Гигиена умственного труда, особенности физиологических реакций при умственном труде, критерий тяжести труда, утомление и его особенности у детей. Профилактика данных состояний. Правила гигиены умственного труда Сообщение на тему гигиена умственного труда

1. Раскройте взаимосвязь строения и функций органов дыхания человека.
2. Охарактеризуйте грибы и лишайники. Каково их значение в природе и жизни человека?
3. Каких правил гигиены умственной деятельности следует придерживаться?

14.1 Различают внешнее и внутреннее. Внутреннее (клеточное) дыхание - это окислительные процессы в клетках, в результате которых выделяется энергия. В этих процессах обязательно участвует кислород, который поступает в организм в результате внешнего дыхания. Внешнее дыхание- это газообмен между кровью и атмосферным воздухом. Оно происходит в органах дыхательной системы. Дыхательная система состоит из воздухоносных путей (ротовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, бронхи) и легких. Каждый орган системы имеет особенности строения в соответствии с выполняемыми функциями.

I. Носовая полость делится костно-хрящевой перегородкой на две половины. В ней происходит очищение, увлажнение, обеззараживание, согревание воздуха и различение запахов. Эти разнообразные функции обеспечиваются:

1) большой поверхностью соприкосновения с вдыхаемым воздухом за счет извилистых ходов, которые есть в каждой половине полости;

2) мерцательным эпителием, из которого состоит слизистая оболочка носовой полости. Реснички эпителия, двигаясь, задерживают и выводят наружу пыль и микроорганизмы;

3) густой сетью капиллярных сосудов, пронизывающих слизистую оболочку. Теплая кровь согревает холодный воздух;

4) слизью, которую выделяют железы слизистой оболочки полости носа. Она увлажняет воздух, снижает жизнедеятельность болезнетворных бактерий;

5) обонятельными рецепторами, расположенными в слизистой оболочке.

II. Носоглотка и глотка проводят воздух в гортань.

III. Гортань - это полый воздухоносный орган, основу которого составляют хрящи; самый крупный из них - щитовидный. Кроме проведения воздуха гортань выполняет следующие функции:

1. Препятствует попаданию пищи в дыхательную систему. Это обеспечивается подвижным хрящом - надгортанником. Он рефлекторно закрывает вход в гортань в момент проглатывания пищи.

IV. Трахея расположена в грудной клетке, впереди пищевода, и состоит из 16-20 хрящевых полуколец, соединенных связками. Полукольца обеспечивают свободное прохождение воздуха через трахею в любом положении тела человека. Кроме того, задняя стенка трахеи мягкая, состоит из гладкой мускулатуры. Такое строение трахеи не мешает прохождению пищи по пищеводу.



V. Бронхи. Левый и правый бронхи образованы хрящевыми полукольцами. В легких они ветвятся на мелкие бронхи, образуя бронхиальное дерево. Наиболее тонкие бронхи называются бронхиолами. Они заканчиваются альвеолярными ходами, на стенках которых расположены альвеолы, или легочные пузырьки. Стенка альвеолы состоит из одного слоя плоского эпителия и тонкого слоя эластичных волокон. Альвеолы густо оплетены капиллярами и осуществляют газообмен.

VI. Легкие - парные органы, занимающие почти всю грудную полость. Правое больше, состоит из трех долей, левое - из двух. Каждое легкое покрыто легочной плеврой, состоящей из двух листков. Между ними находится плевральная полость, заполненная плевральной жидкостью, которая уменьшает трение при дыхательных движениях. В плевральной полости давление ниже атмосферного. Это способствует движению легких за грудной клеткой при вдохе и выдохе.

Таким образом, строение органов дыхательной системы соответствует функциям, которые они выполняют. Грибы - это отдельное царство организмов, занимающих промежуточное положение между растениями и животными. С животными их сближает гетеротрофный способ питания, наличие хитина в оболочках клеток, запас питательных веществ в виде гликогена, образование в результате обмена веществ мочевины. В то же время грибы, подобно растениям, имеют неограниченный рост, ведут неподвижный образ жизни, поглощают питательные вещества путем всасывания. Грибы делятся на высшие и низшие. У низших вегетативное тело - грибница - состоит из одной разросшейся клетки, у высших - грибница многоклеточная. Размножаются грибы спорами.



Некоторые заболевания животных и человека (стригущий лишай, молочница) также имеют грибковую природу.

Одноклеточные грибы - дрожжи - используются человеком в хлебопекарной и пивоваренной промышленностях. Из плесневелых грибов получают антибиотики (пенициллин).

Лишайники также относятся к царству Грибы, т.к. их тело образовано нитями грибницы и одноклеточными зелеными водорослями. Объединение в одном теле грибов и водорослей привело к тому, что лишайники обладают новыми морфологическими, физиологическими и экологическими особенностями. Они могут поселяться и расти на совершенно бесплодных субстратах, например, на скалах, песке. Нити грибницы усваивают влагу из атмосферы или с поверхности субстрата, а зеленые водоросли обеспечивают лишайник органическими веществами, которые образуются в результате фотосинтеза.

14.3. Каких правил гигиены умственной деятельности следует придерживаться?
Учеба - основной вид деятельности школьника, поэтому правила гигиены умственной деятельности являются неотъемлемой частью его режима дня.

Режим дня - это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям распорядок суточной деятельности, который предусматривает повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов.

Значение режима дня в том, что организм с течением времени привыкает к определенной работе, выполняемой в определенное время, т.е. вырабатывается система условных рефлексов. Эта система разгружает кору головного мозга, т.к. автоматические действия регулирует подкорка. Таким образом, кора головного мозга максимально высвобождается для умственной деятельности.

Для максимальной эффективности умственной деятельности необходимо:

1. Уметь концентрировать свое внимание на выполняемой работе.

2. Правильно рассчитывать время работы: после часа работы должен быть двадцатиминутный перерыв со сменой вида деятельности (физическая нагрузка).

Билет № 15
1. Объясните взаимозависимость строения и функций органов пищеварения.
2. Дайте краткую характеристику голосеменных и определите их значение в природе и жизни человека.
3. Какое значение закаливания организма? Охарактеризуйте способы закаливания.

15.1
Пищеварительная система обеспечивает организм питательными веществами. Органы пищеварения делятся на пищеварительный канал, по которому проходит пища (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник), и пищеварительные железы (слюнные, поджелудочная, печень). Каждый орган вносит свой вклад в пищеварительную функцию (см. таблицу).

