закончено строительство объектов подготовительного периода, необходимых для завоза модулей завода СПГ. Построено шесть грузовых причалов и активно продолжается строительство причалов для отгрузки СПГ и газового конденсата.

Как и планировалось по графику в 2017 году, в начале декабря произошло знаковое событие, первый сжиженный газ от ОАО "Ямал СПГ" был отгружен на материк. Кнопку начала отгрузки газа нажал главный инициатор и вдохновитель этого масштабного проекта - наш президент Путин В.В. Не все верили в эту затею, но были люди, которые рискнули, и в итоге выиграли - так и сказал на итоговой конференции Владимир Владимирович.

и отзывы о "Ямал СПГ" специалистов

В декабре 2017 года запущена первая очередь строительства завода, еще по одной очереди будет запущено оно в 2018 и 2019 годах. После этого будет построена четвертая - полностью на российских технологиях. По оценкам экспертов, спрос на газ в мире будет только расти, и через 20 лет потребление вырастет, ориентировочно, на 40 %, а конкретно СПГ - на 70 %. Интерес к сжиженному газу настолько велик, что на запуск первой очереди прилетел шеф-директор мощнейшей национальной Саудовской нефтяной компании Saudi Aramco. Что может заинтересовать компанию из Саудовской Аравии, основного поставщика газа в мире на севере России? Конечно, наш следующий возможный газовый проект в арктических широтах "Арктик СПГ-2". Саудиты не скрывают своего интереса в сотрудничестве по финансированию и освоению месторождения. Запуск дорогостоящего, уникального комплекса в местечке Яр-Сале на Ямале - эпохальное событие в мировом масштабе. Не секрет, что наша страна, наши стратегические нефтяные и газовые компании подвергнуты санкциям, в том числе, на технологии и поставку оборудования. Тем более ценно, что в таких жестких условиях первая очередь проекта была выполнена в срок и, что удивительно для нашей страны, первоначальная сметная стоимость не была превышена. Это вызвало массу одобрительных отзывов о "Ямал СПГ". Кстати, американцы аналогичный проект на Аляске пока не смогли запустить.

История ОАО "Ямал СПГ"

Ямал и прилегающие к нему территории по разведанным запасам газа занимает лидирующие позиции в России. На сегодня более 20 % российского газа находится на Ямале, так что местным месторождениям уготовано быть основной территорий по добыче этого топлива. 12 лет назад создано ОАО "Ямал СПГ", где акционерами стали компания "Новатэк" - 60 % акций, Total - 20 % акций и CNPC - 20 % акций. Недавно "Новатэк" продал 9,9 % акций Фонду "Шелковый путь", но контрольный пакет акций 50,1 % сохранил. Основное строительство развернулось в 2012 году. Суммарный объем инвестиций на все три очереди комплекса составляет 27 млрд долларов.

Технологии интегрированной схемы по добыче, сжижению и реализации газа

Подрядчиками "Ямал СПГ" был реализован комплексный подход к проекту российской газодобывающей компании. В Сабетта, крохотном поселении местного народа ненцев, первые вахтовики появились еще в 1980 году. Но развитие поселок и прилегающие территории получили только с освоением проекта. Начали строить морской порт, завод по сжижению газа, современный и сам поселок Сабетта, где уже проживает более 20 тысяч человек.

Газ из скважин по трубам, проложенным над землей, поступает на завод по сжижению газа. На заводе из газа отделяют газовый конденсат (жидкие примеси), метанол и другие посторонние фракции. Очищенный, идеально сухой газ идет на сжижение и потом по трубам в хранилища, в резервуары. Их здесь четыре по 160000 кубических метров. Сердцем каждой очереди завода является криогенная установка (она непосредственно сжижает газ) - сложнейшее оборудование, одних труб в ней более 40 километров. Газовый конденсат тоже находит свое применение, его направляют в специальные емкости и соответствующие танкеры транспортируют конденсат потребителям.

Морской порт компании "Ямал СПГ"

Для отгрузки сжиженного газа выстроен уникальный морской порт Сабетта. Он является ключевым звеном технологической цепочки и основной базой транспортного узла по освоению нефтегазовых месторождений Ямала и Обской губы. Порт уже сейчас обеспечил навигацию по круглый год. Порт компании "Ямал СПГ" Сабетта - это ворота в Арктику, это ключевое звено в строительстве возводимого объекта.

