Триз гин анатолий. «триз-педагогика» анатолий гин. Техника, её объекты развиваются в целом закономерно

А. А. Гин, А. В. Кудрявцев, В. Ю. Бубенцов, Авраам Серединский

Теория решения изобретательских задач

© АНО содействия инновациям «ТРИЗ-профи», 2012


Рецензенты:

Марк Баркан , президент Международной ассоциации ТРИЗ 2005–2011 г.г.

Волюслав Митрофанов , экс-президент Международной ассоциации ТРИЗ, организатор самой крупной в мире тризовской научной школы - Ленинградской, заслуженный технолог СССР

Саймон Литвин , вице-президент фирмы GEN3 Partners (США), генеральный директор научно-технического центра «Алгоритм» (Санкт-Петербург), Мастер ТРИЗ, вице-президент Международной ассоциации ТРИЗ

Юрий Бельский , профессор Королевского Мельбурнского технологического института (Royal Melburne Institute of Technology), Австралия

Игорь Кайков , ТРИЗ-консультант EIfER (Europäisches Institut für Energieforschung), Германия

Вместо введения - от рецензентов

Увеличение скорости развития техники потребовало ускорить инновационный процесс. Чисто психологический подход при создании методов нахождения новых идей не принёс большого успеха. В конце 40-х годов Генрих Саулович Альтшуллер начал работу над новым подходом, который вобрал опыт и результаты изобретателей предыдущих поколений. Так появилась ТРИЗ, которая сегодня используется многими всемирно известными компаниями.

За последние 60 лет появилось много литературы, освещающей различные аспекты ТРИЗ. Но учебник так и не был создан. Эта книга, пожалуй, первая удачная попытка создания такого учебника. Написанная в поддержку системы аттестации и сертификации Международной общественной ассоциации профессиональных преподавателей, разработчиков и пользователей теории решения изобретательских задач, она является прекрасным введением в ТРИЗ.

Авторы, признанные специалисты по обучению ТРИЗ и развитию творческого воображения, сумели изложить довольно сложную для понимания теорию простым языком, с понятными примерами. Я рекомендую этот учебник не только начинающим изучение теории, но и преподавателям.

Марк Баркан, президент Международной ассоциации ТРИЗ

Уже давно назрела необходимость написания и издания учебного пособия для желающих овладеть основами ТРИЗ и пройти аттестацию на первый уровень. Именно поэтому можно только приветствовать авторов, которые взялись за это трудное дело - впервые выпустить такое учебное пособие.

Пособие - увлекательное путешествие в мир изобретательства, но надо сразу сказать: одно дело его прочесть, а другое - понять, освоить и начать применять знание и умение на практике.

Надеюсь, что в следующих пособиях для более высоких уровней аттестации и сертификации авторы дадут современные трактовки законов развития ТС, новые приёмы и другие современные инструменты ТРИЗ.

Волюслав Митрофанов, экс-президент Международной ассоциации ТРИЗ, организатор самой крупной в мире тризовской научной школы - Ленинградской, заслуженный технолог СССР

Вы держите в руках книгу, которая, при вашем желании, может изменить вашу жизнь, сделать её более интересной, содержательной и успешной. Спросите об этом тех, кто уже освоил теорию решения изобретательских задач и применяет её в жизни. Они ответят вам, что стали видеть мир по-иному, появились новые возможности и новые средства для успешного решения многих проблем. Усвоив материал пособия, вы совершите первый шаг в сторону управляемого творчества.

Как долго вы будете идти по этой дороге, зависит только от вас. Но мне кажется, что для большинства людей дорога творчества не имеет конца.

Дорогие друзья и коллеги!

Пособие, которое вы держите в руках, давно и с нетерпением ожидалось специалистами во всём мире. Тем более что, несмотря на международный экономический кризис, ряд известных в мире предприятий и фирм проводит массовое обучение своих сотрудников, которое сопровождается сертификацией Международной ассоциации ТРИЗ. Это неудивительно: современная ТРИЗ даёт уникальные возможности успешно развиваться и побеждать на рынке.

Предлагаемое пособие поможет начинающим изобретателям на их трудном пути к новой профессии - профессиональный инноватор.

Саймон Литвин, вице-президент фирмы GEN3 Partners (США), генеральный директор научно-технического центра «Алгоритм» (Санкт-Петербург), Мастер ТРИЗ, вице-президент Международной ассоциации ТРИЗ

Сорок лет назад увидела свет основополагающая монография по ТРИЗ - «Алгоритм изобретений» Генриха Альтшуллера. С тех пор написаны сотни книг по ТРИЗ на разных языках мира. Данное пособие по ТРИЗ появилось как подарок к юбилею «Алгоритма изобретений». Доступность подхода и простота изложения основных принципов теории решения изобретательских задач - несомненное достоинство пособия.

Юрий Бельский, профессор Королевского Мельбурнского технологического института (Royal Melburne Institute of Technology), Австралия

Мир соткан из противоречий… Вот одно из них, касающееся собственно ТРИЗ: недостаток учебных пособий при широкой известности и популярности теории в мире. Перед вами - одно из возможных решений этой проблемы.

В пособии доступно изложены основные постулаты, положения и инструменты ТРИЗ. Местами авторская трактовка отличается от классической, но авторы опираются в этом на свой опыт и исследования. На большом практическом материале (более 100 примеров, задач и упражнений) подробно объясняются теоретические положения, инструментарий их применения. Многие задачи взяты авторами из собственной практики, и это особенно ценно для начинающих изучение ТРИЗ. Типовые вопросы и ответы на них помогут читателю более быстро и качественно проработать трудные для понимания моменты.

Игорь Кайков, ТРИЗ-консультант EIfER (Europäisches Institut für Energieforschung), Германия

1. Триз: постулаты, источники и составные части

Постулаты

Классическая ТРИЗ (теория / технология решения изобретательских задач) базируется на следующих постулатах:

1. Техника, её объекты развиваются в целом закономерно.

2. Закономерности развития техники познаваемы и могут быть использованы для поиска новых технических решений.

3. Процесс поиска нового решения можно описать в виде последовательности интеллектуальных, мыслительных действий.


Для описания процесса поиска решений в ТРИЗ разработана система понятий, закреплённая специально созданной терминологией. Эта система понятий и выявленные законы развития технических систем позволяют осознанно пользоваться технологией решения изобретательских задач, включающей ряд инструментов и методов (приёмов, правил, операторов, способов моделирования изобретательской задачи, алгоритмов).

Источники

Теория решения изобретательских задач возникла в конце 40-х - начале 50-х годов в СССР. Её основоположником стал специалист инспекции по изобретательству Каспийской военной флотилии Генрих Альтшуллер.

Советский Союз не случайно стал родиной ТРИЗ. После Второй мировой войны в стране огромное значение придавали быстрому развитию промышленности, техническому перевооружению, а особенно совершенствованию военной техники. Эти факторы в совокупности с нехваткой квалифицированных инженерных кадров создали потребность в методах, позволяющих быстро научить людей, как совершенствовать технику.

Важнейшим источником теории стали патенты. Их анализ помог выявить основные направления развития техники, а также создать ряд интеллектуальных инструментов изобретателя, например приёмы устранения технических противоречий.

Другим источником новой теории стала история техники. Г. Альтшуллер и его ученики изучили историю создания таких технических систем, как мельница (устройство для измельчения зерна), корабль (устройство для передвижения по поверхности воды), печатный станок (устройство для нанесения изображения на бумагу), и многих других. В результате оказалось, что все эти системы прошли одни и те же этапы развития. Возникло предположение, что и другие системы должны проходить те же этапы. А значит, в самых общих чертах можно предсказывать, как будет развиваться новая область техники. История техники до сих пор является не только подсказкой для формирования системы законов развития техники, но и информационной базой для их проверки.

ТРИЗ-педагогика Анатолий Гин

(Пока оценок нет)

Название: ТРИЗ-педагогика

О книге «ТРИЗ-педагогика» Анатолий Гин

«…Представьте себе, что ваш ребёнок в возрасте 14–15 лет разгадывает половину фокусов Ури Геллера с первого просмотра; воспринимает физику, химию, биологию не как «нагрузку», а как увлекательные приключения мысли, позволяющие лучше понимать мир; одинаково уважительно относится к гуманитарному и техническому творчеству; настроен на творческую жизнь…

И не только ваш ребёнок, но и его друзья. В идеале – новое поколение.