Орган Выполняемые функции Особенности строения в связи с функциями
Ротовая полость 1.Механическая обработка пищи. 2. Восприятие вкуса и температуры пищи. 3. Химическая обработка пищи: а) расщепление крахмала до более простых углеводов в щелочной среде; б) обеззараживание пищи; в) формирование пищевого комка. 32 коренных зуба. Мышечный язык покрыт слизистой оболочкой с рецепторами. В ротовую полость открываются протоки слюнных желез; слюна имеет щелочную среду и содержит ферменты, ускоряющие расщепление углеводов. В состав слюны входит лизоцим, оказывающий бактерицидное действие. Слюна содержит муцин, который склеивает частицы пищи.
Глотка, пищевод Проведение пищи. Трубкообразные органы, стенки которых содержат кольцевые и продольные мышцы. На границе с желудком находится сфинктер - привратник.
Желудок 1. Накопление пищи. 2. Переваривание пищи: а) расщепление белков; б) створаживание молока; в) расщепление эмульгированных жиров. 3. Постепенная эвакуация пищи в кишечник. Емкость желудка - 1,5-2 л. Слизистая желудка содержит железы трех типов: главные, которые выделяют ферменты, обкладочные, выделяющие хлоридную кислоту, и дополнительные, которые выделяют слизь. Между желудком и кишечником расположены кольцевые мышцы, образующие пилорический сфинктер.
Тонкий кишечник 1.Окончательное переваривание пищи: белки - аминокислоты; углеводы - глюкоза; жиры - глицерин и жирные кислоты. 2. Всасывание в кровь и лимфу продуктов расщепления. 1. В двенадцатиперстную кишку открываются протоки поджелудочной железы, которая выделяет сок, содержащий ферменты, и печени, которая вырабатывает желчь (она эмульгирует жиры). Под действием этих жидкостей расщепляются все питательные вещества. 2.Слизистая оболочка тонкого кишечника образует множество выростов - ворсинок, которые существенно увеличивают всасывающую поверхность кишки. Каждая ворсинка содержит кровеносные и лимфатические капилляры.
Толстый кишечник Всасывание воды в кровь и образование каловых масс. Железы толстого кишечника выделяют сок, который почти не содержит ферментов, но в толстой кишке обитает множество микроорганизмов, которые расщепляют клетчатку и синтезируют витамины.

15.2 Голосеменными называют растения, не имеющие цветков, но образующие семена. Семена у них созревают в шишках и после раскрытия шишки лежат на ее чешуйках голо, открыто. Известно около 800 современных видов голосеменных. Это преимущественно деревья, реже кустарники. Наибольшее значение и распространение среди голосеменных имеют хвойные растения (сосны, ели, лиственницы, кедры и др.)- У хвойных имеются приспособления вегетативных органов к суровым условиям жизни на суше:

Голосеменные образуют огромные площади хвойных лесов, входят в состав смешанных лесов. Они обогащают воздух кислородом, замедляют таяние снега, уменьшают весенние паводки, задерживают ветер, укрепляют почву на склонах и оврагах. В хозяйстве человека хвойные используются как строительный матерная, для изготовления мебели, бумаги. Из древесины хвойных получают канифоль, скипидар, спирт, лаки. Хвою используют в медицине как источник витамина С. Воздух хвойных лесов насыщен фитонцидами - веществами, которые убивают микроорганизмы.

15.3 Закаливание - это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды путем систематического дозированного воздействия этих факторов.

Главными факторами закаливания являются солнце, воздух и вода.

Закаливание можно проводить следующими способами:

1. Солнечные ванны. Когда на кожу воздействуют солнечные лучи, сосуды расширяются. Это повышает уровень обмена веществ. Солнечные лучи способствуют также образованию витамина Б.

2. Воздушные ванны. Прежде всего рекомендуются прогулки на свежем воздухе. Специальное закаливание начинают с 20-30-минутного пребывания в полуобнаженном виде в хорошо проветриваемом помещении, а позже на открытом воздухе в тени при температуре 20-25 °С.

3. Водные процедуры выполняются в виде обтирания, обливания, душа и купания.

Начинать закаливание можно только в том случае, если в данный момент нет острых заболеваний или обострения хронических.

Билет № 16
1. Какую роль в организме играют витамины, каковы последствия их отсутствия?
2. Охарактеризуйте особенности биологии клещей и меры защиты от них.
3. Какие правила гигиены органов слуха необходимо соблюдать?

Умственный труд заключается в переработке и анализе большого объёма разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизация памяти и внимания, а мышечные нагрузки, как правило, незначительны. Этот труд характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что может приводить к сердечно-сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.

· Творческий

· нетворческий.

Творческий характеризует продуктивную деятельность, т.е. деятельность, изменяющую существующую практику. Нетворческий – характеризует репродуктивную деятельность, т.е. деятельность, воспроизводящую действующую практику.

Работоспособность меняется на протяжении суток, недели, года. При интенсивном умственном труде утомление может наступить довольно быстро. Монотонность и однообразие быстро утомляют. Аккуратность, соблюдение планов, сосредоточенность внимания, творческий подъем, усидчивость, настойчивость повышают эффективность умственного труда. Для соблюдения имеют значение ненапряженная поза, достаточная освещенность рабочего места, благоприятная температура и чистота воздуха, цветовое решение интерьера, тишина, активный отдых, физические упражнения и многие др.

Немалое влияние на продуктивность умственного труда оказывают физические факторы внешней среды. Установлено, что оптимальная температура воздуха должна быть 18–22°, а относительная влажность–50–70%. Длительное пребывание студентов в помещении с температурой 25–27° приводит к значительному напряжению физиологических функций организма. Это отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы, а также на вегетативных функциях: деятельности сердечно–сосудистой, дыхательной и других систем.

Для успешной умственной работы необходимо находиться в помещении с нормальным содержанием кислорода.

Санитарно–гигиенические исследования установили, что уже после первой лекции содержание диоксида углерода (углекислого газа) в аудитории достигает 0,15–0,45 %, т. е. увеличивается в 5–15 раз по сравнению с нормой. Кроме того, в аудиториях, читальных залах, особенно если они переполнены, в 2 раза увеличивается окисляемость воздуха, возрастает концентрация аммиака, окиси углерода, или угарного газа, сероводорода и ряда других веществ, вредных для здоровья.



Все это говорит о необходимости проветривать аудитории.

На качестве умственной деятельности значительно сказывается и наличие шума. Обычно в аудиториях его значение составляет 40–50 дБ. По данным гигиены труда шум до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние организма, превышение этого показателя снижает трудоспособность, вредно отражается на здоровье человека.

Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно, чтобы она свободно облегала тело, воротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Необходимо контролировать и осанку. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем (на 75–80°) и приподнятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию.

