Российский и зарубежный опыт в развитии бизнеса. Зарубежный опыт развития малого и среднего бизнеса. Создание собственного рабочего места — Израиль

В зарубежных странах накоплен большой опыт государственно-общественной поддержки малого и среднего бизнеса на общенациональном, региональном и муниципальном уровнях. В ведущих индустриальных странах - США, Канаде, Японии - государство поддерживает семейный, молодежный, женский, компьютеризированный бизнес. В Японии, Швеции, Австрии, наиболее успешно справляющихся с безработицей, созданы эффективные механизмы социального партнерства между правительством, малым бизнесом и профсоюзами для защиты наемных работников и поощрение работодателей к созданию новых рабочих мест.

В Канаде разработаны специальные программы информационной, финансовой и научно-технической поддержки малых и средних предприятий в провинциях, особенно в северных, с участием правительственных органов, банков, университетов, торговых палат, союзов предпринимателей. Их цель - интенсивное развитие семейного, женского и молодежного бизнеса, не использующего наемный труд. Эти программы содействуют созданию инновационных парков, информационных бизнес-центров и бизнес-инкубаторов с упором на новые рабочие места.

Диверсифицированная и эффективная система поддержки малого бизнеса существует в Великобритании. Государство активно использует инструменты бюджетной, налоговой и кредитной политики для стимулирования этого сектора экономики. В Азиатско-Тихоокеанском регионе ставка сделана на малые и средние предприятия. Китай, наряду с инвестированием в капиталоемкие производства, осуществляет массированное финансирование малых предприятий, требующих большого количества рабочих рук, особенно в аграрной сфере.

Немалый интерес представляет политика поддержки малого бизнеса в странах с переходной экономикой, отличающихся многочисленным населением и большим разнообразием географических условий и уровней развития (Индия, Индонезия, Филиппины и ряд других). Их общей чертой является признание на государственном уровне необходимости развития мелкого производства, внедрения промежуточных техники и технологий, которые способствовали бы использованию огромных масс неквалифицированной и малоквалифицированной рабочей силы Бизнес: основа рыночной экономики. Учеб. пособие. Березин Н.В. Казань. 2001 г. .

Поддержка малого и среднего бизнеса в зарубежных странах осуществляется и местными органами власти.

За рубежом муниципальные органы власти принимают активное участие в социально-экономическом развитии своих территорий. Они осуществляют и координируют разнообразные мероприятия по стимулированию создания новых предприятий и производств, регулированию деятельности отдельных отраслей, организации и развитию городской инфраструктуры. Так, в Германии для привлечения дополнительных средств и развития различных форм предпринимательской деятельности местные органы власти активно способствуют размещению производства на своих территориях посредством специальных субсидий, льготных кредитов и тарифов на электроэнергию, доплат на покрытие расходов по транспортировке и строительно-монтажным работам, по формированию рынка рабочей силы. Они несут расходы по регулированию размещения производительных сил, региональному развитию и планированию, льготному налогообложению, приобретению земельных участков и их инженерную подготовку к последующему размещению производственных объектов. Во Франции используются прямые и косвенные виды помощи предпринимателям. Прямая помощь оказывается на уровне региона. Она включает:

  • 1)"премию за занятость", т.е. за всякую операцию по созданию и расширению экономической деятельности (в пределах суммы расходов на создание 30 рабочих мест);
  • 2) премию за создание предприятий;
  • 3) кредитные скидки и займы на льготных условиях.

Кроме того, регионам предоставлены полномочия распределять кредиты центрального правительства или премию за освоение и обустройство территории. Косвенную экономическую помощь оказывают коммуны, департаменты и регионы, располагающие в этой области одинаковыми прерогативами (при условии запрета на любое непосредственное участие в капитале предприятия и соблюдения предела гарантирования займа). Они могут предоставлять услуги при найме помещения или покупке участка под строительство, оказывать техническую помощь, гарантировать займы, освобождать от уплаты профессионального налога. Разнообразная по формам и направлениям экономическая помощь предприятиям со стороны органов местного самоуправления способствует улучшению положения как предпринимателей, так и трудящихся.

В США широкое распространение получила практика создания предпринимательских зон. Как правило, они формируются в районах, где в течение длительного времени наблюдается спад экономической активности. Впервые зоны предпринимательства появились в начале 80-х годов и стали пользоваться значительной поддержкой президентской администрации. В конце 80-х годов в 37 штатах были приняты законы об организации таких зон, ставших одним из главных инструментов возрождения старых промышленных центров. Сегодня во всех штатах действуют подобные зоны. В этих зонах: создаются предприятия и нанимаются на работу местных жители, снижаются налоги, предоставляются кредиты и субсидии. В ряде муниципалитетов частные фирмы, желающие разместить свой капитал в данном районе, освобождаются от штатного налога на прибыль корпораций, налогов поимущественного, на машины и оборудование, на изобретения и сырьевые материалы, используемые в производстве, на некоторые виды продукции, с оборота, на землю и капиталовложения. Им предоставляется право ускоренной амортизации производственного и транспортного оборудования, позволяющее списывать часть прибыли в издержки. Стимулирование деловой активности в предпринимательских зонах достигается также, во-первых, за счет продажи в частные руки штатной и муниципальной собственности (земли, зданий, сооружений), находящейся на их территории; во-вторых, путем отмены некоторых видов штатного и местного регулирования предпринимательской деятельности (требований по строительству зданий и благоустройству территорий, ежегодных платежей за право предпринимательства и т.д.). При этом не упускается из вида социальный фактор. Те корпорации, которые размещают в этих зонах свои предприятия, а также расширяют и реконструируют старые, нанимая при этом не менее трети персонала из числа местных жителей, получают значительные льготы по выплатам налогов на прибыль и собственность. Широкое распространение получили зоны предпринимательства в Великобритании. Они различны по площади - от 50 до 450 гектаров - и могут состоять из нескольких территорий, граничащих друг с другом. Большая их часть находится в районах, где долгое время не производились капиталовложения в промышленность или традиционные отрасли пришли в упадок. Руководство этими зонами было возложено на местные органы власти (за исключением Северной Ирландии). Потери, связанные с предоставлением компаниям налоговых льгот, компенсируются местным органам государством. Это позволило уже в конце 80-х годов в зонах предпринимательства в Англии, Уэльсе и Шотландии получить работу 89 500 человек.