Вам нравится такая перспектива?

Есть хорошая новость – она достижима…»

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «ТРИЗ-педагогика» Анатолий Гин в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «ТРИЗ-педагогика» Анатолий Гин

Когда мы учим вне деятельности, без интереса и эмоций, нам приходится буквально вбивать знания в голову, через сопротивление ученика. Отсюда низкий КПД образования. Отсюда необходимость многократно делать однотипные упражнения. Отсюда кажущаяся, искусственно вызванная «тупость» многих учеников.

Принцип 5. Правильная социализация – такой же важный результат образования, как креативность
Комментарий
В настоящее время подавляющее большинство крупных проектов, бизнес-проектов или научных – неважно, делаются коллективами. Умения выстроить отношения, быть полезным самому и не затирать других, брать в свои руки или уступать лидерство.

Узкая специализация – удел насекомых. Если внимательно посмотреть на эволюцию, то станет понятно: чем более развито животное, тем менее оно специализировано, тем больше доля обучения и приспособления под изменяющиеся условия. Наименее специализирован человек. Каждый человек, кроме профессиональной деятельности, является гражданином, соседом, родственником, покупателем… – у него огромное количество разных видов деятельности. И чтобы быть успешным в диапазоне деятельностей, нужно быть широко образованным.

Вовсе не обязательно. Вежливый человек может слушать просто потому, что не хочет обидеть говорящего. Подчинённый может слушать начальника по любому поводу, потому что уклонение от этой «почётной обязанности» чревато…
Слушать-то будет, но напрягаться, чтобы понять, запомнить, живо включаться в разговор – нет. Примерно то же самое происходит с детьми на уроках, когда нет интереса.

Живая работа ума – вот что является содержанием настоящего образования. В творческой работе ума, в рассуждениях о неизвестном ошибка – такая же движущая сила познания, как и твёрдо установленный факт или эксперимент. Все великие умы человечества совершали ошибки, выдвигали ложные гипотезы. И они не боялись этого делать – потому и стали великими.

Обучение – это, прежде всего, управление мотивацией. Есть примеры, когда страстно желающий учиться человек преодолевает любые преграды и добивается успеха. И есть примеры, когда имеющий любые возможности и высокий личностный потенциал человек при отсутствии интереса остаётся никем.

Правило 1: удивление предшествует познанию
Что делает взрослый человек, когда ему дают ответы на незаданные им вопросы, рассказывают о том, что его не интересует? Закрывает уши?

Одна из составляющих креативности – уверенность в своих силах. Она добывается, тренируется, закрепляется в реальной деятельности, в победах. Вот почему важны победы в олимпиадах и конкурсах, самостоятельно сделанные, доведённые до конца проекты самого разного содержания. Самостоятельно сочинённый рассказ или придуманная загадка, самостоятельно изготовленный прибор, самостоятельно заработанные деньги, самостоятельно решённая трудная (обязательно – трудная!) задача – всё это ценнейший опыт, который переплавляется в характер и стиль мышления.

Леонардо да Винчи писал, правда, о художниках, но это в равной мере относится и к науке. У Леонардо было двадцать учеников, и ему предстояло определить, кто из них станет хорошим художником, кто талантлив, на кого стоит тратить время… Леонардо говорил так: «Начинаешь их учить и видишь, что одному удаётся натюрморт, другому пейзаж, третьему – перспектива и так далее. А вот шестой уступает в натюрморте первому, в пейзажах второму, в перспективе третьему… У него нет склонности к специализации, но зато он всем интересуется. Вот он-то и будет настоящим художником», – заключает Леонардо да Винчи.

Формирование культуры изменения культуры = новая функция образования.

Скачать бесплатно книгу «ТРИЗ-педагогика» Анатолий Гин

(Фрагмент)

В формате fb2 : Скачать
В формате rtf :

Анатолий Гин

Первая «минута славы» Анатолия, а точнее маленького и в то время белокурого мальчика Толи пришла, когда ему было 4 года. Тогда в поселковой газете появилась статья «Маленький Толя Гин знает всё на свете». Статья появилась в результате общения 4-летнего «знатока» с корреспондентом местной газеты на общей кухне длинной казармы, где жили офицеры. Происходило это на Крайнем Севере, бухта Тикси, где служил отец Толи.

Сам мальчик это событие никак не оценил, но мама сохранила газетку в семейном архиве.

Впрочем, в скором времени малец огорошил родителей по-настоящему, он напрочь отказался принимать мясную пищу, на основании того, что «для этого кого-то убивают». В условиях Крайнего Севера, в начале 60-х годов прошлого века это превратилось для родителей в серьёзную проблему. Ждали, пока «блажь» сама пройдёт, потом пытались уговаривать, потом отец не выдержал и пытался заставить силой. Ничего не вышло, усилия взрослых «обломались», а Анатолий на всю жизнь остался вегетарианцем.

Толя переходил в 7-й класс, когда отец вышел на пенсию и семья переехала в Гомель. Каждый день, выходя в школу, парень запихивал в карманы что-нибудь, чтобы угостить всех бездомных собак по пути. Надо честно сказать, что в школе учился «так себе», выезжая за счёт сообразительности на четвёрки. Иногда. Зато много читал, с фонариком под одеялом в том числе, занимался под руководством отца радиолюбительством…

Во многом судьбу определил новый учитель физики Леонид Илларионович Покаташкин. Талантливый человек, он заразил Анатолия красотой физики. Закономерным стало поступление на физический факультет Гомельского университета, который и окончил с красным дипломом. Учился на вечернем отделении, а работать пошёл на завод, рабочим для начала. Но на третьем курсе ушёл в школу. Ушёл с головой, уже через год начал преподавать в классе с углублённым изучением физики. Работать с одарёнными детьми казалось верхом блаженства.

6-дневной рабочей недели казалось мало, поэтому по воскресеньям вёл с подростками познавательный клуб, далеко выходящий за пределы физики. На том и погорел. Однажды Анатолий рассказал своим ученикам-физикам про древнекитайский знак «Ин-Янь». Формула «Во всём хорошем есть что-то плохое, а во всём плохом есть что-то хорошее» заворожила юных мыслителей, начались вопросы… Типа: «А что, и в социализме есть что-то плохое?»

Советская власть не была терпеливой к лишним вопросам, источник смуты был быстро обнаружен и меры приняты… Так Анатолий остался без работы…

Но ведь мы уже знаем, что «во всяком плохом есть хорошее»! Несколько месяцев нищеты и безработица привели к знакомству с молодыми парнями, которые называли себя странным словом «тризовцы». А через них - и с самой теорией. «Так вот ОНО, то, что я так искал для развития одарённых детей» - понял Анатолий.

Провел более 200 семинаров для студентов, учителей, психологов, преподавателей вузов, инженеров и предпринимателей в странах СНГ, Латвии, Польше, Франции, Китае, Южной Корее, Малайзии. Автор 15 книг, не считая сборников статей и учебника для начальной школы, редактор более двадцати книг. Книги Анатолия изданы в США, Германии, Франции, Чехии, Польше, Китае, Южной Корее, Малайзии и в других странах.

Директор проекта «Creatime».

Анатолий верит, что будущее в наших человеческих руках, и что хорошее образование гораздо более качественный ресурс, чем полезные ископаемые. И поэтому по-прежнему большое внимание уделяет образованию, особенно образованию детей и родителей.

Борис Злотин

За более чем 40 лет работы в ТРИЗ под руководством и при непосредственном участии Мастера ТРИЗ Бориса Злотина выполнено более 1000 разных проектов, решено порядка 20 000 задач, обучено около 6000 людей. Он автор (соавтор) порядка 300 статей на русском и английском, 4 книг на английском языке, 12 книг и брошюр на русском языке, из которых 4 — в соавторстве с Г.С. Альтшуллером .

Изобретательность и продуктивность ума Бориса Злотина поражают. Наибольшее количество авторских учебных кейсов и огромная доля теоретических и методических статей в проекте Creatime написана Борисом. Он щедро делится с нами своим огромным и уникальным опытом.

