Презентация "высшая нервная деятельность". Презентация к уроку биологии на тему «Состав крови» (8 класс) Учение Павлова о типах темперамента

Слайд 2

2 Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) исследует основные закономерности поведения животных и человека; механизмы функционирования мозга, лежащие в основе психической деятельности Поведение – это ответные реакции индивида на внешние и/или внутренние сигналы, обусловленные работой ЦНС и способствующие адаптации организма к изменяющимся условиям окружающей среды. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ Зарождение физиологии мозга как науки связано с именем Р. Декарта.

Слайд 3

3 ДЕКАРТ, РЕНЕ (Descartes, Ren, латинизированное имя –Картезий, Renatus Cartesius) (1596–1650), французский философ, математик и естество-испытатель. Создал представление о рефлекторном принципе работы организма, согласно которому поведением управляет головной мозг; мышечная реакция порождается изменениями в примыкающем к мышце нерве; процессы, происходящие в сенсорных нервах, отражаются на двигательных нервах.

Слайд 4

основоположник отечественной физиологии Изучал центральную иннервацию, нервное торможение, сформулировал рефлекторную теорию работы мозга: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению» Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы. Сеченов Иван Михайлович (1829-1905)

Слайд 5

5 Психическая деятельность человека имеет рефлекторный характер и реализуется по схеме 2. Любая рефлекторная реакция в организме в конце концов завершается двигательным актом. Существуют невольные (врожденные) и произвольные (приобретенные) рефлексы. Последние являются результатом обучения и могут изменяться под влиянием внешней среды. Рефлекс лежит в основе памяти и мышления. И.М. Сеченов: «Рефлексы головного мозга» (1863) “Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактором является мышечное движение…” “Мысль есть первые две трети психологического рефлекса” 5. В мозге существует как процесс возбуждения, так и процесс торможения. Взаимодействие этих процессов приводит либо к усилению, либо к ослаблению рефлексов. сигнал рецептор головной/спинной мозг исполнительный орган

Слайд 6

6 ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936) - русский физиолог, академик (1907). Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1904). Выводы И.М Сеченова получили подтверждение после создания И.П. Павловым объективного лабораторного метода исследования поведения. Хирургическое выведение наружу протоков слюнных желез позволило количественно оценить выделение слюны в ответ на попадание пищи в рот (врожденный рефлекс), а также в ответ на исходно незначимый сигнал - звук, свет и т.д. (приобретенный рефлекс). «Психическое слюноотделение» - результат обучения животного с соблюдением определенных условиях – условный рефлекс. При этом в коре головного мозга формируются новые нервные связи между сенсорными центрами, возбуждаемыми индифферентным сигналом, и центрами, связанными с текущими врожденными рефлексами.

Слайд 7

7 Устройство для изучения условных слюноотделительных (вегетативных) рефлексов

Слайд 8

8 Выработка условного слюноотделительного рефлекса на звуковой сигнал Безусловный (врожденный) рефлекс: при попадании пищи в рот начинается слюноотделение. Индифферентный (не имеющий отношения к слюноотделению) сигнал не вызывает слюноотделения. После многократного одновременного воздействия индифферентного (звук) и врожденного (пища) раздражителей у животного вырабатывается условный рефлекс – выделение слюны только на звуковой сигнал (до попадания пищи в рот). Нервную связь, образующуюся при формировании условного рефлекса, И.П.Павлов назвал временной связью, т.к. приобретенные рефлексы могут блокироваться в определенных условиях.

Слайд 9

Условия формирования условных рефлексов

9 совпадение по времени возбуждений, вызванных условными и безусловными раздражителями; повторяемость сочетаний условного и безусловного стимулов; оптимально-работоспособное состояние ЦНС (отсутствие утомления или перевозбуждения) отсутствие посторонних раздражителей. Формирование временных связей – фундаментальный принцип работы мозга 1,4 – сенсорные нейроны; 2 – релейный (передающий) нейрон в коре головного мозга; 3 – двигательный/вегетативный нейрон Исходнонезначимыйстимул 1 4 Врожденно определенный стимул (подкрепление) Условная (временная) связь 2 3 Реакция