Одним из источников финансирования приоритетных направлений "местной экономики", широко используемых за рубежом, является выпуск ценных бумаг. Так, в США для финансирования строительства новых предприятий или расширения действующих муниципалитеты выпускают специальные облигации промышленного развития. С целью стимулирования экономической активности широкое распространение получили доходные, или общие облигации, которые используются в качестве эффективной формы привлечения частного капитала. Прибыли от облигаций муниципалитетов не облагаются подоходным налогом и налогом на финансовые активы в банках. Как правило, значительная часть средств, полученных от выпуска этих облигаций, направляется на строительство объектов, характеристика которых заранее согласовывается с заинтересованными в строительстве фирмами. Впоследствии фирма получает в аренду данный объект с перспективой получения его в собственность по заниженной цене. При этом сама стоимость объекта значительно ниже средней, поскольку первоначально, являясь государственным предприятием, он не подлежал местному налогообложению Местное самоуправление. Гринев С.Н. Минск. 2004 - с. 35-36, 38.

Таким образом, наиболее эффективными инструментами экономической политики местных органов власти в области поддержки малого предпринимательства являются:

  • 1) освобождение компаний от уплаты налога на прибыль или его существенное сокращение;
  • 2) введение льготных ставок подоходного, поимущественного налогов в случае расширения деятельности на территории, находящейся под юрисдикцией местных органов власти;
  • 3) организация предпринимательских зон;
  • 4) создание специальных компаний и органов развития;
  • 5) предоставление премий, субсидий, права ускоренной амортизации;
  • 6) ограничение непосредственного вмешательства в дела компаний частного сектора и т.д.

Все вышеприведенное достаточно хорошо иллюстрирует то, как за рубежом подходят к построению местной экономической политики.

Во всех зарубежных странах существует поддержка малого и среднего бизнеса, опирающаяся на законодательно-правовую, финансовую базу, организационно-методическую систему.

Выше перечисленные механизмы, в области поддержки малого бизнеса, используемые в зарубежных странах, можно использовать и в России.

СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Заболоцкая Кристина Владимировна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации


Аннотация
Работа посвящена исследованию и описанию одной из ключевых тем текущего года: «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства: зарубежный опыт и российская практика». Выявлена и обоснована необходимость опоры на малый и средний бизнес. Проведен анализ механизмов поддержки малого бизнеса в зарубежных странах. Показаны компоненты, которые должен включать в себя план стимулирования МСБ в Российской Федерации.

SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZE ENTERPRISES: INTERNATIONAL EXPERIENCE AND RUSSIAN PRACTICE

Zabolotckaia Kristina Vladimirovna
Financial University under the Government of the Russian Federation


Abstract
The article is devoted to the research and description of one of the key themes of the current year: "Support for small and medium-size enterprises: international experience and russian practice". It is found and described the necessity of relying on small and medium-size enterprises. Ways to support small business in foreign countries were analyzed. Here is shown the components that should be included in the plan to support for small and medium-size enterprises in Russia.

Библиографическая ссылка на статью:
Заболоцкая К.В. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства: зарубежный опыт и российская практика // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 2 [Электронный ресурс]..03.2019).

Научный руководитель:

к.э.н., доцент Рябова Ирина Сергеевна

Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации

В последние годы характерно бурное развитие малого бизнеса во всём мире, что сказывается в положительном ключе на их развитии. Малые и средние предприятия выполняют очень важную роль в финансовой системе страны: они способствуют борьбе с безработицей за счет создания новых рабочих мест, формированию нормальной конкурентной среды, малые предприятия в большей степени способны реагировать на колебания потребительского спроса, на изменение конъюнктуры рынка, тем самым придавая экономике дополнительную стабильность. В большинстве развитых стран вклад сектора МСП в ВВП колеблется в промежутке от 50% до 60%, однако в РФ малый бизнес обеспечивает лишь 21% ВВП.

Рассмотрим зарубежный опыт поддержки малого и среднего бизнеса .