Транспортировка сжиженного природного газа

По отзывам, "Ямал СПГ" при выходе на проектную мощность должен отгружать 16,5 млн тонн сжиженного газа (по 5,5 млн тонн каждая очередь). Для транспортировки таких внушительных объемов газа будет создан целый флот уникальных судов из пятнадцати специально спроектированных танкеров усиленного ледокольного типа, вместимостью 173000 кубических метров каждый. Контракт на поставку газовозов стоимостью более 5 млрд долларов заключен с судостроителями из Южной Кореи. Головной танкер, который уже загрузился и ушел к заказчикам, носит имя Кристофа де Манжени - имя президента компании Total, трагически погибшего в 2014 году. Во многом это заслуга президента компании - в том, что, несмотря на санкции, французская Total осталась в проекте. Их знания, опыт и технологии очень важны в строительстве. По плану, в конце 2018 года ежемесячно должно загружаться десять газовозов. Время погрузки одного судна составляет около 20 часов.

Основные потребители

По контракту, часть газа будет закупаться учредителями акционерного общества - компаниями Total и CNPC. Среди покупателей: "дочка" Газпрома, сингапурские, испанские, английские, индийские, французские компании. Причем 96 % процентов будущих поставок уже законтрактованы и, известно, что 70-80 % сжиженного газа будет уходить в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Пока Россия имеет в рамках мировой торговли СПГ небольшую долю. Но, если все намеченные проекты реализуются, мы станем заметным игроком на рынке, и с нами будут считаться. До уровня крупнейшего в мире поставщика СПГ - Катара, мы не дотянемся, но стать одним из мировых лидеров вполне по силам. Президент компании "Новатэк" заявил, что запуск "Арктик СПГ-2" в 2022-2023 годах реален.

Арктические месторождения стимулируют развитие России

По мнению экспертов, освоение месторождений полуострова Ямал, Обской губы, будет являться драйвером роста экономики России. Как в XIX веке Менделеев сказал: "Богатство России будет прирастать Сибирью", так теперь богатство нашей страны будет прирастать Арктикой. Ведь для освоения этих территорий потребуются научные исследования и технологии от многих НИИ по всей стране, заказами будут загружено множество предприятий и компаний России. Тем более в условиях санкций происходит вынужденное импортозамещение, что в конечном счете оборачивается нам во благо.

Специальные технологии строительства

Этапы строительства завода "Ямал СПГ" показывают, что, несмотря на то, что санкции, безусловно, сказываются на финансировании и технологическом обеспечении, Россия нашла альтернативное финансирование и смогла самостоятельно создать необходимое оборудование. Для того чтобы смонтировать и запустить завод в условиях вечной мерзлоты, требуются уникальные технологии. Даже привлеченные иностранные специалисты по строительству подобных проектов часто не в силах были помочь. Завод монтируется из гигантских модулей, их более 300 штук. Модули создаются на материке, вес их достигает десятков и сотен тонн. Эти суперблоки перевозятся специальными судами, для выгрузки создан сверхпрочный причал, выдерживающий нагрузку более 10 тонн на 1 кв. метр. Из модулей на месте монтируется завод. Из-за вечной мерзлоты весь монтаж модулей производится на площадках, установленных на сваях, уходящих вниз на десятки метров.

Так как на Ямале нет связи с большой землей, кроме как по морю и воздуху, все здесь автономно. Должна быть собственная генерация энергии и тепла. В стадии строительства находится ГТЭС мощностью 370 мВт электроэнергии и 150 мВт тепловой энергии. Даже поезда, которые вскоре пойдут по железной дороге до Сабетты, будут единственными в мире, использующими в качестве топлива СПГ.