Слайд 10

10 Тормозные процессы в ЦНС Наряду с возбуждением в мозге существует активный тормозный процесс. На клеточном уровне он проявляется выбросом тормозных медиаторов, передающих сигналы от нейрона к нейрону; на поведенческом – ослаблением или прекращением двигательных реакций. ВИДЫТОРМОЖЕНИЯ БЕЗУСЛОВНОЕ (ВРОЖДЕННОЕ) УСЛОВНОЕ (ПРИОБРЕТЕННОЕ) ВНЕШНЕЕ ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ (ОХРАНИТЕЬНОЕ) УГАСАТЕЛЬНОЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВОЧНОЕ УСЛОВНЫЙ ТОРМОЗ ЗАПАЗДЫВАТЕЛЬНОЕ

Слайд 11

11 Сила нервных процессов (возбуждения и торможения) – способность нервной системы работать без утомления. 2. Уравновешенность нервных процессов – соотношение возбудительных и тормозных процессов в мозге. 3. Подвижность (лабильность) нервных процессов – скорость смены возбуждения торможением и наоборот. Свойства нервной системы Классификациятипов ВНД ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объединенная группа Сильный тип Слабый тип (меланхолик) Уравновешенный Неуравновешенный (холерик) Подвижный (сангвиник) Инертный (флегматик) В=Т В>Т В Т В Т В Т

Слайд 12

12 ТЕСТИРОВАНИЕ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СИЛА ВОЗБУЖДЕНИЯ Животные Человек Реакция на очень сильный условный раздражитель (трещотка) Сильные – выработка условного рефлекса; Слабые – запредельное торможение. СИЛА ТОРМОЖЕНИЯ Удлинение процедуры дифференцировочного торможения Развитие невроза у животных-холериков ПОДВИЖНОСТЬ Переделка прочного двигательного навыка (динамического стереотипа) Развитие невроза у животных-флегматиков. Теппинг-тест Реакция следования за ритмом (холерики с трудом воспроизводят медленный ритм) Реакция следования за изменяющимся ритмом (вызывает затруднение у флегматиков

Слайд 13

13 ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ВНД (ТЕМПЕРАМЕНТОВ) У ЧЕЛОВЕКА ХОЛЕРИК (сильный, неуравновешенный, подвижный) – в нервных процессах возбуждение преобладает над торможением. Быстрый, порывистый, с сильными, бурно проявляющимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах. Нередко вспыльчив. Склонен к бурным эмоциональным вспышкам. Смелость сочетается с отсутствием выдержки. Характерно самозабвенное увлечение каким-нибудь делом, однако не умеет планировать нагрузку. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми. МЕЛАНХОЛИК (слабый) – застенчивый, нерешительный, болезненно реагирующий на сильные раздражители. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. От всякого нового явления в жизни ждет одних неприятностей. При изменении ситуации впадает в панику, тоску и уныние. Часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен. Настроения меняются медленно. Переживания отличаются глубиной и силой, хотя и протекают внешне спокойно. Обладая высокой чувствительностью нервной системы, имеет выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Слайд 14

14 САНГВИНИК (сильный, уравновешенный, подвижный) - с хорошо развитым вниманием и работоспособностью, с живой мимикой и богатой жестикуляцией. Обладает хорошей скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, общителен. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Легко сходится с новыми людьми. Склонен к быстрой смене настроений. Продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, в противном случае он становится скучным, вялым. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ВНД (ТЕМПЕРАМЕНТОВ) У ЧЕЛОВЕКА ФЛЕГМАТИК (сильный, уравновешенный, инертный). - медлительный, неторопливый, несколько вялый, с маловыразительной мимикой и бедной жестикуляцией. Остается внешне спокойным даже в трудных обстоятельствах. Обладает хорошей работоспособностью, умеет правильно рассчитывать свои силы и любит доводить дело до конца., меняет привычки. Хорошо сопротивляется сильным раздражителям и длительным трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных ситуациях, с трудом принимает решения и приспосабливается к новым обстоятельствам. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов. Слайд 17

Петр Великий - холерик И.Крылов - меланхолик Д.Менделеев - сангвиник 17 Так же дозволено определить и темпераменты исторических личностей.