1. Малый и средний бизнес в Сингапуре . Сингапур является одной из самых высокоразвитых стран мира. Сингапур возглавил мировой рейтинг по благоприятности условий для предпринимательства – Doing Business 2014, ежегодно составляемый Всемирным банком (Россия занимает 92 место). Сегодня малые и средние предприятия Сингапура составляют 99% всех предприятий в стране и обеспечивают рабочими местами 70% занятого населения. На малый бизнес приходится половина ВВП Сингапура. Правительство заинтересовано в содействии развития МСП с целью их конкурентоспособности на международном рынке. В Сингапуре создано специальное агентство «Spring», обеспечивающее разработку и реализацию различных программ содействия МСБ, предоставление консультационных услуг, подготовку кадров для управления бизнесом. Формы и методы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Сингапуре различны. Их можно разделить на административные, финансовые и фискальные. В Сингапуре внедряется огромное количество разнообразных программ по льготному кредитованию, которые включают специальные займы, страхование кредитных рисков, предоставление субсидий, финансирование обучения и повышения квалификации кадров МСП.

2. Малый и средний бизнес в США . В мировом рейтинге Doing Business 2014 Соединенные Штаты Америки занимают 4 позицию из 189 стран. США – страна не только огромных корпораций, но и малых предприятий, которые являются стержнем экономики США. На долю малого бизнеса приходится свыше половины ВВП, производимого частным сектором, малый бизнес в США обеспечивает рабочими местами более половины трудоспособного населения страны. Администрация малого бизнеса США (SBA) оказывает поддержку малому бизнесу в кооперации с Министерством торговли, федеральными и штатскими агентствами по множеству различных направлений:

1. Широкий выбор методов финансирования: микрозаймы, кредиты на покрытие крупного долга, венчурный капитал, франчайзинг, лизинг, гарантии по кредитам, субсидии.

2. Техническое содействие, помощь в оформлении заявок на получение займов, проводятся прямые, а так же интернет-консультации по маркетингу, бизнес-планированию и менеджменту, даются индивидуальные рекомендации.

3. Широкая сфера применения налоговых льгот.

4. Функционируют 19 центров содействия экспорту.

5. 23% государственных заказов реализуются малыми предприятиями.

6. Реализация программ по внедрению в малый бизнес суперсовременных технологий.

7. Правовая защита интересов малого бизнеса.

3. Малый и средний бизнес в Великобритании очень хорошо развит. В мировом рейтинге Doing Business 2014 Великобритания занимает 10 позицию из 189 стран. На МСП приходится 99,9% всех предприятий частного сектора в Великобритании, 59,3% занятости в частном секторе. Сектор МСП занимает 50% от общего ВВП страны. Основным координатором поддержки МСП является Министерство по делам бизнеса, инноваций и профессионального образования (BIS). Основные приоритеты поддержки малого бизнеса:

1. Помощь стартующим предприятиям предусматривает оказание бесплатной поддержки в форме консультаций и указаний.

2. Облегчение доступа к финансовым ресурсам предусматривает большое разнообразие мероприятий. Особое место занимает программа «Инновационного финансирования».

3. Мероприятия по совершенствованию методов управления МСП, поиску специалистов и развитию рынка труда предусмотрены государственной программой «Повышение квалификации сотрудников», действует система государственной финансовой компенсации затрат МСП и ИП на обучение и повышение квалификации, предусматривающая компенсацию затрат на оплату посреднических услуг, кадровых агентств и др.

4. Совершенствование производственных процессов и повышение их эффективности. Министерство BERR разработало ряд специальных программ для сектора МСП, предусматривающие предоставление малым предприятиям грантов и займов.

5. В целях разработки и создания новых продуктов и услуг, способствующих повышению конкурентоспособности МСП и национальной экономики в Великобритании разработаны программы по оказанию финансовой помощи для развития сотрудничества в инновационной сфере.

6. Развитие экспортных возможностей сектора МСП. Широкое распространение в стране получили программы поддержки «Паспорт на экспорт», рассчитанная на помощь начинающим экспортерам, а также «Дорога к глобальному росту», рассчитанная на экспортеров.

Исследование зарубежного опыта позволяет выявить общие черты механизмов поддержки, которые следует учитывать в отечественной практике:

1. Налоговые льготы МСБ приоритетных для экономики страны отраслей, а также инвесторам, осуществляющим вложения в малые и средние предприятия.

2. Упрощение системы регулирования МСБ и актуализация норм.

3. Обеспечение доступа малому и среднему бизнесу к государственному заказу.

4. Проведение ряда мероприятий с целью сделать информацию о существующих методах поддержки МСП более доступной.

5. Увеличение объемов государственных гарантий по инвестиционным кредитам МСБ.

8. Политика сглаживания сезонных циклов в отношении сельско-хозяйственных МСБ.

9. Внедрение специальных программ, поощряющих уже добившихся успеха бизнесменов передавать свой опыт начинающим предпринимателям.

11. Создание благоприятных условий для комфортного функционирования субъектов МСБ, облегчение доступа к заемным ресурсам, предоставление целевых льготных кредитов.

13. Создание специализированного государственного органа поддержки малого предпринимательства.

В заключении отметим, большие надежды мировых лидеров связаны с сектором МСП, который показал свой высокий потенциал. В России малый бизнес находится в начале своего пути, но все задатки для его успешного развития имеются в полном объёме. Политика государства должна строиться на принципе создания наибольшего благоприятствования развитию МСБ, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект.