Сабетта - поселок вахтовиков

Сегодня по численности населения и условиям проживания Сабетта - уже не поселок, а город. Изначально название поселения было Сабета (с одним "т"), потом как-то итальянонизировалось. В 90-е годы, когда количество буровых и геологоразведывательных работ сильно сократилось, население поселка упало до нескольких десятков человек. Но с 2012 года, с началом строительства Ямальского проекта, пошел бурный рост населения, и поселок превратился в город. В условиях вечной мерзлоты созданы достойные условия для работы и отдыха работников газодобывающей компании. Большинство проживающих здесь работают вахтовым методом, и условия жизни специфичны: работа-дом, работа-дом. Дом - это общежития с комнатами на 4-8 человек. Условия жизни достойные, просторные столовые, большие спортивные и тренажерные залы для тех, у кого остались силы после напряженной смены. Для всех строгий сухой закон, нарушил - "до свидания", на материк.

Перспективы "Ямал СПГ" и других арктических проектов

События, происходящие сейчас на Ямале, бывают раз в сто лет. Значимость развития проекта сравнима с освоением Западной Сибири 50-60 лет назад. Надо учитывать все возрастающую роль СПГ в газовом балансе мира. В связи с тем, что самые быстрорастущие рынки находятся в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, организовать в эти страны поставки газа по трубам часто просто невозможно. По оценкам экспертов, если все намеченные нашими газодобытчиками планы осуществятся, к 2030 году доля рынка мирового СПГ у России может достичь 15 %. А все Ямальские месторождения могут выйти на объемы 70 млн тонн сжиженного газа. Даже сейчас отзывы о Ямал СПГ - самые восторженные. по проекту через несколько лет выйдет на грузооборот 30 млн тонн. Уже сегодня, благодаря постройке круглогодичного порта на Ямале, объем перевозок по северному морскому пути вырос в два раза. Кроме продукции газовой отрасли порт будет обрабатывать и другие грузы, необходимые для северных территорий. Безусловно, он будет задействован и в интересах министерства обороны России, т. е. имеет стратегическое значение.

Вакансии вахтой

Завод "Ямал СПГ" развивается и, естественно, требуются специалисты на возводимом производстве. Требуются инженеры, рабочие, операторы самых разных специальностей. Заработная плата начинается от 85000 рублей, для ведущих специалистов - в 2-3 раза больше. Контакты "Ямал СПГ": Ямало-Ненецкий Автономный округ, Ямальский район, село Яр-Сале.

: Яр-Сале

История

В мае 2011 года конкурс на базовое проектирование завода (англ: front end engineering & design (FEED) ), выиграла «Chicago Bridge & Iron Company» (CB&I). Проект должен был быть готов в первом квартале 2012 года. В марте 2013 года «НИПИгазпереработка» завершила адаптацию базового проекта к российским правилам и нормам и разработала пакет проектной документации по заводу СПГ для прохождения государственной экспертизы.

17 сентября 2012 года ОАО «Ямал СПГ» подписало лицензионное соглашение с химическим концерном BASF об использовании на проектируемом заводе принадлежащей BASF технологии очистки природного газа «Oase ».

В апреле 2013 года ОАО «Ямал СПГ» подписало соглашение с «Yamgaz SNC» - консорциумом Technip (Франция) и JGC Corp. (Япония) на проектирование, поставку оборудования, материалов и комплектующих, строительство и ввод в эксплуатацию (EPC контракт) комплекса по подготовке и сжижению природного газа на базе Южно-Тамбейского месторождения.

В сентябре 2013 года ОАО «Ямал СПГ» заключило контракт с Siemens на поставку элементов ТЭЦ, которая должна снабжать «Ямал СПГ» электричеством и теплом. Siemens должен был изготовить, доставить, установить и запустить восемь газовых турбин и другое оборудование.

В октябре 2013 года Yamgaz SNC, выбрало в качестве поставщика основного турбокомпрессорного оборудования для трех линий завода СПГ американскую General Electric. Сумма контракта - 600 млн долл.