В 6 лет Борис Злотин начал осваивать роскошную игрушку — механический завод, где отец был директором. Борис днями «пропадал» на заводе, а смотрел за ним один из старых рабочих супер-профессионалов, слесарь-инструментальщик. С его помощью Борис начал осваивать разные инструменты, от простого к сложному. На токарном станке впервые работал в 6 лет, первый сварной шов попытался сделать в 8-летнем возрасте, а потом даже научился водить старый газик.

В 1963 был изгнан из школы за выдающиеся успехи и (бес)примерное поведение, пошел в «ремеслуху» (официально называлось ТУ, потом ПТУ, но кроме названия отличий не было). Одновременно закончил вечернюю школу - 10-летку, опередив соучеников, которые мучились аж 11 классов, сразу поступил на вечерний в Ленинградский политех на мехмаш - и все это чтобы откосить от армии.

В 1965 пришёл на «Электросилу» слесарем-инструментальщиком и подал первые рационализаторские предложения. Через 2 года получил предложение работать инженером-конструктором Бюро Инструмента и Приспособлений - начальник БиП нашел способ остановить поток « рацух» инициативного балбеса, из-за которых приходилось все время переделывать чертежи. В начале 1968 перешел на дневной на электромех. После политеха окончил аспирантуру (к защите не допустили за глупость — публично высказал, что думал о КПСС), учился 3 года в ИПК при ЛГУ математике и окончил ВГКПИ (Высшие государственные курсы патентной информации).

С 1971 года - инженер-испытатель в отделе исследования электроэнергетических машин «Электросилы». Тестировал гидрогенераторы и турбогенераторы на станциях и на стендах, занимался математическим моделированием, участвовал в разработке и испытаниях первого сверхпроводящего генератора, писал отзывы и рефераты по секретным отчетам иностранных фирм, скраденным КГБ.

С 1981 - начал активное сотрудничество с Г.С. Альтшуллером - совместное проведение семинаров, участие в разработках, написание книг в соавторстве.

1982 - переехал в Кишинев, работал руководителем группы ФСА, совместно с Аллой Зусман основал Кишиневскую школу ТРИЗ. Также совместно с Аллой Зусман и своими учениками - коллегами начал работы по применению ТРИЗ к решению научных задач и обучение детей ТРИЗ при Научном Обществе Учащихся.

1985 - в месте с А. Зусман разработал на базе ТРИЗ и диверсионного подхода Методику Решения Исследовательских Задач и начали работу по созданию Общей Теории Эволюции, которая продолжается и сегодня.

1986 - вместе с В. Просяником, А. Зусман и группой учеников создали МНТЦ «Прогресс» - первую в СССР частную инженерную фирму и первую в мире компанию, основанную на использовании ТРИЗ (консультации, решение задач, семинары, издание материалов)

1991 - разработал вместе с А. Зусман основанный на ТРИЗ софт «Инструментарий Менеджера». МНТЦ «Прогресс» начала работу по применению ТРИЗ в бизнесе, консультируя Московскую Товарную Биржу.

1992 - на базе МНТЦ «Прогресс» вместе с коллегами и американскими инвесторами создали компанию Ideation International Inc. и софт «Инструментарий Изобретателя» (на английском - «Innovation WorkBench»)

1993 - переехал в США, начал в рамках Ideation International Inc. бизнес по решению изобретательских задач, обучению ТРИЗ и разработке и продаже программных продуктов на базе ТРИЗ, включая софты для решения изобретательских задач в технике, менеджменте и бизнесе, для решения исследовательских задач (в том числе выявления причин вредных или нежелательных эффектов), прогнозирования, управления развитием, улучшения патентов и/или (по желанию заказчиков) их обхода.

2013 - вместе с В. Просяником и Д. Песчанским (бывшим учеником в ТРИЗ) создал компанию «Progress Inc.» для развития и реализации уникального изобретения Д. Песчанского - быстро обучающейся нейронной сети.

2015 - по настоящее время - научный руководитель компании Ideation International Inc.

Более чем за 40 лет работы в ТРИЗ под руководством и при непосредственном участии Мастера ТРИЗ Бориса Злотина выполнено более 1000 разных проектов, решено приблизительно 20 000 задач, обучено около 6000 людей. Он автор (соавтор) 4 книг на английском языке, порядка 300 статей на русском и английском, создатель 12 книг и брошюр на русском языке, из которых 4 - в соавторстве с Г.С. Альтшуллером .

Евгения Гин

Специалист второго уровня по системе аттестации и сертификации Международной Ассоциации ТРИЗ. ТРИЗ-педагог. Автор и ведущая семинаров по развитию креативности в семье. Основатель онлайн-проекта поддержки для творческих родителей www.creatimefamily.ru

Евгения принимает участие в самых разных задачах Проекта Creatime, в том числе является ментором на статусе "Лётчик".

В Google говорят: «Если раньше людей нанимали работать, то теперь людей нанимают думать».

Почему я занимаюсь ТРИЗ-педагогикой? Я верю, что мышление ---- это важно и интересно, что этому можно и нужно учиться, что это качественно повышает уровень жизни, что это абсолютно необходимо тем, кто не хочет вылететь на обочину века искусственного интеллекта. И еще я искренне верю, что обучение должно быть интересным и захватывающим. И умею так делать.

Мои родители ТРИЗ-педагоги с 30-летним стажем, поэтому задачный подход, которому я учу, я впитала как мировоззрение еще в детстве. А потом к этому добавилось и серьезное обучение у Мастеров ТРИЗ (А. Гин, А. Кудрявцев, С. Фаер) и авторов педагогических школ (А. Гин и С. Гин, А. Сторожев, А. Лобок, Д. Зицер и др.). На сегодняшний день я являюсь сертифицированным специалистом по ТРИЗ второго уровня (по системе аттестации и сертификации Международной Ассоциации ТРИЗ), ведущим научным сотрудником международной ассоциации «Образование для Новой Эры».

По базовому образованию (и «строению мозга») я математик-программист (ф-т Кибернетики МИФИ). Эта особенность обеспечивает четкий структурный подход ко всему, будь то разработка методических материалов или проведение семинаров.

В моей работе можно выделить четыре основных направления:

Разработка методических материалов.
. Преподавание: семинары для родителей и учителей (более 20 проведенных семинаров в странах СНГ и Европы), занятия со школьниками разных возрастов.
. Кураторство над ТРИЗ-педагогами и волонтерами.
. Руководство ИТ-проектами.

1 апреля 2018 года я открыла новый проект - «Creatime Family». Это онлайн-группа для тех родителей, которые хотят развивать мышление своих детей. Развивать весело, на понятных примерах, в череде прочих бытовых дел. В «Creatime Family» родители ежедневно получают конкретные игры, приёмы, задачи, которые используют в общении с детьми. И, что не менее важно, делятся друг с другом опытом и вдохновением. В основе всех материалов лежит ТРИЗ-педагогика. Узнать о проекте больше и присоединиться можно на www.creatimefamily.ru .

А еще я готова помочь Вам с более глубоким освоением курсов на Creatime - выбирайте статус "Лётчик".

Если вы хотите познакомиться со мной ближе, то приглашаю Вас прочитать мои статьи и отчеты о мероприятиях на сайте Ассоциации "Образование для Новой Эры" www.trizway.com .

Алиса Фаер

Алису угораздило родиться в семье человека, получающего огромное удовольствие от решения нерешаемых задач - Мастера ТРИЗ Сергея Фаера . Вот так вот, волей-неволей, а приходилось учиться думать с первых шагов по жизни.

Сейчас Алиса растит в себе детского писателя.

Родилась в Санкт-Петербурге весной 1991 года. Школу закончила с медалью, бакалавриат и магистратуру СПБГУ с отличием. Для полного комплекта навыков уважающей себя девицы не хватало только умения играть на фортепиано, вышивать крестиком и говорить по-французски. Место фортепиано было занято русскими народными инструментами, а именно домрой, а французский оказался не столь мил сердцу, как родные славянские, что и послужило поводом пойти на славянскую кафедру. Долгие годы обучения чешскому языку вкупе с английским и литературой вылились в научные изыскания на пословично-фэнтезийном фронте. Творчество Толкина послужило отличным материалом для исследования, будучи насыщенным одновременно и пословицами, и прекрасными эльфами. Как ни странно, результат подобных изысканий оказался интересен не только автору, вследствие чего диссертация была адаптирована, разбита на части и опубликована серией статей в журнале «Палантир ».