Сектор малых предприятий является неотъемлемым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных, малых и средних предприятий, причем они взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

По данным ООН, в мировой хозяйственной системе МП являются работодателями почти для 50 процентов трудоспособного населения всего мира.объем производства в сфере МП в различных странах составляет от 33 до 67% ВНП.

Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости.

Уникальная система регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе начала складываться в 70-х годах прошлого столетия. Чтобы максимально стимулировать малое и среднее предпринимательство, в Европе были приняты меры, чтобы устранить административные препятствия для малого бизнеса. Первым делом были внесены изменения, касающиеся налога на добавленную стоимость, корректировки условий финансирования и изменения в социальную политику государств.

Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого предпринимательства. К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере.

Малое предпринимательство в Германии является одним из важнейших секторов экономики. Правительство осуществляет поддержку малого предпринимательства как финансовую, так и технологическую. Малое предпринимательство Германии отличается определенной спецификой и историей развития. Начиная с эпохи зарождения капитализма, в стране появились первые крупные предприятия и торгово-промышленные палаты (ТПП), ставшие первыми объединениями предпринимателей с целью сотрудничества в области развития торговли и производства. В настоящее время ТПП функционируют на уровне государственных организаций, которые обязывают всех субъектов малого предпринимательства стать участником палаты.

Благодаря успешному развитию Японии в послевоенные годы в области технических достижений и экономического роста, страна вошла в тройку наиболее развитых стран мира. Этому способствовала огромная государственная поддержка малого предпринимательства. Доля малого предпринимательства в экономике Японии составляет около 40%, несмотря на наличие в стране огромного количества научных компаний и крупных концернов, занимающихся производством автомобилей, аудио и видеотехники и другой технической продукции.

Законодательство Японии проводит жесткое регулирование рыночной стоимости выпускаемой продукции, вводя ограничения на размер ее повышения/понижения. В случае выявления неподтвержденных скидок либо при наличии спекулятивных цен, субъекты малого предпринимательства лишаются права осуществления своей деятельности.

История экономического развития Южной Кореи показывает значение малого предпринимательства в данном процессе. В 50-е годы Южная Корея была практически самой отсталой страной Азии и всего мира. Основной причиной этого послужила война в Корее и раздел страны на две части: Северную и Южную. При этом вся промышленность и научно-технические организации остались в Северной Корее.

Не смотря на это, правительство Южной Кореи продолжало поддерживать крупные предприятия, создавая большие корпорации. После завершения финансового кризиса, правительство начало поддерживать некоторые малые и средние предприятия, погасив часть их кредитной задолженности. С помощью поддержки правительства Южной Кореи были созданы специальные ассоциации, инвестиционные фонды и научно-технические центры, которые ориентировались на субъекты малого предпринимательства.

Изучение зарубежного опыта на примере Испании, Германии, Японии, Южной Кореи и Китая выявило определенную общность проблем инфраструктурной поддержки и регулирования деятельности малого бизнеса, как в Казахстане, так и в экономически развитых странах.

Следует отметить, что история эволюции развитых стран показывает, что малое предпринимательство является основополагающим звеном, от состояния и уровня развития которого зависит обеспечение устойчивого экономического роста государства. Именно этот сектор экономики имеет огромные потенциальные возможности для решения многих проблем.

Список использованной литературы:

1. Анализ развития малого и среднего бизнеса в Казахстане. М: - Материалы за 8-ая международная научно-практичная конференция, «Настоящие исследования и развитие». - София:17-25 января 2012. С. 3-7

2. Зарубежный опыт развития малого среднего бизнеса АльПари, 2-3, 2012 г., 43 стр.

Как повязывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, т.е. решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Малые предприятия, как свидетельствует опыт западных стран, способны сыграть значительную роль в достижении экономической стабильности и эффективного функционирования экономики страны.

Рассмотрим позитивный опыт Германии в развитии и функционировании малого предпринимательства.

Послевоенная экономика Западной Германии находилась в плачевном состоянии. Победителями была уничтожена или демонтирована значительная часть заводов и фабрик, 2/3 производственных мощностей бездействовали, из хозяйственного оборота были выведены сельскохозяйственные угодья. В 1946 г. промышленное производство составляло около "/3 от довоенного уровня, сельское хозяйство было отброшено на 30 лет назад. Финансовая система была расстроена. Количество денег в обращении за годы войны увеличилось в 5 раз. Инфляция достигала 600% по отношению к довоенному уровню.

Программа восстановления и развития германской экономики была ориентирована на формирование так называемого социального рыночного хозяйства, в котором сочетались бы свобода потребления, предпринимательства (в том числе, малого), распоряжения частным имуществом, свобода заключения договоров и т.д. с активной ролью государства в хозяйственной жизни.

Главным идеологом и архитектором экономического возрождения был профессор Л. Эрхард. В основе его реформаторской деятельности лежала концепция "социального рыночного хозяйства", которая по своим теоретическим установкам была близка к кейнсианской теории косвенного регулирования. Основными элементами теоретической модели рыночного хозяйства были:

целевая установка -- высокий уровень благосостояния всех слоев населения;

путь достижения цели -- свободная рыночная конкуренция и частное предпринимательство;

в создании предпосылок и условий конкуренции активная роль отводится государству.