18 декабря 2013 года компания «НОВАТЭК» сообщила, что Совет директоров ОАО «Ямал СПГ» принял окончательное инвестиционное решение (ОИР) по проекту. Реализация проекта предполагала кроме строительства завода по производству СПГ, создание транспортной инфраструктуры, включающей морской порт и аэропорт в районе поселка Сабетта , а также перевалочную базу в бельгийском Зебрюгге для доставки газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в периоды отсутствия навигации по Северному морскому пути . На момент принятия ОИР в рамках проекта были проведены основные тендеры и заключены ключевые контракты. Также были размещены заказы на оборудование длительного срока изготовления (криогенные теплообменники, газовые турбины, компрессоры линий по сжижению); пробурены первые 8 эксплуатационных скважин. Была подготовлена площадка для строительства завода, начато сооружение свайного основания для резервуаров СПГ, начато строительство морского порта и аэропорта, законтрактовано более 70 % планируемых к производству объемов СПГ.

В январе 2014 года Yamgaz SNC подписало контракт с французской Vinci на строительство четырех хранилищ СПГ емкостью 160 тыс. м³ каждое.

В январе 2014 года Yamgaz SNC заключило контракт с японской Yokogawa Electric на поставку интегрированных систем управления и безопасности (ICSS) для проекта.

В июле 2014 года Yamgaz SNC заключило контракт с китайской Offshore Oil Engineering Co. (COOEC) на изготовление ключевого оборудования для сжижения газа стоимостью $1,623 млрд.

27 апреля 2016 года из китайского порта Циндао в порт Сабетта на специальном полупогружном судне были отправлены первые два конденсационных модуля весом 1000 т, производства Wuchang Shipbuilding Industry - самые крупные и тяжелые в проекте. Всего в Циндао построены 36 модулей общим весом 180 тыс. т. Общая же масса оборудования для завода оценивается в 650 тыс. т, из которых 150 тыс. т - элементы эстакад (360 модулей), а 500 тыс. т - технологические модули (111 шт) .
13 сентября 2017 года прибыли последние модули для завода.

К моменту запуска первой линии, для обеспечения её электроэнергией, на обслуживающей проект электростанции были введены в строй четыре из восьми планируемых газотурбинных блока SGT-800 мощностью 47 МВт каждый, производства Siemens .

29 ноября 2017 года ОАО «Ямал СПГ» получило государственное разрешение на ввод в эксплуатацию основных технологических объектов первой очереди завода СПГ.

Инвестиции в проект

На момент принятия руководством ОАО «Ямал СПГ» окончательного инвестиционного решения (8 декабря 2013 года) капитальные вложения проекта оценивались в 26,9 млрд долларов США . Инвестиции акционеров в Проект до принятия ОИР составили 2,6 млрд долл.

В основе контрактов на поставки СПГ в Европу лежит ценообразование с опорой, с одной стороны, на британскую торговую площадку National Balance Point, с другой стороны, на контрактные цены, увязанные с уровнем цен на сырую нефть (гронингенский принцип). Контракт с CNPC привязан к так называемому «японскому коктейлю сырой нефти» (JCC), и рассчитывается по формуле 12,67 %×JCC+0,26 $.

Флот

4 июля 2013 года стало известно, что конкурс на производство шестнадцати СПГ-танкеров ледового класса для обслуживания проекта «Ямал-СПГ», в котором участвовало семь ведущих верфей мира, выиграла корейская Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering .

С этой компанией было подписано соглашение о резервировании слотов, включающее в себя опционы на строительство, спуск на воду, оборудование, оснащение и поставку судов класса Yamalmax , а также устанавливающее предварительную стоимость судов, график их производства и поставки. Соглашение предусматривало передачу права на финансирование и покупку танкеров третьей стороне стороне - компаниям перевозчикам, выбранным «Ямал СПГ». Плата за резервирование судостроительных мощностей составила $5,6 млрд.

23 апреля 2014 года ОАО «Ямал СПГ» опубликовало шорт-лист судоходных компаний, которые будут обслуживать завод по производству СПГ. В него вошли Совкомфлот, Mitsui и Teekay LNG. Каждая из компаний должна была построить флот для перевозки газа: «Совкомфлот » - шесть судов, Mitsui - четыре, TeekayLNG - шесть. Стоимость одного судна - около $340 млн ($5,5 млрд - за все 16 СПГ-танкеров).