На столе желательно иметь пюпитр–подставку для книги. Вместо подставки можно использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять туловище и ослабит напряжение мышц глазного яблока.

Академик Н. С. Введенский разработал общие рекомендации, важные для успешного умственного труда.

1. Втягиваться и работу постепенно; как после ночного сна, так и после отпуска.

2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы.

3. Соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы.

4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха.

4. Гигиена: содержание, задачи, методы

Гигиена - наука о здоровье, профилактическая дисциплина, разрабаты­вающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружаю­щей среды (природных и социальных) нормативы и мероприятия, осущест­вление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает оптималь­ные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека.

Сам термин гигиена происходит от греческого слова, что значит "целебный, приносящий здоровье".



Гигиена как наука включает в себя несколько дисциплин, например, коммунальную гигиену (гигиена воздуха, гигиена воды и водоснабжения, ги­гиена почвы и очистка населенных мест, гигиена жилищ и населенных мест, гигиена лечебно-профилактических учреждений), личную гигиену, гигиену питания, гигиену труда, гигиену детей и подростков и др.

Необходимо различать термины "гигиена" и "санитария".

Гигиена - это наука, а санитария - совокупность практических меро­приятий, направленных на проведение в жизнь требований гигиены. То есть, гигиена является теоретической основой санитарии.

Предмет гигиены хорошо раскрывается в ее определении.

Задачи гигиены.

Основная задача гигиены состоит в профилактике, т.е. сохранении здо­ровья людей. В связи с этим можно назвать следующие основные направле­ния:

1)Изучение влияния факторов окружающей среды - природных и соци­альных (физических, химических, биологических, психологических) на здоровье и трудоспособность населения и разработка соответст­вующих оздоровительных мероприятий. Этими вопросами занимаются различные разделы коммунальной гигиены.

2)Разработка средств и способов, направленных на повышение сопро­тивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение здоровья и физического развития. Эти задачи решают гигиена питания, гигиена труда, личная гигиена и др.

3)Борьба с инфекционными заболеваниями. Здесь прослеживается не­посредственная связь между гигиеной и эпидемиологией.

Методы гигиены:

Свои задачи гигиена решает, используя определенные методы:

1.Гигиенические обследования и наблюдения или "санитарные описа­ния". При этом обычно заполняются санитарные карты.

2.Инструментально-лабораторные методы. Включают практически все методики оценки окружающей среды (биологические, физиологические, биохимические и т.д.).

3.Экспериментальные методы - эксперименты на лабораторных моде­лях.

4. Статистические (медико-статистические) методы.

Связь гигиены с другими дисциплинами.

В вопросе борьбы с инфекционными заболеваниями и эпидемиями ги­гиены тесно связана с эпидемиологией.

В вопросах изучения влияния окружающей среды на организм гигиена тесно соприкасается с такими науками, как физиология, патофизиология, токсикология и др.

В своих исследованиях гигиена применяет методы таких наук как физи­ка, химия, биохимия и др.

5. научно исследовательские учреждения в РФ, их роль в развитии гигиены

1. "Научно- исследовательский институт экологии человека и гигиены окружающей среды имени А. Н. Сысина" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ "НИИ ЭЧ и ГОС им. А.Н. Сысина" Минздрава России).

Институт является одним из старейших российских медицинских профилактических учреждений:

· 1919 г. – сформирован отдел коммунальной санитарии и гигиены Государственного института народного здравоохранения им. Пастера.

· 1931 г. – отдел преобразован в Центральный научно- исследовательский санитарно-гигиенический институт, позднее переименованный сначала во Всесоюзный научно- исследовательский институт коммунальной санитарии и гигиены Наркомздрава, а затем – в Институт общей и коммунальной гигиены.

· 1945 г. – Институт переименован в Научно- исследовательский институт общей и коммунальной гигиены Академии медицинских наук (АМН) СССР.

· 1992 г. – Институт переименован в Научно-исследовательский институт экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина Российской академии медицинских наук.

C момента образования Институт являлся ведущим научно-методическим центром страны по изучению влияния на человека разнообразных химических, физических и биологических факторов окружающей среды.

2. Научно-исследовательский институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, основан в 1959 в системе АМН СССР, с 1964 - в ведении Министерства здравоохранения СССР.

Исследования по проблемам здоровья и физического развития подрастающего поколения, влияния факторов окружающей среды, обучения и трудовой деятельности на состояние детей и подростков и др.; разрабатываются нормативы умственной и физической нагрузки детей и подростков,

гигиенические нормы строительства и санитарного благоустройства дошкольных учреждений, школ и т.п.

3. Научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, основан в 1923 как Московский институт по изучению профзаболеваний имени Обуха, с 1944 - в системе АМН СССР под современным названием. Разрабатывает проблемы гигиены труда в ведущих отраслях промышленности, а также методы профилактики, диагностики и лечения профзаболеваний, материалы для санитарного законодательства (например, ГОСТы) и др. Имеется клиническое отделение. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1973). Деятельность института связана с именами учёных: А. А. Летавета, Е. И. Воронцовой и других.

4. Научно-исследовательский институт питания АМН РФ

Основной задачей деятельности Клиники института в настоящее время является развитие проблемы клинической нутрициологии, разработка рационов лечебного питания при различных нозологиях у взрослых и детей, внедрение современных нутрициологических методик в деятельность практического здравоохранения. Ежегодно в стационарных отделениях Клиники проводится лечение более 3500 пациентов - детей и взрослых с различными заболеваниями, в условиях поликлиники ежегодно осуществляется обследование и консультирование 15 - 20 тысяч пациентов.

В Клинике на основе индивидуального подхода разрабатываются и совершенствуются диетические рационы, проводится научное обоснование создания новых диетических продуктов, решаются научно-методические вопросы по организации лечебного питания в ЛПУ страны. Проводится подготовка и повышение квалификации кадров по лечебному питанию, осуществляется широкая пропаганда здорового и лечебного питания среди населения (в печати, на радио и телевидении).

В своей деятельности Клиника НИИ питания РАМН опирается, как на многолетние традиции, так и на последние достижения мировой и отечественной медицины.

6. гигиена, ее значение в работе врача

Предметами гигиены являются окружающая среда и здоровье.

Окружающая среда - это совокупность элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно- этнического характера.

Определение здоровья дается экспертами Всемирной организации здравоохранения. Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

За минувший XX в. основные средства, вкладываемые в здравоохранение, шли в основном на решение уже возникших проблем, а не на то, чтобы предотвратить их появление. Упор делали на излечение болезни, на терапевтическую помощь, а не на укрепление здоровья и предупреждение болезней. Большее внимание должно уделяться профилактическому направлению развития медицины. Задача гигиены состоит в том, чтобы сделать развитие человека наиболее совершенным, жизнь - полноценной, а смерть - наиболее отдаленной.