Реформирование экономики началось с упорядочения денежного хозяйства, освобождения цен, а также мероприятий по стимулированию предпринимательской деятельности

Основой производственной деятельности становился мелкий и средний бизнес, которому государство уделяло особое внимание. Политика государства была направлена на всемерное его развитие. В 1953 г. на предприятиях численностью до 500 человек уже работало более половины всех занятых в экономике страны.

Реформы дали положительный результат в кратчайшие сроки. В течение двух лет исчез "черный рынок", производство товаров широкого потребления увеличилось в 2 раза, почти не ощущалась инфляция, появилась устойчивая валюта.

Экономическое развитие ФРГ в конце 1950-60-х годов называют «экономическим чудом», и немалую роль здесь сыграло внимание государства к проблемам развития малого бизнеса.

В 1970-х годах появившиеся на базе объединения национальных фирм отдельных стран транснациональные корпорации активно развивали различные формы кооперации с малым и средним бизнесом. Роль малого и среднего бизнеса в экономике неуклонно возрастала. Их доля в ВВП к концу 1980-х гг. достигала 50%, а число занятых составляло около 2/3 экономически активного населения.

В настоящее время в Германии программами развития малого и среднего бизнеса являются следующие:

  • - программа «Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего бизнеса»;
  • - программа «Стимулирование сбережений для открытия своего дела».

Первая программа обеспечивает финансирования малого бизнеса Германии, вторая способствует открытию своего собственного бизнеса, так называемых «start-up» проектов. Специальный государственный орган - Кредитный совет по восстановлению, подчиняющийся непосредственно федеральному правительству - призван контролировать реализацию вышеуказанных программ и обеспечивать механизмы их выполнения. В рамках реализации федеральных программ предоставляются кредиты для бизнеса на льготных условиях.

Сегодня малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой - сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.

В настоящее время политика Европейского Союза в отношении малых и средних предприятий (МСП) основывается на так называемом вертикальном и горизонтальном подходе к решению проблем их создания и функционирования.

Вертикальный подход выражается в непосредственных мероприятиях, ориентированных исключительно на МСП. Эти мероприятия подготавливаются и осуществляются Генеральным директоратом XXIII Европейской Комиссии (политика в отношении предпринимательства, коммерции, туризм и социальная экономическая деятельность) в сотрудничестве с Европейским парламентом, Экономическим и социальным советом, представительскими организациями МСП в органах ЕС и другими службами Комиссии ЕС.

Горизонтальный подход базируется на защите интересов МСП в других сферах деятельности ЕС (таких, как политика в области исследований и технических разработок, региональная политика, международные отношения и т.д.) и укреплении позиций МСП в соответствующем виде деятельности.

Как известно, одной из главных задач Европейского Союза является претворение в жизнь принципа «социального и экономического слияния», направленного на установление равенства возможностей для регионов с различным уровнем развития, а также для разных социальных групп. Этот принцип подразумевает, что менее развитые регионы и менее обеспеченные слои общества в ЕС следует поддерживать в первую очередь.

Учитывая важность МСП для экономической структуры ЕС, можно утверждать, что успешная интеграция экономики внутри Союза во многом зависит от развития МСП. Поэтому кроме важности «макроэкономических» позиций, следует помнить о роли МСП на региональном уровне, когда малые и средние предприятия способствуют экономическому развитию и росту занятости в менее развитых регионах. Для успешного развития МСП должны оптимально сочетаться две линии: макроэкономическая (в плане общей политики) и микроэкономическая (предпринимательская)2.

Для того чтобы стать нормальной рыночной экономикой с большим количеством хозяйствующих субъектов, необходимо кратное увеличение количества работающих на рынке малого бизнеса. И тут, по словам эксперта (декана социологического факультета Высшей школы экономики) Александра Чепуренко, очень важно поддержать стартапы, которым из-за высокого риска и отсутствия кредитной истории банки предпочитают не давать кредиты. Хорошей поддержкой для развития инновационных проектов могли бы оказаться и бизнес-ангелы. В развитых странах государство активно сотрудничает с ними, софинансируя интересные проекты. "Это масштабные программы. И пока мы не выйдем на такой уровень развития, никакие "Сколково" нам не помогут", - уверяет эксперт.

Перспективы развития предпринимательства, в том числе и малого бизнеса, напрямую определяются возможностями формирования тесных кооперационных связей между малыми и крупными предприятиями. Опыт западных стран показывает, что в нормальной рыночной экономике доминирующая часть малых фирм, так или иначе, находится в сфере интересов крупных. Малые предприятия охвачены системой кооперационных связей с крупным бизнесом. Крупные корпорации используют рыночную и структурную гибкость малых предприятий, их инновационные возможности. Сотрудничество крупных предприятий с малыми фирмами помогает корпорациям быстрее проникать на новые рынки сбыта, реализовывать новые технологических решения, оперативно получать важную информацию, другими словами малые предприятия выступают в качестве неотъемлемой части производственной структуры крупных корпораций.

Во всех странах в настоящее время мелкий и средний бизнес является одним из основных работодателей и главной средой, рождающей предпринимательские таланты.

