Презентация по финансовой грамотности "что такое деньги". Что такое деньги презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему Скачать презентацию на тему что такое деньги


ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ КРОССВОРД

  • Главная потребность человека. Необходим для добывания природных богатств, производства товаров.
  • Он на дорожках во дворе,

Он очень нужен детворе,

Он на стройке и на пляже,

Он в стекле расплавлен даже.

3. Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, и на стол клали.

4. Химическая ….. – составная часть экономики.

5. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те, или иные потребности других людей.

6. Он очень прочен и упруг,

Строителям - надёжный друг,

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.



  • Установить
  • Понять, что такое бартер.
  • Выяснить , что такое купля-продажа.
  • Проследить
  • Запомнить денежные единицы зарубежных стран.
  • Создать свою денежную единицу.

2.Что такое бартер?

3.Что такое купля-продажа?

7.Что такое деньги?

  • Не знаю ничего – (-)
  • Осведомлен, слышал – (?)

БЕЗ ЧЕГО МЫ НЕ МОЖЕМ ПРОЖИТЬ В ЖИЗНИ?


Первобытное общество

www.eurosmi.ru – первобытные люди


Развитие ремесла

Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотится, другие – выращивать домашних животных, третьи –заниматься земледелием, четвертые – ковать железо и т.д.


ИЗЛИШКИ ПРОДУКЦИИ

Что же получалось в таком обществе?

Появились излишки своего труда и необходимость владения продуктами труда других людей.


Обмен товарами

Как же стали поступать люди?

Верно, они стали обмениваться различными изделиями и товарами. Ведь денег тогда тоже не было.


Возможности обмена

http://enc.lib.rus.ec/bse/008/103/878.htm – баран

http://fotki.yandex.ru/ – топор

http://hworld.by.ru/hyst/sumer/dodin.html - кувшин




РАБОТА С УЧЕБНИКОМ С. 68

прямой обмен одних товаров на другие.

Найдите на стр. 66 определение, что такое бартер. (Это прямой обмен одних товаров на другие.)

Вы когда нибудь обменивались на что- нибудь?

4.Запиши определение, что такое бартер в тетради.

Что записали, прочитайте.


Игра «Бартер»

пирог

сапоги

Сейчас вы совершали бартер, на столах у вас лежат карточки. На одной стороне карточки нарисована картинка - это товар, который у вас есть. Возьмите свой товар-карточки - и повернитесь к соседям. Попробуйте обменять свой товар на товар одноклассника. Кому

удалось совершить обмен?

-Насколько удобно, быстро, можно совершить такой обмен?

-При каких условиях совершится такой обмен?

-Кто при обмене оказывается в выигрыше; есть ли проигравшие?


НАЙДИ И ПОМЕНЯЙ

Выводы:

Затрачивается много времени.

Сложность и неудобство поиска.

Обмен может не состояться.

Найди и поменяй

На столах у учащихся лежат карточки. На одной стороне карточки нарисована картинка - это тот товар, который есть у ребенка. На другой - написано, что ему нужно получить в обмен на этот товар.

Карточки составлены таким образом, что обмен может состояться только через посредника.

1 ученик имеет карточку: есть цыпленок, нужна курица;

2 ученик: есть курица, нужна собака;

3 ученик: есть собака, нужен цыпленок.

Цель игры: поменяться карточками так, чтобы получить нужный товар.

Игра: дети ищут нужный предмет и пытаются обменяться. Когда все обмены состоялись, проходит обсуждение.

Выводы по игре: Какие возникают трудности в таком обмене?

1. Затрачивается много времени.

2. Сложность и неудобство поиска.

3. Обмен может сорваться.


Физминутка для глаз

http://www.xrest.ru/overview/45140/ - Буратино


ПЕРВЫЕ ДЕНЬГИ НА РУСИ

В начале у наших предков деньгами

служили скот или шкуры животных, чаще

всего, белки, соболя, куницы.