Но это, конечно, только верхушка айсберга, среди прочих увлечений Алисы были замечены психология, спорт, туризм, написание сценариев и сказок, ТРИЗ, и кто знает, что ещё. Только вот на первом месте всегда оставалась тяга к развитию себя в целом и творческого мышления в частности, воспитанная отцом, а по совместительству мастером ТРИЗ - Сергеем Фаером .

Участвовала в работах по обновлению сайта ассоциации «Education for a New Era» .

P.S. В проекте выполняет роль редактора, а также помощника по разным поручениям. Надеется, что участие в работе над проектом Creatime заполнит пустующее место в душе, предназначенное когда-то для вышивания крестиком.

Ирина Андржеевская

Ирина о себе:

Мне интересны в жизни этой
Стихи, закаты и рассветы,
Моя любовь, моя семья,
Моё с огромной буквы Я,
Другие - с признаком харизмы,
Их мысли, чувства, афоризмы, -
Всё, что поможет путь пройти,
Собой оставшись по пути.

В 1986 году окончила биологический факультет Гомельского университета.

Прошла обучение ТРИЗ на авторских семинарах А. Гина, С. Гин, Ю. Мурашковского, А. Подкатилина, Т. Сидорчук. Сертифицированный специалист третьего уровня по системе квалификации Международной Ассоциации ТРИЗ . Автор/соавтор девяти книг (не считая учебников "Окружающий мир" и сопутствующих им изданий), в том числе сборника стихов.

Биолог по базовому образованию, поэтесса, мать пятерых детей.

Обладает острым критическим умом. В проекте «Creatime» выполняет роль «адвоката дьявола», критикует материалы, готовящиеся к публикации.

Ирина Безменова

Имеет кандидатскую степень по психологии и степень Master of Business Administration (МГИ(У)МО). Специализируется на комплексных программах и отдельных мероприятиях, связанных с развитием взрослых. В рамках проекта Creatime является помощником директора по организационным вопросам и развитию.

Изначально ничто не связывало Ирину с технологией решения открытых задач. Закончив факультет психологии МГУ, она долгое время сочетала профессиональное развитие в двух сферах: академическая наука и преподавание в высшей школе - с одной стороны, и развивающие программы по развитию управленческих компетенций - с другой.

Несколько лет назад Ирина поняла, что накопила целый ряд профессиональных вопросов, для которых никак не удавалось найти эффективное решение. Во-первых, после того, как Ирина стала руководителем кафедры, ей со всей очевидностью открылись сложности системы образования, которые уже не получалось компенсировать просто «хорошей работой преподавательского состава». Во-вторых, всё чаще и чаще от бизнес-клиентов стали поступать запросы на развитие мышления управленцев, для ответа на которые никак не находились адекватные инструменты. В-третьих, воспитание собственных детей ставило вопросы о целях их развития и навыках, которые будут востребованы в стремительно развивающемся мире, и решение этого вопроса тоже было неочевидно.

Ответ пришёл комплексный и закрывающий сразу весь перечень проблем. Ирина познакомилась с командой «Образование для новой эры» , и поняла, что ТРИЗ в разных версиях её применения - это ответ на многие волнующие вопросы. Жизнь поделилась на «до» и «после».

Сейчас Ирина развивает программы обучения ТРИЗ для совершенствования бизнес-компетенций, проводит мастер-классы для педагогов и родителей, учится решать задачи методами ТРИЗ.

В рамках проекта Creatime отвечает за организацию мероприятий, а также развивает подход к изучению искусства как открытой системы.

Максим Седов

Инженер по образованию, более 20 лет занимается построением бизнеса в разных областях, последние 3 года очень интересуется ТРИЗ. Предпочитает в бизнесе задачи, которые кажутся невыполнимыми.
В проекте Creatime выполняет роль человека, немного понимающего в бизнесе.

В старших классах средней школы Максиму повезло с учителем физики. Очень недолго (менее года) ему задавали задачки не из учебника, а задачки, в которых надо было объяснить суть физических явлений. И вечера с друзьями происходили в спорах и обсуждениях физики и политики (это была эпоха «Перестройки»).В 2015 году Елена столкнулась с ТРИЗ и ТРИЗ-педагогикой, и увлеклась. Стала сотрудничать с CREATIME и совсем пропала:). В проекте CREATIME выполняет роль редактора, а также временами организатора и «министра по общим вопросам». Очень довольна этим:)

Елена сбежала с третьего курса университета на заочное образование, так как хотела заниматься чем-то более продуктивным, чем отсиживать лекции. Устроившись на работу, наконец выучила английский до уровня переводчика на переговорах. Являясь дочерью Анатолия Гина, почти не соприкасалась с ТРИЗ - так как уезжала все дальше и дальше - от Калининграда до Китая. Но в 2015 году переехала в Москву, и начала изучать ТРИЗ и ТРИЗ-педагогику - хотелось дать разминку мозгам. Увлеклась. Стала сотрудничать с CREATIME и совсем пропала:). Никакая другая работа не могла конкурировать по интересности. Уволилась, и с тех пор занимается развитием своих мозгов и помощью проекту для развития других людей. В проекте CREATIME выполняет роль редактора, а также временами организатора и «министра по общим вопросам». Очень довольна этим:)

Считает миссию проекта «Creatime» гуманистической и рад принять в нем участие.

По базовому образованию инженер. По призванию - исследователь и педагог.

Техникой и радиотехникой занимался с детских лет.

В 2000 году стал призером всероссийского конкурса журнала «Радио»: разработал образовательный электронный конструктор.

Несколько лет писал для журнала «Ремонт и Сервис».

ТРИЗом увлекся еще с детства, не зная, «как это называется», но взахлеб прочитав книги Г.С. Альтшуллера (псевдоним Альтов) «И тут появился изобретатель» иБ.Л. Злотина, А.В. Зусман «Месяц под звездами фантазии». Несколько лет назад в процессе работы над одним из проектов наткнулся на информацию о ТРИЗ, понял: это то самое, о чем узнал еще в детстве. После этого не начать заниматься ТРИЗ было, конечно, просто невозможно.

Сейчас сертифицированный специалист 2-го уровня по ТРИЗ (по международной классификации МА ТРИЗ) и ученик мастеров ТРИЗ В.Г. Сибирякова, А.В. Кудрявцева, С.А. Логвинова.

В педагогику пришел еще в конце 90-х, работал в школе учителем физики.

Один из основателей и генеральный директор инновационного «Кулибин-центра», где занимаются развитием креативного мышления у детей.

Педагог, руководитель направлений «ТРИЗ», «программирование», «бизнес для детей», «тайм-менеджмент для детей и взрослых» в «Кулибин-центре».

Маркетолог, консультант по маркетингу с 10-летним стажем. Разработчик курса по тайм-менеджменту. Увлекается физиологией и психологией болезни и здоровья. Считает миссию проекта «Creatime» гуманистической и рад принять в нем участие.

Илья Фарбер

Наш арт-директор — тот самый Илья Фарбер, превративший своё незаконное тюремное заключение в открытую задачу и решивший её вместе со старшим сыном. Художник, поэт, архитектор, дизайнер, скульптор, каскадёр. Н еисправимый романтик.

Один из главных секретов его детства предписывал болеть, если хочешь делать то, что нравится, и он много болел. Хотелось рисовать, гулять, играть в машинки и солдатиков, мастерить, читать книжки, слушать пластинки и смотреть диафильмы. Помнит, как в медицинской карте врач написала с переносом "Вирус. ан-гина" и большие буквы "ОРЗ" - но не было понятно, что значат эти шифрованные сообщения из будущего.

В музыкальной школе учился играть на скрипке и фортепиано, в художественной - лепить и рисовать. Прогуливая школу занимался авиамоделированием, биатлоном, фехтованием и верховой ездой. В 14 лет увлёкся ушу. В летние каникулы, начиная с младших классов, работал каменщиком у отца на стройке - учился владеть лопатой, расшивкой и кельмой.