В США развитие программ помощи малому бизнесу началось во времена великой депрессии, когда многие люди лишились работы. В 1953 году правительством США было создано специализированное агентство, которое осуществляет техническую и финансовую поддержку начинающим бизнесменам. В 1953 году в США создается Федеральное агентство - Администрация по делам малого бизнеса США, которая по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном уровне. Причем филиалы данной организации находится во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки малого бизнеса распространяется на все штаты, а не только на основные экономические центры США. Основные задачи Администрации по делам малого бизнеса и его филиалов:

  • - помощь в получении кредита для бизнеса;
  • - техническая и информационная поддержка малого бизнеса в США;
  • - предоставление гарантий по кредитам для бизнеса;
  • - непосредственное субсидирование и кредитование малого бизнеса за счет средств собственного бюджета.

В США очень четко развита система критериев, по которой определяется малый бизнес. Эти критерии зависят от вида деятельности малого предприятия и отрасли, в которой оно работает. В одних сферах определяющим является количество работающих на предприятии человек, в других - оборот и прибыль.

Помимо Федерального агентства для соблюдения правового законодательства в отношении предприятий малого бизнеса создан специальный Адвокатский отдел, который отстаивает интересы бизнеса в суде и Конгрессе. Власти США в своей концепции развития экономики отводят малому бизнесу одну из главных ролей. В докладах министров правительства США постоянно проскальзывает одна и та же мысль, что малый бизнес - важный рычаг оздоровления всей экономики в целом.

Также интересен зарубежный опыт малого бизнеса, который начал активно развиваться в Испании в семидесятых годах прошлого века. Любой гражданин страны может открыть частное предприятие в течение одного дня, предоставив минимальное количество документов. В этой стране создано множество программ помощи частному бизнесу, особое внимание правительство этой страны уделяет развитию наукоемких и инновационных технологий. Также правительство Испании стимулирует появление различных фондов, которые оказывают всестороннюю поддержку частному предпринимательству. Мощный научно-технический прорыв, который совершила Япония после окончания второй мировой войны, также связан с развитием малого бизнеса. В настоящее время малый бизнес выпускает около 40 % промышленной продукции этой страны. Правительство Японии приняло целый ряд законов, которые стимулируют развитие частных предприятий, работающих в научно-технической области и активно сотрудничающих с крупными промышленными корпорациями. Также японскими властями организованы учебно-консультационные центры, в которых начинающий предприниматель может получить всю необходимую правовую информацию.

Интересен и опыт развития малого предпринимательства в Японии, где благодаря успешному развитию в послевоенные годы в области технических достижений и экономического роста, страна вошла в тройку наиболее развитых стран мира. Этому способствовала и огромная государственная поддержка малого предпринимательства. Доля малого предпринимательства в экономике Японии составляет около 40%, несмотря на наличие в стране огромного количества научных компаний и крупных концернов, занимающихся производством автомобилей, аудио и видеотехники и другой технической продукции. Следует заметить, что изготовлением наукоемкой продукции и разработкой инновационных технологий в Японии занимаются только крупные организации, а малое предпринимательство страны сосредоточено в области строительства, легкой промышленности и сферы услуг. Поэтому экономическая политика Японии направлена на развитие технического и наукоемкого производства в малом предпринимательстве.

Законодательные акты по регулированию предпринимательской деятельности, принимаемые правительством Японии, выделяют статус предприятий малого бизнеса и устанавливают размер льгот для них в соответствии с видом деятельности. Большое количество законодательных актов регулирует антимонопольную деятельность в Японии.

Законодательство Японии проводит жесткое регулирование рыночной стоимости выпускаемой продукции, вводя ограничения на размер ее повышения/понижения. В случае выявления неподтвержденных скидок либо при наличии спекулятивных цен, субъекты малого предпринимательства лишаются права осуществления своей деятельности. Данные действия распространяются на все предприятия. Развитие рыночных механизмов позволяют Правительству Японии контролировать неподтвержденный рост цен и возникновение инфляции. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в Японии существуют хорошие условия для развития малого предпринимательства.

Регулированием деятельности малого предпринимательства в Японии занимается Управление малых предприятий, которое подчиняется Министерству внешней торговли и промышленности Японии. Управление малых предприятий занимается контролем выполнения антимонопольного законодательства, обеспечением государственной защиты интересов малого предпринимательства страны, ограничение контроля владельцев бизнеса, определением ответственности заказчиков и исполнителей при заключении между ними договорных соглашений.

С целью облегчения процедур получения кредитов субъектами малого предпринимательства и правительством Японии была создана Корпорация страхования малого и среднего предпринимательства и ассоциации по гарантированию кредитов подобно созданию Государственных фондов для развития и поддержки малого предпринимательства Китая, США и других стран.

Правительство Японии на всех уровнях власти выделяют субсидии на всех этапах развития субъектов малого предпринимательства, которые принимают активное участие в развитии наукоемкой и высокотехнологичной промышленности. Государство выделяет для них займы и оказывает помощь в получении кредитов путем предоставления поручительств и иных способов кредитных гарантий. Вместе с тем при государственной поддержке осуществляется обучение специалистов в специально созданных центрах и предоставляется квалифицированное консультирование предпринимателей.

К основным целям, на которые предоставляются субсидии, кредиты на специальных льготных условиях и займы относятся:

усовершенствование и модернизация производства предприятий наукоемкой отрасли;

внедрение разработанных совместно с научными заведениями инновационных технологий;

содействие развитию легкой и пищевой промышленности;

разработка и внедрение новых видов продукции;

создание и развитие новых субъектов малого предпринимательства в регионах Японии с плохо развитым уровнем промышленности.