В августе 2015 года в связи с тем, что у «Совкомфлота» возникли трудности с финансированием, дочерняя компания «Ямал СПГ» - Yamal Trade Singapore - переуступила права на пять из шести СПГ-танкеров, ранее предназначенных для «Совкомфлота», греческой судоходной компании Dynagas. Сумма сделки составила $1,5 млрд. Одновременно были подписаны долгосрочные договоры фрахтования этих танкеров.

Первое судно серии - газовоз Christophe de Margerie - построено в марте 2017 года и передано компании «Совкомфлот». К январю 2018 года флот, допущенный к работе с «Ямал СПГ», пополнился еще тремя судами: «Борис Вилкицкий», «Федор Литке» (оба принадлежат греческой Dynagas) и «Eduard Toll», принадлежащий канадской Teekay.

Собственники

В июне 2005 года блокирующий пакет акций ООО «Тамбейнефтегаз» (25,1 %) был продан компанией «НОВАТЭК» дочернему предприятию Газпромбанка - ООО «Газпромбанк-инвест».

В июле 2005 года лицензия была переоформлена на созданное 7 апреля 2005 года ОАО «Ямал СПГ», в котором «Тамбейнефтегаз» владел 51 %, а британская Tambeigas Holdings Ltd, контролируемая Николаем Богачевым - 49 %. Группа «Газпром» инициировала судебные расследования по поводу неправомерности переоформления лицензии, а Богачев начал переговоры о продаже бизнеса.

В ноябре 2006 года Богачев продал ООО «Тамбейнефтегаз» и ОАО «Ямал СПГ». «Газпромбанк-Инвест» купил 25 % плюс одну акцию ОАО «Ямал СПГ» за $5 млн. Остальные доли (75 % минус одна акция ОАО «Ямал СПГ» и «Тамбейнефтегаза») были куплены структурами Алишера Усманова за $350–360 млн.

В мае 2009 года 51 % акций ОАО «Ямал СПГ» были выкуплены у структур Тимченко ОАО «НОВАТЭК» за $650 млн и 13,13 % акций НОВАТЭКа.

В июле 2010 года НОВАТЭК стал владельцем 100 % акций ООО «Тамбейнефтегаз». Сумма сделки составила $10 млн (В октябре 2014 года ООО «Тамбейнефтегаз» было ликвидировано ).

В сентябре 2011 года доля НОВАТЭК в уставном капитале АО «Ямал СПГ» была увеличена до 100 %, но уже в октябре была уменьшена до 80 % в результате продажи 20 % доли компании Total.

В сентябре 2013 года «НОВАТЭК» и CNPC подписали обязывающее соглашение о вхождении китайской компании в проект путём продажи CNPC 20 % «Ямал СПГ».

В ноябре 2013 года в СМИ появилась информация, что в перспективе «НОВАТЭК» планирует оставить за собой в проекте лишь контрольный пакет, а оставшиеся 10 % - 1 акция разделить между консорциумами японских и индийских компаний .

В январе 2014 года «НОВАТЭК» закрыл сделку по продаже 20 % ОАО «Ямал СПГ» дочернему обществу CNPC - компании CNODC . Сумма сделки не раскрывается, однако по данным СМИ стоимость пакета по состоянию на сентябрь 2013 года составляла $1 млрд .

В декабре 2015 «НОВАТЭК» и китайский Фонд «Шелкового пути» (Silk Road Fund Co Ltd., SRF) подписали договор купли-продажи 9,9 % акций проекта «Ямал СПГ»