Знание гигиены необходимо в практической деятельности врачей различного профиля: лечебного, педиатрического и стоматологического. Общеизвестно, что на развитие различных патологий оказывают влияние факторы окружающей среды. Если не учитывать эти факторы, эффективность проводимого лечения снижается. Например, в области патологии заболеваний ротовой полости известно влияние профессионального фактора. Работа с теми или иными химическими веществами может усилить развитие патологического процесса в полости рта, кариеса, других заболеваний. На развитие кариеса оказывает значительное влияние такой фактор, как характер питания (алиментарный). Общеизвестно, что кариес чаще развивается у тех, кто потребляет большее количество рафинированных углеводов. В настоящее время в медицине известно значительное количество заболеваний, имеющих в генезе экологический фактор. На течение целого ряда заболеваний оказывают влияние жилищные условия, потребление воды того или иного минерального состава. Врачу необходимы знания воздействия того или иного фактора на организм: алиментарного фактора, характера воды, ее состава, качества. При проведении того или иного лечения с использованием фармакологических препаратов следует учитывать характер питания, так как оно может ослабить или усилить действие препарата (так же, как и питьевая вода может усилить действие или, наоборот, ослабить эффективность проводимого медикаментозного лечения).

7. основные задачи больничной гигиены. Современные проблемы больничного строительства. Система застройки и зонирования больниц и больничных участков

Больничная гигиена является отраслью гигиены, разрабатываю­щей теоретические основы и практические мероприятия по созданию благоприятных условий для медицинского персонала и благоприятной обстановки для больных в целях их быстрейшего выздоровления.

Распространяясь на все области медицины, больничная гигиена затрагивает не только ряд специфических проблем гигиены (комму­нальной, труда, питания), но и технических дисциплин (архитекту­ры, строительства, дизайна и т.п.).

Так как больничная гигиена изучает влияние условий труда на здоровье медицинского персонала (врачей, среднего и младшего персонала), а также влияние больничной обстановки на процесс ле­чения больных, то здесь следует различать два направления: гиги­ену труда медицинского персонала, как специфический раздел гиги­ены труда , и гигиену медицинских учреждений .

Предметом больничной гигиены является влияние больничной обстановки на процесс лечения и выздоровления больных.

Очень важно, чтобы больному человеку были созданы в лечеб­ном учреждении такие условия, в которых он бы чувствовал уют и благожелательную атмосферу.

Основными задачами больничной гигиены следует считать:

· изучение условий труда в лечебно-профилактических учреж­дениях и их влияние на состояние здоровья и работоспособность медицинского персонала

· изучение и оценка влияния коммунально-бытовых условий на состояние лечебной работы

· гигиеническое воспитание медицинского персонала и пациен­тов;

· профилактика внутрибольничных (внутригоспитальных) инфек­ций;

· санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением гигие­нических и профилактических мероприятий в процессе лечения боль­ных.

Следовательно, мероприятия больничной гигиены следует расс­матривать как одно из условий эффективного медицинского обслужи­вания населения.

Здравоохранение располагает большим количеством лечебных и лечебно-оздоровительных учреждений: амбулатории, поликлиники, различные диспансеры и консультации, общесоматические и специализированные больницы, родильные дома, специализированные и об­щесоматические санатории, дома отдыха, профилактории и т.п.

Объектом больничной гигиены является человек (медицинский персонал и больной) и больничная среда . Изучение влияния больничной среды на здоровье персонала и больного составляет предмет этой отрасли гигиенических знаний.

Содержательная сущность больничной гигиены состоит в разработке и реализации основных ее положений, осуществляемых при единстве усилий специалистов различного профиля, должностных лиц и всего персонала лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), для обеспечения благоприятных условий пребывания больных и труда медицинских работников, должного качества госпитальной среды, определяющих безопасность и эффективность лечебно-диагностического и оздоровительного процессов в системе "человек-больничная среда".

Больничная среда - это сложная, специфическая и очень динамичная система факторов, среди которых можно выделить:

· объективные - топографические (больницы располагаются на определенной местности); архитектурно-планировочные (система застройки); санитарно-технические; бытовые и др.;

· субъективные: организация питания, водоснабжения; квалификация персонала; укомплектованность кадрами и др.

Требования к земельному участку для строительства больницы.

1) Обычные больницы располагаются в черте города, а некоторые спе­циализированные (онкологические, туберкулезные, психиатрические и др.) - вне города.

2) Требования непосредственно к участку:

  1. Возвышенное положение, сухое, проветриваемое и инсолируемое место, подходящий для капитального строительства фунт и тд.
  2. Предпочтительна прямоугольная форма участка с расположе­нием длинной оси в направлении с востока на запад (обеспечивает наиболее благоприятную южную ориентацию большего числа палат)
  3. Удаленность от источников загрязнения, расположение отно­сительно них с учетом розы ветров.
  4. Удаленность от источников шума и др.

Учитывая тот факт, что большинство больниц оказывает услуги не только госпитализированным больным, но и населению района расположения, необходимо предусматривать расположение больницы непосредственно в селитебной (жилой) зоне или в центре обслуживаемого района (соматический профиль). Специализированные отделения или комплексы для пребывания больных в течение длительного времени (психиатрические, туберкулезные, восстановительного лечения и др.) в пригородной зоне или окраинных районах, по возможности в зеленых массивах или в непосредственной близости, с соблюдением разрывов в 1000м от селитебной территории, для использования природных условий в качестве дополнительного фактора. Женские консультации, стоматологические поликлиники и прочие амбулаторные учреждения можно размещать в жилых и общественных зданиях в пределах пешеходной допустимости (1,5-2км), вблизи улиц и дорог с общественным транспортом. Лечебные учреждения, согласно СНиПП-69-78 «Лечебно-профилактические учреждения» следует размещать в соответствии с генпланом и проектами детальной планировки населенного пункта, с учётом его функционального зонирования.

