IV. Особенности введения типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа. Рабочее время руководителя клубных формирований Фонд времени руководителя 1 клубного формирова

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, МЕДИЦИНСКИХ, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ

РАБОТНИКОВ И РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ

В соответствии со статьей 282 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ч. I, ст. 3) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. N 197 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 15, ст. 1368) Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством образования Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации постановляет:

1. Установить следующие особенности работы по совместительству педагогических , медицинских, фармацевтических работников и работников культуры:

А) указанные категории работников вправе осуществлять работу по совместительству - выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения);

б) продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать:

для медицинских и фармацевтических работников - половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

для медицинских и фармацевтических работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, - 16 часов работы в неделю;

для врачей и среднего медицинского персонала городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется их недостаток, - месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. При этом продолжительность работы по совместительству по конкретным должностям в учреждениях и иных организациях федерального подчинения устанавливается в порядке, определяемом федеральными органами исполнительной власти, а в учреждениях и иных организациях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, - в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления;

для младшего медицинского и фармацевтического персонала - месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

Для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) - половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

Для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю - 16 часов работы в неделю;

для работников культуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей, - месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

в) педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.

2. Для указанных в пункте 1 настоящего Постановления категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

а) литературная работа, в том числе работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности;

б) проведение медицинской, технической, бухгалтерской и иной экспертизы с разовой оплатой;

В) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

г) осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

д) осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;

е) педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;

Режим рабочего времени творческих работников, а конкретно работников театров, кино, концертных организаций, значительно отличается от общепринятого восьмичасового рабочего дня, поскольку зависит от графиков спектаклей, выступлений и репетиций. Кроме этого, таким работникам приходится часто ездить на гастроли в другие города. О том, какой режим рабочего времени и какими документами может устанавливаться творческим работникам и каким образом он учитывается, расскажем в этой статье.

Об особенностях регулирования труда и отдыха творческих работников в Трудовом кодексе говорится не так уж много. Основное положение, которое есть в каждой статье, имеющей отношение к деятельности творческих работников, — это то, что все особенности трудовой деятельности, касающиеся регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, рабочего времени, и времени отдыха, продолжительности рабочего дня (смены), оплаты труда могут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (ст. 351 ТК РФ).

К творческим Трудовой кодекс относит работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, перечисленных в перечне профессий и должностей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252 (далее — Перечень должностей).

Таким образом, при установлении продолжительности рабочего дня (смены) времени, времени отдыха, порядка привлечения к ночной работе и работе в выходные и праздничные дни приоритет в каждой организации, занимающейся творческой деятельностью, будет иметь локальный нормативный акт, их устанавливающий. Если то или иное положение в таком акте не нашло отражения (например, некоторые работодатели не устанавливают свой порядок привлечения к работе в ночное время и праздничные и выходные дни), будут применяться положения трудового законодательства.

В отличие от продолжительности рабочего дня (смены), норма рабочего времени по общему правилу одинакова для всех работников, в том числе творческих, и не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ), если только творческий работник не относится к категории лиц, которым установлена сокращенная продолжительность рабочей недели. Это:

— работники в возрасте до 16 лет — не более 24 часов в неделю;

— работники в возрасте от 16 до 18 лет — не более 35 часов в неделю;

— работники, являющиеся инвалидами I или II группы, — не более 35 часов в неделю;

— лица, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, — не более 36 часов в неделю.

В настоящее время продолжает действовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (далее — Список). Разделом XXXVI Списка установлена сокращенная продолжительность рабочего дня при 36-часовой неделе и для некоторых категорий творческих работников СМИ, например:

— диктор телевидения и диктор радиовещания центрального телевидения и центрального радиовещания — шесть часов;

— звукорежиссер на телевидении и радиовещании — шесть часов.

Режимы рабочего времени

Продолжительность рабочего дня (смены) прежде всего зависит от того, какой режим рабочего времени установлен в организации. В зависимости от творческой направленности организации и должностей режимы рабочего времени могут быть разными. Напомним, что Трудовым кодексом установлены следующие режимы:

— пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями;

— шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем;

— работа в режиме гибкого рабочего времени;

— работа с ненормированным рабочим днем;

— сменная работа;

— разделение дня на части.

Поскольку в театральных и концертных организациях творческая деятельность (концерты, спектакли, выступления) осуществляется в том числе по субботам и воскресеньям, то во многих из них устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем — понедельником. Продолжительность ежедневной работы при этом определяется в соответствии с утвержденными работодателем графиками репетиций и спектаклей (выступлений). Поскольку в основном и репетиции, и спектакли проводятся в утреннее и вечернее время, при шестидневной рабочей неделе можно установить такой режим, как разделение дня на части.

В силу ст. 105 ТК РФ на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

Обратите внимание ! Одновременно с установлением продолжительности рабочего времени творческим работникам, в частности артистам музыкальных и танцевальных коллективов, театров, устанавливаются нормы выступлений, а художественному персоналу — нормы постановок. Например, по Нормам выступлений артистов в спектаклях и норм постановок художественного персонала театров, утвержденным Приказом Минкультуры СССР от 21.07.1983 N 414, артисты кукольных театров могут проводить не свыше трех спектаклей в день продолжительностью до 1 ч 15 мин. Равномерную загрузку артистов и художественного персонала в пределах нормы должна обеспечивать администрация учреждения.

Творческим работникам может быть установлена и рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, когда выходным может стать любой день недели. Этот режим рабочего времени удобен, когда работники задействованы в спектаклях, концертах, репетициях не каждый день, а также согласно графику.

Скользящий график является основным элементом гибкого рабочего времени, когда регулируется начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены), которая определяется по соглашению сторон (ст. 102 ТК РФ).

Работникам, характер деятельности которых не позволяет строго регламентировать их рабочее время, можно установить ненормированный рабочий день (ст. 101 ТК РФ). Работающие в таком режиме согласно ст. 119 ТК РФ получают дополнительный отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

Устанавливая такой режим рабочего времени, следует помнить, что привлекать к выполнению трудовых обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего времени можно эпизодически и по распоряжению работодателя. Если же работник привлекается к такой работе систематически, такое время может быть признано сверхурочной работой.

По соглашению между работником и работодателем как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. При таком режиме оплата труда осуществляется пропорционально отработанному времени. При этом работодатель обязан установить неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

Обратите внимание, что если режим рабочего времени одинаков для всех работников, он устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка согласно трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а если для отдельных работников режим отличается от общих правил, тогда его нужно установить трудовым договором (ст. 100 ТК РФ).

