Проект на тему "здоровье и безопасность детей дошкольного возраста". Презентация на тему «Безопасность и здоровье детей дошкольного возраста Презентация по социальной безопасности для дошкольников


ЦЕЛЬ: способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил поведения, безопасности и жизнедеятельности в повседневной жизни. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: сформировать основные правила личной безопасности; обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей; развивать познавательные способности, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки; научить детей оказать помощь себе и пострадавшим; воспитывать личностные навыки безопасного поведения в социуме и в быту.








Условия реализации программы: Кадровые условия - повышение квалификации педагога через художественную и научно- популярную литературу, - привлечение специалистов ДОУ (воспитатель, музыкальный руководитель) Развитие материально- технической базы - наглядные пособия (плакаты по ОБЖ, картинки и картины, художественная литература) - развивающая среда: настольные игры; беседы на темы: «Какими предметами нельзя пользоваться?»; информация для родителей «Что нельзя приносить в детский сад»; создание плакатов: «Осторожно, злые животные!», оформление гербария «Лекарственные растения»; выставки: рисунков и поделок по темам, проведение тренингов с детьми на тему «Человек и его образ жизни». Ознакомление детей с объектами социальной сферы - Пожарная часть, - Скорая помощь, - Медицинская часть.





Изучение теоретических основ О.В.Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников» ; Г.И.Кулик, Н.Н.Сергиенко «Школа здорового человека» ; Н.Никитина «Правила маленького пешехода ». - Реализация мероприятий программы. - -совместная деятельность с детьми; - -работа с родителями; - взаимодействие педагога со специалистами ДОУ (музыкальный и медицинский работники, воспитатели). Обобщение и результаты. - - анкетирование детей; - анкетирование родителей; - - обобщение опыта работы; - - участие в РМО; - - участие в районном семинаре. Этапы реализации:
























: РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ: У детей закрепляются знания об общепринятых нормах поведения, как в природе, так и в социуме. У детей закрепляются знания об общепринятых нормах поведения, как в природе, так и в социуме. Дети узнают не только основные правила личной безопасности, но и формулируют их, объясняют необходимость их применения в экстремальных ситуациях. Дети узнают не только основные правила личной безопасности, но и формулируют их, объясняют необходимость их применения в экстремальных ситуациях. Программа востребована детьми, родителями и педагогами. Программа востребована детьми, родителями и педагогами.


Используемая литература: «Основы безопасного поведения дошкольников», О.В.Чермашенцева, Волгоград, 2008 г.; «Основы безопасного поведения дошкольников», О.В.Чермашенцева, Волгоград, 2008 г.; «Школа здорового человека» П рограмма для ДОУ, Г.И.Кулик, Н.Н.Сергиенко, М.,2006 г.; «Школа здорового человека» П рограмма для ДОУ, Г.И.Кулик, Н.Н.Сергиенко, М.,2006 г.; «Правила маленького пешехода», Н.Никитина, Ростов-на-Дону, 2006 г.;. «Правила маленького пешехода», Н.Никитина, Ростов-на-Дону, 2006 г.;. «Наш друг светофор» Правила езды на велосипеде, М.Дружинина, М., 2007 г.; «Наш друг светофор» Правила езды на велосипеде, М.Дружинина, М., 2007 г.; «Наш друг светофор» Правила поведения на улице, М.Дружинина, М., 2007 г.; «Наш друг светофор» Правила поведения на улице, М.Дружинина, М., 2007 г.;

«Безопасность и здоровье детей дошкольного возраста »

беспечение здоровья детей - основная цель и главная задача цивилизованного общества. Последние годы стало очевидным, что безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в неожиданных ситуациях на улицах города. Никого не оставляет равнодушным неутешительные сводки о несчастных случаях, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского травматизма в дошкольном учреждении.

В период дошкольного детства ребенок знакомиться с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения человека только тогда, когда она осознана и принята им. Однако ребенку трудно представить степень их значимости. Поэтому необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, ведь от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, затем следить за их выполнением, так как, я подчеркиваю, безопасность это и стиль жизни, и адекватное поведение в неожиданных ситуациях.

Воспитание безопасности непрерывный, систематический и последовательный процесс, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в системе дошкольного, школьного образования. Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев. Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Прямолинейное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным для дошкольников. Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно-образовательную систему, включающую все виды деятельности: игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально-ритмическую.

Таким образом, мы ставим цель: знакомство дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта.

Для реализации поставленной цели выделяем следующие задачи:

1.Развивать у детей самостоятельность и ответственность.

2. Создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения на дороге.

3. Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных ситуациях на дороге.

4. Формировать представления дошкольника о безопасности поведения в различных дорожных ситуациях.

5. Учить детей регулировать свои поведенческие реакции.

6. Обогащать словарный запас детей и развивать связную речь. Эффективность реализации поставленных задач, во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в дошкольном учреждении, и воспитательно-образовательной работы.

Предметно-развивающая среда включает в себя:

Уголки безопасности в группах.

Информационные уголки для родителей.

Познавательно-агитационные материалы.

Иллюстративные стенды для детей и взрослых. Воспитательно-образовательная работа ведется через:

Организованную деятельность детей - занятия, экскурсии, тренинги;

Совместную деятельность взрослых и детей - беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, драматизация сказок;

Свободную, самостоятельную деятельность детей - сюжетно-ролевые игры.

Проблему, связанную с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому в вопросах воспитания безопасного поведения детей важно обеспечить преемственность между детским садом и семьей.

В работе с родителями в нашем дошкольном учреждении широко используются:

Родительские собрания, консультации, беседы с участием психолога, инспекторов МЧС;

Семинары-практикумы, открытые просмотры на которых родители знакомятся с объемом предлагаемых знаний и умений;

Организация выставок художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых.

Эффективной формой работы по предупреждению детского травматизма и обучению правилам безопасного поведения является тесное сотрудничество нашего структурного подразделения с инспекторами МЧС. Инспекторы часто посещают наш детский сад, проводят занятия с детьми, выступают на родительских собраниях, на педсоветах. Приход инспектора в группы детского сада, его беседа с детьми делают работу по ознакомлению с правилами поведения более действенной.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется вопросам повышения квалификации педагогов, в том числе и в области профилактики детского травматизма. Проводятся семинары-практикумы, открытые занятия, психологические тренинги. Организуются выставки детских рисунков, пособий, дидактических игр, смотры на лучшую группу в работе по охране жизнедеятельности. В этом процессе должны участвовать все: педагоги, родители, окружающие. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту.

Все обучение должно дополняться следующими рекомендациями:

1.Защита детей с помощью активных и пассивных мер безопасности (более ответственное отношение к этой проблеме государственных и общественных организаций, от которых зависит безопасность детей, использование средств безопасности для детей).

2. Поддерживать тесную связь с инспекторами МЧС.

3.Создание таких условий, которые максимально учитывали бы специфику проблем детской безопасности.

4.Снижение вероятности возникновения опасных ситуаций вблизи детских учреждений и на дорогах ведущих к ним.

5. Повышать уровень знаний педагогов при обучении детей основам безопасности.

6.Оснащение методического кабинета новым современным материалом.

Старший воспитатель Молько Алевтина Юрьевна




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Самое главное – здоровье и жизнь ребёнка.

Часто втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.

Проект на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста».

Актуальность:

«Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы»
Томас Карлейль

Проект познавательно-творческий, долгосрочный.

Сроки реализации проекта: учебный год (сентябрь – май)

Цели проекта:

  • Сформировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, потребность к здоровому образу жизни и обеспечивать максимальную активность детей в самостоятельном процессе познания мира.
  • Изучить особенности отношения каждого ребёнка к своему здоровью и выявить уровень сформированности его представлений о здоровом образе жизни;
  • Расширить и углубить представления детей о правилах личной гигиены, путях охраны своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях;
  • Сформировать у детей ценностное отношение к своему здоровью и понимание собственной ответственности за поддержание своего организма в естественном, здоровом состоянии;
  • Помочь детям освоить навыки здорового образа жизни;
  • Развивать ребёнка как субъекта познания.

Поэтапное выполнение проекта

I этап (подготовительный)

Задачами детей на этом этапе реализации проекта является: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.

Последний пункт важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

II этап (основной) октябрь – апрель

Реализация намеченных планов

На этом этапе (помимо организационной деятельности) педагог помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети распределяются в рабочие группы и распределяют роли.

Основные направления работы с детьми:

  1. комплексная диагностика культуры здоровья детей;
  2. физкультурно-оздоровительная работа и образовательная деятельность:
    • занятия по физической культуре (традиционные, тренировочные, занятия-соревнования, интегрированные, спортивные праздники);
    • система закаливающих процедур (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», прогулки, соблюдение режима дня, утренняя гимнастика, физкультминутки);
    • оздоровительные технологии (точечный массаж, пальчиковая, дыхательная гимнастики, витаминотерапия, профилактический приём оксолиновой мази для носа, фитонцидотерапия, аромотерапия, креотерапия);
  3. консультативно-информационная работа (индивидуальные устные консультации, папки-передвижки, уголок здоровья);
  4. цикл бесед о здоровье, человеке и его поступках, привычках, правильном питании.

Модель реализации проекта:

  • практические игры - тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения;
  • тематические выставки детских работ: «Мы рисуем улицу», «Мы жить желаем в мире без пожаров»
  • групповой конкурс рисунков «Зимние виды спорта», «Если хочешь быть здоровым...»;
  • сочинение сказки «Как фрукты и овощи о своей пользе спорили»;
  • подборка дидактических игр; художественных произведений; рассматривание иллюстраций; сюжетно-ролевые игры; драматизация сказок.
  • подборка занятий, бесед, досугов, развлечений;
  • цикл наблюдений, экскурсий, целевых прогулок;
  • цикл консультаций для педагогов и родителей;
  • спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»;
  • рассуждалки «Что такое здоровый образ жизни?»

Ресурсное обеспечение проекта:

  • уголок здоровья;
  • спортивный уголок в группе;
  • дидактические игры, настольно-печатные игры;
  • центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр
  • «Аптека», «Поликлиника с разными отделениями».
  • центр литературы: книги о здоровье, произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Г.К. Андерсена, А. Барто и других писателей.
  • плакаты, иллюстрации по ОБЖ.

Участники проекта:

  • дети;
  • педагог;
  • родители.

Диагностический материал подготовительной к школе группы компенсирующей направленности №10 (слайды 9–12)

III этап (заключительный) апрель

Выявление уровня знаний, умений, навыков по данной теме.

Систематизация собранного материала по теме.

Тематический план в подготовительной группе

Название проекта Тема блока Темы занятий Вид деятельности и формы работы Работа с родителями
«Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» «Я и моё тело» Познавательное занятие «Сердце свое сберегу, сам себе я помогу» Рассматривание иллюстраций из книги Г. Юдина «Главное чудо света» («Кровообращение»).
Чтение: Г.К. Андерсен «Снежная королева», Ю. Олеша «Три толстяка».
Игры: «Великий труженик и волшебные реки», «Что ты знаешь о сердце».
Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника с разными отделениями», «Аптека».
Консультация «Берегите сердце пока оно бьется»
Познавательное занятие «Как мы дышим»
Беседа на тему «Для чего мы дышим».
Чтение «Как медведь трубку курил» С. Михалков, Э. Мошковская «Мой замечательный нос», Ю. Прокопович «Зачем носик малышам».
Дыхательная гимнастика.
Игра «Узнай по запаху».
Консультация «Лечебная гимнастика и точечный массаж для часто болеющих детей»
Познавательное занятие «Пищеварительный тракт» Рассматривание иллюстраций в книге «Ты и твоё тело».
Беседы на темы: «О профессии повара», «Полезная и вредная пища».
Чтение Ю. Тувим «Овощи», Драгунский «Мишкина каша».
Загадки об овощах, фруктах, ягодах, грибах.
Сюжетно-ролевые игры: «Супермаркет», «Столовая», «Семья».
«Питание и здоровье дошкольника»
Познавательное занятие «Будем стройными и красивыми» Рассматривание иллюстраций С. Козловой «Я – человек».
Беседа на тему: «Следи за своей осанкой».
Чтение С. Маршак «Великан», А. Барто «Я расту», Кэрролл «Алиса в стране чудес», В. Катаев «Цветик-семицветик», Е. Багрян «Маленький спортсмен».
Дидактическая игра «Покажи отгадку».
Консультация «Как сформировать правильную осанку»
Интегрированное занятие «Волшебная страна – Здоровье» Беседы: Как сохранить здоровье», «Правила безопасной жизни», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Беседа-размышление «Что такое здоровый образ жизни?».
КВН «Если хочешь быть здоровым».
Чтение: С. Михалков «Прививка», К. Чуковский «Айболит», «Приключения в стране здоровья» Л. Либерман, В. Ланцетт.
«Семь заповедей, чтобы сохранить жизнь детям»
«Основы безопасности жизнедеятельности детей» Интегрированное занятие «Безопасность на дороге» Рассматривание иллюстраций «Улица города».
Беседы: «Знай и выполняй правила дорожного движения».
Викторина «Что? Где? Когда?».
Чтение: Я. Пишумов «Про правила дорожного движения», С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», «Сказка про город дорожных знаков».
Экскурсии: Устройство проезжей части: «Лежачий полицейский», «Зебра», дорожные знаки «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания».
Консультация «Родителям о правилах дорожного движения»
Комплексное занятие «Огонь – судья беспечности людей» Рассматривание иллюстраций на тему возникновения пожара.
Беседы «Пожар в квартире», «Пожарный герой, он с огнём вступает в бой», «Огонь – друг, огонь – враг».
Чтение: С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», К. Оленев «Пожарная машина».
Игра драматизация «Кошкин дом».
Экскурсии по детскому саду «Пути эвакуации при пожаре».
Консультации: «Детская шалость с огнём», «Безопасность в вашем доме»
Познавательное занятие «Опасные ситуации с незнакомыми людьми» Беседы: «Если чужой приходит в дом», «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений».
Чтение: А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», Аксаков «Аленький цветочек» Г.К Андерсен «Золушка», Толстой «Приключения Буратино».
Инсценировка сказок: «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка.
Консультация «Основы личной безопасности дошкольника»
Интегрированное занятие «Ядовитые грибы и ягоды» Беседы: «Загрязнение окружающей среды», «Бережное отношение к природе».
Рассматривание иллюстраций «Съедобные и ядовитые грибы», «осторожно, ягоды!».
Составление книги «Жалоб грибов и ягод».
Игра-викторина «Знатоки природы».
Консультация «Отравления ядовитыми грибами» «Рекомендации по обеспечению безопасности детей летом»

IV этап. Презентация проекта (май)

Педагог готовит презентацию по деятельности проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (педагогам и родителям) продукт собственной деятельности.

Организация и проведение работы Организация и проведение работы с детьми по профилактике с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного детского дорожно-транспортного травматизма. травматизма. Рекомендации по обучению детей Рекомендации по обучению детей ПДД. ПДД. Практическая часть: игра по Практическая часть: игра по проблеме дорожно-транспортного проблеме дорожно-транспортного травматизма «Пинг-понг». травматизма «Пинг-понг».

Наиболее распространённые причины Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий дорожно-транспортных происшествий:: Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать и контролировать ситуацию слева и справа во время части, внимательно её осматривать и контролировать ситуацию слева и справа во время движения). движения). Выход на проезжую часть из­за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши Выход на проезжую часть из­за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из­за кустарника или сугробов). осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из­за кустарника или сугробов). Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр). игр). Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями). нарушениями).

Никакой злонамеренности в Никакой злонамеренности в большей части нет. большей части нет. На поведение детей на дороге На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из влияет целый ряд факторов, из которых необходимо которых необходимо подчеркнуть особую значимость подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей. возрастных особенностей детей.

Физиологические особенности Физиологические особенности Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник, и слышит только те звуки, 1.1. Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник, и слышит только те звуки, которые ему интересны. которые ему интересны. 2. Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного 2. Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5­летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В меньше. В 5­летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10­метровой зоне, что составляет 6 лет появляется возможность оценить события в 10­метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив. напротив. 3. Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, 3. Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. Ребёнку требуется чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. Ребёнку требуется для этого 3­4 секунды. Он не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому для этого 3­4 секунды. Он не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды. секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды. 4. Надёжная ориентация налево­направо приобретается не ранее, чем в семилетнем 4. Надёжная ориентация налево­направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте. возрасте.

Психологические особенности Психологические особенности 1. У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения 1. У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т.е. ребёнок убеждён, основываясь на аналогичных движениях из транспортных средств (т.е. ребёнок убеждён, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные). Разделение игровых и реальных условий происходит у мгновенно, как и игрушечные). Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка уже в школе постепенно. ребёнка уже в школе постепенно. 2. Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив предмет или 2. Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или обо всём на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся подобрать уже укатившийся мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина. машина. 3.3.Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других участников прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается. на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.

навыки Как сформировать у дошкольников навыки Как сформировать у дошкольников безопасного поведения на дороге. безопасного поведения на дороге. Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно положительных привычек для них явление жизненно – навыки безопасного необходимое, по другому это называется – навыки безопасного необходимое, по другому это называется поведения на дороге.. поведения на дороге Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов имея минимум дорожных символов и атрибутов

первой младшей группе детей учат различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно В В первой младшей группе детей учат различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный – зелёный» воспитатель кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный – зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора. на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора. второй младшей группе дети продолжают знакомиться с различными видами транспортных дети продолжают знакомиться с различными видами транспортных Во Во второй младшей группе средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно за транспортом во время прогулок. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие опасные предметы на дороге (транспортные средства, деревья, научить детей самих находить такие опасные предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из­за кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из­за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам. мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам. средней группе, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами, закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами В В средней группе движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны). движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны). Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему. правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему.

средней группе, и далее в, и далее в старшей группе старшей группе необходимо во время необходимо во время И в И в средней группе практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей должны ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой. переходе должно стать привычкой, затем в подготовительной группе подготовительной группе дети должны получить чёткие дети должны получить чёткие В старшей, затем в В старшей представления о том, что правила дорожного движения направлены на представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону. Это как Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону. Это как прививка от оспы, только на уровне психики. прививка от оспы, только на уровне психики.

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах В первой младшей В первой младшей группе: группе: Набор транспортных средств Набор транспортных средств Иллюстрации с изображением транспортных средств Иллюстрации с изображением транспортных средств Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора. Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.) изображением того или иного вида транспорта и т.д.) Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор». машину в гараж», «Светофор». Во второй младшей группе: Во второй младшей группе: Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку». едут пассажиры», «Найти такую же картинку». Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть тротуар и проезжая часть Макет транспортного светофора (плоскостной). Макет транспортного светофора (плоскостной). В средней группе: В средней группе: Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки батарейки Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор» Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор» На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход. На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.

Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные В старшей группе: логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу. моделировать улицу. Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр. знаки на подставках для творческих, ролевых игр. Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица» спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица» Кроме того, для детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Кроме того, для детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, Значит в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, В подготовительной группе: В подготовительной группе: фуражка. фуражка. Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер) импровизированный телевизор, или компьютер) Организовывается окно выдачи водительских удостоверений сдавшим Организовывается окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД. экзамен по ПДД.

Рекомендации по обучению Рекомендации по обучению детей ПДД. детей ПДД. При выходе из дома. При выходе из дома. Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности. При движении по тротуару. * Придерживайтесь правой стороны. * Придерживайтесь правой стороны. * Взрослый должен находиться со стороны проезжей части. * Взрослый должен находиться со стороны проезжей части. * Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны * Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку. держать ребенка за руку. * Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за * Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора. выездом машин со двора. * Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и * Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару. санки везите только по тротуару.


При переходе проезжей части При переходе проезжей части * Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке. * Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин. * Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры. * Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно. * Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу. * Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу. * Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно. * При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта. * Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

Ежедневно в дорожно­транспортных происшествиях получают травмы и гибнут сотни людей. Одной из причин такого неблагополучного положения является весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности. Работа с детьми дошкольного возраста указывает педагогам на необходимость уделять больше внимания вопросам воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Дети должны знать о возможной опасности на дорогах, но в то же время не испытывать боязни на улице, т.к. чувство страха, растерянность в момент опасности парализует способность правильно ориентироваться в обстановке... главной задачей является развитие у детей самостоятельности и ответственности. Больше внимания следует уделять приобретению детьми опыта поведения на улицах и дорогах. Привитие навыков безопасного поведения на дорогах очень важно для ребенка.

Практическая часть: игра по проблеме дорожно-транспортного травматизма «Пинг-понг»: 1. Зачем дошкольникам запоминать правила поведения на улице, если они ходят вместе со взрослыми и должны строго выполнять их указания? 2. Что является самым важным при переходе улицы? 3. Какие меры должен предпринять пешеход, чтобы не попасть под автомобиль? 4. Можно ли маленькому ребёнку во дворе сразу после выхода из подъезда бежать к игровой площадке? 5. Где и как надо ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси? 6. Почему на остановках транспорта надо находиться на некотором удалении от проезжей части, наблюдая за приближающимся транспортом, особенно в сырую погоду? 7. Как взрослый с ребёнком должен входить и выходить из транспорта? 8. Почему нельзя задерживаться в транспортном средстве, когда открыты двери? 9. На перекрёстках, в местах с интенсивным движением, на углах улиц, стоят невысокие ограждения, отделяющие тротуары от проезжей части. Для чего они нужны? Как поступать пешеходы? 10. Что является главным для пешехода при осмотре улицы?