До нашествия монголов на Русскую землю

в нашем языке не было слова “деньги”.

Денежные ценности

называли скотом,

княжескую казну

- скотницей, а казначея –

скотником.


http://www.bildweb.ru/files/img_pages/kr_mus7.jpg – ожерелье из раковин

http://www.russianshanghai.com/articles/china/post2239 - раковина

http://www.animalpix.ru/down/abc/cow/29/300/ - бык

1000 штук


Первые деньги

СКОТ

ПРОДУКТЫ

http://www.happy-school.ru/publ/12-1-0-543 – овца

http://www.istranet.ru/news?page=62 – бык

http://profitstar-hk.com/zerno – пшеница

http://otvetin.ru/2010/03/08/page/3/ - растительное масло

http://www.vippersona.ru/rubrik/doit_viewrub/id_0/page_187.html – кувшин с вином

http://www.webzabor.ru/show/83356/ - собольи шкурки

http://msk.terdo.ru/item/10442/ - ткани



МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ДЕНЬГИ

В XI веке деньги стали обозначать словом“куны”.

Это были металлические бруски, кольца, лопаты,

топорики и даже бронзовые диски в виде шкур

животных. А какие же были преимущества

металлических денег перед

другими? Они не

портились, не занимали

много места. А при сделках

легко делились на части.

Но самое главное – ими

можно было расплачиваться

за любой товар.

Изготавливали их из серебра, золота, меди.


Первые металлические деньги

ГРИВНА

numizmat.ru - картинки

КОПЕЙКА

РУБЛЬ


РУБЛЬ

  • Исторически понятие «рубль» возникло в XIII веке в Новгороде.
  • Рубли были частями гривны или кусками серебра с зарубками, означавшими их вес. Гривну рубили пополам и каждую половину называли рубль (слиток серебра массой 200 грамм).

РУБЛЬ


РУССКИЕ ДЕНЬГИ

25 кун = гривна

Куны

Новгородская гривна

Серебряники и златники

Копейные деньги

1534 года


У металлических денег всё же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далёкими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут.

У металлических денег всё же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места.. Богатым купцам, которые торговали с далёкими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.


Почему появились бумажные деньги и банки?

ПИФ-ПАФ!!!


Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.

Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.

Первые бумажные деньги в России появились при императрице Екатерине Второй.

Работа с учебником с.69

Прочитайте материал учебника на с.69 и найдите ответ на вопрос: Как называется другой способ обмена, в котором участвуют деньги?

Что такое цена товара?


Физкультминутка


ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЁРНЫШКО

За деньги можно

купить любой товар

продать любой товар

Сказка

Учитель: На уроке литературного чтения мы с вами читали русскую народную сказку о курочке, которая спасла петушка. Как называлась эта сказка?

Что делала курочка чтобы спасти петушка?

Дети: Менялась.

Учитель: Что могло случиться с петушком, пока курочка менялась?

Дети: Петушок мог задохнуться и умереть.

Учитель: А как курочка очень быстро могла бы получить маслице.

Дети: Если бы у нее были бы деньги, она могла бы быстро купить.

Учитель: Как только у курочки появились деньги, как ее можно было бы назвать?

Дети: Покупатель.

Учитель: А тот, у кого товар?

Дети: Продавец.

Учитель: А вы уверены, что продавец возьмет деньги за свой товар? Что он будет с ними делать?

Дети: Он может купить то, что ему нужно.

Делаем вывод , что за деньги можно

купить любой товар, продать любой товар

Учитель: Как удобнее: меняться товарами или покупать за деньги?

Дети: Покупать удобнее. Быстрее. Надежнее.


Купля-продажа


«Деньги – металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления».

Из словаря С.И.Ожегова.


2 ластика

1 тетрадь

1 блокнот

Практическая задача:

Хватит ли Буратино денег на покупку 3 ручек, 2 ластиков, 1 тетради и 1 блокнота.