См. также

Примечания

  1. Гендиректором «Ямал СПГ» стал Евгений Кот (неопр.) . Газета.Ru (23 сентября 2014).
  2. https://disclosure.1prime.ru/portal/default.aspx?emId=7709602713
  3. Putzmeister Rus. ЯМАЛ СПГ (2015 -2016 год).mov (неопр.) (22 апреля 2016). Проверено 26 декабря 2017.
  4. комплексный план по развитию производства сжиженного природного газа на Ямале (рус.) . Российская газета. Проверено 20 декабря 2017.
  5. Правительство Российской Федерации. комплексный план по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал (неопр.) (11 октября 2010 года).
  6. CB&I wins FEED contract for Yamal LNG project in Russia - Energy Business Review (неопр.) . transportationandstorage.energy-business-review.com. Проверено 20 декабря 2017.
  7. «НИПИгазпереработка» получила высокую оценку компании CB&I за выполнение проектных работ для «Ямал СПГ» (неопр.) . www.nipigas.ru. Проверено 20 декабря 2017.
  8. ОАО "Ямал СПГ". (неопр.) (17.09.2012).
  9. Главный газовый проект на Ямале получит перевалочную базу в Европе
  10. (рус.) . Проверено 23 декабря 2017.
  11. Запуск все ближе. В порт Сабетта прибыли 2 последних модуля для СПГ-завода Ямал СПГ . Проверено 23 декабря 2017.
  12. На "Ямал СПГ" произведен первый объем сжиженного природного газа (рус.) , ТЭКНОБЛОГ (9 ноября 2017). Проверено 23 декабря 2017.
  13. Портал машиностроения. Завод "Ямал СПГ" отгрузил первую партию сжиженного природного газа - Портал машиностроения (рус.) . mashportal.ru. Проверено 22 декабря 2017.
  14. Проект «Ямал СПГ». Проект по строительству электростанции, необходимой для обеспечения работы завода в рамках проекта «Ямал СПГ» (рус.) . energokaskad.ru. Проверено 22 декабря 2017.
  15. Новатэку назначили дату запуска завода «Ямал СПГ» - SeaNews (рус.) . seanews.ru. Проверено 29 декабря 2017.
  16. В. Путин на Ямале. Завод Ямал СПГ отгрузил 1-ю партию сжиженного природного газа
  17. Первая партия СПГ с проекта «Ямал СПГ» направлена в Великобританию
  18. Порт Сабетта принял первый СПГ-танкер
  19. Китай создал серьезные проблемы для Газпрома в Европе // Взгляд , 7 февраля 2019
  20. Неожиданный рост ВВП в 2018 году объяснили строительством "Ямал-СПГ" // Интерфакс.
  21. ПАО НОВАТЭК Пресс-центр: Пресс-релизы и мероприятия | Принято окончательное инвестиционное решение по проекту «Ямал СПГ» (неопр.) . www.novatek.ru. Проверено 20 декабря 2017.
  22. ntv.ru. Объем инвестиций в «Ямал СПГ» достиг 15 млрд долларов (англ.) . НТВ. Проверено 22 декабря 2017.
  23. Ямал СПГ получил 2-й транш из Фонда национального благосостояния России (рус.) . Проверено 22 декабря 2017.
  24. Не умеем и не учимся (рус.) (7 июля 2014). Проверено 16 июля 2014.

Конкурентные преимущества

    традиционные запасы высокой концентрации, расположенные на суше

  • хорошо изученная геология и отработанные технологии разработки
  • очень низкий уровень затрат на разработку и добычу
  • высокая эффективность процесса сжижения благодаря низкой среднегодовой температуре
  • доступ к рынкам стран Европы и АТР
  • государственная поддержка, в том числе налоговые льготы


Инфраструктура проекта

Проект разработки месторождения предусматривает бурение 208 скважин на 19 кустовых площадках. Газ, добываемый на месторождении, будет поставляться на международный рынок в форме СПГ, для чего будет построен завод по сжижению газа, состоящий из четырех технологических линий. Первая линия завода мощностью 5,5 млн т СПГ в год введена в эксплуатацию в декабре 2017 года. Инфраструктура для отгрузки СПГ на экспорт состоит из отгрузочной эстакады с двумя причалами в порту Сабетта, оборудованном ледозащитными сооружениями. Для транспортировки СПГ используются танкеры усиленного ледового класса «Arc7».

Статус реализации проекта

Окончательное инвестиционное решение по проекту принято в декабре 2013 года.

Производство СПГ на первой технологической линии завода начато 5 декабря 2017 год. «Ямал СПГ» отгрузил первую партию сжиженного природного газа объёмом 170 тыс. кубических метров 8 декабря 2017 года. В августе 2018 года «Ямал СПГ» отгрузил первую партию СПГ после запуска второй технологической линии завода. В ноябре 2018 года «Ямал СПГ» произвел первый СПГ на третьей технологической линии.