Рабочее время

Рассмотрим, что включается в рабочее время творческого работника, на примере сотрудников концертных организаций. В соответствии с Положением об условиях и оплате труда работников концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов, утвержденным Приказом Минкультуры СССР от 29.12.1976 (далее — Положение об оплате), в рабочее время засчитывается:

— время, затраченное на подготовку, проведение и завершение концерта (загримирование, разгримирование, костюмировка, установка и разбор декораций и т.д.);

— время, затраченное на участие в репетициях, включая занятия, тренаж и другие подготовительные работы, с момента явки на работу по распоряжению администрации до момента окончания работы (по фактической длительности, но не менее двух часов в один вызов);

— время, затраченное при выездных концертах с момента явки на сборный пункт в установленный срок до приезда в то место, где назначен концерт, а также время, затраченное на возвращение к месту нахождения концертной организации (но не более семи часов в сутки на проезды в оба конца);

— время, затраченное на ожидание в случае задержки объявленного концерта, и продолжительность концерта;

— перерывы между концертами в пределах одного вызова на работу (например, между двумя утренними концертами);

— время нахождения в пути во время гастролей по фактической длительности (не более семи часов в сутки);

— половина времени, установленного для проведения данного концерта или репетиций, в случае, когда работник явился, не будучи предупрежденным об отмене концерта или репетиции.

Примечание . Артист музыкального и танцевального коллектива может быть вызван на репетиции один раз в течение дня, а при незанятости в концертах — два раза.

Время подготовки, проведения и завершения концертов засчитывается в рабочее время по нормам, устанавливаемым администрацией по согласованию с комитетом профсоюза, за каждый концерт в отдельности. Это время по фактической продолжительности в следующих пределах: для артистов — до трех часов, для рабочих и младшего обслуживающего персонала — до шести часов.

Кроме этого, в рабочее время засчитываются перерывы, предоставляемые во время репетиционной и подготовительной работы (самостоятельные репетиции, занятия):

— артистам-вокалистам (солистам), артистам хора, балета и эстрадно-спортивного жанра — 20 минут после каждого часа работы;

— остальным артистам — 15 минут после каждого часа работы.

К рабочему времени также приравнивается время простоя, о котором говорится в ст. 157 ТК РФ. Статьей устанавливается размер заработной платы за время простоя в зависимости от того, по чьей вине он произошел. Поскольку при осуществлении творческой деятельности не всегда работники могут быть задействованы на все 100%, в ч. 5 ст. 157 отдельно отмечено, что если творческие работники в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. Получается, что, с одной стороны, творческим работникам предоставлена гарантия получить какой-то заработок, когда они остаются не у дел, но, с другой стороны, выбор, оплачивать или нет такое время, предоставлен работодателю.

Например, в силу Положения об оплате при отмене назначенного концерта не по вине артиста — концертного исполнителя, если он не был своевременно предупрежден и явился на концерт, ему засчитывается половина нормы выступлений либо 0,5 разовой концертной ставки, а при отмене сольного концерта в двух отделениях — одна разовая концертная ставка с соблюдением установленного порядка учета норм выступлений или учета по заработной плате (п. 69).

А работникам музыкальных и танцевальных коллективов, не занятым в гастрольной поездке, которым администрация не может предоставить работу, оплата простоя производится в размере 50% оклада (тарифной ставки), но не ниже минимума заработной платы (п. 83 Положения об оплате).

Учет рабочего времени

Необходимо вести учет рабочего времени каждого творческого работника. При этом основным документом учета, как и во всех организациях, является табель учета рабочего времени. При составлении табеля используются графики работы (репетиций, спектаклей) и журналы фактического учета прихода-ухода работников. В соответствии с разделом "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии" ЕКС, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н, учетом рабочего времени в учреждениях культуры, искусства и кинематографии занимается заведующий художественно-постановочной частью.

Говоря об учете рабочего времени, отметим, что если графики репетиций и выступлений для артистов невозможно составить так, чтобы соблюдалась ежедневная или еженедельная норма рабочего времени, устанавливается суммированный учет рабочего времени. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для работников данной категории еженедельной продолжительности рабочего времени. Для лиц, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается (ст. 104 ТК РФ). Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

При этом суммированный учет может устанавливаться как артистам, так и другим работникам. Согласно Положению об оплате месячный суммированный учет устанавливается работникам концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов, работа которых непосредственно связана с проведением и обслуживанием концертов и репетиций (монтировщики сцены, костюмеры, гримеры, электроосветители, контролеры, билетеры, гардеробщики, рабочие сцены, водители, занятые в выездных и гастрольных концертах, и др.). Месячная норма их рабочего времени определяется путем умножения установленной продолжительности рабочего дня на количество рабочих дней в данном месяце с учетом сокращения рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни.

Работа ночью и в праздники

В силу ст. 96 и 97 ТК РФ порядок работы в ночное время, а также в выходные и нерабочие праздничные дни творческим работникам может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. Напомним, что по общим правилам привлечение к работе в ночное время и к работе в выходные или праздничные дни осуществляется с согласия работника.

Обратите внимание ! Продолжительность ночного времени установлена ст. 96 ТК РФ и составляет период с 22.00 до 6.00. Изменить эту продолжительность локальным актом невозможно.

Таким образом, творческого работника можно привлекать к такой работе без его согласия, если это предусмотрено локальным нормативным актом. Кроме того, ст. 268 ТК РФ как исключение установлено, что к работе в ночное время и в выходные и праздники могут привлекаться творческие работники, не достигшие 18 лет. Однако в любом случае нельзя привлекать к такой работе беременных женщин (ст. 259 ТК РФ).

Положения Трудового кодекса при работе в ночное время и выходные и праздничные дни также применяются к женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет (ст. 259), и работникам других категорий, указанных в ч. 5 ст. 96 ТК РФ, даже если они занимают должности из Перечня должностей. Они могут привлекаться к работе в названные периоды времени только с их письменного согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

Поскольку определять самостоятельно работодатель может только порядок привлечения к ночной работе, для оплаты труда творческих работников в ночное время применяются общие правила ст. 154 ТК РФ — о повышенной оплате каждого часа работы в ночное время, но не ниже минимума, установленного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время", или иных размеров, установленных трудовым законодательством и другими актами, содержащими нормы трудового права.

При этом конкретные размеры повышения платы за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором и не могут быть ниже размеров, определенных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Что касается оплаты работы в выходные и праздничные дни, для творческих работников она может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора (ст. 153 ТК РФ). Так, сотрудникам концертных организаций оплачиваются фактически проработанные в праздничный день часы. Когда на праздник приходится часть рабочей смены, то в двойном размере оплачиваются часы, выпавшие на праздничный день (от 00.00 до 24.00).

С согласия работника денежная компенсация за работу в праздничный день, если она не включалась в норму рабочего времени, заменяется предоставлением другого дня отдыха. В этом случае плата за работу в праздник производится в одинарном размере сверх причитающейся зарплаты. При подсчете сверхурочных часов работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в двойном размере.

Такой же порядок оплаты работы в праздники применяется при гастрольных поездках и выездных спектаклях (п. 61 Положения об оплате).

Итак, рассмотрев положения о регулировании рабочего времени творческих работников, установленные Трудовым кодексом, можно сделать вывод, что имеющегося законодательного регулирования недостаточно. Эту функцию в основном выполняют работодатели. Не хватает и отраслевых нормативных актов, регулирующих деятельность творческих работников, а некоторые из документов уже давно устарели и требуют доработки, в том числе Перечень должностей творческих работников: профессии и должности, существующие в настоящее время и не включенные в этот перечень, не подпадают под действие положений Трудового кодекса, регламентирующих деятельность творческих работников. В результате сохраняется вероятность ущемления их прав по сравнению с другими. И здесь остается надеяться только на порядочность и сознательность работодателей, устанавливающих нормы трудовой деятельности.

Нормы часов за базовый оклад (должностной оклад, ставку заработной платы) работников культуры, искусства и кинематографии муниципальных культурно-досуговых учреждений

      Продолжительность рабочего времени (норма часов за базовый оклад (должностной оклад, ставку заработной платы) для работников культуры, искусства и кинематографии муниципальных культурно-досуговых учреждений по должностям руководитель кружка, любительского объединения, клуба по интересам, аккомпаниатор, аккомпаниатор-концертмейстер, концертмейстер устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, которая включает работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.

      Нормы часов за базовый оклад (должностной оклад, ставку заработной платы), являющиеся нормируемой частью работников культуры, искусства и кинематографии муниципальных культурно-досуговых учреждений, установлены:

24 часа в неделю – аккомпаниаторам, аккомпаниаторам-концертмейстерам, концертмейстерам и заместителям концертмейстера;

18 часов в неделю – руководителям кружка, любительского объединения, клуба по интересам, руководителям клубного формирования – любительского объединения, клуба по интересам.

      Должностные оклады других работников культуры, искусства и кинематографии муниципальных культурно-досуговых учреждений, не перечисленных в пунктах 4.1.-4.2. в т.ч. руководителей учреждений, их заместителей и руководителей структурных подразделений, выплачиваются за работу при 40 часовой рабочей неделе.

    Нормативное количество услуг за норму часа базового оклада (ставки заработной платы), оказываемое работниками культуры, искусства и кинематографии муниципальных культурно-досуговых учреждений

      Рекомендуемое нормативное количество услуг за норму часа базового оклада (ставки заработной платы), оказываемое работниками культуры, искусства и кинематографии муниципальных культурно-досуговых учреждений, составляет:

15 обучающихся – для руководителей кружка, любительского объединения, клуба по интересам, руководителям клубного формирования – любительского объединения, клуба по интересам.

      Режиссерам, балетмейстерам, режиссерам массовых представлений, режиссерам-постановщикам, балетмейстерам-постановщикам, художникам-постановщикам муниципальных культурно-досуговых учреждений годовые нормы постановок спектаклей, концертов, массовых представлений устанавливается учредителями этих учреждений по согласованию с профсоюзным органом.

      Помощникам и ассистентам режиссеров нормы участия в спектаклях, концертах и массовых представлений устанавливается руководителем муниципального культурно-досугового учреждения.

      Артистам-вокалистам и артистам оркестров месячная норма выступлений в концертах устанавливается руководителем учреждения по согласованию с профсоюзным органом.

В случае если артистам установлен квартальный учет выполнения месячных норм выступлений, оплата их труда в течение первых двух месяцев квартала производится из расчета одной третьей месячной нормы выступлений, а оплата за третий месяц производится с учетом выполнения квартальной нормы выступлений.

      Дополнительная оплата труда аккомпаниаторов, аккомпаниаторов-концертмейстеров, концертмейстеров творческих коллективов за выступления в качестве аккомпаниаторов в концертах, организуемых учреждением, а также за игру в оркестре в разовом порядке, производится в размере не менее 0,5 дневной ставки за каждое выступление.

    Порядок формирования окладов (должностных окладов) работников культуры, искусства и кинематографии муниципальных культурно-досуговых учреждений

      Оклад работников культуры, искусства и кинематографии муниципальных культурно-досуговых учреждений рассчитывается по формуле:

Или

Оклад работников культуры, искусства и кинематографии муниципальных культурно-досуговых учреждений;

– нормативное количество спектаклей (концертов), постановок в месяц;

– фактическое количество спектаклей (концертов), постановок в месяц;

Фактическое количество часов работы работников культуры, искусства и кинематографии муниципальных культурно-досуговых учреждений;

Норма часов за базовую ставку заработной платы (базовый оклад) работников культуры, искусства и кинематографии муниципальных культурно-досуговых учреждений, принимаемая в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и разделом 4 настоящих Методических рекомендаций;

– фактическое количество оказанных услуг за норму часа рабочего времени работников культуры, искусства и кинематографии муниципальных культурно-досуговых учреждений;

– нормативное количество оказанных услуг за норму часа рабочего времени работника культуры, искусства и кинематографии муниципальных культурно-досуговых учреждений, принимаемое в соответствии с разделом 5 настоящих Методических рекомендаций;

      Должностной оклад работников культуры, искусства и кинематографии муниципальных культурно-досуговых учреждений рассчитывается по формуле:

,

где - должностной оклад работников культуры, искусства и кинематографии муниципальных культурно-досуговых учреждений.

    Выплаты стимулирующего характера

      К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.

      Выплаты стимулирующего характера включают в себя:

Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

Выплаты за стаж работы по профилю;

Выплаты за квалификационную категорию;

Выплаты специалистам за работу в сельской местности;

Выплаты за качество выполняемых работ;

Премиальные и иные поощрительные выплаты.

      Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы подразделяются на:

выплаты за специфику деятельности;

выплаты за сложность работы;

выплаты за управление;

выплаты за наличие почетных званий, государственных наград.

      Выплаты специалистам за работу в сельской местности предоставляются работникам культуры, искусства и кинематографии муниципальных культурно-досуговых учреждений, входящим в профессиональные квалификационные группы работников культуры, искусства и кинематографии среднего, ведущего звена и руководящего состава, и рассчитываются по формуле:

– выплата специалистам за работу в сельской местности;

Размер оклада (должностного оклада) первой ставки четырехразрядной тарифной сетки по оплате труда работников культуры, искусства и кинематографии муниципальных культурно-досуговых учреждений;

– размер надбавки специалистам за работу в сельской местности.

Размер надбавки специалистам за работу в сельской местности принимается равным 25%.

      Выплаты за квалификационную категорию предоставляются работникам, занятым по специальностям, предусматривающим в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками присвоение квалификационных категорий по итогам аттестации в разрезе профессионально-квалификационных групп с учетом выполнения индикаторов оценки эффективности деятельности сотрудника. Выплаты за квалификационную категорию рассчитывается по формуле:

–выплата за квалификационную категорию;

– размер надбавки за квалификационную категорию. Рекомендуемые размер надбавки за квалификационную категорию приведены в таблице 4 настоящих Методических рекомендаций.

Изменение (установление) выплат за квалификационную категорию производится согласно дате приказа органа (учреждения), при котором создана аттестационная комиссия.

Размер надбавки

      Выплаты за специфику деятельности предоставляются работникам профессионально-квалификационной групп культуры, искусства и кинематографии среднего, ведущего звена и руководящего состава в отдельных учреждениях и рассчитывается по формуле:

Выплаты за специфику деятельности;

Размер надбавки за специфику деятельности. Рекомендуемые размеры надбавок за специфику деятельности приведены в таблице 4 настоящих Методических рекомендаций;

– фактически отработанное время, по которому предусмотрена выплата за специфику деятельности.

      Перечень должностей работников, которым с учетом конкретных условий работы в данном учреждении, подразделении и должности устанавливаются надбавки за специфику деятельности, утверждается каждым учреждением по согласованию с выборным профсоюзным органом (или иным органом, уполномоченным представлять интересы работников).

Основание назначения надбавки за специфику деятельности

Размер надбавки

Работа в психоневрологических интернатах, психиатрических больницах со строгим и усиленным наблюдением, а также в учреждениях для слепых и глухих

Должностей работников культуры, искусства и кинематографии среднего звена

Внестационарное обслуживание групп населения

Должностей работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена

      Выплаты за управление предоставляются работникам профессионально-квалификационной группы должностей работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена и руководящего состава и рассчитывается по формуле:

– выплаты за управление;

Наименование профессиональной квалификационной группы

Основание назначения надбавки за управление

Диапазон надбавок

Должностей руководящего состава учреждений культуры, искусства и кинематографии

Должность в учреждении, отнесенном к 1 группе по оплате труда руководителя

Должность в учреждении, отнесенном ко 2 группе по оплате труда руководителя

Должность в учреждении, отнесенном к 3 группе по оплате труда руководителя

Должность в учреждении, отнесенном к 4 группе по оплате труда руководителя

Должность в учреждении, не отнесенном к группам по оплате труда руководителя

      Выплаты за наличие почетных званий, государственных наград предоставляются работникам, входящим в профессиональные квалификационные группы должностей работников культуры, искусства и кинематографии и рассчитываются по формуле:

–выплата за наличие почетных званий, государственных наград;

– размер надбавки за наличие почетных званий, государственных наград.

      Установление размеров выплат за наличие почетных званий, государственных наград производятся со дня присвоения почетного звания, государственной награды. Работникам, имеющим два и более почетных звания, выплата за наличие почетных званий, государственных наград устанавливается по одному из почетных званий (государственных наград) по выбору работника.

      Выплаты за сложность работы предоставляются по должностям работникам профессионально-квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена и руководящего состава и рассчитывается по формуле:

Выплаты за сложность работы;

Основание назначения надбавки за сложность работы

Наименование профессионально-квалификационной группы

Размер надбавки

Работа в студиях по видам искусства и народного творчества, самодеятельных коллективах, имеющих звание «народный», «образцовый», лауреатов Всероссийских межрегиональных и региональных конкурсов

Должностей руководящего состава учреждений культуры, искусства и кинематографии

      Выплаты за стаж работы по профилю устанавливается по стажевым группам в разрезе профессионально-квалификационных групп в зависимости от продолжительности работы по профилю деятельности с учетом выполнения индикаторов оценки эффективности деятельности сотрудника и рассчитывается по формуле:

–выплата за стаж работы по профилю;

– размер надбавки за стаж работы по профилю. Рекомендуемые размеры надбавок за стаж работы по профилю приведены в таблице 7 настоящих Методических рекомендаций.

Наименование профессионально-квалификационной группы

Стажевая группа

Размер надбавки

Профессионально-квалификационная группа должностей работников культуры, искусства и кинематографии среднего звена

свыше 3 лет

Профессионально-квалификационная группа должностей работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена

от 3 до 6 лет

от 6 до 10лет

от 10 до 15 лет

свыше 15 лет

      Установление (изменение) размеров выплат за стаж работы по профилю при изменении стажа работы производится со дня достижения стажа, дающего право на увеличение размера выплат за стаж работы по профилю, если документы, подтверждающие стаж, находятся в учреждении, или со дня представления необходимого документа, подтверждающего стаж.

      Стаж работы по профилю определяется на основании трудовой книжки работника. Стаж работы по профилю, не подтвержденный записями в трудовой книжке, может быть установлен на основании надлежаще оформленных справок за подписью руководителей соответствующих учреждений, скрепленных печатью, выданных на основании документов, подтверждающих стаж работы по профилю (приказы, послужные и тарификационные списки, книги учета личного состава, табельные книги, архивные описи и т.п.). Справки должны содержать данные о наименовании учреждения, о должности и времени работы в этой должности, о дате выдачи справки, а также сведения, на основании которых выдана справка о работе.

      В случае утраты документов о стаже работы по профилю указанный стаж может быть установлен на основании справок с прежних мест работы или на основании письменных заявлений двух свидетелей, подписи которых должны быть удостоверены в нотариальном порядке. Свидетели могут подтверждать стаж только за период совместной работы.

      В исключительных случаях, когда не представляется возможным подтвердить стаж работы показаниями свидетелей, которые знали работника по совместной работе, и за период этой работы, органы, в подчинении которых находятся учреждения, могут принимать показания свидетелей, знавших работника по совместной работе в одной системе.

      Выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются работникам профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии муниципальных культурно-досуговых учреждений по результатам труда за определенный период времени. Основным критерием, влияющими на размер выплат за качество выполняемых работ, является достижение пороговых значений критериев оценки эффективности деятельности учреждений.

      Критерии оценки эффективности деятельности учреждений утверждаются учредителем учреждения по согласованию с органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления учреждением. Конкретные значения критериев оценки эффективности деятельности учреждений и условия осуществления выплат определяются ежегодно исходя из задач, стоящих перед учреждением.

      Размеры, порядок и условия осуществления выплат за качество выполняемых работ определяются локальными актами учреждения и коллективными договорами.

      Выплаты за качество выполняемых работ рассчитываются по формуле:

– выплаты за качество выполняемых работ j -му работнику;

Фонд оплаты труда, предусмотренный на выплаты за качество выполняемых работ;

Отнормированный i -ый критерий оценки эффективности деятельности по j -му работнику;

– относительный весовой коэффициент i -ого критерия оценки эффективности деятельности;

– количество критериев оценки эффективности деятельности;

– численность работников учреждения.

      Нормирование критериев эффективности деятельности обеспечивает сопоставимость критериев эффективности различной размерности. Нормирование заключается в выборе диапазона значений критерия эффективности деятельности (наилучшее и наихудшее), одно из которых соответствует нулевому значению отнормированного критерия, другое – единичному. При нахождении фактического значения критерия эффективности в пределах диапазона значений критерия эффективности деятельности, отнормированный критерий эффективности деятельности принимает значения от 0 до 1. При фактическом значении критерия эффективности ниже наихудшего значения, значение отнормированного критерия принимается равным 0, при выше наилучшего – 1.

      Зависимость значения отнормированного критерия эффективности деятельности от значения критерия эффективности деятельности может быть прямой (положительная динамика определяется увеличением значения критерия) и обратной (положительная динамика определяется уменьшением значения критерия).

      Отнормированный критерий при прямой зависимости его значения от значения критерия рассчитывается по формуле:

– фактическое значение критерия эффективности деятельности;

Наилучшее значение критерия эффективности деятельности;

– наихудшее значение критерия эффективности деятельности.

      Отнормированный критерий эффективности деятельности при обратной зависимости от его значения от значения критерия рассчитывается по формуле:

      Весовыми коэффициентами определяется степень приоритетности критерия эффективности деятельности. Наиболее приоритетному критерию присваивается наибольший коэффициент. Относительный весовой коэффициент рассчитывается по формуле:

–весовой коэффициент i -ого критерия оценки эффективности деятельности.

      Типовые критерии эффективности деятельности учреждения и их весовые коэффициенты в разрезе типов учреждений культурно-досуговых учреждений утверждаются Министерством культуры Республики Татарстан.

      Премиальные и иные поощрительные выплаты устанавливаются работникам единовременно за определенный период времени (месяц, квартал, год), к юбилейным датам, получению знаков отличия, благодарственных писем, грамот, наград и т.д.

      Размеры, порядок и условия осуществления премиальных и иных поощрительных выплат определяются локальными актами учреждения и коллективными договорами.

    Порядок определения заработной платы руководителя учреждения, заместителя руководителя учреждения, главных бухгалтеров

      Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

      Должностной оклад руководителей муниципальных культурно-досуговых учреждений устанавливается учредителем учреждения на основании трудового договора, в кратном отношении к средней заработной плате работников, относящихся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до трех размеров указанной заработной платы. При расчете должного оклада руководителя учитываются оклады (должностные оклады), отдельные виды выплат стимулирующего характера работников (персонала) за календарный год, предшествующий году установлений должностного оклада руководителю.

      К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение. Примерные перечни должностей работников учреждений, которые относятся к основному персоналу, устанавливаются Министерством культуры Республики Татарстан.

      Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10-30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

      Должностной оклад руководителей учреждения культурно-досуговых учреждений рассчитывается по формуле:

– должностной оклад руководителя учреждения;

Количество ставок работников основного персонала учреждения;

– коэффициент по группам оплаты труда руководителей учреждений, принимаемый согласно таблице 8 настоящих Методических рекомендаций.

Таблица 8

Коэффициенты по группам оплаты труда руководителей учреждений

Группа по оплате труда руководителей учреждений

Значение коэффициента по группам оплаты труда руководителей учреждений

Вне группы

      Группа по оплате труда руководителей учреждения определяется на основании объемных характеристик деятельности учреждения, представленных в таблицах 9, 10.

Таблица 9

Объемные показатели, характеризующие группу по оплате труда руководителей муниципальных культурно-досуговых учреждений

Кинотеатры

Кинотеатры

Среднегодовое число сеансов

от 1000 до 1300

от 700 до 1000

Штатная численность (человек)

от 20 и более

Учреждения клубного типа

Дома и Дворцы культуры

Количество баллов

от 300 до 400

от 150 до 300

от 100 до 150

Тип учреждения/группа по оплате труда руководителей государственных учреждений

Наименование /значение показателя

Таблица 10

Объемные показатели, характеризующие группу по оплате труда руководителей муниципальных культурно-досуговых учреждений клубного типа

Объемные показатели

Условия расчета

Количество баллов

Клубные формирования

Любительские художественные коллективы

за каждое формирование

Другие коллективы

за каждое формирование

Численность участников, постоянно действующих в течение года клубных формирований

В любительских художественных коллектива

за каждые 20 чел.

за каждые 20 чел.

Культурно - досуговые мероприятия

за каждое

за каждое на платной основе (за исключением кинопоказов)

Наличие коллективов, имеющих звание «Народный», «Образцовый»

за каждый

Участие творческих коллективов в смотрах, фестивалях, конкурсах

Международных

за каждое при наличии Положений о мероприятии

Всероссийских, республиканских

Муниципальных

Объем доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

за каждые 10 тыс. руб.

      Группа по оплате труда определяется не чаще одного раза в год органом управления культуры муниципального образования в устанавливаемом им порядке на основании соответствующих документов, подтверждающих наличие указанных объемов работы культурно-досугового учреждения.

      Группа по оплате труда для вновь открываемых культурно-досуговых учреждений устанавливается исходя из плановых (проектных) показателей, но не более чем на 2 года.

      Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утверждаемым в соответствии с разделом 9 настоящих Методических рекомендаций.

      Учредитель учреждения может устанавливать руководителю учреждения выплаты стимулирующего характера. Размер выплат стимулирующего характера определяется с учетом результатов деятельности учреждений, определенных на основании критериев эффективности деятельности учреждений. В этих целях учредитель учреждения вправе централизовать 2 процента ассигнований, выделяемых на оплату труда работников и персонала на выплаты стимулирующего характера руководителю учреждения. Распределение централизованных бюджетных ассигнований может осуществляться ежемесячно, ежеквартально, по итогам работы за год, за выполнение важных и особо важных заданий.

      В целях принятия объективного решения о выплатах стимулирующего характера руководителю учреждения может быть создана комиссия по распределению централизованных бюджетных ассигнований на выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений, состав и полномочия которой определяются учредителем учреждения. В случае образования комиссии руководитель учреждения вправе присутствовать на ее заседаниях и давать необходимые пояснения. Решения комиссии оформляются протоколом, на основании которого издается нормативно-правовой акт учредителя о стимулировании руководителя учреждения.

      Положения о предоставлении выплат стимулирующего характера отражаются в трудовом договоре, заключаемом между руководителем учреждения и учредителем, путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору. Дополнительное соглашение к трудовому договору заключаются на срок до 1 года. По окончании календарного года дополнительное соглашение к трудовому договору может быть пересмотрено в части изменения размеров общего фонда стимулирования труда руководителя учреждения, а также перечней и значений критериев эффективности деятельности учреждений.

    Выплаты компенсационного характера

      К выплатам компенсационного характера в учреждениях относятся:

выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных.

      Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

      Выплаты компенсационного характера рассчитываются по формуле:

Выплаты компенсационного характера;

Размер надбавки на выплату компенсационного характера;

– фактически отработанное время, по которому законодательством предусмотрены выплаты компенсационного характера.

      Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных устанавливаются в следующих размерах:

каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

в случае привлечения работника к работе в установленный ему графиком выходной день или нерабочий праздничный день работа оплачивается не менее чем в двойном размере:

работникам, получающим должностной оклад, - в размере не менее одинарной дневной или часовой базовой ставки сверх оклада, если работа в выходной и нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх базового оклада, если работа производилась сверх месячной нормы.

      По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

      Выплаты компенсационного характера работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются на основании аттестации рабочих мест, в размере не более 0,24 базового оклада.

      Перечень тяжелых работ, работ с вредными, опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    Порядок формирования фонда оплаты труда муниципальных культурно-досуговых учреждений

      Формирование фонда оплаты труда муниципальных культурно-досуговых учреждений осуществляется в пределах объема средств учреждения на текущий финансовый год, определенным в соответствии с нормативом финансовых затрат, количеством оказываемых услуг и отражается в смете культурно-досугового учреждения.

      Фонд оплаты труда муниципальных культурно-досуговых учреждений рассчитывается по следующей формуле:

– фонд стимулирования руководителей муниципальных культурно-досуговых учреждений;

Доля фонда оплаты труда на стимулирование руководителей муниципальных культурно-досуговых учреждений.

      Муниципальные культурно-досуговые учреждения самостоятельно определяют в общем объеме средств, рассчитанном на основании норматива финансовых затрат и количества оказываемых, долю средств на материально-техническое обеспечение и заработную плату персонала при условии сохранения объема средств на предоставление выплат стимулирующего характера за качество работы в объеме не менее 25% от фонда оплаты труда учреждения без учета выплат стимулирующего характера специалистам за работу в сельской местности.

муниципальныхЗакон

... культурной деятельности Статья 13. Оплата труда работников областных государственных учреждений культуры и искусства , меры социальной поддержки работников областных государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства ...

Правовая база, регламентирующая данный вопрос, к сожалению не актуализирована. Поэтому как в региональных нормативных актах, так и в локальных актах культурно-досуговых учреждений...

Правовая база, регламентирующая данный вопрос, к сожалению не актуализирована.

Поэтому как в региональных нормативных актах, так и в локальных актах культурно-досуговых учреждений до настоящего времени находят свое отражение:

    положения Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников учреждений культуры, утвержденной Министерством культуры СССР от 29.12.1976 (Далее - Инструкция).

    Постановления Секретариата ВЦСПС от 11.09.1987 "Об утверждении положения о кружках (студиях), организуемых на принципах самоокупаемости профсоюзными комитетами, культурно-просветительными, внешкольными учреждениями профсоюзов" (Далее - Постановление № 25-15),

    Методических рекомендаций по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов создания условий для развития местного традиционного художественного творчества, утвержденных приказом Минкультуры России от 25 мая 2006 г.

Согласно вышеуказанным документам должностные оклады руководителям кружков устанавливаются за 3 часа кружковой работы в день, а аккомпаниаторам - за 4 часа работы в день (например, п. 3 примечаний к п. 21 Инструкции). При этом имеются в виду астрономические часы.

Для указанных работников устанавливается помесячный суммированный учет рабочего времени. В тех случаях, когда руководители кружков и аккомпаниаторы не могут быть полностью загружены работой, оплата их труда производится за установленный объем работы по часовым ставкам (см. материалы в ЭС "Культура" - ).

Вместе с тем, согласно раздела 4 Трудового кодекса Российской федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее - ТК РФ) максимальная (или нормальная) продолжительность рабочего времени установлена в размере 40 часов в неделю.

"Дорабатывать" недостающие 85,8 астрономических часов штатные руководителей клубных формирований должны в соответствии с положениями, включенными в договор с руководителем коллектива (аккомпаниатором), в котором должно быть прописано, сколько часов в неделю отводится для занятий с участниками коллектива, сколько для организационно-методической работы, сколько для подготовки мероприятий, подбора репертуара и т.д. и т.п.).

В связи с переходом на отраслевую систему оплаты труда, существующие нормативы рабочего времени для руководителей клубных формирований можно считать основой для определения минимального базового оклада (в соответствии с квалификационной группой).

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Министерство культуры Российской Федерации в целях оказания методической помощи направляет по особенностям введения типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа с разъяснениями по применению приказов Минкультуры России от 30.12.2015 № 3448 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа», от 30.12.2015 № 3453 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию штатной численности работников государственных (муниципальных) культурно-досуговых учреждений и других организаций культурно-досугового типа с учетом отраслевой специфики».

Указанные приказы размещены на официальном сайте Минкультуры России mkrf.ru в разделах «Главная», «Министерство», «Департаменты», «Департамент экономики и финансов», «Приказы»/«Методические рекомендации» и могут быть использованы в работе.

Обращаем внимание на необходимость внедрения типовых отраслевых норм труда в учреждениях и указания соответствующей информации в рамках отчета по мониторингу Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р.

Одновременно сообщаем, что в целях организации управления процессами планирования и контроля формирования штатных расписаний учреждений культуры на основе утвержденных норм труда Минкультуры России разработан интерактивный электронный сервис, который обеспечивает:

расчет трудозатрат по видам деятельности и операциям;

расчет оптимальной штатной численности учреждения;

распределение видов деятельности и расчет трудозатрат, штатной численности по категориям: административно-управленческий персонал, основной персонал и вспомогательный персонал;

формирование штатного расписания учреждений с учетом определенной нормативной численности в соответствии с выполняемыми в учреждении объемами работ.

В настоящее время данный сервис доступен для библиотек, музеев, зоопарков. В IV квартале 2016 г. также будет доступен для культурно-досуговых учреждений.

Доступ в указанный сервис предоставляется всем учреждениям в соответствии с поступившими запросами. Для получения доступа необходимо направлять письменный запрос с указанием ИНН и наименования организации по адресу электронной почты [email protected], далее следовать присылаемым рекомендациям.

Приложение: на 9 л. в 1 экз.

Приложение

Рекомендации
по особенностям введения типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа (далее - Рекомендации)

I. Общие положения

1. Настоящие Рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи по введению типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа (далее - нормы труда КДУ), утвержденных приказом Минкультуры России от 30.12.2015 № 3448 (зарегистрирован Минюстом России 02.02.2016, регистрационный № 40938) (далее - приказ № 3448) и в дополнение к Методическим рекомендациям по формированию штатной численности работников государственных (муниципальных) культурно-досуговых учреждений и других организаций культурно-досугового типа с учетом отраслевой специфики (далее - Учреждение), утвержденным приказом Минкультуры России от 30.12.2015 № 3453 (далее - Методические рекомендации № 3453).