Сколько он должен получить сдачи?


  • Работа с учебником с. 69
  • Купля-продажа- это такой обмен, в котором участвуют деньги.

ФУНКЦИИ ДЕНЕГ

Средства

накопления

(сбережения )

Мера

стоимости

Средства обмена на товары и услуги


ИГРА «ВСЕ ЛИ МОЖНО КУПИТЬ?»

Телевизор, кофейник, кукла, мяч, солнце, книжка, доброта, туфли, ветер, коньки, дружба, квартира, здоровье, дача, совесть, платье.


Части монеты

НОМИНАЛ

Аверс или «орел»

Реверс или «решка»

ОБОРОТНАЯ

ЛИЦЕВАЯ

ЛЕГЕНДА

ЛЕГЕНДА


«РЕШКА» ОТ СЛОВА РЕШЕТКА

Серебряный рубль

Петра I

Реверс или «решка»

Ребро монеты

«гурт»



ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Рассмотрите монету. Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ, то есть ее достоинство – 2 рубля, 5 рублей, … Это оборотная сторона монеты – “РЕВЕРС” или “решка”.
  • Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. Это лицевая сторона монеты – “АВЕРС” или “орел”.
  • Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА.
  • Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется “ГУРТ”.
  • Выполните задание по карточке (1гр.),

3 в тетради на странице 39(2 гр.)


ДЕНЬГИ

купюры монеты


Денежные единицы

РУБЛИ

ДОЛЛАРЫ

ЕВРО



  • Что изображают на деньгах?
  • Какие бы деньги вы придумали для своего класса?

  • Установить ,как в древние времена расплачивались за товар.
  • Понять, что такое бартер.
  • Выяснить , что такое купля-продажа.
  • Проследить , последовательность появления денег.
  • Запомнить , денежные единицы зарубежных стран.
  • Создать свою денежную единицу.

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ

Н а Приём «Инсерт»

Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки:

«V» – уже знал;

«+» – новое;

« – » – думал иначе;

«?» – не понял, есть вопросы зовите два способа обмена.


АНКЕТА ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА

1.Чем люди в древности расплачивались за товар?

2.Что такое бартер?

3.Что такое купля-продажа?

4. Что изображают и рисуют на монетах?

5.Знаешь ли денежные единицы зарубежных стран?

6.Как называют часть денег, которые откладывают на будущее?

7.Что такое деньги?

  • Не знаю ничего – (-)
  • Осведомлен, слышал – (?)
  • Знаю правильный и точный ответ – (+)


ОПРЕДЕЛИ ЗАДАННУЮ СУММУ

3 руб.


ОПРЕДЕЛИ ЗАДАННУЮ СУММУ

15 руб.


ОПРЕДЕЛИ ЗАДАННУЮ СУММУ

51 руб.


ОПРЕДЕЛИ ЗАДАННУЮ СУММУ

600 руб.


ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

(если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное – «-»)

  • Прямой обмен одних товаров на другие – это сбережения.
  • Плата за работу – заработная плата.
  • Деньги, которые откладывают на будущее, - сбережения.
  • Оборотная сторона монеты – гурт.
  • Надпись на монете называется леген дой.

Проверка: –, +, +, –, +.


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Вывод: деньги – особый товар, который можно обменивать на любые другие товары и услуги.

-Подсчитай свою

зарплату за урок.


СИНКВЕЙН

Название (1 слово)

Описание (2 прилагательных)

Действие (3 глагола ) –

Чувство

Суть (1 слово) –


СИНКВЕЙН

Название (1 слово) деньги

Описание (2 прилагательных) – бумажные, металлические

Действие (3 глагола ) – купить, продать, обменять

Чувство – Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Суть (1 слово) – товар


  • Учебник: прочитать текст с.68 – 71, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с.71.
  • Рабочая тетрадь: с.39 № 2,4(1гр), 1,3(2гр)

Что такое деньги?

Выполнила Губанова Е.А.