В целом, можно сказать, что развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку национальные власти придают большое значение предприятиям малого бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного развития экономики. Даже бывшие развивающиеся страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий в этих странах, то видна зависимость развития всей экономики в целом.

Малый бизнес зародился в восточной части средиземноморья более 40 веков назад и уже сейчас для многих стран является движущей силой экономики. Малый бизнес – бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

По данным Росстата показатель развития малого предпринимательства в России от ВВП составляет всего лишь 20%, в то время как в странах Евросоюза, США и Китая он превышает 50%. Развивающиеся страны, в отличие от России, малый бизнес воспринимают как неотъемлемую часть экономики, благодаря чему у него есть шанс стать полноправным участником экономической деятельности.

Зарубежные страны всеми возможными действиями способствуют развитию и поддержанию малого бизнеса, в то время как в России происходит только лишь регламентация правил его ведения.

В связи с этим предприятия нашей страны подвержены кризисам в деятельности МСП, которые возникают, как правило, в связи с нехваткой финансовых ресурсов.

Одним из ключевых факторов для развития кризиса малого предприятия может послужить инфляция, под воздействием которой происходит обесценение оборотных средств компании. Однако, у кризиса есть и положительные стороны, благодаря ему компания может получить шанс на расширение бизнеса, происходит поиск новых решений и возможна даже модификация профиля деятельности.

Процент выживания предприятий на рынке больше трех лет оставляет желать лучшего. Для сравнения можно взять такие страны, как Россия – 0,03%, за рубежом же ситуация складывается немого лучше, Норвегия – 6,15%, Финляндия – 6,65%, Испания – 8,39%, Греция – 12,6%. Вопросом почему это происходит задаются многие начинающие бизнесмены, однако ответ очень прост: все программы поддержки бизнеса настроены на малый формат, и как только предприятие начинает перерастать сразу возникает ряд проблем связанных с отменой льгот. На данном этапе маленькой, едва окрепшей компании приходится конкурировать наравне с крупными акулами бизнеса. Кроме того, в развитых странах малый бизнес является не только источником извлечения прибыли, но также и помогает решить многие социально-экономические проблемы, будь то безработица, проблемы в области техники и технологий, уровень среднего класса в экономике.

За рубежом активную поддержку малому бизнесу оказывают микрофинансовые организации. По сравнению с банками, они имеют более гибкую структуру, поэтому клиенты могут рассчитывать не только на качественный сервис, но также и индивидуальный подход. К тому же микрофинансовая индустрия уже сегодня обслуживает около 16 миллионов человек в развивающихся странах и странах третьего мира, что активно поддерживается ООН и иными некоммерческими организациями.

Авторам показалась интересной идея проанализировать поддержку малого бизнеса в таких развитых экономиках как США и Канада, а также развивающихся экономик на примере Бразилии и Аргентины. Далее разберем основные проблемы государственной политики в сфере поддержки малого бизнеса.

На рисунке 1 представлены основные наиболее проблемные факторы для ведения бизнеса в 2013-2014 гг. Согласно рисунку наиболее благоприятный климат для ведения бизнеса имеют Канада и США. Согласно World Competitiveness Report 2013-2014 США занимали 5, а Канада 14 место из 148 стран в рейтинге конкурентоспособности. Для сравнения Бразилия занимала 56, а Аргентина 104 места.

Рисунок 1 – наиболее проблемные факторы для ведения бизнеса

Авторы отчета подчеркивают, что страны с высокими показателями национальной конкурентоспособности, как правило, обеспечивают более высокий уровень благосостояния своих граждан. К специфическим особенностям функционирования малого предпринимательства относится локальный характер, ориентация на местных потребителей и использование необходимых трудовых в непосредственной близости от ареала своей деятельности.

Индекс глобальной конкурентоспособности составлен из 113 переменных, все переменные объединены в 12 контрольных показателей, определяющих национальную конкурентоспособность (качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, уровень технологического развития, размер внутреннего рынка, конкурентоспособность компаний, инновационный потенциал).

Предполагается, что Индекс Конкурентоспособности должен использоваться государствами, которые стремятся к ликвидации препятствий на пути экономического развития и конкурентоспособности, в качестве инструмента для анализа проблемных моментов в их экономической политике и разработки стратегий по достижению устойчивого экономического прогресса.

Рассмотрим каждую экономику более детально.

АРГЕНТИНА

Для этой страны малый и средний бизнес является одним из основных источников роста ВВП страны, поскольку на него приходится 37,5%. Малый бизнес поддерживается государством не при помощи льготного налогообложения, как это делается повсеместно. В этой стране ставки налога устанавливаются в зависимости от деятельности, которую ведет предприятие, хотя для мелких налогоплательщиков устанавливается особый режим уплаты налогов.

Как ни странно, в Аргентине предпочтение отдают малому бизнесу который, прежде всего, ориентирован на экспорт. Для его поддержки была создана программа «ПроАргентина», которая направлена не на финансирование, а содействие в продвижении на рынки иностранных государств. Поддержка со стороны государства наиболее явно отображена в создании инфраструктуры развития малого бизнеса, льготных условиях получения ресурсов, технологий и разработок, а также в подготовке и повышении квалификации предпринимателей. Еще одной особенностью в законах Аргентины стал факт того, что банки обязаны предоставить доступ малому бизнесу к рынкам капитала и ценных бумаг.

Сегодня в стране действует Национальный Фонд развития малых и средних предприятий, при помощи которого у них появляется доступ к финансированию деятельности, как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективе (см. рис. 2 – доступ к финансированию). Государственный гарантийный фонд дает возможность малому бизнесу без дополнительных проблем получить кредит, причем если он берется в коммерческих банках, то часть затрат по выплатам может быть компенсирована.

Рисунок 2 – динамика изменения показателей наиболее проблемных факторов для ведения бизнеса в Аргентине, 2009-2014

С 2010 г. снижается политическая нестабильность в стране. После 2011 г. наблюдается резкое снижение показателя инфляции.

Однако, несмотря на все усилия государства политики способствующей развитию малого бизнеса в стране, количество малых предприятий постепенно сокращается. Налоговые ставки растут, развита неэффективная правительственная бюрократия (см. рис. 2).

В 2012 году правительством Канады была выстроена политика создание благоприятных условия для привлечения частных и иностранных инвестиций, поддержки инноваций (см. рис. 3), а также обеспечения полноценной занятости населения страны.

Рисунок 3 – показатель инноваций по шкале от 1 до 7 (где 1 – очень плохо, 7 – лучшие в области)

Согласно рисунку 3, показатель инноваций в Канаде держится на достаточно высоком уровне.

В 2008 году Правительством была проведена политика направленная на развитие инноваций в области науки об охране окружающей среды, природных ресурсов и энергетики, здравоохранения и информационных технологий. Центральной функцией стало налаживание взаимодействия всех участников процесса. Эта политика в основном была направлена на развитие малого бизнеса, поскольку функция выполнения данной стратегии легла на их плечи. Более того, благодаря такой стратегии малым предприятиям Канады отказывается значительная поддержка федерального бюджета.

Инновации активно поддерживаются правительством Канады по средствам формирования на федеральном уровне программ, центров, комиссий и советов.

Рисунок 4 – динамика изменения показателей наиболее проблемных факторов для ведения бизнеса в Канаде, 2009-2014

Стоит отметить, что показатель коррупции за рассматриваемый период равен или немногим больше нуля. Преступность и воровство также находятся на низком уровне. Налоговые ставки, в целом, имеют тенденцию к снижению, а доступ к финансированию увеличивается (см. рис. 4).

БРАЗИЛИЯ

Малый бизнес для этой страны является одной из основных причин процветания, поскольку именно в этом секторе работает 52% всего занятого населения страны, которые формируют около 20% от ВВП страны.

Одним из наиболее используемых инструментов создания благоприятных условий для малого бизнеса является система налогообложения. Особенностью системы налогообложения в Бразилии является установление единой ставки налога для малого предпринимательства. К тому же, с 1 января 2012 годы был принят закон, по которому на 120 тыс. бр. реалов была повышена планка возможного валового дохода предприятий занимающегося в секторе малого бизнеса (на данный момент она составляет 360 тыс. бр. реалов).

Рисунок 5 – динамика изменения показателей наиболее проблемных факторов для ведения бизнеса в Бразилии, 2009-2014

На рисунке 5 можно наблюдать снижение показателей налоговых ставок и налогового регулирования, в общем. Однако при этом можно наблюдать увеличение показателя бюрократии и усложнение получения финансирования. Однако за период с 2008 по 2013 можем наблюдать улучшение инфраструктуры страны.

Помимо всего прочего поддержкой малого предпринимательства занимается ряд подразделений и ведомств, одной из функций которых является создание благоприятных условий для ведения бизнеса по средствам вовлечения предприятий в бразильский экспорт товаров и услуг; повышение их конкурентоспособности на национальном рынке; способствование выходу товаров и услуг на международный рынок. На рисунке 5 также видно, что за рассматриваемый период резко вырос доступ к финансированию, однако такой же резкий рост показателя неэффективной правительственной демократии.

В США большая часть малых и средних предприятий сосредоточена в сфере услуг, что свидетельствует о структурных изменениях в разделении общественного труда. Еще одной особенностью, которая сыграла немаловажную роль в развитии предпринимательства стало укрепление позиции женщин, которые с 1980-х годов активно начали открывать свой бизнес прежде всего в сфере услуг. Подобная деятельность очень актуальна, поскольку по данным 2005 года, безработных женщин было 7 млн. чел., что гораздо выше показателя 2009 года (В феврале 2009 года безработных женщин в США было зафиксировано примерно 5,25 млн. человек).

К малому бизнесу США относятся малые и средние предприятия с численностью рабочего штаба до 500 человек. За последние 30 лет количество малых предприятий возросло с 13 до 26 млн., что еще раз подтверждает актуальность развития бизнеса. Поскольку как уже отмечалось ранее, и в этой стране также малый бизнес дает возможность трудоустроить огромное количество не только коренного населения, но также и мигрантов. Таким образом, США рассматривает поддержку малого бизнеса гораздо глобальнее, чем другие страны, здесь устойчивый и активно развивающийся малый бизнес поддерживает конкурентоспособность экономики страны в целом.

Рисунок 6 – динамика изменения показателей наиболее проблемных факторов для ведения бизнеса в США, 2009-2014