Во время учёбы на музыкальном факультете Российской Театральной Академии (ГИТИС) подрабатывал каскадёром на киностудии Мосфильм, архитектором и дизайнером. Зная технологию каменной кладки и понимая строительные чертежи, изготавливал ночами проекты частных домов, совершенствуя с каждым заказом способность увязывать самые противоречивые требования заказчиков. Преподавал в школе музыку, литературу, русский язык, рисование и ушу, вырабатывая собственные приёмы. В работе над виртуальной образовательной платформой не смог избежать знакомства с Анатолием Гином и его методикой Решения Открытых Задач, чему рад и этого не скрывает.

ТРИЗ-педагогика

Текст предоставлен правообладателем

Аннотация

«…Представьте себе, что ваш ребёнок в возрасте 14–15 лет разгадывает половину фокусов Ури Геллера с первого просмотра; воспринимает физику, химию, биологию не как «нагрузку», а как увлекательные приключения мысли, позволяющие лучше понимать мир; одинаково уважительно относится к гуманитарному и техническому творчеству; настроен на творческую жизнь…

И не только ваш ребёнок, но и его друзья. В идеале – новое поколение.

Вам нравится такая перспектива?

Есть хорошая новость – она достижима…»

Анатолий Гин

ТРИЗ-педагогика

Если ты замечаешь, что скачешь на дохлой лошади, – слезь с неё.

Индейская пословица
Но прежде чем отказаться от дохлой лошади, мы попробуем её хорошенько отстегать – а вдруг поскачет? Потом проведём пару десятков конференций, выделим гранты по тематике чудесного оживления дохлых лошадей. Командировки в дальнее зарубежье по обмену опытом в скачках на дохлых лошадях тоже приветствуются. Ну, и в конце концов, экспертное сообщество предложит турбореактивный двигатель, который решит все проблемы, как только получится внедрить его в дохлую лошадь…

Примерно так всё и происходит с традиционной системой образования. Её будут стегать (новые квалификационные стандарты для педагогов и пр.), привязывать к ней турбореактивный двигатель (цифровые технологии) и так далее, и тому подобное…

Но объективная потребность в новом берёт своё. И те люди, сообщества и страны, которые понимают это и раньше других поменяют содержание и технологию образования, получат неоспоримое преимущество.



О чём эта книга?

Представьте себе, что ваш ребёнок в возрасте 14–15 лет разгадывает половину фокусов Ури Геллера с первого просмотра; воспринимает физику, химию, биологию не как «нагрузку», а как увлекательные приключения мысли, позволяющие лучше понимать мир; одинаково уважительно относится к гуманитарному и техническому творчеству; настроен на творческую жизнь…

И не только ваш ребёнок, но и его друзья. В идеале – новое поколение.

Вам нравится такая перспектива?

Есть хорошая новость – она достижима.

И есть проблема: чтобы её достигнуть, нужно в корне, решительно менять систему образования.

Почему? Я мог бы привести десятки аргументов, но не буду. Не буду, потому что их и так уже более чем достаточно высказано разными умными людьми. Скажу только один, главный аргумент: традиционная система обучения детей убивает внутреннюю мотивацию, естественную любознательность. Познавательный инстинкт, присущий уже высшим млекопитающим и получивший особое развитие в человеке, заменяется внешней оценкой.

Давайте сойдёмся вот на чём: управление развитием человека – это прежде всего управление его мотивацией.

Можно силой заставить человека развиваться? Можно – как можно заставить раба работать под страхом плётки. Вот только эффективность такого развития будет крайне низкой. За примерами далеко ходить не надо – вы их найдёте в современной массовой школе. Есть важная для понимания мотивации особенность: – чем сложнее труд, тем менее эффективны внешние стимулы. А сильные стимулы (физическое воздействие, например), вообще не работают на результат.

Кстати, это хорошо знают дрессировщики. Если нужно быстро научить простейшему навыку – можно использовать плётку. Если нужно научить животное сложному навыку – приходится обходиться без плёток и даже без сильных поощрений.

Мир становится всё сложнее. Требуемые для успешной жизни человека навыки тоже становятся всё сложнее. И внешние стимулы действуют всё хуже. Исследователи с удивлением обнаружили, что последние годы в благополучных и наиболее развитых странах зарплата становится всё менее значима для молодёжи.

Учёба – настоящая учёба, а не «протирание штанов» за партой – весьма сложная деятельность. Надеюсь, вы понимаете, что отметка «за ответ» – не более действенный стимул, чем зарплата.

Великий мудрец, писатель Лев Толстой в своей школе для крестьянских детей не смог заинтересовать их изучением грамматики. Не нашёл способа пробудить внутренний интерес. И тогда он отказался от преподавания этого предмета. 2

Просто не спеша подумайте о том, почему этот умнейший человек, тонкий психолог, поступил именно так…


Как зажечь внутренний огонь интереса?

Чему и как нужно учить детей в современном мире?

Почему ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – может стать основанием новой педагогики?

Как обучать ребёнка, чтобы он был успешен, востребован?

Глава 1. Чему и как учить?

Чему учить?

Родители научат ребёнка умываться, чистить зубы, здороваться… Учителя – писать сочинения, делать геометрические построения, программировать…

От века основной функцией педагогики было: воспроизводство культуры общества, передача культуры следующему поколению. Культура – это совокупность поведенческих стереотипов, принятых данным обществом; основных научных и бытовых понятий и парадигм , устоявшихся технологий и способов решения задач. Привычка умываться по утрам, уголовный кодекс, технология производства сыра, теорема Виета о корнях квадратного уравнения – всё это элементы культуры.


Известный физик Лео Силард предложил простой образ: изобразим всё знание человечества как шар. Тогда пространство вне шара – область неизвестного. Поверхность шара символизирует границу с неизвестным. Но чем больше объём знаний, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным. И каждая точка этой площади – новая задача.
Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться человечеству, резко возросло.

И ответственность за решение новых задач также возросла. Хорошее решение задачи – новые возможности. Плохое – новые неприятности, вплоть до экологических катастроф. Впервые в истории человечества появилась потребность в целенаправленной и массовой (!) подготовке Решателей.

Скажем так: необходима профессия Решателя. Не просто химика или биолога, физика или техника, психолога или социолога, а именно Решателя. Потому что современность всё чаще сталкивает нас со сложными многофакторными задачами, которые значительно шире любой конкретной специальности. Кто-то должен вязать концы в единый узел, кто-то должен понимать язык и интересы представителей разных специальностей. И если творчество вообще подлежит изучению и имеет свои закономерности – кто-то должен уметь ими пользоваться…
А теперь отвлечёмся. И представим себе, что машина времени изобретена. Посадим на неё обыкновенного восьмиклассника средней школы и отправим в Пизанский университет XIII века, где собрались выдающиеся математики Европы, чтобы посоревноваться в делении многозначных чисел. Трудное это дело требует большого опыта и интуиции. Ведь цифры записываются в Римской традиции (арабское исчисление пришло в Европу позже), и методов деления просто не существует – ответ подбирается и проверяется обратным действием… Соревнование математиков заканчивается быстро с «разгромным счётом» в пользу восьмиклассника. Он что – гений? Нет, но зато у него есть простой метод – деление «уголком».
Может быть это – подсказка к разрешению противоречия? Мы не можем всех сделать гениями. Но можем вооружить многих методами решения сложных задач! Можем ли?
Во всяком случае, зафиксируем вывод: подготовить к встрече с новыми задачами, с которыми не приходилось сталкиваться раньше – вторая основная функция педагогики , появившаяся в результате научно-технической революции. Мы можем определить эту функцию так: формирование культуры изменения культуры. Проще говоря, учить прогнозировать, предусматривать, грамотно менять окружающую действительность. И эта функция становится главной.

Остаётся непростой вопрос: как строить учебный курс, целью которого будет подготовка сильных Решателей, способных решать сложные задачи динамично меняющегося мира? Попробуем вычленить основные направления такого курса.

Передача культуры новому поколению = традиционная функция образования .

Формирование культуры изменения культуры = новая функция образования.

Воспитание Решателя

Цель: формирование характера и мышления Решателя, готового к столкновению с новыми проблемами.

Достижение цели предполагает разработку педагогической системы, которую мы и называем сейчас ТРИЗ-педагогикой. Содержание ТРИЗ-педагогики во многом будет определяться такими направлениями:


Раскроем содержание каждого направления подробнее.
I. Развитие творческой интуиции

Говорят, академику Туполеву достаточно было одного взгляда на эскиз самолёта, чтобы сделать вывод: полетит или не полетит.

Развитая интуиция – следствие большого числа решённых задач. Развитие творческой интуиции Решателя предполагает наличие в учебном курсе большого количества творческих учебных задач. Такие задачи мы называем открытыми.
II. Обучение методам решения творческих задач

ТРИЗ-педагогика опирается на разработанные в рамках теории решения изобретательских задач методы: операторы снятия стереотипов, приёмы разрешения противоречий, алгоритмы решения творческих задач и другие. В то же время ТРИЗ-педагогика не пренебрегает другими методами поиска новых идей 3 , используя их как вспомогательные.

Накоплен опыт преподавания методов решения творческих задач различным возрастным группам – от детей дошкольного возраста до студентов и взрослых специалистов. Естественно, на адекватных возрасту примерах и задачах.
III. Обучение организации творческого труда

Можно быть очень талантливым человеком и ничего не успеть сделать в жизни… Успех – это труд. Без упорной работы над этюдами не будет музыканта-виртуоза. Работа Решателя высокого уровня объединяет в себе множество умений. Поэтому эффективный Решатель не представим без умения организовать свой труд.

Планирование изобретательской или исследовательской работы;

Умение работать с базами данных, в том числе организовывать собственные базы данных;

Реферирование;

Владение скоростным конспектированием, умение «свертывать» информацию в ёмкие опорные сигналы (образы);

Навыки скорочтения;

Планирование рабочего времени;


Не менее важными представляются умения, необходимые при организации коллективной интеллектуальной работы:

Умение вести научную дискуссию и чётко аргументировать доводы;

Умение представить отчёт о своих достижениях в устной и письменной форме;

Умение редактировать, рецензировать и дополнять работу коллеги (другого учащегося);

Как учить?


Правило 1 : удивление предшествует познанию

Что делает взрослый человек, когда ему дают ответы на незаданные им вопросы, рассказывают о том, что его не интересует? Закрывает уши?

Вовсе не обязательно. Вежливый человек может слушать просто потому, что не хочет обидеть говорящего. Подчинённый может слушать начальника по любому поводу, потому что уклонение от этой «почётной обязанности» чревато…

Слушать-то будет, но напрягаться, чтобы понять, запомнить, живо включаться в разговор – нет. Примерно то же самое происходит с детьми на уроках, когда нет интереса.

В прежние времена было немало силовых методов, понуждающих учиться – то есть хоть как-то выучить и сдать экзамен. Это в полной мере относится и к советской школе, и к американской, и к европейской. Да и сейчас ещё придумываются «погонялки» для нерадивых учеников. Так, например, в некоторых американских штатах не выдают автомобильные права без предъявления аттестата об окончании средней школы. То есть вынуждают «учиться» – но о качестве этой учёбы и уровне знаний на выходе нетрудно догадаться.

Мир изменился, и изменился принципиально. Силовые методы в отношении учеников срабатывают всё слабее и всё менее приветствуются обществом. Тенденция очевидна, и полезно задать себе вопрос: как будем учить в будущем? Ответ тоже очевиден: или мы сможем заинтересовать учащихся, или никак.

Свободное познание начинается с вопросов, которые человек задаёт себе сам. А начинается процесс свободного познания с удивления.

Если это так, то новая система образования должна включать в себя процесс удивления ученика как обязательный элемент.


Правило 2 : знание становится инструментом тогда, когда приходит в результате деятельности, а не в результате простого запоминания

Как говорил вошедший в мировые учебники классик науки Людвиг Больцман 5: «нет ничего практичней хорошей теории». Но, чтобы теория стала практичной в руках конкретного человека, он должен владеть ею на хорошем творческом уровне. А этот уровень не даётся путём зубрёжки. Теория осваивается только путём творческой мыслительной деятельности – то есть путём решения открытых задач. 6

В ТРИЗ-педагогике мы считаем, что все знания в идеале должны приходить в результате решения открытых задач. Как именно это

Если ты замечаешь, что скачешь на дохлой лошади, – слезь с неё.

Индейская пословица


Но прежде чем отказаться от дохлой лошади, мы попробуем её хорошенько отстегать – а вдруг поскачет? Потом проведём пару десятков конференций, выделим гранты по тематике чудесного оживления дохлых лошадей. Командировки в дальнее зарубежье по обмену опытом в скачках на дохлых лошадях тоже приветствуются. Ну, и в конце концов, экспертное сообщество предложит турбореактивный двигатель, который решит все проблемы, как только получится внедрить его в дохлую лошадь…



Примерно так всё и происходит с традиционной системой образования. Её будут стегать (новые квалификационные стандарты для педагогов и пр.), привязывать к ней турбореактивный двигатель (цифровые технологии) и так далее, и тому подобное…

Но объективная потребность в новом берёт своё. И те люди, сообщества и страны, которые понимают это и раньше других поменяют содержание и технологию образования, получат неоспоримое преимущество.


О чём эта книга?

Представьте себе, что ваш ребёнок в возрасте 14–15 лет разгадывает половину фокусов Ури Геллера с первого просмотра; воспринимает физику, химию, биологию не как «нагрузку», а как увлекательные приключения мысли, позволяющие лучше понимать мир; одинаково уважительно относится к гуманитарному и техническому творчеству; настроен на творческую жизнь…

И не только ваш ребёнок, но и его друзья. В идеале – новое поколение.

Вам нравится такая перспектива?

Есть хорошая новость – она достижима.

И есть проблема: чтобы её достигнуть, нужно в корне, решительно менять систему образования.

Почему? Я мог бы привести десятки аргументов, но не буду. Не буду, потому что их и так уже более чем достаточно высказано разными умными людьми. Скажу только один, главный аргумент: традиционная система обучения детей убивает внутреннюю мотивацию, естественную любознательность. Познавательный инстинкт, присущий уже высшим млекопитающим и получивший особое развитие в человеке, заменяется внешней оценкой.

Давайте сойдёмся вот на чём: управление развитием человека – это прежде всего управление его мотивацией.

Можно силой заставить человека развиваться? Можно – как можно заставить раба работать под страхом плётки. Вот только эффективность такого развития будет крайне низкой. За примерами далеко ходить не надо – вы их найдёте в современной массовой школе. Есть важная для понимания мотивации особенность: – чем сложнее труд, тем менее эффективны внешние стимулы. А сильные стимулы (физическое воздействие, например), вообще не работают на результат.

Кстати, это хорошо знают дрессировщики. Если нужно быстро научить простейшему навыку – можно использовать плётку.

Если нужно научить животное сложному навыку – приходится обходиться без плёток и даже без сильных поощрений.

Мир становится всё сложнее. Требуемые для успешной жизни человека навыки тоже становятся всё сложнее. И внешние стимулы действуют всё хуже. Исследователи с удивлением обнаружили, что последние годы в благополучных и наиболее развитых странах зарплата становится всё менее значима для молодёжи.

Высокая зарплата в рейтинге ожиданий от работы не всегда входит даже в первую тройку. Надбавка к жалованью действует как мотиватор тоже недолго: по разным данным, от трех месяцев до 48 часов. 1
Эксперт. 10–16 июля 2006. № 26.

Учёба – настоящая учёба, а не «протирание штанов» за партой – весьма сложная деятельность. Надеюсь, вы понимаете, что отметка «за ответ» – не более действенный стимул, чем зарплата.

Великий мудрец, писатель Лев Толстой в своей школе для крестьянских детей не смог заинтересовать их изучением грамматики. Не нашёл способа пробудить внутренний интерес. И тогда он отказался от преподавания этого предмета. 2
Факт из книги: Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг Обучение Здоровье. М.: Просвещение, 1989. C. 205.

Просто не спеша подумайте о том, почему этот умнейший человек, тонкий психолог, поступил именно так…


Как зажечь внутренний огонь интереса?

Чему и как нужно учить детей в современном мире?

Почему ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – может стать основанием новой педагогики?

Как обучать ребёнка, чтобы он был успешен, востребован?

На эти и другие вопросы ответит эта книга.

Глава 1. Чему и как учить?

Чему учить?

Родители научат ребёнка умываться, чистить зубы, здороваться… Учителя – писать сочинения, делать геометрические построения, программировать…

От века основной функцией педагогики было: воспроизводство культуры общества, передача культуры следующему поколению. Культура – это совокупность поведенческих стереотипов, принятых данным обществом; основных научных и бытовых понятий и парадигм, устоявшихся технологий и способов решения задач. Привычка умываться по утрам, уголовный кодекс, технология производства сыра, теорема Виета о корнях квадратного уравнения – всё это элементы культуры.



Известный физик Лео Силард предложил простой образ: изобразим всё знание человечества как шар. Тогда пространство вне шара – область неизвестного. Поверхность шара символизирует границу с неизвестным. Но чем больше объём знаний, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным. И каждая точка этой площади – новая задача.

Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться человечеству, резко возросло.

И ответственность за решение новых задач также возросла. Хорошее решение задачи – новые возможности. Плохое – новые неприятности, вплоть до экологических катастроф. Впервые в истории человечества появилась потребность в целенаправленной и массовой (!) подготовке Решателей.

Скажем так: необходима профессия Решателя. Не просто химика или биолога, физика или техника, психолога или социолога, а именно Решателя. Потому что современность всё чаще сталкивает нас со сложными многофакторными задачами, которые значительно шире любой конкретной специальности. Кто-то должен вязать концы в единый узел, кто-то должен понимать язык и интересы представителей разных специальностей. И если творчество вообще подлежит изучению и имеет свои закономерности – кто-то должен уметь ими пользоваться…

А теперь отвлечёмся. И представим себе, что машина времени изобретена. Посадим на неё обыкновенного восьмиклассника средней школы и отправим в Пизанский университет XIII века, где собрались выдающиеся математики Европы, чтобы посоревноваться в делении многозначных чисел. Трудное это дело требует большого опыта и интуиции. Ведь цифры записываются в Римской традиции (арабское исчисление пришло в Европу позже), и методов деления просто не существует – ответ подбирается и проверяется обратным действием… Соревнование математиков заканчивается быстро с «разгромным счётом» в пользу восьмиклассника. Он что – гений? Нет, но зато у него есть простой метод – деление «уголком».

Может быть это – подсказка к разрешению противоречия? Мы не можем всех сделать гениями. Но можем вооружить многих методами решения сложных задач! Можем ли?


Во всяком случае, зафиксируем вывод: подготовить к встрече с новыми задачами, с которыми не приходилось сталкиваться раньше – вторая основная функция педагогики, появившаяся в результате научно-технической революции. Мы можем определить эту функцию так: формирование культуры изменения культуры. Проще говоря, учить прогнозировать, предусматривать, грамотно менять окружающую действительность. И эта функция становится главной.



Остаётся непростой вопрос: как строить учебный курс, целью которого будет подготовка сильных Решателей, способных решать сложные задачи динамично меняющегося мира? Попробуем вычленить основные направления такого курса.

Передача культуры новому поколению = традиционная функция образования.
Формирование культуры изменения культуры = новая функция образования.
Воспитание Решателя

Цель: формирование характера и мышления Решателя, готового к столкновению с новыми проблемами.

Достижение цели предполагает разработку педагогической системы, которую мы и называем сейчас ТРИЗ-педагогикой. Содержание ТРИЗ-педагогики во многом будет определяться такими направлениями:




I. Развитие творческой интуиции

Говорят, академику Туполеву достаточно было одного взгляда на эскиз самолёта, чтобы сделать вывод: полетит или не полетит.

Развитая интуиция – следствие большого числа решённых задач. Развитие творческой интуиции Решателя предполагает наличие в учебном курсе большого количества творческих учебных задач. Такие задачи мы называем открытыми.


II. Обучение методам решения творческих задач

ТРИЗ-педагогика опирается на разработанные в рамках теории решения изобретательских задач методы: операторы снятия стереотипов, приёмы разрешения противоречий, алгоритмы решения творческих задач и другие. В то же время ТРИЗ-педагогика не пренебрегает другими методами поиска новых идей3
Например: мозговой штурм, морфологический анализ, синектика.

Используя их как вспомогательные.

Накоплен опыт преподавания методов решения творческих задач различным возрастным группам – от детей дошкольного возраста до студентов и взрослых специалистов. Естественно, на адекватных возрасту примерах и задачах.


III. Обучение организации творческого труда

Можно быть очень талантливым человеком и ничего не успеть сделать в жизни… Успех – это труд. Без упорной работы над этюдами не будет музыканта-виртуоза. Работа Решателя высокого уровня объединяет в себе множество умений. Поэтому эффективный Решатель не представим без умения организовать свой труд.

Организация труда включает в себя4
Конечно, этот список примерный.

Планирование изобретательской или исследовательской работы;

Умение работать с базами данных, в том числе организовывать собственные базы данных;

Реферирование;

Владение скоростным конспектированием, умение «свертывать» информацию в ёмкие опорные сигналы (образы);

Навыки скорочтения;

Планирование рабочего времени;


Не менее важными представляются умения, необходимые при организации коллективной интеллектуальной работы:

Умение вести научную дискуссию и чётко аргументировать доводы;

Умение представить отчёт о своих достижениях в устной и письменной форме;

Умение редактировать, рецензировать и дополнять работу коллеги (другого учащегося);

Как учить?


Правило 1 : удивление предшествует познанию

Что делает взрослый человек, когда ему дают ответы на незаданные им вопросы, рассказывают о том, что его не интересует? Закрывает уши?

Вовсе не обязательно. Вежливый человек может слушать просто потому, что не хочет обидеть говорящего. Подчинённый может слушать начальника по любому поводу, потому что уклонение от этой «почётной обязанности» чревато…

Слушать-то будет, но напрягаться, чтобы понять, запомнить, живо включаться в разговор – нет. Примерно то же самое происходит с детьми на уроках, когда нет интереса.

В прежние времена было немало силовых методов, понуждающих учиться – то есть хоть как-то выучить и сдать экзамен. Это в полной мере относится и к советской школе, и к американской, и к европейской. Да и сейчас ещё придумываются «погонялки» для нерадивых учеников. Так, например, в некоторых американских штатах не выдают автомобильные права без предъявления аттестата об окончании средней школы. То есть вынуждают «учиться» – но о качестве этой учёбы и уровне знаний на выходе нетрудно догадаться.

Мир изменился, и изменился принципиально. Силовые методы в отношении учеников срабатывают всё слабее и всё менее приветствуются обществом. Тенденция очевидна, и полезно задать себе вопрос: как будем учить в будущем? Ответ тоже очевиден: или мы сможем заинтересовать учащихся, или никак.

Свободное познание начинается с вопросов, которые человек задаёт себе сам. А начинается процесс свободного познания с удивления.

Если это так, то новая система образования должна включать в себя процесс удивления ученика как обязательный элемент.


Правило 2 : знание становится инструментом тогда, когда приходит в результате деятельности, а не в результате простого запоминания

Как говорил вошедший в мировые учебники классик науки Людвиг Больцман5
К сожалению, нам не удалось точно установить первоисточник этой фразы. В ряде книг и статей её приписывают и другим авторам.

: «нет ничего практичней хорошей теории». Но, чтобы теория стала практичной в руках конкретного человека, он должен владеть ею на хорошем творческом уровне. А этот уровень не даётся путём зубрёжки. Теория осваивается только путём творческой мыслительной деятельности – то есть путём решения открытых задач.6
Есть только 2 типа мышления: репродуктивный и творческий. Репродуктивный – мышление по образцу. Запомнил – сделал. Если строгого образца нет, то чтобы сделать, нужно придумать – как. То есть решить открытую задачу. А это уже творческое мышление.

В ТРИЗ-педагогике мы считаем, что все знания в идеале должны приходить в результате решения открытых задач. Как именно это происходит, мы проясним в этой книге чуть позже.

Глава 2. открываем мироткрытыми задачами

Курс «Учусь мыслить смело!», занятие с группой детей 15–16 лет. Обсуждаем такую задачу:


Странная провокация

Не кажется ли вам логичным, что животное должно вести себя как можно незаметнее в присутствие хищника? Как же тогда объяснить поведение газелей Томсона? Некоторые газели (а пасутся газели стадом) ведут себя, как провокаторы. Они подпрыгивают высоко вверх, как будто намеренно дразнят находящегося недалеко льва. Это явление учёные называют «стоттинг».

Попробуйте выдвинуть гипотезы, объясняющие такое поведение газелей.


Ребята сначала задают вопросы на понимание. Лимит – 3 вопроса, не больше. Я отвечаю:

– Газели так поступают, когда рядом только один лев?

– Нет, совсем не обязательно. Если поблизости будет целый прайд, поведение газелей будет таким же.

– А среди других похожих животных наблюдается такое явление?

– Да. Зебры, например, тоже могут провоцировать хищников.

– А как далеко находится хищник?

Теперь разбиваемся на мини-группы по 4–5 человек и ищем гипотезы, позволяющие разумно объяснить якобы «неразумное» поведение газелей… Даю на это 7 минут…

Работа в мини-группах привычна, ученики приступают к делу. Их задача найти одну или лучше несколько идей, расставить их в порядке очерёдности по достоверности. Технология работы им известна – в результате появляется список идей и готовность их обсуждать.

Среди идей появляется и такая: крепкая здоровая газель бросает вызов льву. Она ничем особенно не рискует, так как уверена в своих силах. А может быть, даже намеренно отвлекает от слабых.

– Отлично! – продолжаю диалог. – Как вы думаете, станет ли лев гнаться за этой газелью?

После короткого бурного обсуждения дети приходят к выводу: не станет. Я прошу их доказать эту точку зрения и соглашаюсь с ней.

– А, понятно! – восклицает один из подростков, – она показывает, что она такая сильная, чтобы лев за ней не гонялся. Ведь льву лучше найти слабое животное, которое легче поймать!

– Кстати, – продолжаю я, – является ли в природе это явление, когда животное как будто специально привлекает к себе внимание хищников, уникальным? Можете ли вы привести и другие подобные случаи? Над этим вы подумаете дома. Можно привлекать друзей, знакомых, родителей, делать поиск в Интернете. На следующем занятии мы попробуем узнать о природе что-то новое, что не очевидно простому наблюдателю…

Эта задачка – вполне типовая открытая задача. По типу – исследовательская. По предмету – биологическая.

Давайте проведём краткий анализ: чему учатся дети при таком подходе?


Умению толково задавать вопросы? – Да.

Работать совместно, коллективно, слышать друг друга? – Да.

Не останавливаться на первой пришедшей в голову мысли? Продолжать искать вторую, третью и т. д. гипотезы? – Да.

Уверенности в том, что загадки природы в принципе разрешимы? – Да.

Уверенности в том, что они сами могут докопаться до истины? – Да!

Умению самостоятельно выражать свои мысли? – Да.

Новым знаниям? – Да.

Умению искать информацию в окружающем мире? – Да.


Кстати, в результате решения задачи ребята с небольшой помощью учителя нашли так называемую гипотезу Захави – по имени учёного, который первым объяснил поведение газелей.

Таким образом, сделаем вывод: открытые задачи, технология работы с ними на уроках – сильный инструмент формирования креативного мышления, социальных навыков, навыков работы с информацией – разве не это требуется человеку в современном мире, чтобы быть успешным и востребованным?

А теперь рассмотрим ещё одну задачку:


Сколько волков в заповеднике?


В национальном парке живут волки. Учёные хотят каждый год определять их количество, при этом никак не влияя на их естественную жизнь.

Как это сделать?

По типу эта задача – изобретательская. А по своему предметному содержанию какая? Можем мы её отнести к биологии? А к экологии? А можем рассматривать её как физико-техническую? Да-да-да. Ведь как только мы начнём решать, возникнуть предложения с использованием наблюдения со спутников, видеокамер на волчьих тропах, инфракрасных регистраторов и пр. То есть по предметному содержанию эта открытая задача – полипредметная. Таких задач в ТРИЗ-педагогике большинство. Достоинство их ещё и в том, что они объединяют частные знания в единый комплекс. Полипредметные задачи показывают неразрывность природы и необходимость комплексных знаний для её понимания, для грамотного воздействия на природу.

Рассмотрим ещё одну учебную открытую задачу.


Городские сады


Современные города – это бетон и асфальт. Земля в городах очень дорога, поэтому места для зелёных насаждений всегда меньше, чем хотелось бы.

Сделайте предложения для архитекторов – как решить эту проблему? Только не предлагайте разбивать сады на крышах и балконах и обвивать стены плющом – это банальные решения. Найдите что-то более оригинальное!

Эта задача также полипредметная. Интересна она своей социальной составляющей. Анализируя условие, мы можем обсудить: а зачем людям нужна природа? Чем плоха жизнь в «каменном лабиринте», среди небоскрёбов? Какой вред природе наносят города и как его можно минимизировать?

Порешав задачу, мы можем расширить её условие и исследовать, какие возможности совместить комфортную городскую жизнь и природу появятся в будущем.

Вам было не скучно читать условия этих задач? А решать-то, да в коллективе, ещё интереснее! Вот так же не скучно и детям. И это важно, ведь скука – это яд для ума. Яд, пропитавший весь объём образовательного пространства, которое организовано по старым образцам, не адекватным современной действительности.

Итак, отметим ещё два достоинства открытых задач. Первое: они могут иметь воспитательное значение. Второе: открытую задачу можно использовать как пробуждающую интерес к какой-либо теме. От задачи легко перейти к расширенному поиску информации, обобщению, углублению в определённую тематику.

ТРИЗ-педагоги знают, что практически любой предмет можно сделать куда более интересным и полезным, привлекая открытые задачи как образовательный инструмент7
Подробнее об этом в книге: Гин А. А., Баркан М. Фактор успеха, М.: «ВИТА-пресс», 2015.

Глава 3. отеории решения изобретательских задач

Фундаментом для ТРИЗ-педагогики стала теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Давайте разберёмся, каковы основные идеи ТРИЗ и почему именно эту теорию мы решили положить в основу системы обучения креативному мышлению.


Чёрный петух Непера


Однажды у шотландского барона и математика Джона Непера случилась неприятность: пропала ценная вещь. Подозрение пало на слуг, но ни одного из них нельзя было обвинить наверняка. И тогда Непер объявил, что его чёрный петух обладает способностью открывать своему хозяину тайные мысли. Каждый слуга должен был войти в тёмную комнату, где находился петух, и дотронуться до него рукой. Было сказано, что петух закричит, когда вор до него дотронется. И хотя петух так и не закричал, Непер всё же определил вора…

Каким образом?

Этот исторический анекдот отлично раскрывает смысл одного из главных понятий теории. Это понятие – «идеальный конечный результат».

В данной ситуации идеальный конечный результат звучит так: вор сам сознаётся. Но, по понятным причинам, сам он этого делать не хочет. Значит, нужно сконструировать такую ситуацию, в которой вор сознается в злодеянии, не сознаваясь в этом. Фантастика? Нет, вполне разрешаемое противоречие не только в историческом анекдоте, но и в реальной жизни.

Вот как поступил Непер: он предварительно обмазал петуха сажей, и чистые пальцы одного из слуг стали доказательством его виновности. Таким образом было разрешено противоречие – вор не признавался на словах, но признался тем, что побоялся дотронуться до петуха.

Ещё один исторический пример.


Русский свет


Во второй половине XIX века улицы европейских столиц освещались дуговыми лампами – парижане называли их «русским светом». Главная часть лампы – два угольных стержня, между которыми при подаче напряжения возникало яркое свечение – электрическая дуга. Чтобы дуга была устойчивой, не гасла, расстояние между концами угольных стержней должно быть постоянным. Но стержни выгорают, становятся короче – и дуга гаснет.

А теперь вопрос: как сделать, чтобы расстояние между стержнями было строго постоянным? Задача эта решалась поколениями инженеров. Придумали часовое устройство, которое сближало стержни по мере выгорания. Шестерёнки, пружины, коромысла, приводное устройство – всё это надо было регулировать, смазывать, ремонтировать. «Русский свет» оказался дорогим удовольствием.

Как сделать его дешёвым и надёжным? «Узкое место» – часовой механизм. Фантазируем: стержни САМИ регулируют расстояние между собой, безо всякого часового механизма… Что это – бред воспалённого воображения?

Нет – это «законный» оборот сильного изобретательского мышления. Так и решил задачу «русского света» инженер Яблочков. Он просто расположил стержни параллельно! Теперь расстояние между ними всегда одинаковое, и не надо никакой сложной механики. Просто, как всё гениальное. То, что на первый взгляд кажется бредом, оказалось идеальным конечным результатом изобретательской задачи.