3. Нормы труда КДУ разработаны на основе расчетов результатов исследований и их апробаций в учреждениях.

4. Нормы труда КДУ характеризуют оптимальный уровень напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ (оказании государственных (муниципальных) услуг) по основной деятельности.

5. Введение в действие норм труда и штатной численности персонала, а также их пересмотр осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ) с учетом мнения представительного органа работников.

6. При внедрении норм труда КДУ в Учреждениях проводится оценка потребности в квалификационных работах согласно государственному заданию, на основе которых вводятся соответствующие должности и профессии.

II. Разработка нормирования труда в Учреждении

7. Процесс нормирования труда в Учреждении основан на определении норм затрат труда, под которыми понимается установленный для работника объем работы в час, день (смену), неделю, месяц, год, который он обязан выполнить при нормальных условиях работы. Нормы затрат труда являются исходной базой для осуществляемой в учреждении работы по организации труда. С их помощью определяются эффективные (требующие наименьших затрат рабочего времени) варианты технологии оказания услуг, наиболее рациональные формы разделения и кооперации труда, эффективные приемы и способы выполнения работы.

8. При внедрении норм затрат труда устанавливается предусмотренный регламент работы, который должен соблюдаться каждым работником на его индивидуальном или коллективном рабочем месте.

9. Разработка нормирования труда в Учреждении осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях, утвержденных приказом Минтруда России от 30.09.2013 № 504 (далее - Методические рекомендации № 504).

10. На основе типовых норм труда могут быть определены для применения в Учреждении:

нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги одним или группой работников соответствующей квалификации);

нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т.п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени);

нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ).

Рекомендуемые методики определения нормы численности на основе типовых норм времени и типовых норм обслуживания, определения нормы обслуживания на основе типовых норм времени приведены в Приложении № 1 к Методическим рекомендациям № 504.

1) при создании более прогрессивных организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов или их несоответствии типовым нормам труда рекомендуется использовать типовые нормы труда в качестве базы при определении и обосновании норм труда путем их корректировки с учетом фактических организационно-технологических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в Учреждении.

Примеры (алгоритмы) расчета норм труда путем коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технологических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении приведены в приложении № 2 к Методическим рекомендациям № 504;

2) при планировании мер по повышению эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг типовые нормы труда рекомендуется использовать в качестве эталона:

для учреждений, в которых организационно-технические условия ниже уровня, на который рассчитаны типовые нормы;

при исследовании затрат рабочего времени и анализе потерь рабочего времени.

После принятия мер по изменению организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов нормы труда в Учреждении могут быть пересмотрены в установленном законодательством порядке;

3) при отсутствии типовых норм труда по отдельным видам работ и рабочим местам соответствующие нормы труда разрабатываются в Учреждении с учетом рекомендаций организации, осуществляющей функции и полномочия учредителя, либо с привлечением соответствующих специалистов в установленном порядке;

анализ трудового процесса на основе стандарта оказания государственной (муниципальной) услуги, разделение его на части;

выбор оптимального варианта технологии и организации труда, эффективных методов и приемов работы;

проектирование режимов работы оборудования, приемов и методов труда, систем обслуживания рабочих мест, режимов труда и отдыха;

определение норм труда в соответствии с особенностями технологического и трудового процессов, их внедрение и последующая корректировка по мере изменения организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов;

5) наряду с нормами труда, установленными в Учреждении на неопределенный срок, для стабильных по организационно-техническим условиям выполнения технологических (трудовых) процессов, могут применяться временные и разовые нормы труда.

Временные нормы труда устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда.

Срок действия временных норм труда, определяемых Учреждением, рекомендуется устанавливать не более 3 месяцев.

Разовые нормы труда определяются работодателем на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные).

III. Установление системы нормирования труда в Учреждении

12. Систему нормирования труда в Учреждении рекомендуется устанавливать в Положении о системе нормирования труда учреждения (далее - Положение), которое либо утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников, либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор.

13. Учет мнения представительного органа работников рекомендуется осуществлять в порядке принятия локальных нормативных актов, установленном трудовым законодательством.

1) «Применяемые в учреждении нормы труда», в котором приводятся:

примененные методики определения нормы численности на основе типовой нормы времени, нормы численности на основе типовой нормы обслуживания и нормы обслуживания на основе типовой нормы времени (если проводились расчеты);

расчет коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении (если проводилась коррекция);

методы и способы установления норм труда по отдельным должностям (профессиям рабочих), видам работ (функциям), по которым отсутствуют типовые нормы труда;

2) «Порядок внедрения норм труда»;

3) «Порядок организации замены и пересмотра норм труда»;

4) «Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда».

15. При заключении трудового договора с работником рекомендуется ознакомить его с нормами труда. В случае установления работнику норм времени на выполнение работ (оказание услуг) или норм обслуживания рекомендуется в трудовом договоре с работником указать, что их выполнение осуществляется в пределах установленной ему продолжительности рабочего времени.

16. Работники извещаются о внедрении новых норм труда не позднее, чем за два месяца до их введения в действие. В аналогичный срок времени работники извещаются о корректировке ошибочных норм труда (нормы труда при установлении которых были неправильно учтены организационно-технические условия выполнения технологических (трудовых) процессов или допущены неточности в применении нормативных материалов либо в проведении расчетов).

С учетом мнения представительного органа работников о снижении ошибочных норм труда работники могут быть уведомлены в более короткий срок.

17. Форма извещения о внедрении новых норм труда определяется учреждением самостоятельно. При этом рекомендуется указать ранее действовавшие нормы труда, новые нормы труда, факторы, послужившие основанием введения новых норм труда или их корректировки.

18. Рекомендуется перед введением новых норм труда провести инструктаж и обучение работников наиболее эффективным приемам и методам выполнения работ, при этом могут быть использованы как индивидуальные, так и групповые формы их проведения.

19. При проведении работ по освоению норм труда рекомендуется анализировать степень освоения работ каждым работником на основе данных о выполнении норм.

При освоении норм труда в связи с введением новой техники и технологии, когда наряду с овладением рациональными приемами труда работникам необходимо приобретение новых теоретических и практических знаний, рекомендуется проведение обучения работников.

При освоении новых видов работ (стандартов оказания государственных (муниципальных услуг) или несоответствии фактических организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов запроектированным во вновь вводимых нормах труда рекомендуется применять поправочные коэффициенты.

20. Рекомендуется предусмотреть срок проведения анализа для определения целесообразности пересмотра применяющихся норм труда не реже чем один раз в пять лет. По итогам анализа может быть принято решение о сохранении установленных норм труда или о разработке новых норм труда. До введения новых норм труда продолжают применяться ранее установленные.

Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.

Иные основания пересмотра норм труда не установлены трудовым законодательством. Перевыполнение норм труда отдельными работниками, в том числе за счет высокого уровня личных профессиональных качеств, применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не может рассматриваться в качестве основания для пересмотра установленных в учреждении норм труда.

Пересмотр ошибочных норм труда осуществляется по мере их выявления с учетом мнения представительного органа работников.

исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;

своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;

надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;

условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

IV. Особенности введения типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа

22. Штатная численность работников Учреждения рассчитывается на основе показателей трудозатрат и нормативной численности по видам норм, установленных приказом № 3448, с учетом порядка определения штатной численности работников, установленного в разделе II Методических рекомендаций № 3453.

23. На основе госзадания в первую очередь следует определить общие трудозатраты на объем работ руководителей коллективов планируемого периода (Тобщ.) по следующей формуле:

Тобщ = N x m где

N - количество занятий в неделю, согласно графику занятий, но не реже двух раз в неделю;

m - продолжительность одного занятия в количестве учебных часов (не менее трех учебных часов) с учетом времени на отдых по 15 минут на занятие.

Так, например, занятия в коллективе проводятся 2 раза в неделю (N) по 3 учебных часа (т) каждое занятие (60 мин. с учетом 15 мин. времени отдыха):

Чн = Тобщ./Фрв, где

Фрв - фонд рабочего времени на планируемый период, час;

Например: фонд времени руководителя 1 клубного формирования за неделю, предназначенный для проведения занятий (Фрв), составляет 18 часов в неделю, норма численности руководителя одного клубного формирования за неделю (Чн) = 6 часов/18 часов = 0,33 шт. ед.

Затем определяем плановый коэффициент невыходов работников в Учреждении (Кн):

Например, работник отсутствовал на работе 38 дней, из которых:

28 дней - оплачиваемый отпуск;

10 дней - отсутствие по уважительной причине (больничные, административные отпуска и т.п.);

247 дней - количество рабочих дней в году согласно производственному календарю на 2016 год.

При этом определяем % невыходов:

Итого коэффициент невыходов составляет:

С учетом коэффициента невыходов рассчитывается штатная численность руководителя 1 клубного формирования (Чш), которая определяется по следующей формуле:

Чш = Чн х Кн

В данном примере Чш = 0,33 х 1,15 = 0,38 (= 0,5 шт. ед. на 1 клубное формирование).

По необходимости руководители могут приглашать коллективы на репетиции чаще, предусмотренного расписанием времени, например, в период подготовки к концерту, фестивалю, конкурсу, смотру и другим подобным мероприятиям. При этом время расписания занятий должно быть согласовано с администрацией Учреждения и заранее сообщено участникам коллектива.

Фонд рабочего времени руководителя клубного формирования в соответствии со статьей 91 ТК РФ определяется исходя из 40 - часовой рабочей недели.

24. С учетом штатной численности руководителя клубного формирования определяются нормы численности творческих работников коллективов самодеятельного искусства, клубных формирований, студий, кружков в процентном отношении от численности руководителя (таблица 1 приказа № 3448).

В случае, если в соответствии с установленным государственным заданием и графиком занятий в (детском) коллективе самодеятельного искусства несколько (возрастных) групп занимающихся в одно и то же время, но в разных репетиционных помещениях, нормы численности творческих работников для проведения таких занятий умножаются на количество необходимых групп.

25. Расчет штатной численности работников, занятых организацией и проведением культурно-массовых мероприятий, определяется на основе показателей укрупненных норм трудоемкости (количество культурно-массовых мероприятий, количество посетителей на 1 мероприятие, количество залов, классов, сценических площадок и других показателей), установленных приказом № 3448.

Одним из наиболее важных показателей трудоемкости указанной категории работников является показатель «Количество культурно-массовых мероприятий».

Так, например, (таблицы 4, 7 приказа № 3448) государственным заданием установлено количество культурно-массовых мероприятий общей направленности на год - 75 мероприятий с общим количеством посетителей культурно-массовых мероприятий - 16 500 чел., при этом в расчет штатной численности включаются:

режиссер - 1 шт. ед.;

режиссер массовых представлений - 0,75 шт. ед.;

методист - 1,25 шт. ед.;

билетный кассир = 16 500 / 75 = 220 чел. (количество посетителей на 1 мероприятие) - 1,75 шт. ед.;

контролер билетов (220 чел. - количество посетителей на 1 мероприятие) 3,5 шт. ед.

В нормы численности работников, занятых организацией и проведением культурно-массовых мероприятий и художественно-постановочной части с учетом постановочных требований могут быть включены дополнительные должности, необходимые для выполнения поставленных задач, установленных государственным заданием (например, таблицы 3 и 8 приказа № 3448).

26. По тем работам, на которые в таблицах 18 и 19 отсутствуют нормы, применяются нормы таблиц 1-17 с учетом требований к введению должностей, согласно установленному государственному заданию.

27. Должностное категорирование (главный, ведущий, старший, 1 категории, 2 категории) устанавливается с учетом квалификационных требований, предусмотренных Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, тарифные разряды - с учетом требований, предъявляемых к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, согласно Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.

28. При отличии организационно-технических условий выполнения работ от тех, которые представлены в нормах труда КДУ, Учреждение самостоятельно вносит изменения в показатели норм труда, исходя из установленных целей и задач.

29. При отсутствии в приказе № 3448 показателей норм труда на работы, которые выполняются в Учреждении согласно установленному государственному заданию, по ним разрабатываются нормы труда, в порядке, установленном приказом № 3448 и Методическими рекомендациями № 3453, и утверждаются локальными нормативными актами учреждения.

30. Формирование штатной численности административно-управленческого и вспомогательного персонала производится на основе типовых сборников норм труда, утверждаемых Минтрудом России.

Обзор документа

Также сообщается о разработке интерактивного электронного сервиса, который обеспечивает расчет трудозатрат по видам деятельности и операциям, расчет оптимальной штатной численности учреждения культуры, распределение видов деятельности и расчет трудозатрат, штатной численности по категориям персонала (административно-управленческий, основной и вспомогательный). С его помощью также можно сформировать штатное расписание учреждений культуры с учетом определенной нормативной численности в соответствии с выполняемыми объемами работ.

Сервис позволяет проанализировать деятельность учреждения в разрезе видов и трудовых операций, рассчитать нормативную штатную численность и сформировать штатное расписания в соответствии с принятыми нормами труда, времени и численности.

В настоящее время данный сервис доступен для библиотек, музеев, зоопарков, а в IV квартале 2016 г. им смогут воспользоваться культурно-досуговые учреждения.

Для получения доступа необходимо направлять письменный запрос с указанием ИНН и наименования организации по адресу электронной почты [email protected].