Слайд 18

Заключение

Таким образом, на основании проанализированной литературы, посвященной темпераменту и личности можно сделать выводы о том, что данная тема интересовала людей со времен древности, что темперамент был предметом исследования многих ученых. Попытки формирования различных подходов к классификации темпераментов привели к тому, что во всяком случае в российской науке, наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека. Исследования связи темперамента и деятельности показывают важность учета этого фактора при выборе профессии как самим человеком, так и образовательными организациями и производствами при приеме на учебу и работу. 18

Посмотреть все слайды

«Урок Нервная система» - Больше всего развиты большие полушария, которые покрыты корой. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ – хорошо развит передний мозг и мозжечок. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ - впервые появились нервные клетки. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ – окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка. Эволюция органов чувств. Органы чувств: зрение слух обоняние осязание равновесие вкус.

«Нейроны мозга» - Электрический синапс. Современные модификации метода Ниссля выявляют рибонуклеопротеиды нейронов. Дж.Г.Николс, А.Р.Мартин, Б.Дж.Валлас, П.А.Фукс. А. не имеют тигроида. 80-120 м/с. (Неврилемма). Нейроны, усеянные синапсами. Е.К.Сепп. Нейроглиальные клетки мозга млекопитающих. Белое вещество – нервы (в периферич.

«Рефлекс» - Безусловные рефлексы. Рефлексы. Понятие рефлекса. В основе дрессировки- условный рефлекс. Примеры безусловных рефлексов. Рефлексы делятся на условные, выработанные в течение жизни и врожденные или безусловные. Имеются с рождения. Приобретаются в течение жизни. Рефлексы бывают врожденные – инстинкты и условные, то есть приобретенные в течение жизни.

«Строение и функции нервной системы» - Нервная система. Отделы нервной системы. Рефлекс. Мозг. Функции нервной системы. Интегративная система. Роль прямых и обратных связей в рефлекторной регуляции. Строение и функция нервной системы. Головной и спинной мозг. Ответ организма на раздражение. Нервные клетки. Рецепторы. Нервы и нервные узлы.

«Физиология ЦНС» - Рефлекс - ответная реакция организма на раздражение. способность отвечать на раздражение изменением обмена веществ. Что такое рецептор? Физиология ЦНС. Чувствительное волокно. Принцип пластичности. Действующий орган. Клетка. Рецепторное поле внутренних органов и мышц: Состояния тканей могут быть следующими:

«Нервная система» - Совершенствование нервной системы отразилось и на развитии органов чувств. Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом. В связи со сложными движениями хорошо раз­вит мозжечок. Аксоны соединяются с соседними нейронами в синапсах. Мозжечок тоже хорошо развит и имеет извилины. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов, идущих к различным эффекторам.

Презентация к уроку биологии в 9 классе (базовый уровень) по теме «Типы ВНД и темперамента. Разнообразие чувств»
Автор материала: Медведева Татьяна Александровна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ Арбатская средняя школа с. Арбаты Таштыпского района Республики Хакасия 2016г.

Типы ВНД и темперамента.Разнообразие чувств
Типы высшей нервной деятельности Эмоции
Б-8кл. П. 32
01.11.2016

Тип высшей нервной деятельности
Тип высшей нервной деятельности – совокупность врождённых и приобретённых свойств нервной системы, сказывающихся на всех функциях организма и определяющих характер его взаимодействия со средой

Внешнее выражение различного эмоционального состояния у шимпанзе

ТЕМПЕРАМЕНТ

ТЕМПЕРАМЕНТ
ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. Temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т.д.


Немного о темпераменте

Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента. Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И.П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.
Немного о темпераменте

Темперамент зависит от координат типа нервной системы. Координаты рассматриваются как основные характеристики в соотношении ВНД и темперамента

Тип нервной системы и темперамент

Типы темперамента

Типы темперамента: реакции людей с различным темпераментом на смятую шляпу

СТРЕСС

ТИПЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

И. E. Репин. 1885 г. 199 х 254 см. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва, Россия Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ

Юсуф Карш. Фотография
Ганс Селье (1907 – 1982)