Территория больницы должна быть удалена от источников шума, загрязнения воздуха, почвы и воды (общегородских свалок, полей ассенизации, скотомогильников и промышленных предприятий) с санитарно- защитной зоны от 50 до 1000м в зависимости от степени вредности объекта, с наветренной стороны – от источников загрязнения воздуха. Участок размещают на хорошо инсолируемой, проветриваемой и богатой растительной почве, с естественным или организуемым уклоном (0,5-10°) для обеспечения инсоляции и стока атмосферных вод. Грунты должны допускать использование естественных оснований без дополнительных мероприятий, иметь незагрязнённую, фильтрующую почву. Низкое стояние грунтовых вод (не ближе 1,5м от поверхности земли и 1м от подошвы фундамента) должно позволять строительство без проведения работ по искусственному понижению уровня и устройства сложной гидроизоляции. Участок не должен затопляться, заболачиваться, на нём не должны быть карстовых и оползневых явлений.

Расчет потребности населения в учреждениях здравоохранения и размеров земельных участков производиться в соответствии со СРиП»Планировка и застройка городов, посёлков и сельских населенных пунктов». Для лечебно-профилактического учреждения отводится зеленые участки, наиболее благоприятные по своим естественным условиям, расположенные на возвышенной сухой местности, хорошо проветриваемые. При выборе участка следует учитывать возможность присоединения здания больницы к имеющимся сетям водопровода, канализации, електрификации, теплофикации и газификации.

Требования к генеральному плану.

1.При планировке необходимо зонирование больничного участка:

1. Зона лечебных корпусов

а) Неинфекционных

б) Инфекционных

2. Зона поликлиники

3. Садово-парковая зона

4. Зона хозяйственных корпусов (кухня, прачечная, котельная и тд.)

5. Зона патологоанатомического корпуса

6. Зона радиологического корпуса

Между зонами должны быть предусмотрены полосы зеленых насаждений шириной не менее 15 м.

2) Правильное размещение различных зон в пределах участка.

Админи­стративно-хозяйственные здания можно размещать на границе участка, при­чем административные (а также поликлинику) - ближе к наружной границе и главному въезду, а хозяйственные - на противоположной стороне участка. В глубине участка следует также располагать патологоанатомический корпус с моргом.

3) Соблюдение достаточных разрывов между различными строениями.

  1. Между лечебными корпусами, службой приготовления пищи и патологоанатомическим корпусом - не менее 30 м
  2. Между радиологическим корпусом и другими зданиями - не менее 25 м.
  3. Между соседними зданиями (между стенами с окнами палат) - не менее 2 х / 2 высоты противостоящего здания (но не менее 25 м).

Современные системы застройки больниц и их оценка с гигиенической точки зрения. В настоящее время существует несколько систем застройки больниц:

· Централизованная

· Децентрализованная (павильонная)

· Смешанная системы.

Централизованная система застройки характеризуется двумя типами размещения: моноблочным, где все функциональные подразделения лечебных учреждений (ЛУ) располагаются в одном корпусе - моноблоке, и централизованно-блочным, при котором часть подразделений находится в главном корпусе, остальные – в зданиях меньшей этажности (блоках), соединенных с основным корпусом переходами.

В больницах централизованного типа рациональнее используются коечный фонд, врачебные кадры, медицинская техника, эффективнее и шире применяются современные методы диагностики и лечения. Здесь имеется возможность максимального централизованного использования специализированных лечебно-диагностических и вспомогательных отделений (рентгенодиагностики, клинических лабораторий, отделений функциональной диагностики, а также операционных, родильных и анестезиологических) и отделений интенсивной терапии. Такие больницы легче подключить к внешним коммуникациям, обеспечить бесперебойным теплом, эффективной центральной стерилизацией материалов и инструментария, дезинфекцией постелей и др. При этом значительно сокращаются протяженность транспортных путей и экономические затраты.

Однако и эта система имеет целый ряд серьезных недостатков: концентрация большого числа ослабленных больных и персонала на ограниченной территории многоэтажного здания; трудности в организации и поддержании лечебно-охранительного и санитарно-противоэпидемического режимов; шумовое загрязнение больничной среды. Все это ухудшает показатели микроклимата помещений; создает опасность распространения микрофлоры по всему зданию из-за активного перемещения воздушных потоков по этажам.

Можно выделить три вида умственной деятельности. К первому относится легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с интересным со­беседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функ­ционируют с невысокой степенью напряжения.

Второй вид умственной деятельности можно назвать «оперативным мышлением», так как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У студентов ~ это повто­рение пройденного материала, решение математических задач по известному алгоритму, перевод иностранного текста на русский язык, В данном случае психофизиоло­гические механизмы мозга работают с большим напря­жением. Эффективно подобная деятельность может про­должаться 1,5-2 ч.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе ста­рых. При такого рода деятельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механиз­мов, осуществляющих процессы мышления и запомина­ния.

Знание приведенной классификации должно помочь студентам правильно организовать свой учебный труд. Специалисты по гигиене умственного труда считают, что при оперативном мышлении целесообразно делать пере­рывы через 1,5-2 ч, а при третьем виде умственной дея­тельности - через 40-50 мин. Следует подчеркнуть, что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно. По­этому 5-10-минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность последующего выполнения умст­венной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга.

Во время такого перерыва организму полезно давать физическую нагрузку в виде прогулки или небольшого комплекса гимнастических упражнений. Научными ис­следованиями доказана эффективность такого активного отдыха. Мышцы как бы «подзаряжают» мозг.

Немалое влияние на продуктивность умственного тру­да оказывают физические факторы внешней среды. Уста­новлено, что оптимальная температура воздуха должна быть 18-22°, а относительная влажность-50-70%. Длительное пребывание студентов в помещении с темпе­ратурой 25-27° приводит к значительному напряжению физиологических функций организма. Это отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы, а также на вегетативных функциях: деятельности сердечно-сосу­дистой, дыхательной и других систем.

Клетки головного мозга, как уже отмечалось, отлича­ются особенно интенсивным энергетическим обменом.

Поэтому для успешной умственной работы необходимо находиться в помещении с нормальным содержанием кис­лорода.

Санитарно-гигиенические исследования помогли уста­новить, что уже после первой лекции содержание диокси­да углерода (углекислого газа) в аудитории достигает 0,15-0,45 %, т. е. увеличивается в 5-15 раз по сравне­нию с нормой. Кроме того, в аудиториях, читальных за­лах, особенно если они переполнены, в 2 раза увеличива­ется окисляемость воздуха, возрастает концентрация ам­миака, окиси углерода, или угарного газа, сероводорода и ряда других веществ, вредных для здоровья.



Все это говорит о необходимости проветривать ауди­тории. К сожалению, многие студенты пренебрегают этим правилом.

На качестве умственной деятельности значительно сказывается и наличие шума. Обычно в аудиториях его значение составляет 40-50 дБ. По данным гигиены труда шум до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние орга­низма, превышение этого показателя снижает трудоспо­собность, вредно отражается на здоровье человека.