МОУ СШ № 130, учитель Смирнова Т.П.


"Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы потратить их.

Деньги - единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их. Люди почти все сделают для денег, и деньги почти все сделают для людей.

Деньги - это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка".


Что же такое деньги?

ДЕНЬГИ - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления.

Толковый словарь С.Ожегова


Целью работы является составление единого, общего представления о деньгах, их происхождении, роли в экономике и жизни каждого человека.

Работа позволяет рассмотреть поставленный вопрос с разных точек зрения. Позволяет оценить всю

важность и неизбежность существования денег.


Происхождение денег

Происхождение денег связано с 7-8 тыс. до н.э., В качестве средства

облегчения обмена использовались – скот, сигары, раковины, камни, куски металла.

Деньги определяются самим обществом; все, что общество признает в качестве обращения - это есть деньги.

Роль денег, эталона всех обменов, всегда выпадала тому товару, который был в изобилии или на который был наибольший спрос.


Золотые и серебряные деньги

По мере увеличения общественного богатства роль всеобщего эквивалента закрепляется за драгоценными металлами (серебром, золотом).

Первые золотые монеты, согласно Геродота, приписываются Лидийскому царю Гигесу (VII в до н.э.).

Слово "монета" впервые появилась как титул богини Юноны в 279 г. до н.э. в Риме. Первым, кто изобразил свой профиль на монете, был Александр Македонский.


На территории нашей страны чеканка монет, серебряных и золотых, восходит ко временам князя Владимира Первого (Киевская Русь, конец Х- начало ХI вв.).

В начале XVII века на Руси установилась единая денежная единица копейка (на монете был изображен всадник с копьем), весившая 0,68 грамм серебра. Кроме того, в счетную систему были введены рубль, полтина, гривна, алтын, хотя чеканка серебряного рубля

стала правилом лишь при Петре I. Золотые деньги – «червонцы»

появились в России с 1718 года.


Бумажные деньги

История появления бумажных денег, относится к I в. до н.э.

Однако широкое распространение бумажных денег начинается с конца XVII. Переход к бумажно-денежному обращению резко расширил рамки товарного обмена. Бумажные деньги в отличие от металлических являются лишь знаками стоимости, представителями золота.


Бумажные деньги

В XX в. функции денег и вообще роль золота в процессе обмена подверглась существенным изменениям. Повсеместно

золото перестало выполнять функции:

Нигде ценность товаров не измеряется в золоте:

Ни в одной стране мира золото не находится в сфере обращения;

Золото не выполняет функцию средства платежа.


Электронные деньги

Электронные деньги впервые появились в 70-х годах. Пластиковая карточка представляет собой пластину стандартных размеров (85.6 мм 53.9 мм 0.76мм),

изготовленную из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы.

Одна из основных функций пластиковой карточки - обеспечение идентификации использующего ее лица как субъекта платежной системы.



Функция меры стоимости.

Первой функции денег является функция меры стоимости, т.е. их способность измерять стоимости всех товаров, служит посредником при определении цены.


Функция средства обращения

Деньги были рождены торговлей и возникли, как техническое средство, облегчающее обмен товарами. В качестве посредника в процессе обращения товаров, деньги выполняют функцию средства обращения.


Функция средства накопления.

Удивительное свойство денег как средства накопления - их способность победить - или, во всяком случае, обмануть само время. Действительно, деньги дают возможность сохранить часть полученной прибыли на будущее, как бы законсервировать их до тех пор, пока они не потребуются.


Функция средства платежа.

Деньги, выполняющие функцию средств платежа, предстают в качественном новом единстве. Они функционируют, во-первых, как мера стоимости при определении цены товара; во вторых, как идеальное покупательское средство.


Функция мировых денег.

Развитие товарного производства и выход товарного обмена за пределы национальных границ явились материальной предпосылкой появление этой функции денег. И если внутри отдельной страны могут обращаться не только полноценные, но и неполноценные деньги, то на мировом рынке знаки стоимости, обязательные к приему в рамках отдельного государства, теряют силу.