Повторим, что узнали?
Тип нервной системы Тип нервной системы Сильные Сильные Сильные Слабые
Тип нервной системы Тип нервной системы Безудержный Живой Инертный Слабые
Особенности нервной системы Сила
Особенности нервной системы Уравновешенность
Особенности нервной системы Подвижность
Темперамент Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик
Самостоятельная работа - дополнить таблицу (схема с. 254)
Соотношение типов нервной системы и темперамента
Сильный
?
Сильный
Сильный
Слабый
Неуравновешенный
Уравновешенный
Подвижный
Подвижный
Инертный
Подвижный или инертный
Уравновешенный
Неуравновешенный

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
П. 67 Термины В. 1-6, с. 261 Подведём итоги – с. 262-263

CD-диск 1С: Школа. Биология. Человек. 8кл. ООО «1С-Паблишинг», 2007. Издательский центр «Вентана-Граф» Учебник Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. « Биология. Человек. 8 класс» – М.: Вентана-Граф, 2012. Рабочая тетрадь № 2 к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» авторов А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2012. Методическое пособие «Биология. Человек. 8класс:поурочные планы по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша/авт.-сост. О.Л.Ващенко.- Волгоград:Учитель, 2008.- 265с.
Источники информации

Поджелудочная железа. Строение и расположение в коже разных типов рецепторов. Эпидермис. Тельца Руффини. Цель работы. Чувствствительные нервные окончания. Концевые колбы Краузе. Терморецепторы. Особенности организации нервных окончаний. Нейрон состоит из тела (сомы) и отростков. Строение нервной клетки. Общие принципы организации нервной системы. Крупный нейрон. Тельца Месснера. Рецепторы делятся на свободные нервные окончания и инкапсулированные.

«Автономная вегетативная нервная система» - Парасимпатические ядра лежат в среднем и продолговатом мозге. Эффекты парасимпатической системы. Отходящие от ядер волокна, вегетативные узлы. Вегетативная (автономная) нервная система. За что отвечает соматическая часть нервной системы. Строение вегетативной нервной системы. Преганглионарные нейроны симпатической системы. Симпатическая НС. Возбуждение симпатической системы. Строение ВНС. Регуляция работы внутренних органов.

«Нервная ткань» - Поперечный срез нерва. Классификация нейронов по количеству отростков. Образование безмиелинового волокна. Скорость роста. Моторная бляшка. Осязательное тельце Мейснера. Развитие нервной ткани. Перехват Ранвье (границы соседних леммоцитов). Нервные окончания. Проведение нервного импульса. Тигроидное вещество в нейроплазме. Возбуждающий синапс. Строение нейрона. Серое вещество. Конвергентные связи.

«Высшая нервная деятельность» - Понятие врожденных и приобретенных форм поведения. Цепочка врожденных рефлексов. Эксперимент по выработке условных рефлексов. Доминантный очаг. Доминанта. Поведение. Ответьте на вопрос. Торможение условного рефлекса. Рассудочная деятельность. Приобретенные формы поведения. Приспособительные реакции животных. Разные формы торможения. Рефлексы. Основные способы научения. Виды условного (приобретенного) торможения.

«Вегетативный отдел нервной системы» - Сакральный отдел. Глазосердечный рефлекс. Лимбическая система. Проба с пилокарпином. Функции внутренних органов. Холодовая проба. Слюноотделение. Пиломоторный рефлекс. Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы. Дермографизм. Парасимпатотонические кризы. Поражение вегетативных ганглиев лица. Симпатическая часть вегетативной нервной системы. Болезнь Рейно. Бульбарный отдел. Рефлекторный нервный путь слюноотделения.

«Основы высшей нервной деятельности» - Сон. Действие безразличного раздражителя. Типы темперамента. Холерический темперамент. ВНД человека и животных. Внутреннее торможение. Инсайт. Нервная связь. Краткие ответы. Последовательность элементов рефлекторной дуги. Врожденные рефлексы. Импритинг. Человеческие дети. Внешнее торможение. Верные суждения. Рефлексы. Парадоксальный сон. Бодрствование. Сангвинистический темперамент. Приобретаются организмом в течение жизни.



















1 из 18

Презентация на тему: Физиология высшей нервной деятельности

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯФизиология высшей нервной деятельности (ВНД) исследует основные закономерности поведения животных и человека; механизмы функционирования мозга, лежащие в основе психической деятельностиПоведение – это ответные реакции индивида на внешние и/или внутренние сигналы, обусловленные работой ЦНС и способствующие адаптации организма к изменяющимся условиям окружающей среды.Зарождение физиологии мозга как науки связано с именем Р. Декарта.

№ слайда 3

Описание слайда:

ДЕКАРТ, РЕНЕ (Descartes, Ren, латинизированное имя –Картезий, Renatus Cartesius) (1596–1650), французский философ, математик и естество-испытатель.Создал представление о рефлекторном принципе работы организма, согласно которомуповедением управляет головной мозг;мышечная реакция порождается изменениями в примыкающем к мышце нерве;процессы, происходящие в сенсорных нервах, отражаются на двигательных нервах.

№ слайда 4

Описание слайда:

Сеченов Иван Михайлович (1829-1905)основоположник отечественной физиологии Изучал центральную иннервацию, нервное торможение, сформулировал рефлекторную теорию работы мозга: Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы.«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению»

№ слайда 5

Описание слайда:

И.М. Сеченов: «Рефлексы головного мозга» (1863)Психическая деятельность человека имеет рефлекторный характер и реализуется по схеме 2. Любая рефлекторная реакция в организме в конце концов завершается двигательным актом. “Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактором является мышечное движение…” Существуют невольные (врожденные) и произвольные (приобретенные) рефлексы. Последние являются результатом обучения и могут изменяться под влиянием внешней среды.Рефлекс лежит в основе памяти и мышления. “Мысль есть первые две трети психологического рефлекса”5. В мозге существует как процесс возбуждения, так и процесс торможения. Взаимодействие этих процессов приводит либо к усилению, либо к ослаблению рефлексов.

№ слайда 6

Описание слайда:

Выводы И.М Сеченова получили подтверждение после создания И.П. Павловым объективного лабораторного метода исследования поведения. Хирургическое выведение наружу протоков слюнных желез позволило количественно оценить выделение слюны в ответ на попадание пищи в рот (врожденный рефлекс), а также в ответ на исходно незначимый сигнал - звук, свет и т.д. (приобретенный рефлекс). «Психическое слюноотделение» - результат обучения животного с соблюдением определенных условиях – условный рефлекс. При этом в коре головного мозга формируются новые нервные связи между сенсорными центрами, возбуждаемыми индифферентным сигналом, и центрами, связанными с текущими врожденными рефлексами.ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936) - русский физиолог, академик (1907). Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1904).

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Выработка условного слюноотделительного рефлекса на звуковой сигналБезусловный (врожденный) рефлекс: при попадании пищи в рот начинается слюноотделение.Индифферентный (не имеющий отношения к слюноотделению) сигнал не вызывает слюноотделения. После многократного одновременного воздействия индифферентного (звук) и врожденного (пища) раздражителей у животного вырабатывается условный рефлекс – выделение слюны только на звуковой сигнал (до попадания пищи в рот).Нервную связь, образующуюся при формировании условного рефлекса, И.П.Павлов назвал временной связью, т.к. приобретенные рефлексы могут блокироваться в определенных условиях.

№ слайда 9

Описание слайда:

Формирование временных связей – фундаментальный принцип работы мозгаИсходно незначимый стимулВрожденно определенный стимул (подкрепление)Условная (временная) связь1,4 – сенсорные нейроны; 2 – релейный (передающий) нейрон в коре головного мозга; 3 – двигательный/вегетативный нейронУсловия формирования условных рефлексовсовпадение по времени возбуждений, вызванных условными и безусловными раздражителями;повторяемость сочетаний условного и безусловного стимулов;оптимально-работоспособное состояние ЦНС (отсутствие утомления или перевозбуждения)отсутствие посторонних раздражителей.

№ слайда 10

Описание слайда:

Тормозные процессы в ЦНСНаряду с возбуждением в мозге существует активный тормозный процесс. На клеточном уровне он проявляется выбросом тормозных медиаторов, передающих сигналы от нейрона к нейрону; на поведенческом – ослаблением или прекращением двигательных реакций.ВИДЫ ТОРМОЖЕНИЯ БЕЗУСЛОВНОЕ (ВРОЖДЕННОЕ)УСЛОВНОЕ (ПРИОБРЕТЕННОЕ) ВНЕШНЕЕ ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ (ОХРАНИТЕЬНОЕ) УГАСАТЕЛЬНОЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВОЧНОЕ УСЛОВНЫЙ ТОРМОЗ ЗАПАЗДЫВАТЕЛЬНОЕ

№ слайда 11

Описание слайда:

ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИСвойства нервной системыСила нервных процессов (возбуждения и торможения) – способность нервной системы работать без утомления.2. Уравновешенность нервных процессов – соотношение возбудительных и тормозных процессов в мозге.3. Подвижность (лабильность) нервных процессов – скорость смены возбуждения торможением и наоборот. Классификация типов ВНД

№ слайда 12

Описание слайда:

ТЕСТИРОВАНИЕ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫСИЛА ВОЗБУЖДЕНИЯСИЛА ТОРМОЖЕНИЯПОДВИЖНОСТЬЖивотныеРеакция на очень сильный условный раздражитель (трещотка)Сильные – выработка условного рефлекса;Слабые – запредельное торможение.Удлинение процедуры дифференцировочного торможенияРазвитие невроза у животных-холериковПеределка прочного двигательного навыка (динамического стереотипа)Развитие невроза у животных-флегматиков.ЧеловекТеппинг-тестРеакция следования за ритмом (холерики с трудом воспроизводят медленный ритм)Реакция следования за изменяющимся ритмом (вызывает затруднение у флегматиков

№ слайда 13

Описание слайда:

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ВНД (ТЕМПЕРАМЕНТОВ) У ЧЕЛОВЕКАХОЛЕРИК (сильный, неуравновешенный, подвижный) – в нервных процессах возбуждение преобладает над торможением. Быстрый, порывистый, с сильными, бурно проявляющимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах. Нередко вспыльчив. Склонен к бурным эмоциональным вспышкам. Смелость сочетается с отсутствием выдержки. Характерно самозабвенное увлечение каким-нибудь делом, однако не умеет планировать нагрузку. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.МЕЛАНХОЛИК (слабый) – застенчивый, нерешительный, болезненно реагирующий на сильные раздражители. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. От всякого нового явления в жизни ждет одних неприятностей. При изменении ситуации впадает в панику, тоску и уныние. Часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен. Настроения меняются медленно. Переживания отличаются глубиной и силой, хотя и протекают внешне спокойно. Обладая высокой чувствительностью нервной системы, имеет выраженные художественные и интеллектуальные способности.

№ слайда 14

Описание слайда:

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ВНД (ТЕМПЕРАМЕНТОВ) У ЧЕЛОВЕКАФЛЕГМАТИК (сильный, уравновешенный, инертный). - медлительный, неторопливый, несколько вялый, с маловыразительной мимикой и бедной жестикуляцией. Остается внешне спокойным даже в трудных обстоятельствах. Обладает хорошей работоспособностью, умеет правильно рассчитывать свои силы и любит доводить дело до конца., меняет привычки. Хорошо сопротивляется сильным раздражителям и длительным трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных ситуациях, с трудом принимает решения и приспосабливается к новым обстоятельствам. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов.САНГВИНИК (сильный, уравновешенный, подвижный) - с хорошо развитым вниманием и работоспособностью, с живой мимикой и богатой жестикуляцией. Обладает хорошей скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, общителен. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Легко сходится с новыми людьми. Склонен к быстрой смене настроений. Продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, в противном случае он становится скучным, вялым.

№ слайда 15

Описание слайда:

№ слайда 16

Описание слайда:

Темперамент и личность От темперамента зависят такие свойства личности как:Впечатлительность- это сила взаимодействия человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакций на них. Эмоциональность-скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события.Импульсивность- несдержанность реакций, в их спонтанности и появлении ещё до того,как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение.Тревожность- беспокойные эмоциональные переживания(страх, опасение, боязнь)

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

Заключение Таким образом, на основании проанализированной литературы, посвященной темпераменту и личности можно сделать выводы о том, что данная тема интересовала людей со времен древности, что темперамент был предметом исследования многих ученых. Попытки формирования различных подходов к классификации темпераментов привели к тому, что во всяком случае в российской науке, наиболее признанным и обоснованным оказался подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека. Исследования связи темперамента и деятельности показывают важность учета этого фактора при выборе профессии как самим человеком, так и образовательными организациями и производствами при приеме на учебу и работу.