Немало споров возникает вокруг вопроса об исполь­зовании музыки в процессе умственного труда. Венгер­ский ученый Алмази категорически утверждает, что во время умственной работы прослушивание даже негром­кой музыки нецелесообразно. Он считает, что воздейст­вие музыки способствует более быстрому истощению нервных центров и увеличивает расход «психической энергии».

По мнению советских ученых, негромкая мелодичная музыка несколько повышает продуктивность умственной работы. Интересный эксперимент был проведен в Казан­ском университете Ю. А. Цагарелли, Оценивался исход­ный уровень эмоционального состояния. Затем студенты подвергались стрессовому воздействию-проверке пре­подавателем их знаний по иностранному языку с простав­лением оценки. Уровень эмоционального возбуждения резко возрастал. После этого студентам предлагали в те­чение 2,5-3 мин прослушать классическую и джазовую музыку.

После прослушивания классической музыки снижение уровня эмоционального возбуждения наблюдалось у 91 % студентов. Причем наиболее заметно она действо­вала на тех, кто раньше с ней был незнаком. Под воздействием джазовой музыки эмоциональное возбуждение по­низилось только у 52 % студентов. Замечено было также, чем выше музыкальность человека, тем быстрее восста­навливался уровень эмоционального состояния.

С нашей точки зрения, музыку лучше всего использо­вать в периоды отдыха. Кроме того, при решении вопро­са о включении музыки в процесс умственной деятельно­сти целесообразно учитывать специфику предстоящей ра­боты. Выполнение сложной работы требует тишины, ко­торая помогает сосредоточиться. Если же умственная деятельность более простая, как, например, решение за­дач по известному алгоритму, перевод с иностранного языка со словарем, переписывание конспекта и т, п., то музыку может ускорить се. Надо заметить также, что влияние музыки на качество умственной работы зависит от индивидуальных привычек.

Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно, чтобы она свободно облегала тело, во­ротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосу­ды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Необходимо контролировать и осанку. Часто прихо­дится наблюдать, как студенты сидят за столом с согну­той спиной, низко наклонив голову. В таком положении хуже функционируют легкие, сердце, искривляется поз­воночник, сдавливаются сонные артерии. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем (на 75-80°) и при­поднятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию. Понаблюдайте несколько дней за пра­вильностью своей позы, и она станет для вас привычной.

На столе желательно иметь пюпитр-подставку для книги. Вместо подставки можно использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять туловище и осла­бит напряжение мышц глазного яблока.

Академик Н. С. Введенский разработал общие реко­мендации, важные для успешного умственного труда.

1. Втягиваться и работу постепенно; как после ночно­го сна, так н после отпуска.

2. Подбирать удобный для себя индивидуальный ритм работы. Оптимальным ученый считает равномерный, средний темп. Утомляет неритмичность и чрезмерная скорость умственного труда. При этом быстрее наступа­ет утомление.

3. Соблюдать привычную последовательность и сис­тематичность умственной работы. Ученый считает, что работоспособность значительно выше, если придержи­ваться заранее запланированного распорядка дня и сме­ны видов умственного труда.

4. Установить правильное, рациональное чередование труда и отдыха. Это поможет более быстрому восстанов­лению умственной работоспособности, поддержанию ее на оптимальном уровне.

Добавим к перечисленному еще несколько советов, выполнение которых будет способствовать успеху в учебе.

Не начинать работу без твердого плана и установле­ния ее примерного объема.

Не пытаться охватить и запомнить материал с перво­го раза. Иметь в запасе время для повторения.

Составлять собственный конспект изучаемого матери­ала, не пользоваться чужими конспектами,

Широко применять закладки, цветные чернила, с по­мощью которых можно выделить важный для усвоения материал.

Организовывать кратковременный отдых, Активно включать в режим дня занятия физическими упражнениями.

Умственный труд предъявляет высокие требования к организму и поэтому гигиена умственного труда включает ряд специальных рекомендаций. Успешная умственная деятельность возможна лишь в условиях подчинения умственной работы строгому распорядку, при котором отводится, определенное время для труда и для отдыха. Ничто так не утомляет нервную систему, как отсутствие строгого режима. Тот, кто приступает к работе не в одно и то же время или откладывает наиболее трудное до лучших времен, быстрее устает и менее производительно работает.

Труд вынужденный, выполняемый без интереса, скучен. Однако неинтересных работ не бывает. Они оказываются неинтересными до тех пор, пока не найдена и не осознана цель задания, которое человек выполняет. Увлеченность работой - один из основных факторов высокой производительности труда.

Результат любого труда, зависит от настроения, от психологического климата семьи и учреждения. В обстановке зависти и недоброжелательства производительность умственного труда, конечно, будет невысокой, а степень утомления не будет соответствовать времени работы.

Таким образом, создание «благоприятной психологической обстановки, условий, в которых каждый член коллектива полон доброжелательности и охвачен трудовым настроем, - одно из важнейших требований психогигиены, и в том числе гигиены умственного труда.

Одновременно следует заботиться и о благоприятных условиях среды, в которой проходит трудовой процесс. Накуренная комната, стук, шум, грохот оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека, приводят к преждевременному утомлению, порождают ошибки и промахи в. работе. Столь же пагубное влияние на умственный труд оказывают алкогольные напитки и всевозможные возбуждающие средства (неумеренное употребление крепкого чая и кофе). Положительный эффект они дают очень кратковременно, зато последствия очень плохие - быстрая утомляемость, бессонница, раздражительность, неустойчивость внимания»

Необходимым условием успешной творческой работы является постоянное умственное и духовное развитие, пополнение знаний. Человек, выбирающий своей специальностью интеллектуальную деятельность, должен быть готовым к учебе, продолжающейся всю жизнь; в этом залог творческой продукции, соответствующей требованиям времени. При этом нужно помнить, что одностороннее развитие психики, узкий, стереотипный навык мышления эффективен лишь в решении конкретных задач, чаще технических, с определенными исходными данными. Нахождение же оригинальных путей решения, способность к созданию концепций, гипотез отмечается лишь у людей с широким кругозором, с развитым творческим воображением.

Все виды деятельности, осуществляемой человеком, подчиняются единым физиологическим закономерностям, полому для понимания особенностей умственного труда следует проводить аналогию с известными особенностями труда физического. Повышение производительности умственного труда достигается тренированностью, постепенным возрастанием нагрузки, поддержанием ее высокого уровня. Длительные периоды бездеятельности отрицательно отражаются на производительности. Как спортсмен, прекративший тренировки, так и школьник после каникул с началом занятий испытывают большие затруднения. Поэтому отдых в процессе умственного труда разумен лишь в виде смены формы умственного труда или снижения нагрузки. Для повышения работоспособности, помимо строгого распорядка, целесообразно чередование умственного труда с физическим. Физические упражнения на свежем воздухе, прогулка не только снимают напряжение, возникающее при длительном сохранении однообразной позы, но и повышают общий тонус организма. Иногда действенным оказывается даже хождение по комнате при обдумывании какой-либо задачи. Часто прочные навыки, умственной работы компенсируют недостаток способностей.