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.








Назад Вперёд

Тип урока. Комбинированный.

Цель урока: формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления.

Задачи урока:

– познакомить с новыми понятиями “бартер”, “купля-продажа”, “обмен”, “деньги”, “цена” и некоторыми денежными единицами;
– развивать речь учащихся, умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
– расширять кругозор детей;
– воспитывать культуру поведения в условиях рыночных отношений.

В ходе урока ученики:

Актуализируют:

– представления об особенностях товарно-денежных отношений;
– знания и представления о видах денег, их характерных особенностях, путях появления у людей;
– представления о денежных единицах разных стран;
– представления о функциях денег в жизни человека.

Приобретают:

– представления о том, что такое деньги;
– знания, расширяющие кругозор в области товарно-денежных отношений, объясняющие зависимость между ценой, стоимостью и количеством товара;
– умения устанавливать причинно-следственные связи между возникновением и развитием денежного обращения;
– умения сравнивать анализируемые понятия: “обмен”, “купля-продажа”;
– представления о самых первых денежных средствах на Руси.

Закрепляют:

– навыки работы в группе, паре, фронтально и индивидуально;
– умения работать с различными источниками информации (текстовой, слуховой, наглядной);
– умения обобщать информацию, выделять главное, делать выводы, наблюдать, логично выражать свои мысли, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения и высказывая отношения к мнению других, устанавливать взаимосвязи, сотрудничать;
– качества характера, такие как, уважение к мнению, точке зрения одноклассников, бережливое отношение к деньгам, уважительное отношение к тем, кто зарабатывает деньги, рациональное использование получаемых от взрослых денежных средств.

Необходимое оборудование и материалы:

– Компьютеры – 11 шт. (1 для учителя, 10 для учащихся)
– Мультимедийный проектор, экран.
– Презентация “Что такое деньги?”
– Электронный тест по изученному материалу урока;
– российскиемонеты (современные, устаревшие);
– иллюстрации бумажных денег (современные и устаревшие) (Приложение 1) ;
– карточки для практической работы;
– карточки для игры “Давай обменяемся”;
– Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2. /А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009 г.
– Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. Часть 2. /А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009 г.

Ход урока

I. Организационный момент

(На данном этапе урока используется активный метод приветствия “Поздоровайся локтями”).

– Ребята, для того, чтобы начать наш урок окружающего мира с хорошим настроением, я вам предлагаю поиграть в игру “Поздоровайся локтями”. Вам необходимо встать в круг, рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
Каждый “номер первый” складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в стороны.
Каждый “номер второй” упирается руками в бедра, разводит руки в стороны.
Каждый “номер третий” нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

На выполнение задания дается только 3 минуты. За это время вы должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников.

II. Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний учащихся

– Ребята, чтобы определить тему нашего урока и повторить материал, изученный вами на прошлых уроках, мы сейчас разгадаем кроссворд. (Презентация 1)

Учитель читает вопросы:

1. Один из трех китов экономики. На нем основывается добыча природных богатств, производство товаров. (ТРУД)

2. Он на дорожках во дворе,
Он очень нужен детворе,
Он на стройке и на пляже,
Он в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)

3. Правила, законы ведения хозяйства. (ЭКОНОМИКА)

4. Составная часть экономики. (ОТРАСЛЬ)

5. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить потребности других людей. (УСЛУГИ)

6. Какая промышленность выпускает конфеты, печенье, йогурт? (ПИЩЕВАЯ)

– Какое слово получилось в выделенном столбце? (ДЕНЬГИ) (Слайд 1)

– Каждое ли слово кроссворда можно связать с деньгами? Объясните.

– Сегодня, ребята, вы узнаете, что такое деньги, когда они появились, какими были первые деньги. (Слайд 2)

III. Изучение нового материала

1. Беседа о жизни людей без денег

– Кто-то из вас сейчас может сказать, что такое деньги?

– Для того, чтобы это выяснить мы отправимся в небольшое путешествие.

– Кто перед нами? (Первобытные люди) (Слайд 3)

– Как вы думаете, у них были деньги?

– Конечно, нет.

Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. – Двигаемся во времени дальше на тысячи лет. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотиться, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо.

– Что же получалось в таком обществе? (Появились излишки изготовленных предметов и потребность иметь другие изделия у себя). (Слайд 4)

– Что стали делать люди?

– Они стали обмениваться друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло; скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители – своих пленников. (Слайд 5)

– Но обменивать товары было очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь. Например, за одного барана можно было получить два топора, четыре кувшина или телегу. (Слайды 6-7)

– Чем еще могли обмениваться люди?

– И чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3 топора.

– Обмен товара на товар называется БАРТЕР.

– Какой бартер вы осуществляете между собой?

2. Игра “Давай обменяемся”

(На данном этапе урока используется активный метод работы над темой).

– Ребята, сейчас мы представим себя жителями древней Руси. Вы делитесь на 4 группы: купцы, ремесленники, охотники, крестьяне. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый.

(Можно сделать карточки таким образом, чтобы дети смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен).

Время на выполнение задания – 3 минуты.

– Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси?

– Кто не смог произвести обмен?

– Какие сложности возникли при обмене?

– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?

– Как вы думает, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?

3. Рассказ учителя о первых деньгах

– Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу. (Слайд 9)

– Удобны ли были такие деньги? (Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся.)

– Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и при переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части, но при этом не теряли своей ценности.

– Одними из первых денег были раковины каури-моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. (Слайд 10)

– Чем же были они удобны? (Не портились, не теряли вида, легко носить с собой).

– Удобно?

– Прошли многие десятилетия, прежде чем появились металлические деньги. Но и они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков. (Слайд 11)

– Каковы преимущества металлических денег? (Не портятся, ими можно расплачиваться за любой товар)

– На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок. (Слайд 12)

– Что же получалось? (РУБЛЬ)

– При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем в руках. Что же появилось? (КОПЕЙКА)

4. Физминутка для глаз (Слайд 13)

– У металлических денег все же оказался важный недостаток. Определите какой? (Они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут). Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали в дорогу бумажные расписки на золото. Так впервые появились бумажные деньги, на которых написано, какому количеству золота они равны. (Слайд 14)

– Итак, ребята, что же такое деньги? (Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги). (Слайд 15)

– Обмен товара на деньги называется КУПЛЯ-ПРОДАЖА.

– А как мы узнаем, какое количество денег нужно отдать за тот или иной товар? (У каждого товара и каждой услуги есть своя цена). (Слайд 16)

– Откуда люди берут деньги?

5. Физминутка (Слайд 17)

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Монетки, видно не нашел.
Чтоб монетки нам достать
Надо на носочки встать.
С кустика достать монетку,
Закопать их в поле редко.

IV. Закрепление изученного материала

– Ребята, вы хорошо поработали над новой темой. А теперь, я предлагаю проверить себя.

1. Практическая работа в парах

– У вас на столе российские монеты: 1 рубль и 1 копейка. Вам необходимо определить, что на них изображено и написано, как называются части монеты. А теперь откройте учебник – с. 70, тетрадь: с. 39, задание № 3 – практическая работа в парах.

Текст учебника: сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется "аверс" или "орёл". Другая сторона – оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется "реверс" или "решка". Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты – "гурт"

– Прочитайте во 2 задании, какие названия у разных частей монеты. Подпишите части монеты в тетради.

2. Индивидуальная работа

Проверка изученного материала в парах:

– Положите монеты перед собой так, чтобы вам была видна лицевая сторона. Как она называется? А теперь положите так, чтобы была видна оборотная сторона. Как она называется?

Какой номинал на ней указан? А легенда? (Слайд 18)

– Рассмотрите современные и старинные деньги: что на них изображено и нарисовано? (2 мин.) (Приложение 1)

– Чем похожи и отличаются деньги разных времен?

3. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях

– Откройте с. 38, задание 2.

– Вырезать из приложения фотографии денежных единиц и наклеить их. Подписать названия.

– Какими денежными единицами пользуются в США, в Европе? (Слайд 19)

4. Итоговый тест по изученному материалу на уроке (Презентация 2)

Рефлексия деятельности на уроке

– Ребята, какой вопрос был сегодня главным на уроке?

– И что же такое деньги?

– Какие виды обменов теперь знаете?

– Как нужно расходовать деньги?

– Как вы можете объяснить пословицу: Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.

Итоговая рефлексия работы на уроке проводится с помощью активного метода “Ярмарка”. Учащимся предлагается представить, что сегодняшний день они провели на ярмарке и их попросили ответить на вопросы:

– Больше всего мне понравилось…

– Я бы купил еще этого…

– Мне не хватило денег на…

– Больше всего я купил…

– Самая ценная вещь на ярмарке…

– Хотелось бы еще заглянуть в ряды…

(На данном этапе урока используется активный метод рефлексии). (Слайд 20)

– Написать мини-сочинение по теме “Для чего нужны деньги?”

Использованные источники и литература:

– Дмитриева О.И. Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир": 3 класс: Вариативность изучения тем. Тесты, практические проверочные работы и др.: Новый комплект уроков. Изд. 2-е, перераб., доп. – М.: Просвещение, 2008 г.

– Арефьева И.П., Лазарев Т.В. Копилочка активных методов обучения. – Международный институт развития “ЭкоПро”, 2008 г.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что такое деньги.

Разгадайте кроссворд Главная потребность человека. Необходим для добывания природных богатств, производства товаров. (Труд)

Разгадайте кроссворд 2. Он на дорожках во дворе, Он очень нужен детворе, Он на стройках, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже (Песок)

Разгадайте кроссворд 3. Топили, сушили, Колотили, рвали, Крутили, ткали И на стол клали (Лен)

Разгадайте кроссворд 4. Химическая ….- составная часть экономики. (Промышленность)

Разгадайте кроссворд 5. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей (Услуги)

Разгадайте кроссворд 6. Он очень прочен и упруг, Строителям – надежный друг, Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны (Гранит)

Деньги – особый товар, который можно обменять на любые товары и услуги

Деньги прошлого

Деньги прошлого = 1000 раковин каури 1 бык

Деньги прошлого Золотые и серебряные слитки

Деньги настоящего

Бартер Купля-продажа Способы обмена

Цена товара - стоимость одной вещи, предмета

Физкультминутка Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел, Монетки видно не нашел. Чтоб монетки нам достать Надо на носочки встать. С кустика достать монетку, Закопать их в поле редко, Чтобы выросли они.

Закрепление изученного Как называется плата за работу? (Заработная плата) Деньги, которые откладывают на будущее? (Сбережения) Какие денежные единицы ты знаешь? (Рубль, доллар, евро, динар, лат, гривна, марки)

Закрепление изученного Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги (Деньги) Прямой обмен одних товаров на другие (Бартер) Как называли половину гривны? (Рубль)

Итог урока Что такое деньги

Домашнее задание Задание 1 раздела «Подумай!» (стр. 71) Задания 2, 3, 4, 5 (учебник, стр. 72)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной папке находится конспект урока и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....

"Что такое деньги."

Урок по окружающему миру "Что такое деньги" Мир вокруг нас. Плешаков А.А. То, что взрослому человеку кажется простым и обыденным, для ребенка - интересно и познавательно. Как можно простыми словами...

Проект урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" ("Школа России")

В материале представлена разработка проекта урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" с методическим обоснованием в соответствии со ФГОСами второго поколения (проект урока, старто...