Умственный труд подразделяется на множество видов, каждый из которых предъявляет к занятому этим трудом человеку различные требования. Есть умственный труд, предъявляющий исключительные требования к функции внимания (работа диспетчера), памяти и пр. Для его успешного выполнения желательна содружественная тренированность других интеллектуальных функций. Гармонизация умственной деятельности так же эффективна, как гармонизация психической и физической деятельности. В дифференцированных рекомендациях нуждается каждый человек, занятый умственной работой. При этом нужно иметь в виду его индивидуальные особенности. Людям рано и бодро просыпающимся, следует рано ложиться спать, а ответственную умственную работу выполнять рано утром - и в первую половину дня. Другой тип людей наиболее продуктивно работает во вторую половину дня, поздним вечером. В соответствии с этими особенностями и следует по возможности планировать свою работу. Наиболее активным людям разумно трудные задачи решать в начале работы, поскольку наступающее утомление постепенно снижает работоспособность. Медлительным людям, которые постепенно входят в работу, целесообразно начинать умственную работу с простейших заданий. При встрече с трудно решаемой задачей такие люди могут сидеть часами до победного конца и после долгожданного решения чувствуют себя опустошенными, не способными к продолжению труда. При таких ситуациях лучше трудно решаемую задачу отложить и выполнять остальную работу. Нередко при возвращении к нерешенной задаче спустя какой-то период времени ее можно решить неожиданно быстро. Это наблюдение дает основание предполагать, что какая-то часть умственной работы выполняется подсознательно. Так, многие математики находили решения во сне, в форме сновидения или в момент пробуждения. Конечно, лицам, легко возбудимым, с хорошей переключаемостью откладывать решение задач не рекомендуется, для них это лишь самообман. Однако на подсознательную работу не следует особенно рассчитывать. Приобретение новых знаний требует ясного сознания.

Дать исчерпывающие дифференцированные указания в отношении гигиены умственного труда без учета множества факторов сложно и вряд ли возможно. В таких случаях необходимо обратиться за помощью к врачу - психогигиенисту, психотерапевту или к психологу.

Производственная деятельность является неотъ­емлемой частью жизни взрослого трудоспособного человека. При этом производственный процесс и фак­торы производственной среды оказывают на орга­низм человека многостороннее действие. Научным направлением профилактической медицины в облас­ти гигиенических аспектов трудовой деятельности человека занимается гигиена труда или (в последние годы) - медицина труда.

Производственные факторы, воздействующие на работающих, могут включать:

Химические, физические и биологические вред­ные факторы производственной среды;

- особенности производственных процессов и оборудования;

Характер и организацию труда;

Организацию рабочих мест;

Состояние и гигиеническую эффективность са-нитарно-технических устройств и средств индивиду­альной защиты (СИЗ);

Бытовое обеспечение работающих на произ­водстве;

Психологический климат в трудовом коллек­тиве.

В современных формах трудовой деятельности чис­то физический труд не играет существенной роли. Однако пока общепризнанной остается физиологичес­кая классификация трудовой деятельности, в соответ­ствии с которой различаются: формы труда, требую­щие значительной мышечной активности; механизиро­ванные формы труда; формы труда, связанные с полу­автоматическим и автоматическим производством;

групповые формы труда; связанные с дистанционным управлением; формы интеллектуального труда.

Формы тру да, требующие значительной мы­шечной активности. В настоящее время этот вид трудовых операций имеет место при отсутствии меха­низированных средств для работы. Эти работы харак­теризуются, в первую очередь, повышенными энер­гетическими затратами от 17-25 МДж (4000-6000 ккал) в сутки и выше.

Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это социальная неэффективность физического тру да, свя­занная с низкой его производительностью, необхо­димостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном (до 50% рабочего вре­мени отдыха).

Групповые формы труда - конвейер. Особен­ности данных форм труда определяются дроблени­ем процесса на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автома­тической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма труда требует синхронизиро­ванной работы ее участников в соответствии с задан­ным темпом и ритмом. При этом чем меньше интер­вал времени, затрачиваемый работником на опера­цию, тем монотоннее работа и упрощеннее ее содержание. Монотония - одна из ведущих отрицатель­ных особенностей конвейерного труда, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению. В основе этого специфического явления лежит преобладание процесса торможения в корко­вой деятельности, развивающегося при действии однообразных повторных раздражителей. При этом снижается возбудимость анализаторов, рассеивает­ся внимание, снижается скорость реакций и быстро наступает утомление.

Механизированные формы труда. При этих фор­мах труда энергетические затраты рабочих находятся в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки.

Особенностью механизированных форм труда являются изменения характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. Профессии ме­ханизированного труда нередко требуют специаль­ных знаний и двигательных навыков. В условиях ме­ханизированного производства наблюдается умень­шение объема мышечной деятельности, в работу во­влекаются мелкие мышцы дистальных отделов конеч­ностей, которые должны обеспечить большую ско­рость и точность движений, необходимую для управ­ления механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приво­дит к монотонности труда.

Формы труда, связанные с частично автома­тизированным производством. При полуавтомати­ческом производстве человек выключается из процес­са непосредственной обработки предмета труда, ко­торый целиком выполняет механизм. Задача челове­ка ограничивается выполнением простых операций по обслуживанию станка: подать материал для обработ­ки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь.

Характерные черты этого вида работ: монотон­ность, повышенный темп и ритм работы, утрата твор­ческого начала.

Физиологической особенностью в значительной мере автоматизированных форм труда является го­товность работника к действию и связанная с ней бы­строта реакции по устранению возникающих непо­ладок. Такое функциональное состояние "оператив­ного ожидания" бывает различным по степени утоми­тельности в зависимости от отношения к работе; сроч­ности необходимого действия, ответственности пред­стоящей работы и т.д.

Формы труда, связанные с управлением про­изводственными процессами и механизмами. При этих формах труда человек включен в систему управ­ления как необходимое оперативное звено: чем мень­ше автоматизирован процесс управления, тем боль­ше его участие. С физиологической точки зрения, различаются две основные формы управления про­изводственным процессом. В одних случаях пульты управления требуют частых активных действий чело­века, а в других - редких. В первом случае непре­рывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных

актах, во втором - работник находится главным об­разом в состоянии готовности к действию, его реак­ции малочисленны.

Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, от­носящимися к сфере материального производства (конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, опе­раторы и др.), так и вне его (врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.).

Интеллектуальный труд характеризуется необхо­димостью переработки большого объема разнород­ной информации с мобилизацией памяти, внимания, частотой стрессовых ситуаций. Вместе с тем мышеч­ные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2400-2000 ккал в сутки). Для данного вида труда характерна ги-покинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению ре­активности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одним из условий фор­мирования сердечно-сосудистой патологии у лиц ум­ственного труда.

Формы умственного труда подразделяются на опе­раторский, управленческий, творческий.труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, уча­щихся и студентов. Указанные виды труда отличают­ся по организации трудового процесса, равномернос­ти нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Операторский труд. В условиях современного механизированного производства основными стано­вятся функции контроля за работой машин, широкое распространение приобретает операторская деятель­ность.

Работа оператора отличается большой ответствен­ностью и высоким нервно-эмоциональным напряже­нием. Так, например, труд телефонисток характери­зуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоц|< наль-ной напряженностью.

Управленческий труд- труд руководителей уч­реждений, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефици­та времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятие решений, периодичес­ким возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий труд (научные работники, писатели, композиторы, артисты, художники, архитекторы, кон­структоры) - наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема па­мяти, напряжения внимания, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд преподавателей и медицинских работни­ков отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом вре­мени и информации для принятия правильного реше­ния, что обусловливает высокую степень нервно-эмо­ционального напряжения.

Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличием стрессо­вых ситуаций (экзамены, зачеты).

Первичные функциональные изменения в организ­ме человека при умственном труде наступают преж­де всего в динамике изменений высшей нервной дея­тельности. Локальные процессы активации развива­ются во многих зонах мозга, захватывая левое и пра­вое полушарие. Важнейшую роль в осуществлении психических функций играют лобные отделы мозга.

Основной задачей медицины труда в области ор­ганизации трудового процесса является предупреж­дение развития утомления и переутомления.

Утомление - физиологическое состояние, со­провождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванной интенсивной или дли­тельной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха.

В отличие от утомления, переутомление является состоянием пограничным с патологией. Причем обыч­ный кратковременный отдых не восстанавливает ис­ходного уровня работоспособности, а изменение мор­фологических, биохимических и иных показателей организма носит выраженный и длительный характер.

Исходя из сущности утомления и учитывая извест­ные механизмы, вызывающие это состояние, предуп­реждение его может быть достигнуто благодаря ши­рокому кругу социально-экономических, психофизи­ологических, технических и других мероприятий. Раз­работкой подобных мероприятий, предназначенных для реализации на производстве, помимо гигиены, физиологии и психологии труда занимаются эргоно­мика, техническая эстетика, инженерная психология и научная организация труда (НОТ).

Эргономика занимается решением прикладных вопросов физиологии-труда: рационализацией трудо­вых процессов и рабочих мест, направленной на при­способление их к возможностям человека с учетом его анатомо-физиологических и психологических особенностей, что имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и повышения работоспо­собности.

Техническая эстетика имеет два основных вида применения: цветовое оформление производст­венных помещений и оборудования и художествен­ное конструирование оборудования, т.е. создание оборудования красивой и рациональной формы, обеспечивающей удобства эксплуатации.

Техническая (или производственная) эстетика за­нимается вопросами выбора и применения оптималь­ных цветов для производственных помещений и обо­рудования, т.е. созданием цветового климата. В основ­ном это группа цветов, имеющих малую насыщенность и сравнительно большой коэффициент отражения.

: Цветовое оформление производственных объек­тов должно быть различным в зависимости от харак­тера выполняемой работы. Так, например, "холод­ные" цветовые тона (зеленые, зелено-голубые), по­нижающие напряжение зрения и действующие успо­каивающе, рекомендуют применять при выполнении умственной и физической работы, требующей боль­шой сосредоточенности.

Мероприятия технической эстетики повышают ра­ботоспособность человека не только путем создания у него хорошего настроения (положительных эмоций), но и благодаря воздействию на функции сердечно­сосудистой и центральной нервной системы. Грамот­но и рационально выполненное цветовое оформле­ние дает большой производственный и экономичес­кий эффект. Функциональная окраска производствен­ных помещений и оборудования повышает произво­дительность труда.

Инженерная психология изучает связи кон­струкций пультов управления с особенностями вос­приятия и переработки информации операторами.

Целью инженерной психологии является проектирование и конструирование пультов управления с уче­том пропускной способности анализаторных систем человека (зрительной, слуховой и др.) с тем, чтобы поток поступающих сигналов не превышал психофи­зиологических возможностей человека.

Связи оператора с машиной осуществляются пу­тем восприятия информации, передачи ее в ЦНС,"пере­работки, принятия решения, передачи Исполнитель­ным органам и выполнения. Этот последний этап осу­ществляется путем воздействия на органы управле­ния машины.

Между оператором и машиной существуют и дру­гие формы взаимодействия, которые характеризуют­ся рабочей позой оператора, величиной усилий, ско­ростью, траекторией, количеством движений.

Научная организация труда. В настоящее время на всех крупных промышленных предприятиях суще­ствует служба научной организации труда (НОТ), за­нимающаяся разработкой и внедрением мероприятий, направленных на оптимизацию трудового процесса. Эта деятельность должна основываться на достижени­ях науки, в том числе гигиены и физиологии труда, а также на передовом опыте, что позволит наилучшим образом организовать технику и людей в едином про­изводственном процессе, обеспечивающем наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, непрерывное повышение производительнос­ти труда. Внедрение гигиенических мероприятий сис­темой НОТ способствует улучшению условий труда, сохранению здоровья человека.

Однако не только переутомление характеризует возможность неблагоприятного воздействия на орга­низм человека.

Трудовая деятельность человека протекает в ус­ловиях определенной производственной среды, ко­торая при несоблюдении гигиенических требований может оказывать неблагоприятное влияние на рабо­тоспособность и здоровье человека.

Производственная среда как часть внешней сре­ды, окружающей человека, складывается из природ-но-климатических факторов и факторов, связанных с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсические пары, газы и т.д.), которые принято на­зывать вредными факторами. Те же факторы могут быть и опасными.

Опасными называются факторы, способные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма; вредными - факторы, оказывающие отрицательное влияние на работоспо­собность или вызывающие профессиональные забо­левания и другие неблагоприятные последствия.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВРЕДНОСТИ: